Мудрый Юрист

Начало уголовного преследования по законодательству республики Армения: проблемы и пути их решения

Мовсисян В.Р., адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России.

В статье рассматриваются проблемы начала уголовного преследования по законодательству Республики Армения. В целях исключения выявленных в уголовно-процессуальном законодательстве Армении противоречий автор вносит предложения по изменению и дополнению УПК, а именно предлагает связывать уголовное преследование только с подозреваемым или обвиняемым.

Остановимся на позициях ученых и законодателя по вопросу начала уголовного преследования в ближайшей исторической ретроспективе.

Некоторые ученые считают, что уголовное преследование осуществляется на стадии возбуждения уголовного дела и начинается с момента подачи заявления о преступлении. В Армении данной точки зрения придерживается С.А. Дилбандян: "Уголовное преследование неразделимо от уголовного процесса и начинается с момента подачи заявления о преступлений" <1>. В этом мы находим единство в понимании начала уголовного преследования с такими российскими специалистами, как С. Дадонов <2>, С.В. Кузнецова <3> и др.

<1> Дилбандян С.А. Судоустройство и правоохранительные органы Республики Армения. Ереван, 1999. С. 107 (на арм. яз.).
<2> См.: Дадонов С. Уголовное преследование фактически заподозренных лиц на досудебном производстве // Следователь. 2002. N 7. С. 22 - 23.
<3> См.: Кузнецова С.М. Следователь в состязательном досудебном производстве по уголовному делу: Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2005. С. 68.

Очевидно, необходимо разделить позицию А. Татояна, который полагает, что появление повода для возбуждения уголовного дела еще не вызывает у государства в лице соответствующих органов и лиц обязанности начать уголовное преследование, ибо наличность деяния, имеющего признаки преступления, еще не подтверждена, отсутствует лицо, обладающее определенным процессуальным статусом, в отношении которого могло бы вестись уголовное преследование. Цель стадии возбуждения уголовного дела - определить, есть ли реальные предпосылки для отправления уголовного преследования; здесь все действия направлены на выяснение признаков, свидетельствующих о наличии или отсутствии события преступления <4>. Эти действия не рассчитаны на изобличение лица в совершении преступления. Их назначение применительно к уголовному преследованию заключается в выявлении необходимости и обеспечении возможности его осуществления. Данное суждение основывается и на позиции армянского законодателя, который в ч. 4 ст. 33 УПК РА предусмотрел, что уголовное преследование может осуществляться только по возбужденному уголовному делу.

<4> См.: Татоян А.А Расследование дела в системе уголовно-процессуальных функций. Ереван, 2007. С. 121.

Таким образом, представление о возможности уголовного преследования до возбуждения уголовного дела не вписывается в сложившуюся систему научно-практических взглядов, основанную на действующем конституционном и отраслевом (уголовно-процессуальном) законодательстве, о роли и месте стадии возбуждения уголовного дела в армянском уголовном процессе и ее соотношении с уголовным преследованием. Применительно к российскому законодательству данную точку зрения высказал В.М. Корнуков <5>.

<5> См.: Корнуков В.М. Уголовное преследование // Курс уголовного судопроизводства: Учеб.: В 3 т. / Под ред. В.А. Михайлова. Т. 1: Общие положения уголовного судопроизводства. М., 2006. С. 215.

Другая группа авторов полагает, что уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Тем самым они отождествляют возбуждение уголовного дела с начальным моментом уголовного преследования. Например, еще в 1937 г. М.А. Чельцов утверждал, что существует возможность осуществлять преследование "не только индивидуально-определенного уже обвиняемого, но и неизвестного еще в момент возбуждения уголовного дела при наличии возможности определения его в будущем" <6>. Позднее с большей уверенностью тот же автор отмечал, что уголовное преследование ведется не обязательно в отношении определенного лица; оно может вестись и в отношении самого факта, события преступления, когда подозреваемого или обвиняемого еще нет, поскольку подлежащее уголовной ответственности лицо еще неизвестно, не обнаружено следствием <7>.

<6> Чельцов М. Возбуждение уголовного преследования и процессуальное положение следователя // Социалистическая законность. 1937. N 3. С. 28.
<7> См.: Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. М., 1951. С. 88 - 89.

