Мудрый Юрист

Национально-территориальная автономия в китайской народной республике Как гарантия прав и свобод человека (на примере тибетского автономного района) кай чжэн

Чжэн Кай, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Национально-территориальная автономия создается под единым руководством государства на территориях компактного проживания национальных меньшинств со своими органами самоуправления, осуществляющими автономные права, а сами национальные меньшинства самостоятельно управляют внутренними делами в пределах, предусмотренных законом.

В статье на примере Тибетского автономного района Китайской Народной Республики проанализировано, как в рамках системы национально-территориальной автономии реализуются права и свободы отдельных граждан и народов, не составляющих этническое большинство в Китае, в том числе обеспечиваются следующие права человека: права быть избранным, права на сохранение и использование своих культур и языков, права на образование, права на вероисповедание.

National-territory autonomy is created under unified control of the state on the territories of compact living of national minorities with their agencies of local self-government, effectuating autonomous rights, and the national minorities themselves independently manage internal affairs within the limits provided for by the law.

The article at the example of the Tibet Autonomous District of the Chinese Peoples' Republic analyses how within the framework of the system of national-territory autonomy the rights of separate citizens and peoples not being ethnic majorities in China are realized, including how the following human rights are ensured: right to be elected, right of preservation and use of their cultures and languages, right to education, right to confession of faith <*>.

<*> Chzhen Kay. National-territory autonomy in the chinese peoples' republic as a guarantee of rights and freedoms of a human being (At the example of the Tibet autonomous district).

Национально-территориальная автономия в Китае предполагает, что под единым руководством государства на территориях компактного проживания национальных меньшинств создается территориальная автономия со своими органами самоуправления, осуществляющими автономные права, а сами национальные меньшинства самостоятельно управляют внутренними делами в пределах, предусмотренных законом. Таким образом, национально-территориальная автономия играет огромную роль в обеспечении прав отдельных граждан и народов, не составляющих этническое большинство в Китае.

31 мая 1984 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 6-го созыва на основе обобщения опыта осуществления национально-территориальной автономии был принят Закон Китайской Народной Республики (КНР) "О национально-территориальной автономии", который вступил в силу с 1 октября того же года. Учитывая необходимость дальнейшего ускорения экономического и социального развития национально-территориальной автономии в условиях социалистической рыночной экономики, в полной мере уважая и воплощая волю и стремления населения этих районов, в 2001 г. Постоянный комитет ВСНП внес поправки в Закон КНР "О национально-территориальной автономии", сделав его еще более совершенным.

Закон о национально-территориальной автономии в КНР является базовым законом, регулирующим осуществление национально-территориальной автономии, предусмотренной в действующей Конституции КНР, и охватывает различные аспекты ее существования - политические, экономические, культурные и общественные. Кроме этого, в 87 из 347 законов и законодательных актов, разработанных и принятых ВСНП, его Постоянным комитетом, содержатся положения, касающиеся национальных меньшинств. Среди 810 нормативных актов, принятых Государственным советом КНР, имеется 163 документа, затрагивающих положение национальных меньшинств. Кроме того, национальным меньшинствам посвящены некоторые специальные акты, такие, как Положение о работе представителей нацменьшинств в городах, Положение об административной работе в национальных волостях и другие. По состоянию на данный момент органами, действующими в тех районах страны, где осуществляется национальная автономия, разработаны и действуют более 400 местных нормативных актов или правил. Все названные документы играют важную роль в деле обеспечения законных прав и интересов национальных меньшинств и их права на автономию, а также укрепления национальной сплоченности, сохранения общественной стабильности и воссоединения Китая, содействуют развитию экономики в национальных районах. В связи с этим считается, что в КНР в основном сформирована система законодательных актов о национальной автономии <1>.

<1> Осуществление национально-территориальной автономии КНР 50 лет. Пекин: Народное издательство провинции Внутренней Монголии, 2004. С. 22 - 31, 67 - 82.

