Мудрый Юрист

Административное регламентирование деятельности росжелдора

Духно Н.А., директор юридического института МИИТ, доктор юридических наук, профессор.

Васильев Ф.П., ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Регламентирование деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) проводится в соответствии с:

<1> См.: Конституция РФ с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // Росс. газета. 2009. С. 3 - 5.<2> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
<3> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
<4> В ред. Постановлений Правительства России от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43.<5> СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.<6> СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233.
<7> Кроме того, следует учесть и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельности ОАО "РЖД России".

Издаваемые регламенты должны утверждаться директором Росжелдора по согласованию с министром транспорта России. Рассматриваемые регламенты и должностные регламенты должностных лиц Росжелдора, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки их осуществления, составляют административный регламент Росжелдора. Так, в качестве основного регламента из всех изданных административных (и издаваемых в последующем) регламентов выступает Регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта <8>. Данный Регламент устанавливает правила организации деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Агентство) по реализации возложенных на него полномочий.

<8> Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2005 г. Рег. N 6617.

Регламент достаточно конкретно перечисляет свои основные (ведомственные) управленческие вопросы.

В частности, кроме общих положений и значимости административных регламентов данным документом определяется порядок:

При этом в Регламенте не прослеживается порядок взаимодействия с акционерным обществом РАО "РЖД" <9>.

<9> По мнению Ф. Васильева, в регламенте также следует рассматривать финансово-хозяйственные вопросы деятельности совещательных органов и коллегии взаимоотношений с органами судебной власти, обеспечения доступа к информации о деятельности Росжелдора и т.д.

В итоге с точки зрения государственного управления и о верховенстве издаваемых нормативных правовых актов <10> следует отметить, что данный Регламент следовало бы утвердить министром транспорта РФ. Или же если Регламент выступает как основной документ, предусматривает вопросы взаимодействия с судебной властью, то надлежит учесть и порядок взаимодействия с иными правоохранительными органами, в том числе прежде всего с территориальными органами внутренних дел РФ. Тем более к объектам транспортной инфраструктуры относится достаточно большой перечень наименований, в том числе различные сооружения, комплексные здания, устройства и оборудование <11>. И изучению вопросов обеспечения безопасности на транспорте и их регламентирования будет способствовать прежде транспортное право.

<10> См.: Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2007.
<11> Духно Н.А. Проблемы развития правовой системы России // Сборник научных статей по материалам 5-й Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Теоретические проблемы развития правовой системы России". Вып. 14 / Под ред. Н.А. Духно, А.И. Бобылев. М.: Юр. институт МИИТа, 2007. С. 5 - 11.

Необходимостью подобного подхода прежде является не то, что ранее вопросы Росжелдора (функции и задачи) находились в собственном ведении Министерства путей сообщения РФ, а то, что требования Президента страны Д.А. Медведева и Председателя Правительства В.В. Путина направлены на совершенствование управления государством. И федеральным органам исполнительной власти следует максимально упростить механизмы управления и организации направления деятельности подразделений и служб своего ведомства.

Развитие вопросов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти через административные регламенты способствует прежде всего сокращению издания различных внутренних инструкций, положений, в которых невозможно на достаточном уровне изложить вопросы взаимодействия двух и более ведомств. Кроме того, инструкция приемлема для деятельности определенных должностных лиц данного ведомства, которые способствуют в последующем разработке должностного регламента, в котором должностное лицо расписывается об ознакомлении с момента назначения на должность.

Отсутствие совместных направлений (в том числе регламентирования) в области транспортных отношений способствует недостаточному направлению деятельности государственных органов в области борьбы с негативными явлениями в нашем обществе, отсутствию должной работы над транспортными вопросами. И тем более вопросы обеспечения транспортной безопасности страны и поддержания правопорядка, на наш взгляд, прежде всего принадлежат Минтрансу и МВД России. Подтверждающим фактором является проведение краткого анализа функций и задач в двух основополагающих документах. Это Указ Президента России от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" <12> и Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <13>, а также вышеназванные федеральные законы, регламентирующие деятельность Росжелдора.

