Мудрый Юрист

Развитие системы фармаконадзора в республике Беларусь

"Ремедиум", 2006, N 6

Система фармаконадзора уже более 10 лет существует в странах Западной Европы, в США и Японии. Сегодня перед независимыми государствами (бывшими союзными республиками), подписавшими Протокол о создании единого экономического пространства, стоит задача по развитию, совершенствованию и гармонизации системы фармобращения. Государственные службы фармаконадзора вынуждены ужесточать требования к безопасности, эффективности и качеству лекарственных средств (ЛС).

Естественно, эта проблема актуальна и для Беларуси, где некоторое время назад был поставлен вопрос о создании жестко регламентированной государственной системы контроля над лекарственными, а также другими средствами (БАДы, иммунобиологические препараты, изделия медицинского назначения и медицинской техники), которые потенциально могут нанести вред здоровью человека.

В целях обеспечения государственных гарантий безопасности, эффективности и качества ЛС в Республике Беларусь создана единая контрольно-разрешительная система их допуска к медицинскому применению, а также контроля над их обращением на территории страны. На сегодняшний день эта система состоит из двух основных частей: Министерства здравоохранения - как органа, принимающего решения, и Республиканского унитарного предприятия "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении", осуществляющего подготовку проектов решений по этим вопросам. На Центр возложены также задачи организации службы фармаконадзора. Для дальнейшего развития национальной программы мониторинга лекарственной безопасности в ноябре 2003 г. на базе Центра было создано новое структурное подразделение - Республиканская клинико-фармакологическая лаборатория.

Центром были разработаны и введены в действие основополагающие документы по фармаконадзору:

Кроме создания законодательной базы, для организации работы по выявлению, сбору и анализу информации о возникающих нежелательных лекарственных реакциях (НЛР):

В процессе мониторинга лекарственной безопасности мы сталкиваемся с рядом проблем. В основном это:

Для оптимизации работы по проведению мониторинга лекарственной безопасности необходимо:

Мониторинг лекарственной безопасности (сбор, учет и анализ информации о нежелательных лекарственных реакциях) в Республике Беларусь осуществляется на базе Республиканской клинико-фармакологической лаборатории УП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении" по следующим направлениям:

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЛЮДЯХ

На сегодняшний день выполнено или находится в стадии завершения 341 клиническое испытание (табл. 1), по 39 препаратам (начиная с 1999 г.) проведены испытания биоэквивалентности.

Более 30 лечебно-профилактических учреждений принимали участие в многоцентровых испытаниях препаратов. Периодически сотрудники Центра осуществляют проверки соблюдения правил проведения клинических испытаний в ЛПУ. Кроме того, в РБ запрещено публиковать в научных журналах информацию о результатах испытаний ЛС в том случае, если они проводились без соблюдения правил GCP.

ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЛС

По состоянию на 1 января 2006 г. зарегистрировано 5994 наименования лекарств как отечественного производства (902, или 15%), так и производства стран СНГ (32%), Балтии (2%) и дальнего зарубежья (51%). Наибольшее количество регистраций приходится на производителей ЛС Российской Федерации (1056 наименований) и Украины (744).

Следует также отметить, что 139 ЛС было отказано в государственной регистрации, поскольку они не отвечали предъявляемым требованиям. Кроме того, аннулирована регистрация и запрещены для применения ЛС, содержащие фенацетин, амидопирин, терфенадин, а также ЛС, получаемые с использованием головного мозга крупного рогатого скота.

Ряд проблем регистрации связан с торговым наименованием ЛС. Так, наметилась непонятная тенденция к патентованию названий ЛС, принятых еще в СССР. Например, Корвалол, Валидол, Нафтизин, Диазолин, Барбовал и т.д., что приводит к их удорожанию до 40%.

Ряд производителей подает заявки на регистрацию торговых наименований, созвучных уже "раскрученным" брэндам, например: Каптоприл - Капотрил; Лизоприл - Лизорил; Кордарон - Одарон; Анти П - Анти Э; Бетак - Бетакс; Неоферон - Нооферон; Ципролен - Ципролет - Ципролон - Ципропол - Ципронекс - Ципросан - Ципровин; Фуросемид - Фурсемид; Кавинтон - Бравинтон; Цисплатин - Цисплатил. Однако наибольшую тревогу вызывает регистрация созвучных торговых наименований ЛС из разных терапевтических групп, с разным действием, разными побочными реакциями: например, Цетри - Цетрин - Цетри Т. Первые два препарата (Cetirizine) обладают противоаллергическим действием, а последний (cefuroxime) - бактерицидным. Флуцилон - Флуцинар - Флуцином. Первые два препарата (Fluocinolone acetonide) оказывают противовоспалительное действие, а последний (Flutamide) - противоопухолевое (табл. 2).

Таблица 1

Клинические исследования в РБ (по состоянию на 01.01.2006 г.)

