О порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов
Вартанян Н.В., соискатель кафедры гражданского права юридического факультета Института экономики и предпринимательства.
Действующее российское законодательство согласно абз. 2 ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> относит воздушное судно к категории недвижимого имущества. Однако, как справедливо отмечает М.В. Абрамова <2>, недвижимостью признаются воздушные суда, которые не прошли регистрацию, а лишь подлежат государственной регистрации, а следовательно, эти объекты признаются недвижимостью с момента их создания, а не с момента государственной регистрации.
<1> Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (с послед. изм. и доп.).<2> Абрамова М.В. К вопросу о понятии недвижимого имущества // Юрист. 2002. N 4. С. 13.
Таким образом, возможность применения унифицированных правовых норм обусловлена их значительной ценностью и необходимостью их государственного учета, обеспечивающей их индивидуализацию. Стоит отметить, что действующее российское законодательство не содержит легального определения гражданского воздушного судна.
Воздушный кодекс Российской Федерации <3> устанавливает, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
<3> Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383 (с послед. изм. и доп.).Следует отметить, что в теории гражданского права известна государственная регистрация прав на недвижимое имущество и государственная регистрация самого имущества. В рамках исследуемого вопроса интерес вызывает порядок регистрации гражданского воздушного судна.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов имеет своей задачей:
- Учет всех гражданских воздушных судов Российской Федерации, совершающих полеты в воздушном пространстве РФ и за его пределами.
- Определение национальности воздушного судна, т.е. принадлежности судна тому или иному государству.
- Юридическое оформление права собственности, владения и эксплуатации данного воздушного судна.
- Сосредоточение в органе государства сведений о гражданских воздушных судах.
Государственная регистрация гражданских воздушных судов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Каждому гражданскому судну при занесении его в государственный реестр присваивается государственный регистрационный опознавательный знак и выдается свидетельство о государственной регистрации. Занесение воздушного судна в реестр и выдача свидетельства о его регистрации осуществляются только при наличии сертификата летной годности <4>, выданного Государственной комиссией по безопасности полетов гражданской авиации России.
<4> Порядок выдачи сертификата регламентирован ст. 37 Воздушного кодекса Российской Федерации.Допуском к эксплуатации является обязательное установление соответствия гражданского воздушного судна нормам летной годности. Под нормами летной годности понимается документ, содержащий государственные требования к гражданскому воздушному судну и к двигателям и оборудованию по безопасности полетов.
Непосредственная выдача удостоверения о годности воздушного судна к полетам производится Региональным управлением гражданской авиации на время эксплуатации воздушного судна до очередного ремонта, но не более чем на 3 года.
Порядок государственной регистрации и выдачи свидетельства определен Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Министерством транспорта 2 июля 2007 г. N 85 <5> (далее - Правила регистрации). Данные Правила разработаны на основе Воздушного кодекса РФ, требований стандартов и рекомендаций ИКАО <6>.
<5> Зарегистрированы в Минюсте России от 17 сентября 2007 г. N 10142.<6> Международная организация гражданской авиации, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 г. Конвенции о международной гражданской авиации.
Правила регистрации устанавливают, что владелец воздушного судна после получения технического осмотра и сертификата летной годности подает заявление по установленной форме в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Основанием для оформления заявления является один из следующих документов:
- Временное удостоверение о годности воздушного судна к полетам, выданное представителем заказчика на заводе-изготовителе.
- Приемо-сдаточный акт при получении воздушного судна от других ведомств.
- Акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам.
Заявление собственник обязан подать в произвольной форме. Заявление должно содержать данные о воздушном судне и сведения о собственнике. Так, согласно п. 12 Правил о регистрации в заявлении должны быть указанны следующие сведения о воздушном судне:
- Тип (наименование) воздушного судна.
- Серийный (идентификационный) номер.
- Дата изготовления.
- Наименование изготовителя.
- Максимальная взлетная масса.
- Тип и количество установленных двигателей.
- Мощность (тяга) двигателя.
- Адрес места базирования.
Данные о воздушном судне подтверждаются представителем подразделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или его территориального органа по месту базирования воздушного судна, уполномоченного осуществлять контроль и надзор за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов, на основании результатов его осмотра или эквивалентной ему оценки заявленных данных. На заявлении в орган регистрации представитель в подтверждение заявленных данных ставит отметку и заверяет подписью с указанием фамилии, имени и отчества и занимаемой должности.