<12> В ред. Указов Президента России от 29 декабря 2005 г. N 1554, от 23 октября 2008 г. N 1517, с изм., внесенными Указом Президента России от 28 февраля 2009 г. N 233.
<13> В ред. Законов РФ от 18 февраля 1993 г. N 4510-1, от 1 июля 1993 г. N 5304-1, Федеральных законов от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ, от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями ВС РФ от 18 апреля 1991 г. N 1027-1, от 17 февраля 1993 г. N 4496-1, Федеральными законами от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ.

Уместно будет в данном случае привести суждения известного российского ученого-юриста Н.М. Коркунова, что всякий, имеющий власть, стремится ею злоупотреблять; он всегда простирает свою власть так далеко, как может. Поэтому для устранения произвола необходимо поделить власть между различными учреждениями так, чтобы власть одного останавливала, сдерживала власть другого <14>. В итоге, по мнению авторов, совместные нормативные правовые акты (регламенты и приказы) должны иметь свою инновационность в современном государственном управлении в рамках требований Президента России Д.А. Медведева <15>.

<14> См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Предисловие проф. И.Ю. Козлихина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 322.
<15> Перечень трудов Ф.П. Васильева, посвященных проблемам административных регламентов, см. в общероссийском научно-практическом журнале "Юридический Мир" Ассоциации юристов России, N 1 (149), 2009, с. 67.

И в настоящее время именно административные регламенты будут способствовать обеспечению взаимодействия всех государственных органов между собой по вопросам защиты граждан (налогоплательщиков) от любых противоправных действий, а также недопущению развития верховенства одной власти над другими (с позиции неприкасаемости).

Как отмечает в своих выступлениях Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин, закон сильнее власти <16>, и регламенты должны способствовать разрешению имеющихся сегодня проблем - не только коррупционных вопросов в обществе, а обращению власти к населению, а не населения к власти. Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере транспорта <17>.

<16> См. его доклады в "Российской газете" от 29 июня 2006 г. С. 18 - 20 (проблемы соблюдения прав человека, деятельности судебной власти, защиты прав военнослужащих и др.); от 17 апреля 2009 г. С. 12 - 15 (обращает внимание на права человека, гарантированные Конституцией РФ, предложения о внесении дополнений в КоАП РФ, о деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ).
<17> С учетом актуальности и важности рассматриваемого вопроса авторы проводят научно-исследовательскую работу по изданию различных научных трудов (в том числе серии учебных пособий - регламентирование деятельности Минтранса, Росжелдора, ФТС России и др.), посвященных регламентным вопросам.

Сегодня время требует менять средства управления для ускорения и эффективности развития административных процедур <18>. Речь идет о последовательно совершаемых действиях открытого характера для осуществления компетенции публичных органов Росжелдора строго на законной основе. Придание прозрачности деятельности государственных органов - это одно из важнейших направлений в деятельности В.В. Путина и Д.А. Медведева.

<18> Например, см.: Васильев Ф.П., Дугенец А.С. Административный регламент ФМС России / Под ред. д-ра юр. наук Ф.П. Васильева. М.: Изд-во СГУ, 2009. С. 12.

Если даже в научных трудах регламентация деятельности государственных органов еще недостаточно рассматривается как самостоятельный принцип государственного управления <19>, то ее следует рассматривать также и с точки зрения глобализации <20>.

<19> См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления (Лекция 10). М.: Омега-Л, 2006. С. 262 - 282.
<20> Ученые-"глобалисты" также не учитывают в своих суждениях и определениях глобалистику в сфере административного управления (теории управления). Например, см.: Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.; СПб.: ИД "Питер", 2006. 1160 с.; Малевич Ю.И. Права человека в глобальном мире. М.: АСТ, 2004. 368 с.; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М.: Изд-во "Проспект", 2005. 432 с.

Современная регламентация Росжелдора придает деятельности его территориальных органов прозрачный и предсказуемый характер и в дальнейшем позволит оперативно разрешать управленческие проблемы по вопросам исполнения государственных функций в установленные сроки в рамках действующих нормативных правовых актов. Вследствие чего будет сокращаться время разрешения процедуры государственных вопросов. Вместе с тем это приведет к повышению усиления административной и общественной подконтрольности, сокращению издержек путем рационального использования рабочего времени. Так, скажем, с учетом проводимой государственной политики в рамках международных норм Росжелдору следует иметь административные регламенты взаимодействия не только с определенными правоохранительными органами (МВД, МЧС, ФСНК России, налоговыми органами и др.), но и с иными юридическими лицами <21>.

