Политико-правовые основы порядка формирования государственных органов в России
Кешикова Наталья Владимировна, доцент кафедры теории и истории государства и права Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент.
В статье предпринята попытка раскрыть некоторые аспекты института порядка формирования государственных органов с точки зрения его политико-правовых основ.
Стратегия и тактика развития Российского государства в политической, экономической, правовой, идеологической сферах, обеспечивающие необратимость процесса строительства в России демократического общества, требуют соответствующего времени и адекватного современным условиям порядка формирования государственных органов. Данный порядок так или иначе способствует принятию эффективных и конкретных решений важных вопросов государственного строительства. Уровень изученности проблемы политико-правовых основ концепции порядка формирования государственных органов по большому счету влияет на трансформацию и модернизацию политико-правовой системы России в целом. Научный интерес к идеям устойчивости государственных систем не угасает - наоборот, ученых все в большей степени привлекают институциональные и ценностные начала приемов осмысления идеи порядка общества <1>, неотъемлемой и, пожалуй, ключевой составляющей которого является порядок формирования государственных органов.
<1> См.: Богданов А.Н. Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005; Хутинаев И.Д. Институционализация системы государственной власти в Российской Федерации. М.: Наука, 2005; Тхабисимова Л.А. Региональная система организации институтов государственной власти в России: политико-правовой анализ: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007; Працко Г.С. Порядок общества: теоретико-правовой и институциональный анализ: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Краснодар, 2007; Толстик О.В. Юридические механизмы трансформации политической системы государства в условиях российского федерализма: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.Современный этап в развитии порядка формирования государственных органов можно в принципе считать эволюционным процессом: он сопровождается правовым регулированием порядка формирования государственных органов такого уровня, который опирается на традиции и достоинства преемственности, на проверенные временем и апробированные практикой механизмы регулирования и, наконец, на постоянное использование его потенциальных возможностей. Накопленный опыт регулирования порядка формирования государственных органов не предается забвению, а служит основой совершенствования имеющихся правовых механизмов, что не только не исключает, но и "предполагает непременную модернизацию правового хозяйства в соответствии с вызовами нового времени" <2>. Это позволяет в конечном счете порядку формирования государственных органов оказывать влияние на трансформацию политико-правовой системы России в интересах прогресса российского общества, его движению в направлении более высокого, качественно иного уровня жизни.
<2> Хачинский К.Б. Трансформационные предпосылки глобализации в реформировании и модернизации государственно-правовой системы России (теоретико-правовой аспект). СПб., 2007. С. 3.XXI в., характеризующийся дальнейшим, поступательным развитием человеческой цивилизации, открывает перед Российским государством новые возможности и вместе с тем порождает проблемы, от решения которых зависит существование нашего общества. Характерная особенность проблем заключается в том, что они могут быть решены лишь в результате широкого сотрудничества государства, общества и человека. Уникальность Российского государства в этом контексте объясняется потребностью в постоянном совершенствовании механизма регулирования порядка формирования государственных органов в направлении установления такого порядка, который способен существенно повысить уровень управляемости политико-правовой системой в условиях стабильного и надежного правопорядка.
Современная международная обстановка и внутригосударственная ситуация в России вносят постоянно существенные коррективы практически во все стороны политико-правовой сферы жизни государства и общества. В результате порой мы не в состоянии сразу определить все их последствия. Отдельные признаки процесса эволюции порядка формирования государственных органов несут в себе позитивные, другие - негативные составляющие. В любом случае они оказывают преобразующее влияние на сущность и содержание государства и права и политико-правовую систему в целом.
Политико-правовая специфика сущности и структуры порядка формирования государственных органов направлена на выявление его элементов и свойств, взятых в их взаимозависимости. Сущность любого явления сама по себе системна, ее анализ предполагает вычленение основополагающего "структурно организованного начала, без которого при всех условиях явление существовать не может" <3>. Оно выражает качественную природу порядка формирования государственных органов, его отличие от порядка общества в целом и других субпорядков в его структурной организации. Структура порядка формирования государственных органов обусловлена политико-правовым характером самого явления и оформляется как взаимодействие и взаимовлияние общественно-политической и государственно-правовой составляющими, в которых абстрактно превалирует политико-правовой аспект глобального значения.
<3> Костенко В.И. Общетеоретические государственно-правовые проблемы становления и развития российской политической культуры: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 18.Системный подход поможет выделить некоторые сущностные признаки порядка формирования государственных органов. Ведущим элементом, компонентом, свойством данного порядка является политическая (государственная) деятельность, которая по содержанию деятельности, как элемент порядка формирования государственных органов, осуществляется в определенных направлениях, основные из них: государственно-политическая; общественно-политическая; социально-государственная; государственно-правовая деятельность. Причем объединяет все эти направления, выступая в качестве приоритетной составляющей и основополагающего элемента порядка формирования государственных органов, государственно-правовая деятельность. Вторым общим сущностным признаком, компонентом сущности порядка формирования государственных органов можно по праву считать политико-правовые ценности и опыт.