Подобной позиции в настоящее время придерживаются ряд российских специалистов. Так, Е.Г. Васильева отмечает, что уголовное преследование есть деятельность, направленная на обеспечение реализации уголовной ответственности в отношении лица, совершившего преступление, всегда осуществляемая с момента возбуждения уголовного дела, независимо от сложившейся следственной ситуации - появляется ли конкретная информация о субъекте сразу (возбуждение уголовного дела inpersonam) либо в ходе производства по уголовному делу (возбуждение уголовного дела in rem) <8>. Д.Д. Донской пишет, что момент инициации уголовного преследования все-таки связан с возбуждением уголовного дела независимо от того, в отношении конкретного лица либо по факту совершенного преступления оно возбуждается <9>.

<8> См.: Васильева Е.Г. Правовые и теоретические проблемы прекращения уголовного преследования и производства по уголовному делу. М., 2006. С. 31 - 32.
<9> См.: Донской Д.Д. Функции уголовного преследования на этапе досудебного производства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 57.

Разделяя данную позицию, З.Д. Еникеев обосновывает ее правомерность этимологией слова "преследовать" и приводит несколько его значений: "следовать за кем-нибудь с целью поимки", "подвергать чему-нибудь неприятному", "стремиться к чему-нибудь". По мнению автора, последнее толкование слова "преследовать" можно интерпретировать как "преследование преступлений" <10>.

<10> Еникеев З.Д. Актуальные вопросы уголовного преследования в свете судебно-правовой реформы // Правоведение. 1995. N 4 - 5. С. 86.

Однако наиболее убедительной является позиция специалистов <11>, которые развивают взгляды М.С. Строговича, согласно которым ни в коем случае нельзя смешивать возбуждение уголовного преследования, которое всегда производится в отношении определенного лица (in personam), с возбуждением уголовного дела, которое производится в отношении факта, события преступления (in rem) <12>. Само понятие уголовного преследования, отмечает автор, указывает на обвинительный характер этой деятельности, а обвинять в совершении преступления можно только определенное лицо, занимающее в уголовном процессе определенное процессуальное положение, т.е. обвиняемого (М.С. Строгович связывал возбуждение уголовного преследования только с обвинением). Поскольку уголовное преследование - это обвинение как процессуальная функция (обвинительная деятельность), то не могут считаться уголовным преследованием первоначальные действия, произведенные органом дознания или следователем и направленные на то, чтобы убедиться, имело ли место само событие преступления. На данном этапе следователь еще никого и ни за что не преследует, никого ни в чем не обвиняет, он лишь выясняет, имеются ли основания для уголовного преследования <13>.

<11> См.: Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности. Харьков, 1978. С. 25 - 26; и др.
<12> См.: Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М., 1951. С. 65.
<13> См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. М., 1968. С. 194 - 195.

В последние годы значительный вклад в развитие научных представлений о функции уголовного преследования внесли такие ученые, как В.М. Корнуков, А.Б. Соловьев, А.Г. Халиулин, Г.С. Казинян и др. Так, В.М. Корнуков пишет: "Процессуальная деятельность по осуществлению уголовного преследования, как о том можно судить по изложенному, неоднородна. Она слагается из системы взаимосвязанных действий и решений определенной направленности. В ее структуре можно выделить:

  1. процессуальные действия по добыванию и представлению сведений (доказательств), изобличающих лицо в совершении преступления (допросы, обыски, выемки и т.д.);
  2. действия, выражающиеся в принятии процессуальных решений, в результате которых лицо становится подозреваемым или обвиняемым (возбуждение уголовного дела, задержание, применение меры пресечения, вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого);
  3. действия и решения, посредством которых лицу вменяется в вину совершение определенного преступления, изменяется или дополняется обвинение (предъявление обвинения, перепредъявление обвинения), подводятся и формулируются итоги предварительного расследования с направлением уголовного дела в суд (составление обвинительного акта, обвинительного заключения, их утверждение и т.д.);
  4. действия по обоснованию и поддержанию обвинения в суде, отстаивание его путем принесения представлений и жалоб на судебные решения" <14>.
<14> Корнуков В.М. Уголовное преследование... С. 213.

А.Г. Халиулин считает, что в содержание уголовного преследования входит: 1) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица; 2) производство следственных действий, направленных на собирание в отношении конкретного лица обвинительных доказательств; 3) выдвижение в отношении конкретного лица подозрения в совершении преступления; 4) формулирование и предъявление обвинения в преступлении; 5) производство следственных действий, направленных на доказывание выдвинутого обвинения; 6) направление дела в суд с обвинительным заключением; 7) поддержание обвинения перед судом <15>.