Правовое обеспечение прав автономии

В Законе о национально-территориальной автономии КНР установлено, что органы самоуправления национально-территориальной автономии после утверждения вышестоящими государственными органами приостанавливают исполнение принятых вышестоящими государственными органами нормативных актов в случае несоответствия реальным особенностям национально-территориальной автономии. Такие нормативные акты должны быть утверждены вышестоящими государственными органами в течение 60 дней. В названном Законе говорится, что на территориях национальной автономии собрания народных представителей (СНП) имеют право в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями национальности, образовавшей данную автономию, разрабатывать и принимать местное законодательство. При этом местное законодательство автономных районов вступает в силу после его утверждения Постоянным комитетом ВСНП, а местное законодательство автономных округов и автономных уездов вступает в силу после утверждения Постоянным комитетом СНП провинции или автономных районов и доводится до сведения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и Государственного совета. В Законе КНР "О правотворчестве" предусмотрено, что в местном законодательстве разрешается с учетом национальных особенностей изменять нормы общегосударственных законов и нормативных актов. Если в соответствии с названным Законом в нормы законов нормативными актами национально-территориальной автономии внесены изменения, учитывающие местные условия, то эти изменения действуют на территории соответствующей автономии <2>. Так, внесены изменения в целый ряд законов, действующих в соответствующих национально-территориальных автономиях, - Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей КНР, Закон об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств КНР, Уголовный кодекс КНР, Уголовно-процессуальный кодекс КНР, Закон КНР о браке, Закон КНР о воинской обязанности, Лесной кодекс, Степной кодекс. Изменения касаются статей, обеспечивающих национальное равенство и защищающих права и интересы национальных меньшинств.

<2> См.: Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сб. нормативных актов / Составитель, редактор и автор предисловия Л.М. Гудошников. М.: ИКД "Зерцало-М", 2004. С. 69.

Например, при проведении в жизнь общегосударственного акта о всенародных праздниках органы самоуправления Тибетского автономного района (ТАР), взяв названный в нем перечень праздников за основу, прибавили к нему тибетский новый год, праздник "Сюедунь" и некоторые другие традиционные тибетские праздники <3>. Другой пример: исходя из природно-климатических особенностей Тибета, органы ТАР постановили соблюдать в своем районе 35-часовую рабочую неделю, что на 5 часов меньше общепринятой рабочей недели в стране. Кроме того, законодательные органы ТАР полномочны с учетом местных условий разрабатывать свои, отличные от всекитайских, законоположения. Например, в 1981 г. Постоянный комитет СНП ТАР принял свой, тибетский, вариант Закона КНР о браке. Этот вариант допускает вступление в брак лиц мужского и женского пола в возрасте на 2 года моложе по сравнению с возрастом, установленным Законом о браке КНР. Более того, тибетские законы допускают сохранение семей, в которых одна жена имеет несколько мужей или один муж имеет несколько жен, при условии, что такие семьи сложились до момента обнародования тибетского Закона о браке и отсутствии у членов такой семьи требования изменить их статус. Такой подход к всекитайским законам, позволяющий Тибету вносить изменения и дополнения, эффективно гарантировал особые интересы тибетцев <4>.

<3> Осуществление национально-территориальной автономии КНР 50 лет. С 12 - 19.
<4> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 29 - 37.

Правовое обеспечение права быть избранным

В Конституции и Законе о национально-территориальной автономии КНР установлено, что председателями или заместителями председателя Постоянного комитета собраний народных представителей национально-территориальной автономии избираются лица, принадлежащие к национальности, осуществляющей территориальную автономию. Прочие посты в органах самоуправления национально-территориальной автономии замещаются представителями национальностей, осуществляющих территориальную автономию, и представителями национальных меньшинств, проживающих в этой автономии. Должности органов самоуправления национально-территориальной автономии должны рационально замещаться представителями национальностей, осуществляющих территориальную автономию, и принадлежащих к другим национальным меньшинствам. В составе Собрания народных представителей национально-территориальной автономии, кроме депутатов, принадлежащих к национальности, осуществляющей территориальную автономию, должны быть соответствующим образом представлены другие национальности, населяющие данную территорию. В собрании народных представителей национально-территориальной автономии поддерживается должное соотношение числа депутатов, принадлежащих к национальности, осуществляющей национально-территориальную автономию, и принадлежащих к другим национальностям. Такое соотношение согласно закону определяют Постоянные комитеты собраний народных представителей провинции, районов национальной автономии, городов центрального подчинения и доводят до сведения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей.