<21> В частности, результаты анкетирования (с апреля по июнь 2009 г.) позволяют утверждать, что должностные лица МВД России нуждаются в совместных регламентах с правоохранительными и иными государственными органами (98% из числа опрошенных (свыше 1000 чел) считают, что необходима разработка регламентов взаимодействия территориальных органов с местными органами власти субъекта РФ (в том числе на уровне муниципальных органов), около 70% считают, что необходимо ведение учебной дисциплины "Регламентирование деятельности ОВД" в ведомственных образовательных учреждениях). Работа по анализу регламентов и анкетирования продолжается.

Безусловно, авторы не исключают и то, что как для Минтранса России, так и для Росжелдора имеются существенные проблемные аспекты по регламентированию деятельности своего ведомства. В частности, в первом случае Минтранс из всех министерств имеет достаточно большой перечень федеральных служб и агентств <22>, которые обладают определенными государственными функциями и задачами. Параллельно следует обеспечить их деятельность последовательно и системно через административные регламенты. И они при этом, имея свою структуру, также должны соблюдать правила регламентирования как целого ведомства, так и определенных должностных лиц. Во втором случае Росжелдор, являясь федеральным органом исполнительной власти, обладает теми полномочиями, которыми обладало ранее Министерство путей сообщения России, т.е. является правопреемником министерства. И в соответствии с Постановлением Правительства России от 18 мая 2001 г. N 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте и др.

<22> Имеются в виду: Федеральная аэронавигационная служба - Росаэронавигация; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Ространснадзор; Федеральное агентство воздушного транспорта - Росавиация; Федеральное дорожное агентство - Росавтодор; Федеральное агентство железнодорожного транспорта - Росжелдор, Федеральное агентство морского и речного транспорта - Росморречфлот.

С учетом актуальности рассматриваемой проблемы в дальнейшем предстоит решить ряд существенных вопросов, касающихся деятельности Минтранса России и Росжелдора, а именно:

Безусловно, административные регламенты Росжелдора и ОАО "РЖД" должны соответствовать определенным стандартам, условиям и требованиям. Ими являются:

Регламентирование деятельности Росжелдора - это одно из основополагающих направлений проводимой реформы - совершенствование процедурных механизмов в его деятельности. Целиком и полностью обоснована необходимость нормативного закрепления процедур деятельности субъектов управления в рекомендательных регламентах и стандартах по оказанию государственных услуг. На первоначальном этапе процедура принятия регламентирующего документа для Росжелдора, по существу, должна проходить также и на уровне Минтранса России не в порядке ограничения, а в виде направления деятельности вновь созданного федерального органа исполнительной власти. Наряду с этим все это проводится в целях приведения в соответствие с рядом нормативных правовых актов в области регулирования транспортных правоотношений.

На сегодняшний день Росжелдор в основном самостоятельно определяет вопросы взаимодействия со всеми государственными и негосударственными органами по оказанию юридическим и физическим лицам транспортных услуг.

В ходе работы над изданием административных регламентов руководству Росжелдора необходимо учитывать те элементы, которые важны для любого государственного органа по исполнению государственных функций, возложенных Президентом или Правительством России, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Эти правила должны распространяться и при разработке непосредственных должностных инструкций для конкретного государственного служащего, обладающего правом предоставления соответствующих государственных услуг или исполнения государственных функций.

В итоге в настоящее время проходит процесс не только принятия (издания) административных регламентов, но и направления деятельности всех служб и подразделений, а также обучения должностных лиц только в рамках соответствующего административного регламента.

Фактически процедура принятия административных регламентов - весьма серьезное мероприятие, но авторы отмечает, что ей должна предшествовать другая не менее серьезная работа - это работа по определению перечня самих государственных функций и услуг. Изданные регламенты должны подвергаться периодическому пересмотру, дополнению и обновлению с учетом проводимой государственной политики по вопросам предоставления определенных полномочий в пределах действующих нормативных правовых актов <23>.

