Мудрый Юрист

Правовые ограничения осуществления судьей преподавательской деятельности

Цалиев А.М., доктор юридических наук, профессор, председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия - Алания, член Президиума Совета судей Российской Федерации.

Качмазов О.Х., кандидат юридических наук, доцент, судья Конституционного суда Республики Северная Осетия - Алания.

В статье исследуются пределы правовых ограничений научной и педагогической деятельности судей. Авторы проводят соотношение между нормами Закона РФ "О статусе судей в РФ", трудового законодательства РФ и законодательства в области образования в части объема педагогической нагрузки судей (количество ставок), времени осуществления педагогической деятельности (в рабочее время или в свободное от основной работы время), а также рассматривают иные проблемные вопросы.

Правовое регулирование деятельности судей, особенно в рамках борьбы с коррупцией, следует рассматривать исходя из нескольких основных конституционных положений. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Между тем ч. 3 ст. 55 Конституции предусматривает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод, в том числе и в части социально-экономических прав судей.

Конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не исключает возможности закрепления в законе определенных требований к лицам, осуществляющим деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на судейских должностях.

Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать указанное конституционное право, добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус, и должен выполнять соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Из этого вытекает, что запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, который приобретает лицо, не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица. Данная правовая позиция неоднократно была выражена Конституционным Судом Российской Федерации в его решениях <1>.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N 169-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Нечаева Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3 и 13 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статей 19 и 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Пределы конституционно-правовых ограничений, связанных с осуществлением правосудия, которые распространяются на судей, закреплены в Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (ред. от 7 мая 2009 г.) "О статусе судей в Российской Федерации", содержащем четырнадцать запрещающих норм, прямо или косвенно связанных с реализаций прав судей. Однако по формам предписания пять из этих четырнадцати запрещающих норм являются факультативными, т.е. "позволяющими при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной)" <2>.

<2> Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2003. С. 203.

В соответствии с одной из них (п. 5 ч. 3 ст. 3) судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда.

Раскрывая содержание темы публикации, следует более подробно остановиться на правовом анализе приведенного ограничения. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституции РФ судьи наделены свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания, что согласуется с п. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, однако их реализация в данном случае характеризуется определенными особенностями, связанными с осуществлением правосудия. Они заключаются в том, что право на получение имущественной выгоды при осуществлении этих свобод специально закрепляется в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Возможность для судьи осуществлять научную, преподавательскую, лекторскую и иную творческую деятельность допускает и Кодекс судейской этики. Особое внимание следует обратить на то, что предоставление судьям права на ведение научно-педагогической деятельности позволяет привлечь в образовательные учреждения наиболее подготовленных юристов в области применения различных отраслей права, хорошо знающих судебную систему, ее задачи и проблемы, что, в свою очередь, позволяет, особенно на местах, существенно повысить качество обучения студентов, оказать положительное влияние на последующую работу выпускников по специальности, в том числе в судебной системе России.

Неслучайно во многих ведущих образовательных учреждениях работает большое количество судей, в том числе имеющих ученые степени и ученые звания, и это следует оценивать как положительное явление, свидетельство высокой квалификации судейского корпуса <3>. В частности, в Российской академии правосудия учебный процесс осуществляют 163 доктора наук, 729 кандидатов наук, 107 профессоров и 291 доцент, в числе которых действующие судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда, Московского городского и Московского областного судов и судьи в отставке <4>. В Институте государства и права РАН из 67 штатных совместителей-преподавателей 10 являются судьями <5>. Сочетание в преподавании знаний и опыта ученых и практиков обеспечивает высокий уровень обучения, более полное соответствие целям получения профессионального образования. Кроме того, научная и преподавательская деятельность судьи положительно сказывается на росте профессионального уровня самого судьи, дает возможность апробации идей по совершенствованию законодательства и судебной практики.

<3> Более того, законодатель материально стимулирует наличие у судей ученой степени или ученого звания, устанавливая соответствующие надбавки к должностному окладу.
<4> Архипова Л.Б. Российской академии правосудия - десять лет // Российская юстиция. 2008. N 5.
<5> Волосникова Л.М. Об участии судов в практической подготовке юристов: опыт ФРГ // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 5.

Особо следует отметить деятельность Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которая имеет поисковый, научно-исследовательский характер и требует высокой юридической квалификации. Решения указанных судов содержат значительный научно-практический потенциал. Именно поэтому многие судьи Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ являются преподавателями юридических вузов, авторами научных работ.

Изложенное подтверждается и зарубежным опытом. В частности, германскую модель подготовки юристов характеризует ярко выраженная ориентация на практику. Это выражается в высокой степени участия судов в подготовке юристов, детальном регулировании организации практики будущих специалистов на федеральном и земельном уровнях. Законодательство о судебной системе ФРГ выполняет функции государственного образовательного стандарта высшего юридического образования. Федеральное законодательство обязывает суды к участию в практической подготовке юристов <6>. Более того, Закон об административных судах ФРГ предусматривает назначение на должность судьи по поручению, который должен являться одновременно судьей административного суда и преподавателем права в каком-либо высшем учебном заведении <7>.