Например, в Тибете в ходе выборов 2002 г., проходивших на уровнях района, округов (городов), уездов, волостей и поселков, процент избирателей, участвовавших в выборах уездных органов власти, составил 93,09%, в некоторых местах 100%. Среди избранных число лиц тибетской национальности и других нацменьшинств составило более 80% (на районно-окружном (городском) уровне) и более 90% на уездно-волостном (поселковом) уровне. За годы осуществления национально-территориальной автономии на посту председателя Постоянного комитета СНП и председателей народного правительства Тибета находилось соответственно 6 и 7 человек, все они были лицами, принадлежащими к тибетской национальности. Начиная с 1959 г., когда при Народном политическом консультативном совете Китая (НПКСК) был учрежден Комитет по делам Тибета, в Тибете на посту председателя НПКСК сменилось 5 человек. Все они тибетцы. По статистике, в настоящее время процент лиц тибетской национальности (и других населяющих автономию национальных меньшинств) среди председателей и заместителей председателя Постоянного комитета СНП составляет 87,5%, среди членов Постоянных комитетов СНП 69,23%, среди председателей (и их заместителей) ТАР 57%, среди членов Постоянных комитетов НПКСК и рядовых членов НПКСК соответственно 90,42% и 89,4%. Лица тибетской национальности и других нацменьшинств составляют 77,97% в кадровом контингенте трех уровней: районном, окружном (городском) и уездном, 69,82% и 82,25% среди работников народных судов и народных прокуратур указанных уровней <5>.

<5> Китайская статистика, 2002. Пекин: Департамент статистики КНР, 2002.

Обеспечение права на сохранение и использование своих культур и языков

Правовое регулирование в названной сфере заключается в том, что органы самоуправления национально-территориальной автономии самостоятельно развивают такие области национальной культуры, как литература, искусство, журналистика, издательское дело, радиовещание, кинематография, телевидение и др. Осуществляются большие инвестиции в образование и в создание структур и строительство объектов, обеспечивающих ускоренное развитие различных жанров национальной литературы. Органы самоуправления национально-территориальной автономии поддерживают соответствующие подразделения в изыскании, изучении, переводе и издании национальных исторических литературных источников и в охране национальных памятников, важных исторических объектов литературного наследия, в сохранении и развитии национальной традиционной литературы. Названные органы помогают в финансировании издания и перевода учебников на язык национальных меньшинств. Они защищают право народов, проживающих на соответствующей территории, свободно использовать и развивать национальные языки, сохранять и развивать обычаи и традиционный жизненный уклад. При осуществлении своих полномочий органы самоуправления национально-территориальной автономии в соответствии с положениями об автономии пользуются одним или несколькими языками и письменностью, распространенными на территории соответствующей национальной автономии, а при реализации полномочия пользования несколькими языками и письменностью, распространенными в той или иной местности, преимущественно пользуются языком и письменностью национальности, осуществляющей национально-территориальную автономию.

Например, в настоящее время радио- и телевещание ТАР открыли специальный канал вещания на тибетском языке. В ТАР на тибетском языке издаются 14 наименований журналов и 10 газет. В год в ТАР на тибетском языке выходят из печати более 100 наименований книг, их общий тираж составляет 100 тыс. экземпляров <6>. Большие успехи достигнуты в регламентации специальной терминологии и стандартизации информативной техники на тибетском языке. Прошла государственную и международную стандартизацию система кодирования тибетской письменности: таким образом, тибетская письменность стала в Китае первой письменностью этнического меньшинства, отвечающей международным стандартам.

<6> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 18.

