Мудрый Юрист

Платные услуги в аптеке ЛПУ

"Московские аптеки", 2006, N 5

Ситуация каждый раз обрисовывается и не меняется - проходят значительные изменения в системе здравоохранения, меняются законодательные и нормативные документы, система фармацевтического надзора. Но до настоящего времени не решены вопросы работы больничных аптек. При выдаче лицензий ограничивают права больничных аптек по розничной реализации, как правило, в лечебных учреждениях, имеющих множество подразделений и различных корпусов, открываются аптечные пункты, киоски, аптеки, преимущественно с частной формой собственности. При этом аптека ЛПУ влачит нищенское существование - у работников аптек маленькая зарплата, сложно сформировать штат, так как у сотрудников нет материальной заинтересованности. Также не разработаны требования к оказанию фармацевтических услуг аптекой стационара. В перечень платных медицинских услуг не включены фармацевтические. Аптеки ЛПУ продолжают свою деятельность на основе старых традиций, руководствуясь устаревшими нормативными документами.

Фармацевтическая деятельность не в полной мере соответствует той работе, которая осуществляется в аптеках ЛПУ. Предлагалось открыть аптеки в каждой больнице - не столько для снабжения, которое нужно организовывать как специализированное фармацевтическое подразделение. Также было предложено ввести должность заместителя главного врача по лекарственному обеспечению - провизора. Была проведена работа по разграничению службы клинической фармакологии и аптечной службы. Разработка правил надлежащей аптечной практики, предложено введение должности "Больничный провизор", ведение платных фармацевтических услуг.

Необходимо ответить на следующие вопросы: "Оказывают ли в ЛПУ платные медицинские услуги? Оказывают ли в ЛПУ платные фармацевтические услуги? Включены ли в перечень медицинских услуг ЛПУ платные фармацевтические услуги? Как осуществляется использование лекарств при платных медицинских услугах? Имеют ли право аптеки ЛПУ оказывать платную услугу, в том числе и осуществлять розничную реализацию?". Конечно, все лечебные учреждения оказывают платные медицинские услуги. К сожалению, перечень оказываемых медицинских услуг в лечебных учреждениях не включает платные фармацевтические услуги, хотя практически их осуществляет - изготавливает и отпускает лекарства для других лечебных учреждений. Во многих лечебных учреждениях в подразделениях имеются аптечные пункты, розничные аптеки с частной формой собственности. Но некоторые лечебные учреждения имеют свои подразделения - осуществляют розничную реализацию фармацевтических товаров через аптечные пункты в подразделениях лечебных учреждений. Это встречается очень редко, и лицензию аптеки получают с большим трудом.

До сих пор для платных медицинских услуг очень часто используют те лекарства, которые были закуплены для оказания бесплатной медицинской помощи. Отсутствует механизм возмещения этих расходов. В некоторых лечебных учреждениях каким-то образом возмещают эти расходы, и в каждом ЛУ это происходит по-разному. Не ведется раздельный учет движения лекарств, приобретенных для бесплатной помощи, и для оказания платных медицинских услуг. Имеют ли право аптеки ЛПУ оказывать платные услуги? Согласно общероссийскому классификатору услуг, есть услуги аптечных подразделений, которые отнесены к "прочим медицинским услугам". Поэтому при формировании перечня платных медицинских услуг в лечебном учреждении правомерно включать платные фармацевтические услуги, которые будут оказываться аптекой и лечебным учреждением. Наряду с этим ФЗ "О лекарственных средствах" относит аптеку к учреждению здравоохранения к аптечным учреждениям, организациям, осуществляющим розничную торговлю ЛС, а также изготовление и отпуск лекарств, не исключая возможности организации розничной реализации лекарств в аптечном лечебном учреждении. Обязанность аптек ЛПУ - обеспечивать лекарствами подразделение лечебного учреждения для оказания платных услуг, обусловлено стратегическими задачами аптеки. Стратегические задачи аптеки ЛПУ - это обеспечение лечебного процесса лекарствами, как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и для оказания платных медицинских услуг. Аптека должна обеспечивать лекарствами тех пациентов, которые получают помощь в рамках стационарозамещающих технологий. Эти технологии разные - как стационары дневного пребывания, так и хирургические манипуляции одного дня. При этом пациент не остается на ночь в больнице, а идет лечиться домой. Зачастую пациентам приходится самим приобретать лекарства для лечения в больнице, поскольку те препараты, которые включены в формуляр, не всегда обеспечиваются из-за низкого финансирования. Врач не может гарантировать качество лечения тем препаратом, который принес пациент, так как неизвестно его качество. А это может быть гарантировано только в том случае, если ЛС приобретено в аптеке и есть все документы, подтверждающие качество. Пациенты нуждаются и в дополнительных препаратах, которые не включены в список. Одной из стратегических задач аптеки является информирование медицинского персонала о ЛС. Много проблем возникает из-за того, что утратила силу система информации о ЛС в поликлиниках и стационарах. Исходя из функций провизоров и фармацевтов, именно на них возлагается обязанность информирования медицинского персонала. Организация внутреннего фармнадзора в стационаре должна возлагаться на фармацевтическое подразделение, включая надзор хранения и использования ЛС. Таким образом, аптеку, которую можно рассматривать как самостоятельное, рыночно ориентированное фармацевтическое подразделение в лечебном учреждении, которое наряду с другими подразделениями может оказывать платные услуги. Аптека ЛПУ обязана обеспечивать лекарствами подразделения для оказания платных медицинских услуг, но при этом она имеет право на изготовление и отпуск ЛС другим ЛПУ, школам, детским и дошкольным учреждениям, Домам ребенка и так далее. Аптека ЛПУ имеет право заниматься розничной реализацией лекарств и других фармацевтических товаров пациентам ЛПУ и населению. Платные услуги необходимы для упорядочения использования ЛС при платных медицинских услугах, организация лекарственного обеспечения пациентов по дополнительному бесплатному лекарственному обеспечению, получение дополнительных источников финансирования расходов.