Согласно Правилам регистрации и сложившейся практике в государственном реестре содержатся данные о собственнике гражданского воздушного судна. Хотя акт регистрации гражданского воздушного судна в государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно. Такой порядок предусматривает, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав. Именно с этой целью в заявление согласно п. 11 Правил о регистрации необходимо вносить полные сведения о собственнике. Так, согласно п. 14 названных Правил следует включать следующую информацию о собственнике:
- Полное наименование организации, для физических лиц - фамилия, имя и отчество и данные документа, удостоверяющего личность.
- Юридический и почтовый адрес организации, для физического лица - адрес места жительства <7>.
- Номер телефона/телефакса.
- ОГРН, ИНН/КПП, для физических лиц - ИНН (при наличии).
Для внесения данных о воздушном судне в государственный реестр заявитель представляет в орган регистрации следующие документы:
- Заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике.
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию гражданского воздушного судна.
- Документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно.
- Документ, подтверждающий (при необходимости):
- снятие воздушного судна с эксплуатации в государственной или экспериментальной авиации;
- исключение из реестра гражданских воздушных судов иностранного государства или экспортный сертификат летной годности.
Государственный регистрационный орган оценивает полноту заявленных собственником сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов и заносит данные сведения в государственный реестр.
Орган регистрации в течение 10 дней со дня поступления документа проводит регистрацию воздушного судна. Однако орган регистрации может отказать заявителю в регистрации воздушного судна и в течение 10 дней направить уведомление об отказе. Решение об отказе в государственной регистрации гражданского воздушного судна заявитель может обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае положительного результата регистрационный орган выдает заявителю свидетельство о регистрации согласно образцу, имеющее степень защиты <8>.
<8> См.: приложение N 1 к Правилам государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации.При получении свидетельства о регистрации физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, или документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени другого лица. Представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Замена свидетельства о регистрации осуществляется органом регистрации в случае изменения собственника гражданского воздушного судна или его адреса, непригодности для дальнейшего использования свидетельства о регистрации, при изменении модификации (наименовании) гражданского воздушного судна, связанного с его переоборудованием.
В целях замены свидетельства о регистрации согласно названным Правилам в каждом конкретном случае <9> заявителю необходимо представить в орган регистрации пакет документов.
<9> См.: п. п. 21, 22, 23 Правил о регистрации.В случае утери свидетельства о регистрации заявителем представляется в орган регистрации заявление о факте утери, составленное в произвольной форме, и пакет документов, предусмотренных п. 11 Правил о регистрации.
На основании заявления органом регистрации заявителю выдается дубликат свидетельства о регистрации, на бланке которого в левом верхнем углу делается запись "Дубликат".
Информация о выдаче дубликата свидетельства о регистрации направляется в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно п. 5 ст. 33 ВК РФ данные о гражданском воздушном судне могут быть исключены из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в следующих случаях:
- Списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации.
- Продажа гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.
- Нарушение требований к государственной регистрации гражданского воздушного судна.
В случае исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации этого воздушного судна утрачивает силу и подлежит возврату органу, выдавшему указанное свидетельство.
Государственная регистрация воздушного судна, а также занесение сведений в государственный реестр имеют определенные правовые последствия. Это, во-первых, позволяет оформить право собственности, владения, эксплуатации и, во-вторых, устанавливает принадлежность воздушного судна. Кроме того, занесение в реестр позволяет централизовать в государственных органах сведения о гражданских воздушных судах, что значительно обеспечивает контроль за их эксплуатацией и техническим состоянием.
Государство, где воздушное судно зарегистрировано, согласно Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. <10> несет за собой ряд обязательств. Во-первых, воздушные суда этих стран должны соответствовать национальным нормам летной годности и/или нормам летной годности, определенным ИКАО. Во-вторых, члены экипажей этих воздушных судов должны иметь соответствующую квалификацию и установленное свидетельство. В-третьих, воздушному судну присваиваются государственные и регистрационно-опознавательные знаки. Знаки наносятся на воздушное судно и являются внешним символом национальной принадлежности. В-четвертых, на гражданские воздушные суда помимо государственных и регистрационно-опознавательных знаков должно наноситься изображение государственного флага Российской Федерации, могут также наноситься изображения флага субъектов Российской Федерации, а также товарные знаки - символы, надписи, эмблемы, иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки.
<10> Документ ICAO 7700/3, 1963.Свидетельство, подтверждающее регистрацию воздушного судна, согласно указанной Конвенции отнесено к разряду единых судовых документов. В свидетельство о регистрации заносится:
- Государственно-регистрационный опознавательный знак.
- Тип и назначение воздушного судна.
- Серийный заводской номер.
- Сертификат летной годности.
- Дата выдачи свидетельства.
Таким образом, упомянутые Правила регистрации определяют регистрацию гражданского воздушного судна как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и международного соглашения.