Мудрый Юрист

Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании карманных краж, совершаемых в общественном транспорте

Кокорева Л.В., адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, капитан юстиции.

Проблема раскрытия и расследования преступлений, в том числе и карманных краж, совершаемых в общественном транспорте, является комплексной. Она требует тесного взаимодействия органов дознания и предварительного следствия, умелого сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями для обнаружения карманных краж и лиц, их совершивших, широкого использования в оперативно-розыскной работе и в уголовном процессе специальных знаний и научно-технических средств, а также привлечения к участию в раскрытии рассматриваемых преступлений специалистов, общественности.

Говоря о совместной деятельности следственных органов и оперативно-розыскных подразделений при расследовании преступлений, надо отметить, что этот вид человеческой деятельности в криминалистике и следственной практике получил название "взаимодействие". Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и методического арсенала расследования преступлений <1>. Взаимодействие следователей (дознавателей) с оперативно-розыскными подразделениями в соответствии с УПК РФ и Законом об ОРД осуществляется главным образом в процессе предварительного расследования. Однако оно возможно и до возбуждения, и после приостановления предварительного следствия по уголовному делу. Причем на стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие, как правило, направлено на получение не достающих для возбуждения дела материалов и их проверку, а после приостановления предварительного расследования оно связано с решением задач по установлению или розыску скрывшегося от следствия преступника.

<1> См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. Н.П. Яблокова. М., 2000. С. 361.

Расследование преступлений, в том числе и карманных краж <2>, совершаемых в общественном транспорте, представляет собой процесс познания, включающий в себя различные формы взаимодействия между следователем (дознавателем) и иными участниками уголовного процесса. В соответствии с нормами УПК РФ именно следователь организует совместную работу с сотрудниками правоохранительных органов и другими участниками уголовного судопроизводства. На него возложена не только руководящая роль, но и персональная ответственность за принимаемые решения и результаты расследования.

<2> Далее кражи, совершаемые из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем (п. "г" ч. 2 ст. 158 УК РФ), будут обозначены как карманные кражи, а лица, их совершающие, - как карманники.

По данным ГИАЦ МВД России, с 2002 по 2006 г. в 1,5 раза (+43,2%) увеличилось и достигло количества 134705 зарегистрированных карманных краж. Однако на конец 2006 г. осталось приостановленными по ст. 208 УПК РФ - 120910 карманных краж (выявлено лиц, совершивших рассматриваемый вид преступлений, лишь 9522); на конец 2007 г. осталось нераскрытых - 71258 карманных краж (выявлено лиц - 6481), в первом полугодии 2008 г. приостановлено - 54303 дела (выявлено лиц - 5693) <3>.

<3> См.: Статистические данные ГИАЦ МВД России. 2006 - 2008 гг. (январь - июль).

Статистические данные показывают, что раскрытие карманных краж составляет лишь 1 - 3% общего количества регистрируемых преступлений данного вида. Н.Г. Шурухнов указывает, что одной из основных причин низкой эффективности работы следственных аппаратов и ОВД по раскрытию краж являются недостатки в организации этой деятельности, низкая эффективность тактики производства следственных действий, выбор ошибочных направлений расследования, слабое взаимодействие следователей с подразделениями криминальной милиции <4>.

<4> См.: Курс лекций по криминалистике / Под ред. А.Ф. Волынского. М., 1998. Вып. 8. С. 112.

В ходе проведенного анкетирования следователей, дознавателей, сотрудников уголовного розыска, а также анализа 149 материалов архивных уголовных дел, возбужденных по факту совершения карманных краж в общественном транспорте (приостановленных по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) за 2003 - 2008 гг., было установлено, что при осуществлении досудебного производства практические работники сталкиваются с определенными трудностями, связанными прежде всего с отсутствием должного взаимодействия правоохранительных органов (62%); с недостаточной разработанностью специальных методик расследования (18%); с отсутствием необходимых знаний у лиц, осуществляющих расследование или участвующих в раскрытии карманных краж (9%); с высокой сложностью доказывания события карманной кражи, виновности лица, в совершении рассматриваемого вида преступлений, в отличие от доказывания других преступлений; и др. Осуществляемое взаимодействие реализовывалось лишь в формах: дачи отдельных поручений (40%); взаимного проведения следственных действий (9%); в т.ч. выезда на место происшествия (3%); взаимного обмена информацией (2%); и др.

Основными субъектами взаимодействия в ходе расследования карманных краж, совершаемых в общественном транспорте, выступают следователи и оперуполномоченные уголовного розыска в составе специально созданных оперативно-поисковых групп. Их взаимодействие, на наш взгляд, может осуществляться в процессуальной, организационной и организационно-методической формах. Важно отметить, что налаженное деловое взаимодействие с работниками органа дознания является одним из условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование данных преступлений.

К процессуальным формам взаимодействия следственных аппаратов и правоохранительных органов следует отнести: рассмотрение органом дознания заявлений и сообщений об исследуемых преступлениях, проверку наличия поводов и основания к возбуждению уголовного дела; выполнение органом дознания поручений следователя (дознавателя); производство по возбужденному уголовному делу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; содействие следователю (дознавателю) при производстве отдельных следственных действий; и др.