<23> С другой стороны, все регламенты, изданные в 2006 - 2008 гг., требуют внесения существенных изменений и дополнений в связи с изданием значительно важных нормативных правовых актов (с декабря 2008 г.), в том числе постановлений Правительства России по вопросам делопроизводства, связи с представителями СМИ и др.

Безусловно, любой регламент Росжелдора не должен противоречить законодательным нормам. Регламентирование деятельности всех уровней субъектов управления Минтранса должно быть направлено на:

<24> См.: Российская газета. 2008. 22 мая. С. 2.

Президент России Д.А. Медведев первоочередной задачей перед всеми органами исполнительной власти и должностными лицами ставит уважение и охрану прав и свобод человека. Особое внимание он придает фундаментальной роли права, на котором основываются государство и гражданское общество. В связи с этим административные регламенты Минтранса и Росжелдора должны способствовать реализации намеченных президентом страны планов.

Авторитет Росжелдора высок тогда, когда каждый транспортный работник профессионально подходит к выполнению возложенных на него обязанностей по исполнению своих функций и умеет принимать правильные производственно-управленческие решения в рамках дозволенного ему в целях реализации потребностей как граждан, так и юридических лиц.

По существу, вопросы борьбы с коррупцией, затронутые Президентом России Д.А. Медведевым, касаются непосредственно и должностных лиц Росжелдора и ОАО "РЖД", и они, к сожалению, в действующих административных регламентах еще не учтены. Издание административных регламентов должно быть направлено на недопущение бюрократизма и коррумпированности и в территориальных органах Росжелдора в соответствии с требованиями Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом России от 31 июля 2008 г. (Пр-1568) <25>.

<25> См.: Российская газета. 2008. 5 августа. С. 10.

В процессе регламентирования деятельности должностных лиц Росжелдора и ОАО "РЖД" следует учитывать дополнительно не только Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", но и Указы Президента России:

<26> См.: Российская газета. 2009. 20 мая. С. 9.<27> Там же.<28> Там же.<29> См.: Российская газета. 2009. 20 мая. С. 10 и 14.<30> См.: Российская газета. 2009. 20 мая. С. 11 - 13.

По существу, сегодня перед всеми федеральными органами исполнительной власти стоит задача всемерного продолжения работы по изданию административных регламентов. И претворять их можно только при комплексном подходе и анализе: определение субъектов (разработчиков регламентов), задействование ведомственной науки (научных центров), внедрение обучения в ведомственных образовательных учреждениях и периодический контроль за ходом процесса и др. Кроме того, авторы придерживается разработанной примерной схемы ведущим научным сотрудником Научного центра Академии управления МВД России д.ю.н. Ф.П. Васильевым, которая приемлема для всех государственных органов, и предлагают вниманию читателей.

Московский государственный университет путей сообщения Юридический институт МИИТа Уважаемый коллега!

В ходе административной реформы особое значение придается регламентированию деятельности государственных органов и должностных лиц, уточнению их полномочий, оптимизации технологии осуществления реализуемых административных процедур. На данный момент в Минтрансе России и Росжелдоре действуют ряд административных регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг. С учетом важности данной проблемы МИИТ проводит исследование по вопросам регламентирования деятельности Минтранса России, Росжелдора, ФТС России и других государственных органов.

Будем Вам искренне признательны, если Вы ответите на вопросы нашей анкеты. Анкетирование проводится анонимно. Результаты будут использованы в обобщенном виде, для выяснения вопросов о достаточности наличия регламентов, их совершенствования и о необходимости издания тех или иных регламентов по определенным направления деятельности. Ваши суждения будут способствовать выработке конкретных предложений по разработке ведомственных нормативных актов (административных регламентов), а также развитию науки и образования Минтранса России, МВД России, Минюста России, ФТС России, МЧС России и др.

Заранее благодарим Вас за оказанную помощь.