Произошел прогресс также в сохранении и развитии традиционной культуры. На основании сбора и приведения в порядок были отредактированы и изданы "Энциклопедия сценического искусства Китая. Тибетский том", "Собрание народных песен. Тибетский том", а также сборники тибетских народных танцев, пословиц, сценических произведений малых форм, песен и рассказов. Таким образом, было эффективно спасено и сохранено традиционное культурное наследие тибетского народа. "Гэсэриада", которую называют первым эпосом мира, - самое значительное произведение героического эпоса Тибета. На протяжении длительной истории "Гэсэриада" имела хождение лишь в устной форме. Для того чтобы спасти и привести в порядок этот бесценный памятник, правительство ТАР в 1979 г. учредило специальный орган. Этот эпос станет одной из важнейших научно-исследовательских тем и будет издан. За 20 лет были сделаны более 3 тыс. магнитофонных записей фрагментов эпоса, собрано около 300 рукописных записей от руки и записей, отпечатанных ксилографическим способом. На тибетском языке было выпущено 62 части эпоса тиражом более 3 млн. экземпляров. Кроме того, 20 частей эпоса было выпущено на китайском языке, некоторые из них были переведены также на английский, японский и французский языки.

За годы существования ТАР местным правительством Тибета разработан и обнародован целый ряд положений, касающихся охраны культурных памятников. Более 300 млн. юаней вложено в реставрацию и ремонт 1400 монастырей и храмов, что для многих из них оказалось весьма своевременным. Особо следует упомянуть небывалый по масштабу капитальный ремонт (первая очередь) Дворца Потала в Лхасе в 1989 - 1994 гг., на нужды которого центральным правительством было отпущено 55 млн. юаней, а также большое количество золота, серебра и других ценных материалов. Начиная с 2001 г. государство ассигновало 330 млн. юаней на вторую очередь ремонта Поталы, ремонт монастыря Норбулинка и монастыря Сакья <7>.

<7> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 41 - 46.

В Китае с уважением относятся к тибетским обычаям. Как тибетцы, так и другие нацменьшинства пользуются правом и свободой следовать в быту традиционным обычаям и участвовать в традиционных общественных мероприятиях. Сохраняя традиционные одежду, образ питания и жилье, тибетцы в то же время восприняли некоторые современные здоровые обычаи и следуют сегодняшним тенденциям, например в сфере пищевого рациона, вопросах брака и семьи. Сохраняются обычаи отмечать традиционные тибетские праздники: тибетский Новый год, праздник "Сагдава", праздник ожидания плодов, праздник "Сюедунь" и другие, а также традиции молебнов, устраиваемых в монастырях. В то же время тибетцы восприняли кое-какие праздничные мероприятия, получившие распространение в Китае и в мире.

Правовое обеспечение права на образование

Правовые гарантии, установленные Законом о национально-территориальной автономии, включают следующие их виды.

Во-первых, органы самоуправления национально-территориальной автономии, руководствуясь государственной политикой в области образования и в соответствии с законом, решают вопросы образования, системы и организации различных учебных заведений, формы обучения, учебных программ, языка преподавания, правил приема учащихся.

Во-вторых, органы самоуправления национально-территориальной автономии самостоятельно развивают образование на соответствующих территориях, решают вопросы обучения безграмотных, создают различные виды образовательных заведений, обеспечивают обязательное образование, предпринимают различные меры для развития общего среднего образования и среднего профессионально-технического образования, в соответствии с условиями и потребностями развивают высшее образование, подготавливают специалистов из числа национальных меньшинств.

В-третьих, органы самоуправления национально-территориальной автономии для учащихся из некомпактно проживающих национальных меньшинств, из скотоводческих районов и бедных горных районов организуют обучение в государственной национальной начальной и средней школе, в которой предоставляются стипендии и общежития, обеспечивая таким образом учащимся полное обязательное образование. Стипендии и расходы на образование финансируются правительством соответствующих автономий, а в случае сложности финансирования из этого источника субсидируются из бюджетов вышестоящих правительств.

В-четвертых, учебные заведения (классы) и другие образовательные подразделения, обучающие большинство учащихся из национальных меньшинств, при наличии условий должны пользоваться учебниками на языке национальных меньшинств и проводить уроки на этом языке. В рамках обучения на более высокой ступени начального образования проводятся уроки по китайскому языку с целью распространения по всей стране литературного китайского языка и письменности.