Практический опыт показывает, что должного взаимодействия между службами правоохранительных органов в процессе раскрытия и расследования карманных краж, совершаемых в общественном транспорте, до настоящего времени так и не осуществляется. Отдельные поручения следователя (дознавателя) в порядке ст. ст. 38, 152 УПК РФ в большинстве случаев исполняются формально, в результате чего информация обо всех лицах, причастных к совершению рассматриваемых преступлений, а также участвовавших в сбыте похищенного имущества, не устанавливается.

Так, по факту совершения карманной кражи в автобусе гр-н Л. показал, что во время движения обратил внимание на молодых людей, стоящих сзади и все время его толкавших. В дальнейшем потерпевший Л. по фотомассиву лиц, ранее судимых за совершение карманных краж, опознал гр-на О. В связи с чем следователем было дано отдельное поручение сотрудникам уголовного розыска об установлении личности и местонахождения гр-на О. Оперуполномоченным был составлен рапорт о том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий установить местонахождение гр-на О. не представилось возможным. При этом данные о проведенных допросах (опросах) родителей, соседей, знакомых и иных лиц, возможно располагающих информацией о гр-не О., ранее неоднократно судимом за совершение карманных краж в общественном транспорте, и другие материалы следователю представлены не были. В ходе проведенного расследования лица, совершившие карманную кражу, остались неустановленными <5>.

<5> См.: Уголовное дело N 050411220 // Архив ТЗОМ г. Липецка.

В свою очередь, необходимо отметить, что если в поручении следователя (дознавателя) конкретно указано, какие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия необходимо провести, точно определены их объем, место, время и другие необходимые для исполнения данные, то все это эффективно способствует формированию делового, добросовестного отношения оперативного работника к данному поручению. Если же поручение носит самый общий характер (например, если в нем указывается только на необходимость принятия мер к раскрытию преступления или установлению карманника, скрывшегося от следствия), оно чаще всего остается без фактического исполнения и следователь (дознаватель), соответственно, получает формальную отписку.

К организационным формам взаимодействия целесообразно отнести: совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам о карманных кражах, совершаемых в общественном транспорте; совместный выезд следователя и сотрудников органа дознания на место происшествия; оперативно-розыскное сопровождение расследования (причем оно должно осуществляться с момента появления повода и основания для возбуждения уголовного дела и до принятия по нему окончательного решения); взаимный обмен информацией о проведении оперативно-розыскных мероприятий и результатах следственных действий; проведение совместных совещаний субъектов взаимодействия для анализа результатов и определение мер по устранению выявленных недостатков; и др.

К организационно-методическим формам взаимодействия можно отнести: совместное ознакомление и анализ материалов предварительной проверки; совместную разработку алгоритма следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий исходя из первичной информации, полученной в результате проведения неотложных следственных действий; анализ первоначального этапа расследования и полученной криминалистически значимой информации, а также изучение ее влияния на изменение следственной ситуации на последующем и заключительных этапах расследования; и др.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью (когда не установлены все участники преступления, не выявлены все существенные обстоятельства дела, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий и т.д.).

Итак, формы и способы взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания при расследовании дел о карманных кражах могут быть самыми различными. Но в какой бы форме взаимодействие ни осуществлялось, оно должно учитывать складывающуюся обстановку и отвечать общим принципам и тактическим рекомендациям, детально изложенным в законодательстве и в криминалистической литературе <6>.

<6> См.: Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М., 1992. С. 58; Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при производстве следственных действий / Под ред. И.Н. Кожевникова. М., 1995; Бекетов М.Ю. Взаимодействие следователя органов внутренних дел с милицией при производстве предварительного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Пархоменко В.И. Взаимодействие следователей, оперативных работников и специалистов при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. В.П. Лаврова. М., 2006; и др.

Таким образом, анализ взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании карманных краж, совершаемых в общественном транспорте, позволяет исследователю сделать следующие выводы:

  1. Раскрытие и расследование анализируемых преступлений требует тесного взаимодействия правоохранительных органов, умелого сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями для обнаружения карманных краж и лиц, их совершивших, широкого использования в оперативно-розыскной работе и в уголовном процессе специальных знаний и научно-технических средств, а также привлечения к участию в раскрытии рассматриваемых преступлений специалистов, общественности.
  2. Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения карманных краж, совершаемых в общественном транспорте, прежде всего зависит от успешности взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений. Их тесная связь обусловлена наличием общих задач, касающихся раскрытия и расследования преступлений обозначенной категории, привлечения всех виновных к уголовной ответственности и установления всех обстоятельств произошедшего.

Однако взаимодействие следователей (дознавателей) и оперативных работников может быть эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой не набор случайных бессвязных мероприятий, а глубоко продуманную совокупность строго упорядоченных, связанных друг с другом действий, разработанных с учетом конкретных задач, решаемых каждым из взаимодействующих субъектов при расследовании уголовных дел о карманных кражах.