 Год 
Отечествен.
ЛС
Зарубежные
ЛС
  Кол-во 
испытаний
ЛС
Оригинальные
ЛС
Генерические
ЛС
1992 
     0     
     1    
     1   
     0      
     1      
1993 
     0     
     2    
     2   
     0      
     2      
1994 
     4     
     3    
     7   
     5      
     2      
1995 
     7     
    14    
    21   
     3      
    18      
1996 
     9     
     5    
    14   
     6      
     8      
1997 
     7     
     2    
     9   
     5      
     4      
1998 
     6     
    17    
    23   
     4      
    19      
1999 
     9     
     3    
    12   
     6      
     6      
2000 
    31     
     9    
    40   
    11      
    29      
2001 
    30     
    27    
    57   
     5      
    52      
2002 
    17     
    14    
    31   
     9      
    22      
2003 
    19     
    28    
    47   
    10      
    37      
2004 
    20     
    18    
    38   
     2      
    36      
2005 
    22     
    17    
    39   
    33      
     6      
Всего
   181     
   160    
   341   
    99      
   242      

Таблица 2

Примеры некоторых созвучных названий ЛС

    Торговое наименование    
  Международное непатентованное   
наименование (МНН)
Палин                        
Pipemidic acid                    
Салин                        
Sodium chloride                   
Танин                        
Herbal remedies                   
Агапурин                     
Pentoxifylline                    
Апаурин                      
Diazepam                          
Таурин                       
Taurine                           
Адалат                       
Nifedipine                        
Аколат                       
Zafirlukast                       
Цеолат                       
Dimeticone                        
Нипазол                      
Propylparabenum                   
Нитазол                      
Aminitrozole                      
Нитацид                      
Sulfanilamide                     

УЧЕТ И АНАЛИЗ ПОБОЧНЫХ РЕАКЦИЙ ЛС

Фармаконадзор осуществляется по двум взаимодополняющим направлениям: по линии производителя ЛС и по линии органов государственного надзора. На стадии создания ЛС проводится детальное изучение их безопасности и эффективности, а также выявляются побочные реакции (ПР) в процессе доклинического и клинического изучения. Однако при таких испытаниях число наблюдаемых больных ограничено рамками соответствующих правил их проведения. Поэтому на момент регистрации препарата утверждается инструкция по его применению с описанием побочных реакций, выявленных в ходе исследования. Очевидно, что более полные и достоверные сведения обо всех ПР (в т.ч. редких) могут быть получены только при пострегистрационном мониторинге эффектов ЛС. Например, для того чтобы выявить редкие ПР, которые проявляются с частотой 1 на 1000, должно быть исследовано не менее 3000 больных. Проводить предрегистрационные исследования на таком огромном количестве пациентов экономически невыгодно и нецелесообразно с медицинской точки зрения.

Исходя из этого, фармацевтические производители после получения разрешения к медицинскому применению лекарственных продуктов (регистрации) продолжают заниматься их дальнейшим изучением с целью уточнения инструкций по применению (на предмет ПР, хронической токсичности, взаимодействия с другими средствами и особенностей применения различными группами населения (дети, беременные и т.д.). Такой мониторинг проводится двумя способами:

  1. Проведение четвертой фазы клинических испытаний (пострегистрационные испытания). В этом случае фармацевтическая фирма проводит испытания в различных лечебно-профилактических учреждениях с целью уточнения известных и выявления редких ПР. Они, как правило, проводятся в одной или нескольких клиниках в пределах одной страны. В последнее время широкое распространение получили многоцентровые испытания, что позволяет учесть влияние географического и этнического факторов.
  2. Фармацевтическая фирма проводит целенаправленный сбор сведений о ПР. Накапливая, таким образом, информацию, производитель ЛС вносит необходимые изменения и дополнения в инструкцию по применению препарата или же принимает меры по ограничению его применения вплоть до отзыва с рынка. Перерегистрация лекарственного средства осуществляется с учетом данных о выявленных побочных реакциях за период действия регистрационного удостоверения.

Такая схема фармаконадзора существует практически во всех странах.

Одновременно контрольно-разрешительная система осуществляет собственный государственный надзор за выявлением ПР при применении лекарственных средств с целью принятия оперативных решений по внесению изменений в инструкцию по применению препарата, ограничению его применения, по отзыву с рынка или аннулированию регистрации. При этом основным источником информации являются врачи, которые в повседневной работе наблюдают эффекты ЛС. Ни в одной стране эта работа не является платной (за исключением случаев наличия в штате учреждения работника, в чьи обязанности это вменено руководством ЛПУ).

В Республике Беларусь эта работа целенаправленно ведется с 1999 г. Приказом Министерства здравоохранения утверждена форма информационного сообщения о выявленных побочных реакциях.

Для активизации этой работы была предложена следующая схема:

  1. Просить Министерство здравоохранения обязать руководителей ЛПУ вменить в обязанность одному из своих заместителей сбор сведений о ПР и пересылке их в УП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении".
  2. Руководителям лечебно-профилактических учреждений, медицинских и научно-исследовательских институтов проводить разъяснительную работу среди врачебного и среднего медицинского персонала о значимости и необходимости сбора сведений о ПР лекарственных средств. При этом необходимо особо подчеркнуть, что вся информация, направляемая в УП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении", изучается самым тщательным образом и учитывается при вынесении решений. При этом гарантируется соблюдение полной конфиденциальности. Это исключает применение дисциплинарных или иных мер по отношению к предоставившему сведения или его коллегам по работе.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ГАРМОНИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ФАРМАКОНАДЗОРУ

Тенденции развития современного мира диктуют необходимость сотрудничества между странами. Распространение лекарств не имеет границ. Они могут производиться в одной стране, а продаваться в десятках других стран мира. Поэтому важно согласовывать свои требования с другими странами, обмениваться оперативной информацией по выявлению серьезных побочных реакций для ограничения применения или отзыва с рынка небезопасных лекарственных средств.

Хорошо понимая необходимость подобного сотрудничества, Республика Беларусь выполнила условия по получению статуса страны-участницы Международной программы ВОЗ по Фармаконадзору и включена в список стран-участниц под номером 79, о чем сообщил Международный центр мониторинга (UMC) 19 января 2006 г.

В рамках участия в этой программе:

К.ф.н., директор УП

"Центр экспертиз и испытаний

в здравоохранении",

Республика Беларусь

Г.В.ГОДОВАЛЬНИКОВ