Анкета для сотрудников правоохранительных, иных органов по вопросам административного регламентирования деятельности должностных лиц

  1. Наименование округа, службы, подразделения ___________________
  2. Стаж службы
  3. до 1 года;
  4. от 1 до 5 лет;
  5. свыше 5 лет.
  6. Ваше отношение к проблеме регламентирования деятельности служб и подразделений и их должностных лиц
  7. оно необходимо в отношении всех служб и подразделений по всем направлениям деятельности;
  8. оно необходимо лишь по наиболее значимым направлениям деятельности;
  9. в нем нет необходимости, существующей нормативной базы достаточно;
  10. в нем нет необходимости, поскольку оно не вносит каких-либо изменений в деятельность органов внутренних дел;
  11. затрудняюсь ответить;
  12. иное _____________________
  13. Ваша оценка действующих регламентов, касающихся организации работы служб и подразделений Вашего ведомства
  14. на данный момент полностью отвечают требованиям практики;
  15. нуждаются в доработке;
  16. затрудняюсь ответить;
  17. иное ____________________
  18. На Ваш взгляд, принятие административных регламентов способствует (отметьте не более 3 позиций)
  19. устранению избыточных административных процедур;
  20. упрощению административных процедур, сокращению сроков их исполнения;
  21. установлению персональной ответственности должностных лиц;
  22. обеспечению защиты прав и свобод граждан;
  23. усилению подконтрольности действий должностных лиц;
  24. уточнению стандартов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
  25. недопущению коррупции;
  26. затрудняюсь ответить;
  27. иное ____________________
  28. О принятии административных регламентов Вы получаете информацию
  29. самостоятельно;
  30. через систему служебной подготовки;
  31. от коллег;
  32. затрудняюсь ответить.
  33. Считаете ли Вы необходимым ведение предмета (спецкурса) в образовательных учреждениях "Административный регламент" или "Регламентирование деятельности (наименование федерального органа)"?

_______________________________________________________

(укажите свой вариант названия предполагаемого предмета)

  1. Какие направления деятельности (исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг) нуждаются в разработке административных регламентов и какому государственному органу?
  2. прием граждан;
  3. инспектирование;
  4. обследование объектов;
  5. лицензирование;
  6. выдача (замена) водительских удостоверений;
  7. затрудняюсь ответить;
  8. иное (укажите) __________
  9. Какие государственные функции осуществляет Ваша служба (подразделение)? ________________
  10. Какие виды государственных услуг предоставляет Ваша служба (подразделение) юридическим и физическим лицам? ______________
  11. Какие причины, на Ваш взгляд, являются слабым звеном в регламентировании деятельности Вашей службы (подразделения)?
  12. отсутствие регламента;
  13. несовершенство имеющегося регламента;
  14. затрудняюсь ответить.
  15. Руководствуетесь ли Вы в процессе служебной деятельности административными регламентами?
  16. да;
  17. нет.
  18. Если да, то каким(-и) именно?

_____________________________

(наименование регламента)

  1. Испытываете ли Вы проблемы в служебной деятельности из-за отсутствия административных регламентов?
  2. да;
  3. нет;
  4. затрудняюсь ответить.
  5. Какой регламент Вам необходим для работы?

_____________________________

  1. Какие подразделения Вашей службы должны руководствоваться административными регламентами?
  2. все;
  3. только должностные лица, обладающие правом предоставлять гос. услуги;
  4. затрудняюсь ответить.
  5. Нужны ли Вашей службе (подразделению) другие административные регламенты?
  6. да ________

(укажите, какие)

  1. нет.
  2. Какие подразделения Вашей службы нуждаются в административных регламентах? _______________________

(перечислите с указанием службы)

  1. Если Вам приходится в процессе служебной деятельности взаимодействовать с другими органами исполнительной власти, то перечислите с какими: __________________________
  2. Существует ли необходимость разработки совместных административных регламентов по линии Вашей деятельности?
  3. да;
  4. нет;
  5. затрудняюсь ответить.
  6. Ваши дополнительные предложения:

_____________________________

                                     "___" _______________ 200__г.

Анкета разработана членом Российской академии юридических наук (РАЮН), ведущим научным сотрудником д.ю.н. Васильевым Ф.П.

Заполненные анкеты и свои предложения просим направить по адресу: 127994, Москва, ул. Образцова, 15, 6-й корпус МИИТа, с пометкой (для Духно Н.А.).

Сотрудникам ОВД (правоохранительных органов) - 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 8. Академия управления МВД России, начальнику Научного центра Полежаевой С.А. (для Васильева Ф.П.).