Мудрый Юрист

Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с нарушением закона

Нарежный Валерий, руководитель корпоративной и налоговой практики юридической компании "Каменская & партнеры".

Автор, опираясь на действующее обновленное законодательство и судебную практику, разъясняет, по каким основаниям может произойти принудительная ликвидация юридического лица. Особое внимание уделяется возможности ликвидации ООО, не осуществивших в срок приведение учредительных документов в соответствие с требованиями закона.

Основания принудительной ликвидации юридического лица

Существует ряд причин, на основании которых юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано:

Отметим, что по всем вышеуказанным основаниям может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

Понятие "действующее юридическое лицо" в отечественном законодательстве четко не сформулировано, и арбитражным судам при рассмотрении указанных вопросов приходится идти от противного, т.е. выявлять признаки недействующего лица, поскольку в таком случае вопрос о его ликвидации должен решаться в рамках процедур Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", связанных с банкротством отсутствующего должника. Согласно п. 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50, такими признаками являются невыполнение требований закона об уплате налогов, предоставлении отчетности, отсутствие сведений о фактическом местонахождении органов управления или учредителей данного юридического лица.

Более четко формализованы признаки недействующего юридического лица для целей его ликвидации в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц. Ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц") предусмотрен особый порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, оно признается недействующим (фактически прекратившим свою деятельность). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, если в течение трех месяцев после публикации последним решения о предстоящем исключении от лиц, чьи законные интересы могут быть им нарушены (самого юридического лица, его участников, кредиторов и т.п.), не поступит ни одного заявления о подобном нарушении. В противном случае решение об исключении не принимается и юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном гражданским законодательством.

Опираясь на вышеизложенные данные, можно увидеть, что предусмотренный ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего лица законодатель отделил от общего порядка ликвидации юридического лица и, строго говоря, ликвидацией подобное исключение с точки зрения терминов, используемых в ГК РФ, называть не совсем корректно. Вместе с тем его последствия для самого юридического лица фактически равны ликвидации, по крайней мере в части утраты правоспособности. В числе указанных в Законе оснований для подобного исключения из ЕГРЮЛ лишь одно (непредставление отчетности в течение не менее чем двенадцати месяцев) связано с нарушением закона.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица может быть подан в суд уполномоченным государственным органом, т.е. тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. К их числу, в частности, относятся органы прокуратуры, Центральный банк РФ (в отношении юридических лиц, осуществляющих банковские операции с нарушением закона), налоговые органы.

Ликвидация юридического лица в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона

Под неоднократными грубыми нарушениями закона, прежде всего, понимается нарушение законодательства, регулирующего деятельность юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В нем к юридическим лицам, учрежденным в соответствующей организационно-правовой форме, устанавливаются требования, неисполнение которых может привести к ликвидации. Вот лишь некоторые из них:

Все вышеуказанные основания содержат нарушения, последствия которых четко прописаны в законе. Все они достаточно существенны для того, чтобы в случае неустранения их в течение разумного срока в отношении организации мог быть подан иск о принудительной ликвидации.

Однако в отношении иных нарушений законодательства признаки неоднократности и грубости, достаточные для применения меры в виде принудительной ликвидации, законодательно не установлены. Отдельные критерии условий, делающих возможным принятие в судебном порядке данного решения, выявляются лишь из судебной практики.

Так, в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Вопрос оценки значительности правонарушения для целей применения к организации процедуры принудительной ликвидации неоднократно рассматривался судами. В частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2002 г. N 9216/01 решение суда о ликвидации организации, представлявшей в налоговые органы отчетность без заключений ревизора комиссии (которые требовались в соответствии с уставом организации), а также опоздавшей на один день с представлением бухгалтерской отчетности за 2000 год, направлено на новое рассмотрение. Отменяя данное решение суда первой инстанции, ВАС РФ указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Формальное несоблюдение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации. Также ВАС РФ указал, что невыполнение обществом, для которого Законом не предусмотрено обязательное избрание ревизора, положений устава, касающихся деятельности этого органа, не может являться нарушением, за которое оно подлежит рассматриваемой процедуре. Таким образом, на практике суды для целей определения оснований принудительной ликвидации организации довольно осторожно и взвешенно подходят к вопросу оценки существенности допущенных нарушений, не ограничиваясь формальным установлением факта их совершения.

ВАС РФ рекомендует судам не только исследовать фактические обстоятельства, при которых допущено нарушение, но и оценивать возможные последствия удовлетворения иска. Например, в п. 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 приведен пример, когда суд правомерно отказал в ликвидации организации, неоднократно и грубо нарушавшей законодательство о применении контрольно-кассовой техники, по той причине, что данная организация является единственным торговым предприятием в населенном пункте и ее ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих в нем граждан.

Ликвидация в связи с невыполнением требования закона о приведении в соответствие учредительных документов

Данное основание является частным случаем ликвидации юридического лица в связи с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Оно вынесено в настоящей статье в отдельный раздел, поскольку, очевидно, в 2010-м и последующих годах будет лидером среди оснований принудительной ликвидации юридических лиц в связи с вступившими недавно в силу изменениями в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью.

Напомним, что с принятием Федерального закона N 312-ФЗ от 30 декабря 2008 г. уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления его в силу (до 1 июля 2009 г.), подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее 1 января 2010 г.

На вопрос о том, могут ли ООО, не выполнившие указанное требование, принудительно ликвидироваться, следует ответить утвердительно. Практика ликвидации юридических лиц, не приведших в соответствие с требованиями закона свои учредительные документы, достаточно обширна. Сходный вопрос, в частности, затронут в п. 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50. ВАС РФ приводит пример рассмотрения иска к акционерному обществу, не приведшему свой устав в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах", и указывает, что таким же образом надо подходить к рассмотрению аналогичных дел о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью. В названном примере, удовлетворяя иск, суд исходил из того, что невыполнение требований о приведении обществом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок является грубым нарушением законодательства и по этим основаниям юридическое лицо (общество) может быть ликвидировано согласно решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Вместе с тем в подобных случаях суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу, в отношении которого оно возбуждено, принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах недостатков путем внесения в них необходимых изменений и дополнений в установленном порядке. С этой целью арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела на необходимый для указанной процедуры срок. Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, не будут выполнены в установленный им срок, суд решает вопрос о ликвидации общества на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Необходимо также иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сформулированные в Определении от 7 февраля 2002 г. N 7-О, о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации (внесения необходимых изменений и дополнений в учредительные документы) не является достаточным основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что основаниями для ликвидации действующего юридического лица являются либо неустранимые нарушения им требований законодательных актов, либо невыполнение им указаний суда об устранении нарушений.

Можно констатировать, что у действующих обществ с ограниченной ответственностью, не осуществивших в установленный срок приведение учредительных документов в соответствие с требованиями закона, в 2010-м и последующих годах будет шанс сделать это уже после поступления в суд иска об их принудительной ликвидации. Между тем по очевидным причинам лучше не доводить ситуацию до подобных пределов и выполнить требования закона вовремя.