<15> См.: Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997. С. 47.

По утверждению А.Б. Соловьева, функция уголовного преследования реализуется при возбуждении уголовного дела против конкретного лица, его задержании, применении меры пресечения до и после предъявления обвинения, привлечении к уголовной ответственности, а также при производстве в соответствии с судебным решением либо в предусмотренных случаях с санкции прокурора следственных действий, ограничивающих конституционные права подозреваемых и обвиняемых. При возбуждении уголовного дела по факту преступления начальным моментом уголовного преследования, по правильному мнению названного ученого, является проведение первого процессуального действия, связанного с применением указанных выше мер процессуального принуждения. Уголовное преследование в досудебных стадиях завершается составлением обвинительного заключения и передачей дела прокурором в суд для осуществления правосудия <16>.

<16> См.: Соловьев А.Б. Уголовное преследование и прокурорский надзор в досудебных стадиях судопроизводства // Прокурорская и следственная практика. 1997. N 3. С. 91 - 92; Он же. Актуальные проблемы досудебных стадий уголовного судопроизводства. М., 2006. С. 127 - 128.

Из армянских ученых-процессуалистов в своих научных трудах указанный подход отстаивает Г.С. Казинян <17>.

<17> См.: Казинян Г.С. К вопросу о функциях органов уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса // Вопросы правоведения. 1997. N 2. С. 21 - 22 (на арм. яз.).

Не соглашаясь с определениями подобного рода, О.Я. Баев утверждает, что в определение содержания уголовного преследования не следует включать перечисление тех или иных действий и процессуальных решений, которые осуществляются в его рамках. Оно всегда будет неполным и неточным <18>. Оппонируя последнему автору, А.Б. Соловьев отмечает, что если бы при определении содержания уголовного преследования было воспринято предложение О.Я. Баева исключить перечисление отдельных действий и процессуальных решений, то это привело бы к нивелированию позиций и, по-видимому, исключило бы основное замечание о неприемлемости связывать начало уголовного преследования с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица <19>.

<18> См.: Баев О.Я. Прокурор как субъект уголовного преследования. М., 2006.
<19> См.: Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Буланова Н.В. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России. М., 2006. С. 9.

Характерно то, что в своих дальнейших работах О.Я. Баев, возражая против отмеченной критики А.Б. Соловьева, с еще большей активностью защищает свою позицию <20>.

<20> См.: Баев О.Я. Уголовно-процессуальное исследование преступлений: система и ее качество. М., 2007. С. 77.

Однако с научной точки зрения невозможно согласиться с высказываниями подобного рода. Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и применением мер процессуального принуждения, что предполагает наличие конкретного лица, признанного подозреваемым либо обвиняемым и наделенного для защиты своих интересов соответствующими уголовно-процессуальными правами.

Таким образом, уголовное преследование может вестись лишь в отношении конкретного лица, быть связано с ограничением его прав и применением мер процессуального принуждения. Названные меры применяются, как известно, не только к обвиняемому с момента привлечения его в качестве обвиняемого, но и к подозреваемому в качестве средства обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Армянский законодатель избрал несколько непоследовательный подход в разрешении рассматриваемой проблемы. С одной стороны, он связал уголовное преследование с действиями по установлению личности совершившего не разрешенное УК деяние, виновности последнего в совершении преступления, а также обеспечению применения к такому лицу наказания или других мер принуждения (п. 17 ст. 6 УПК РА). С другой - с постановлением стороны обвинения о привлечении лица в качестве обвиняемого, а также перед тем о его задержании или применении к нему меры пресечения (п. 18 ст. 6 УПК РА).

Следовательно, остается непонятной позиция армянского законодателя о начале уголовного преследования. Либо оно связано с любыми действиями по установлению лица, совершившего преступление, а оно может быть связано со стадией возбуждения уголовного дела, либо с процессуальным актом (привлечение в качестве обвиняемого, или задержание, или применение меры пресечения).

В связи с изложенным представляется необходимым, чтобы армянский законодатель внес соответствующие изменения и дополнения в УПК в целях исключения выявленных в настоящей статье противоречий, а именно связав уголовное преследование только с подозреваемым или обвиняемым.