В-пятых, Государственный совет (Госсовет) увеличивает финансирование образования в национально-территориальных автономиях, а также принимает особые меры для ускорения распространения обязательного девятилетнего образования и развития других видов образовательного дела, повышения научно-культурной квалификации представителей различных национальностей. Госсовет организует национальные высшие учебные заведения и организует в вузах национальные группы и национальные подготовительные факультеты, предназначенные специально или в значительной степени для студентов, принадлежащих к национальным меньшинствам, и может следовать принципу: "Набор из определенных территорий, распределение на те же территории". Производя набор новых студентов, высшее и среднее учебное заведение соответственно снижает вступительные требования и условия для абитуриентов из национальных меньшинств, а абитуриентам из малочисленных народов оказывает особую заботу. Центральные органы и учебные заведения должны предпринимать меры в целях окончания обучения учащимися из бедных семей национальных меньшинств. Вне территорий национальной автономии организуются национальные школы или в общих школах создаются национальные классы для школьников, принадлежащих к национальным меньшинствам. Правительство поддерживает подготовку учителей и преподавателей, принадлежащих к национальным меньшинствам. Правительство направляет учителей, преподавателей и выпускников, принадлежащих к национальным меньшинствам, на работу в национально-территориальной автономии и оказывает им особую заботу.

Например, до 2003 г. в ТАР уже было 1011 школ разных ступеней и 2020 учебных пунктов. В школах обучалось 453,4 тыс. человек, 91,8 процента детей посещали школу. Доля неграмотных снизилась до 30%. Начиная с 1985 г. на средства центрального правительства в 21 провинции были созданы тибетские классы (школы), в которых было подготовлено около 10 тыс. тибетцев с дипломами высшей школы и техникума <8>.

<8> Осуществление национально-территориальной автономии в Тибетском автономном районе. Пекин: Информационный центр Госсовета КНР, 2004. С. 5, 6.

Обеспечение права на вероисповедание

О вероисповедании в действующей Конституции КНР и Законе о национально-территориальной автономии записано, что органы самоуправления национально-территориальной автономии гарантируют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы, общественные организации и отдельные лица не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или отход от религии. Государство охраняет не противоречащее закону осуществление религиозной деятельности. Никто не может использовать религию для нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и в ущерб государственной системе образования. Религиозные организации и религиозная деятельность свободны от иностранного контроля.

Например, тибетцы пользуются полной свободой вероисповедания. Подавляющее большинство тибетцев и представителей других национальных меньшинств проживающих в ТАР мэньбайцев, лобайцев и насийцев исповедуют тибетский буддизм. Есть также приверженцы ислама и католичества. Сегодня в Тибете насчитывается около 1700 буддийских монастырей, 46 тыс. монахов, 4 мусульманские мечети, более 3 тыс. приверженцев ислама, один католический собор, в приходе которого 700 человек <9>. Соблюдаются традиционные религиозные молебны и службы. Религиозные потребности людей получают полное удовлетворение, свобода вероисповедания уважается.

<9> Сборник национальных документов. Пекин: Народное издательство, 2005. С. 55.

Государство и местные правительства Тибета всех ступеней с уважением относятся к верованию тибетцев в перерождение живых Будд. На этом веровании зиждется обычай наследования религиозных титулов. В 1992 г. Управление по делам религии Госсовета КНР утвердило наследование монахом Камбой титула живого Будды XVII. В 1995 г. по старинной традиции наследования титулов высших священников буддийской церкви был выбран наследник-перерожденец почившего Панчена Эртни X. Процедура выборов включала жеребьевку из Золотой вазы и утверждение результатов жеребьевки Госсоветом КНР. Жеребьевке предшествовали поиски и идентификация мальчика-перерожденца, а завершалась церемония интронизацией нового Панчена XI. В результате утверждения государственными и местными тибетскими организациями титулов живых Будд за период после завершения демократических преобразований до настоящего времени в Тибете имеется 30 с лишним титулованных живых Будд. Кроме того, тибетская буддийская церковь внесла изменения в порядок изучения монахами священных канонов. Эти изменения стимулировали активность монахов, сыграли позитивную роль в деле наследования и развития буддизма.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что система национально-территориальной автономии является основной гарантией прав человека, особенно национальных меньшинств. В рамках данной системы реализуются их права и свободы.