Разработаны принципы предоставления платных фармацевтических услуг. Это относительное обособление ресурсов, предоставление аптеке различной степени экономической самостоятельности, материальная заинтересованность коллектива аптеки в росте результатов. Также полная материальная ответственность за результаты этой деятельности, использование временно свободных внебюджетных средств ЛПУ на возвратные расходы. Организационный и финансовый контроль, установление ежемесячных доплат коллективу аптеки из средств, полученных от оказания платных медицинских услуг. Немаловажной является система материального и морального поощрения. В каждой больнице должна быть организована аптека либо с правом изготовления ЛС, либо аптека готовых лекарственных форм с правом фасовки. Статус заведующего аптекой - это заместитель главного врача по лекарственному обеспечению. Фармацевтические услуги подразделены на две группы: это услуги по оказанию платной и бесплатной фармацевтической помощи. Платные услуги подразделены на внутренние и внешние. Внутренние связаны с работой данного лечебного учреждения, внешние - это услуги, предоставляемые внешним организациям и населению. Все функции, которые возникают у аптеки по оказанию платных услуг, можно подразделить на снабженческие, хранение, отпуск, производственные, реализация, обеспечение качества и надзора и т.д.

Если будет выстроена система совершенно отдельного учета и отдельного возмещения затрат по использованию имущества бюджетной организации, в данной ситуации Федеральная и Монопольная служба может рассматривать, что 94 Закон не распространяется на закупки лекарств для платных услуг. В отпуске лекарств подразделения должно быть общее правило формирования для каждого пациента. По характеру все виды платных услуг можно разделить на три группы: обеспечение подразделений ЛПУ для платных медицинских услуг, реализация товара пациентам стационара и населению, изготовление и фасовка лекарств для других ЛПУ. Приказом главного врача платные фармацевтические услуги должны быть включены в перечень платных услуг лечебного учреждения. По существующему порядку этот перечень согласовывается с органами Управления Здравоохранения. Необходимо разработать и утвердить Положение о платных фармацевтических услугах, организовать в аптеке отдел платных фармацевтических услуг, получить лицензию на фармацевтическую деятельность, в том числе на розничную реализацию ЛС. Разработать механизм учета движения лекарств и отчетности по заданному пункту. Разработать механизм возмещения расходов по использованию имущества ЛПУ для платных фармацевтических услуг. Разработать механизм раздельного документального оформления, способов движения, учета, хранения ЛС, используемых для оказания бесплатной и платной медицинской помощи. Разработано Положение о платных фармацевтических услугах, которое предусматривает порядок предоставления, детальной разработки документов, оформления и т.д. В структуре аптеки ЛПУ может быть два или три отдела - это аптека готовых лекарственных форм, отдел по оказанию бесплатной помощи и отдел платной помощи, и производственный отдел. Целесообразно аптеке для оказания платных услуг выделить отдельный лицевой счет в централизованной бухгалтерии лечебного учреждения. Результаты этой работы положены в основу методических рекомендаций "Организация аптечных пунктов в лечебных учреждениях".

Проректор Пермской

государственной фармакадемии

А.В.СОЛОНИНИНА