Профилактика уличной и бытовой преступности в СССР в 70 - 80-е годы: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ
Лукиных Иван Дмитриевич, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права.
В целях повышения эффективности государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений, совершаемых в общественных местах и в быту, предлагается использовать положительный опыт СССР 1970 - 1980-х гг.
Во исполнение поручения Президента РФ от 26 сентября 2005 г. Приказа МВД России N Пр-1564, при поддержке полномочных представителей Президента Российской Федерации с 2006 г. в субъектах Федерации ведется планомерная работа сначала по воссозданию, формированию, а затем и укреплению государственной системы профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации, городах, районах и муниципальных поселениях.
В целях укрепления взаимодействия в предупреждении преступлений между органами внутренних дел и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также выработки предложений по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, ее методического и нормативно-правового обеспечения в субъектах Российской Федерации, городах, районах и муниципальных поселениях создаются межведомственные комиссии по профилактике правонарушений.
В 2008 г. состоялось первое заседание правительственной комиссии по профилактике правонарушений, которое проходило в режиме видеоконференцсвязи с участием руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Комиссия была создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 216 <1>, ее председателем был назначен глава МВД России Р.Г. Нургалиев. "Начиная работу по формированию государственной системы профилактики, мы не сомневались, что найдем поддержку многих руководителей органов власти и управления, общественных организаций и религиозных конфессий, - указывает Р.Г. Нургалиев. - Можно отметить, что проблема профилактики правонарушений сегодня решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее - милицией в одиночку" <2>.
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 216 "О правительственной комиссии по профилактике правонарушений" // СЗ РФ. 2008. 7 апреля. N 14. Ст. 1410.<2> Стенографический отчет о заседании Государственного совета "О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности". Ростов-на-Дону. 29 июня 2007 г. // URL: http://www.kremlin.ru/appears/2007/06/29/2033_type63378type63381_136621.shtml (офиц. сайт Президента России) (дата обращения: 07.06.09).
Думается, что дальнейшая работа по повышению эффективности работы государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений должна строиться с учетом того положительного опыта, который был накоплен в СССР. В частности, обратим внимание на подразделения правопорядка и организации профилактической работы, которые в 70 - 80-х годах создавались по месту жительства по предупреждению преступлений, совершаемых в общественных местах и в быту. Именно в эти годы уголовная политика была направлена на совершенствование государственной системы профилактики преступлений.
Основные задачи и функции центров правопорядка и организации профилактической работы по месту жительства (опорные пункты) осуществляли районные, городские комитеты коммунистической партии <3>. Они же утверждали перечень предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав центра и состав координационного совета. Руководители территориальных комитетов компартии периодически заслушивали отчеты о работе центра, ставили отдельные задачи, диктуемые оперативной обстановкой. Координационный совет центра охраны правопорядка в работе взаимодействовал со многими районными, городскими органами и организациями. Членами координационного совета являлись представители основных организаций, принимающих участие в работе центра охраны правопорядка. В частности, в состав координационного совета входили:
<3> Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1980 г. "Положение об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР" // ВВС РСФСР. 1980. N 27. Ст. 772; Указ Президиума Верховного Совета Латвийской ССР от 29 июня 1980 г. "Положение о Центре по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений" (цит. по: Индриков З. Центры охраны правопорядка и организация профилактической работы по месту жительства: Учеб. пособ. для работников милиции / Под общ. ред. А.В. Вазниса. Рига: МВД Латвийской ССР. Управление уголовного розыска, 1976).- председатель товарищеского суда домоуправления (колхоза, совхоза);
- председатель домового (уличного) комитета;
- представитель домоуправления (управляющий домами, или главный инженер, или секретарь партийной организации домоуправления);
- заместитель начальника штаба ДНД микрорайона, он же руководитель группы индивидуальной профилактики;
- заместитель начальника штаба ДНД по оперативным вопросам (по охране общественного порядка);
- член штаба ДНД, он же руководитель группы по обеспечению безопасности дорожного движения;
- заведующий общественной юридической консультацией;
- старший группы внештатных участковых инспекторов милиции (внештатных сотрудников милиции);
- участковые инспекторы милиции микрорайона;
- представитель школы, профтехучилища (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместитель директора по воспитательной работе);
- командир (начальник штаба) оперативного комсомольского отряда ДНД;
- воспитатель детской комнаты (подросткового клуба) домоуправления; председатель комиссии по работе с детьми и подростками при исполкоме сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся;
- руководитель группы наглядной агитации штаба ДНД;
- другие представители организаций, общественности, в зависимости от особенностей микрорайона, сложившихся традиций и оперативной обстановки.
Именно координационный совет на своих заседаниях путем анализа состояния правопорядка в микрорайоне (исходя из данных сотрудников милиции и штаба ДНД) давал оценку эффективности проводимых мероприятий и определял пути и меры по укреплению общественного порядка и улучшению воспитательной работы с правонарушителями, устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Считалось, что сотрудники милиции и общественные организации в отдельности не всегда могли правильно и своевременно наметить наиболее эффективные меры по решению данных проблем <4>. Так, одной из наиболее важных и актуальных проблем, которую решали центры и их координационные советы в те годы, была борьба с пьянством и алкоголизмом <5>. В этих целях координационные советы принимали меры к организации пресечений случаев пьянства в микрорайоне, противоалкогольной пропаганды и индивидуальной работе с лицами, страдающими алкоголизмом. Успешное же решение вопросов борьбы с пьянством, как известно, во многом предрешает эффективность борьбы с правонарушениями в сфере бытовых отношений, с уличными преступлениями, хулиганством, нарушениями общественного порядка несовершеннолетними <6>.
