Мудрый Юрист

Основные направления и условия развития информационного общества в Российской Федерации

Куняев Н.Н., кандидат исторических наук, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам, начальник департамента.

В статье рассмотрены основные направления и условия развития информационного общества Российской Федерации в рамках таких документов, как Программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Также уделено внимание вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях развития и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства.

Повсеместное развитие информационно-коммуникационных технологий отразилось на современных правоотношениях путем их модификации и появления новых правовых институтов. В современной правовой науке и нормативных правовых актах для характеристики всей совокупности общественных отношений, складывающихся в информационной сфере, все чаще стал употребляться термин "информационное общество".

Очевидная новизна данного термина порождает некоторую неопределенность в его трактовке различными учеными и специалистами и, как следствие, отсутствие единой дефиниции. В настоящее время имеется ряд определений, выделяющих те или иные характеристики современного информационного общества.

Первые нормативные правовые акты, нормы которых направлены на развитие институтов информационного общества в Российской Федерации, дают возможность рассмотреть этапы формирования основного содержания термина "информационное общество". Одним из таких актов является Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" <1>.

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 5. Ст. 531.

Текст Программы не содержит определения информационного общества, однако в нем указывается, что "цели и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества <2>, Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации <3>".

<2> Окинавская хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22.07.2000) // Дипломатический вестник. 2000. N 8.
<3> Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. 28.09.2000. N 187.

До утверждения Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" попытки определения концептуальных основ информационного общества были предприняты на уровне отдельных субъектов Российской Федерации - городов Москвы и Санкт-Петербурга <4>.

<4> Распоряжение мэра Москвы от 20.07.2001 N 715-РМ "О разработке комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" // Вестник мэрии Москвы. 2001; Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.1999 N 36 "О Концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу" // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 1999. N 9.

Например, в Концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу" отмечаются стратегические цели, направления и задачи перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу, принципы формирования информационного общества города, этапы перехода к информационному обществу и др. Сходные тенденции наблюдаются и в содержательной части Концепции движения Москвы к информационному обществу.

В мировой науке понятие "информационное общество", появившись во второй половине XX века, формировалось на протяжении 50 лет, и сейчас многие ученые вслед за Д. Беллом и О. Тоффлером считают, что информационное общество - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития, а основу определения его социальной структуры - информацию <5>.

<5> Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books Inc., 1973.

Рассматривая формирование информационного общества как одно из важнейших условий развития, в последние несколько лет в нашей стране были приняты и реализуются ряд основополагающих документов, среди которых можно выделить вышеназванную Программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", Доктрину информационной безопасности Российской Федерации <6>, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации <7>, Концепцию формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года <8> и ряд других.

<6> Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета. 28.09.2000. N 187.
<7> Стратегия развития информационного общества в РФ (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. 16.02.2008. N 34.
<8> Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р "О Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 г." // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. N 20. Ст. 2372.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, характеризующая его высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти, является основой для различных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в нашей стране.

Целью формирования и развития информационного общества в России является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности нашей страны, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Основой же формирования информационного общества был и остается интерес человека в улучшении жизни и в развитии личности.

В соответствии с вышеупомянутой Стратегией государство разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом; определяет контрольные значения показателей развития информационного общества; обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий; создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; создает условия для равного доступа граждан к информации; использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Для решения перечисленных задач Правительством Российской Федерации утверждены основные направления деятельности по созданию информационного общества <9>:

<9> Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. и перечня проектов по их реализации" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 48. Ст. 5639.<10> Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2007 N 1700-р "О Концепции развития телерадиовещания в РФ на 2008 - 2015 годы" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6221.

Также на законодательном уровне определены приоритетные направления развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе <11>:

<11> Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства, помимо бесспорных положительных моментов для перехода к информационному обществу, поднимают проблемы обеспечения информационной безопасности.

При переходе к информационному обществу и с обеспечением высокого уровня доступности современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в нашей стране появились такие новые явления, как кибертерроризм и киберпреступность. В этом ключе можно выделить ряд таких угроз, как незащищенность информации от искажения, распространения, незащищенность информационно-коммуникационных каналов и ряд других.

Возникла очевидная необходимость правового регулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских, что является проблемой международного масштаба <12>. Формирующееся информационное общество выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности. Теперь она определяется в значительной мере защитой интересов личности, общества и государства в информационной сфере <13>.

<12> Вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности // М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 31.
<13> Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность // СПб.: СПб. университет, 1999.

Очевидно, что при проведении мероприятий по реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации необходимо учитывать положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, указывающей, что успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

В этом документе перечислены задачи, от решения которых зависит информационная безопасность Российской Федерации. Приведем лишь некоторые из них, актуальные для данного исследования:

Состояние информационной безопасности Российской Федерации в настоящее время показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Принятые во второй половине 90-х годов нормативные правовые акты уже не отвечают современному состоянию общественных отношений и тормозят развитие информационного общества.

Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение, а противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к отрицательным последствиям.

Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

В этой ситуации становится очевидным, что нескольких концептуальных документов, направленных на обеспечение безопасности информационного общества, недостаточно для его полноценного развития. Крайне актуальной становится разработка современного, учитывающего мировой опыт документа об информационной безопасности в условиях формирования информационного общества.