Политико-правовая концепция порядка формирования государственных органов отражает исторически изменяющуюся организацию государственной системы, ее объективное основание. В этом случае порядок формирования государственных органов проявляется в двух аспектах: политико-организационном и социально-юридическом. В соответствии с оными порядок формирования государственных органов предстает в двух ипостасях одновременно:
- согласованная, нормативно-правовая мини-система, где логически упорядоченные и не противостоящие друг другу правовые предписания в виде правового института закрепляют данный порядок;
- совокупность общественных отношений, упорядоченных на основании данных признанных гражданами в процессе легитимации государственных органов социально признанных норм, образующих порядок формирования государственных органов, являющихся общеобязательными предписаниями, а также правовых привычек, правового опыта, стереотипов правового поведения, наконец, юридической практики. В этом контексте порядок формирования государственных органов представляется как некая объективная реальность, являющаяся результатом взаимодействия юридических предписаний с реальными общественными отношениями, сложившимися в результате функционирования этих норм.
Политико-правовая концепция порядка формирования государственных органов имеет и субъективные основания. В современных политико-правовых реалиях наблюдается постепенное смещение разработок проблемы субъекта порядка формирования государственных органов из философско-онтологической и сугубо политологической плоскостей в юридико-догматическую и конституционно-правовую, где она обретает новое содержание в политико-правовых институтах. В этом ракурсе концепция порядка формирования государственных органов раскрывает направленность действий субъектов на институционализацию государства посредством разнообразных форм реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Здесь научное познание субъективного основания порядка формирования государственных органов требует рассмотрения субъектов порядка формирования государственных органов с точки зрения института правосубъектности. Поскольку правосубъектность, как известно, выступает одним из факторов, обусловливающих возникновение политико-правовых отношений, и в этом амплуа является важнейшей составляющей указанного порядка. Субъективные основания порядка формирования государственных органов выражают ценностные отношения личности к складывающейся государственно-правовой упорядоченности, готовность поддерживать установившееся равновесие в политико-правовом пространстве государства и общества. Результатом функционирования порядка формирования государственных органов является сложившийся политико-правовой порядок государства и общества, где индивиды приобретают гражданские качества и реализуют их в зависимости от отношения к власти и праву. Такого рода политико-правовой порядок государства и общества предстает как единый национальный порядок. Он вобрал в себя все то ценное и полезное, что было накоплено в духовно-нравственном и политико-нормативном опыте российского общества и государства, и в том числе опыт в сфере формирования государственных органов, являющийся единственным способом обеспечения стабильности и легитимности порядка в целом в многоукладном многонациональном федеративном государстве.
Анализ концепта порядка формирования государственных органов показывает, что он основывается на государственно-правовых началах. Государственно-правовая сфера - это среда становления порядка формирования государственных органов как самостоятельного явления, политико-правового института. Если государственно-правовой признак исключить из понятия порядка формирования государственных органов, то он теряет качественное отличие от других, сходных с ним институтов, например порядка формирования органов местного самоуправления. Порядок формирования государственных органов, как правовой институт, воздействует на другие конституционные институты и институты иной отраслевой принадлежности, что существенным образом способствует их сближению. Поэтому представляется возможным говорить о наличии системных взаимосвязей между политической и правовой системами российского общества, пик которых приходится на политико-правовой институт порядка формирования государственных органов, что в самом общем виде выражается в универсализации современного конституционализма, с одной стороны, и юридизации политической социальной действительности - с другой. Раскрытие содержания и уяснение сути этих связей и зависимостей является залогом ясного видения перспектив совершенствования порядка формирования государственных органов, трансформации политико-правовой системы, формирования устойчивого и единого национального правопорядка. Следовательно, в своей основополагающей сущности порядок формирования государственных органов - это детерминированный деятельностью субъектов политики, характеризующийся государственно-правовыми началами формирования и функционирования институт, который направлен на институционализацию, воспроизводство и легитимацию государственной системы, установление сохранение и развитие единого, надежного порядка в обществе на основе современных политико-правовых ценностей и опыте человеческой цивилизации. Поэтому с позиции науки познание должно быть ориентировано на разработку концепции порядка формирования государственных органов, базирующейся на взаимодействии политической и правовой систем России, учитывающей современное состояние его международно-правового и внутригосударственного регулирования.