<4> Индриков З. Указ. соч. С. 20.<5> Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма" // ВВС РСФСР. 1972. N 25. Ст. 639.
<6> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. "Об усилении борьбы с пьянством" // ВВС РСФСР. 1985. N 21. Ст. 738.
Роль координационного совета центра охраны правопорядка состояла в следующем:
- члены совета не вправе были вмешиваться в деятельность, основанную на соответствующих нормативных актах государственных органов и общественных организаций, не вправе были и контролировать деятельность входящих в состав центра общественных организаций и должностных лиц;
- на основе анализа состояния охраны правопорядка в микрорайоне коллективным путем вырабатывались решения, рекомендации по укреплению социалистической законности, усилению охраны общественного порядка, улучшению индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями;
- решения и рекомендации координационный совет реализовывал через своих членов - должностных лиц, руководителей соответствующих государственных органов и общественных организаций, которым партийная организация и исполнительный комитет поручали обеспечивать укрепление правопорядка в микрорайоне.
Анализируя состояние индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями, координационный совет намечал меры по улучшению этой работы и в необходимых случаях входил с ходатайством в общественные организации, предприятия, учреждения по месту работы или учебы правонарушителей, а также в комиссию по делам несовершеннолетних об утверждении наставников, шефов или назначении общественных воспитателей. В отдельных случаях на заседания координационного совета приглашались правонарушители и представители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, где работали тогда или учились эти лица, родители или другие члены семьи для решения вопросов о совместных действиях по перевоспитанию правонарушителей. Заседания координационного совета проводились не менее одного раза в месяц и оформлялись протокольно.
Отчетность координационного совета заключалась в следующем:
Вид отчетности Орган, куда направлялся отчет
Представление информационных Районный, городской
материалов о состоянии комитет КП
правопорядка в микрорайоне.
Представление предложений,
направленных на активизацию
деятельности организаций, входящих
в состав центра, на укрепление
социалистической законности и
правопорядка
Представление отчетов о состоянии Исполнительный комитет
охраны право порядка и предложений районного, городского
по его укреплению. Постановка Совета депутатов
вопросов перед комиссиями по делам трудящихся
несовершеннолетних, по борьбе
с пьянством, наблюдательной
комиссией
Информирование о состоянии Территориальные органы
общественного порядка в внутренних дел
микрорайоне. Представление
сведений о лицах, склонных
к совершению правонарушений
Информирование об участии центра Районные, городские
в профилактике правонарушений, комитеты ВЛКСМ
о состоянии правонарушений
молодежи в микрорайоне. Внесение
предложений по улучшению воспитания
несовершеннолетних в микрорайоне
Информирование о деятельности ДНД Районный, городской
и постановка вопросов по усилению штаб ДНД
деятельности ДНД
Информирование о лицах, в отношении Предприятия, учреждения и
которых необходимо провести организации, закрепленные
индивидуальные профилактические за микрорайоном
мероприятия по месту работы,
а также о лицах, исправивших
свое поведение
Анализ полномочий центров правопорядка и организации профилактической работы по месту жительства в СССР позволил сделать ряд выводов и предложений, которые могут способствовать дальнейшему укреплению современной государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений в нашей стране.
- Ответственность в целом за состояние общественного порядка и уровень бытовой преступности и правонарушений должны нести органы государственной власти, местного самоуправления соответствующих административных образований. Органы внутренних дел, в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации по борьбе с преступностью (выявление, раскрытие и пресечение преступлений), в общесоциальных профилактических мероприятиях должны участвовать в качестве исполнителей и решать те задачи по выявлению, устранению или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений, которые перед ними поставили органы государственной власти и местного самоуправления. Милиция должна способствовать в силу своих правоохранительных (в частности, оперативно-розыскных) полномочий оказанию профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением, на факторы, способствующие криминальным проявлениям в обществе.
- Неблагоприятные изменения в уровне и динамике рассматриваемых видов преступности не могут быть исключительно виной территориальных органов внутренних дел. Оценка эффективности их усилий в данном направлении должна осуществляться на основе показателей непосредственной оперативно-служебной деятельности. Что касается оценки профилактических мероприятий в общественных местах и в быту, то эффективность нейтрализации факторов, способствующих повышению уровня криминальной активности в данных сферах, зависит в основном не от специально-криминологических мер, направленных на фактически уже свершившиеся факты, сложившиеся криминальные проявления, а от активных действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на оздоровление экономической ситуации региона, финансирование социальных программ, улучшение качества жизни и духовного развития населения.
- Деятельность субъектов профилактики уличных и бытовых преступлений должны координировать и направлять районные, городские комитеты той партии, которая представляет абсолютное парламентское большинство и поддерживается значительной частью населения. Таковой является Всероссийская политическая партия "Единая Россия", членами которой являются около 2 млн. совершеннолетних граждан страны. Согласно п. 2.1.1 Устава партии "обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации" является основной целью "Единой России" <7>. Политическую ответственность за состояние и результаты профилактики правонарушений, ответственность перед носителем власти в нашей стране - российским народом, по нашему мнению, должна нести именно такая политическая партия и персонально руководители ее районных, городских комитетов.