<6> См. подробнее: Волосникова Л.М. Об участии судов в практической подготовке юристов: опыт ФРГ // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 5.
<7> См.: Кривельская О.В. Правовое положение судей административных судов Германии // Юрист-международник. 2004. N 3.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об особенностях осуществления судьей педагогической деятельности. При анализе норм Закона РФ "Об образовании" видно, что она может осуществляться как индивидуально, так и путем заключения трудового договора на замещение должностей научно-педагогических работников в учебном заведении. Между тем реализация судьями конституционной свободы на занятие педагогической деятельностью осуществляется со следующими особенностями. В соответствии со ст. 48 Закона "Об образовании" индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит государственной регистрации. В свою очередь, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судье предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, судья не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью судья может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять у них наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности отвечает образовательное учреждение.

Среди особенностей осуществления судьей педагогической деятельности следует отметить и время ее осуществления. Судья принимается на преподавательскую работу на должность профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя по совместительству. Занятие преподавательской деятельностью возможно и на иных условиях оплаты, за рамками совместительства, а именно в случаях осуществления педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год; руководства аспирантами и докторантами, а также заведования кафедрой, руководства факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между судьей и работодателем <8>.

<8> В данном случае по аналогии применяется Постановление Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

По общему правилу работа на условиях совместительства выполняется в свободное от основной работы время (ст. 282 Трудового кодекса РФ). Данное нормативное положение не может применяться к судьям по следующим основаниям.

Во-первых, свободным от основной работы временем для судей считается время после 18 часов. Как правило, в данное время учебные заведения не работают. Следовательно, применение указанного общего правила фактически означало бы признание положений Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодекса судейской этики о праве судьи на осуществление преподавательской деятельности "мертвыми" нормами. Более того, осуществление преподавательской деятельности после основного рабочего времени фактически означает лишение судьи права на отдых, что, безусловно, негативно скажется на качестве отправления правосудия.

Во-вторых, согласно ст. 252 Трудового кодекса РФ все особенности правового регулирования труда <9> отдельных категорий работников, вызванные самыми различными причинами, устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. К одному из таких нормативных правовых актов относится Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 22 которого устанавливает, что законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом. Вопросы, относящиеся к преподавательской деятельности судей, регулируются ст. 3 названного Закона, которая разрешает такую деятельность. При этом Закон устанавливает два условия для осуществления судьей преподавательской, научной и иной творческой деятельности: а) она не должна препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей - председателя соответствующего районного суда, для председателей судов - президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов - президиумов вышестоящих судов); б) указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями <10>.

<9> Согласно ст. 251 ТК РФ особенности регулирования труда состоят в установлении правовых норм, частично ограничивающих применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила.
<10> Следует отметить, что согласно п. 14 разъяснений и рекомендаций ВККС РФ от 17 - 21 марта 2003 г. ограничений по статусу образовательного учреждения, в котором судья вправе преподавать, в законодательстве не имеется // Российская юстиция. 2003. N 7.

Остановимся подробнее на первом условии. Несколько иначе (более конкретно) оно сформулировано в Кодексе судейской этики: научная, преподавательская, лекторская и иная творческая деятельность должна осуществляться судьей не в ущерб интересам правосудия (ст. 10). В этом нет никакого противоречия, поскольку в соответствии со ст. 2 Кодекса судейской этики исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности. Таким образом, "исполнение обязанностей судьи" заключается в осуществлении правосудия, под которым, в свою очередь, понимается осуществляемая судом правоприменительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и иных дел. Следовательно, нанесение ущерба интересам правосудия следует оценивать только с точки зрения исполнения судьей обязанностей по осуществлению правосудия, а точнее - качества этой деятельности. В литературе совершенно верно подчеркивается, что основные показатели качественной судебной работы - отсутствие отмененных судебных решений, нарушения сроков рассмотрения дел, жалоб граждан и иных лиц <11>. Такая работа судьи свидетельствует о возможности продолжения осуществления им и в дальнейшем преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

<11> Нехаев В.В., Нехаева Т.Г. Требования, предъявляемые к судье. Комментарий к статье 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность судьи (исполнение им своих обязанностей) не находится в прямой связи с его физическим нахождением в здании суда в течение всего рабочего дня - с 9-00 до 18-00, поскольку творческое осмысление и оценка материалов дела, изучение судебной практики, научных работ по вопросам правоприменения, позволяющие разрешить казусные аспекты, могут происходить и вне рабочего места (например, в библиотеках, образовательных учреждениях, в беседе с научными работниками и т.п.). При этом условие осуществления научно-педагогической деятельности по совместительству, установленное Трудовым кодексом (в свободное от основной работы время), на судей не распространяется, поскольку данный вопрос урегулирован специальным законом, устанавливающим исчерпывающий перечень условий осуществления судьей преподавательской деятельности.

И последнее. Все сомнения окончательно отпадут при внимательном изучении второй части первого условия осуществления судьей преподавательской деятельности: она "не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда...". Отсюда преподавательская деятельность судьи может быть уважительной причиной отсутствия его на заседании, если на то дано согласие председателя соответствующего суда!

Таким образом, если суммировать приведенные нормативные положения, то законодатель однозначно признал право судьи осуществлять преподавательскую деятельность в течение рабочего времени, если он качественно исполняет свои обязанности.

Следует также остановиться на вопросе о количестве учебной нагрузки судьи и возможности работы по совместительству в нескольких учебных заведениях. В соответствии с ч. 2 ст. 282 Трудового кодекса РФ работник вправе заключать трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей. При этом какого-либо разрешения (согласия), в т.ч. и от работодателя по основному месту работы, на это не требуется. Что же касается объема учебной нагрузки, то, по общему правилу, она ограничивается при работе по совместительству 0,5 ставками. Но если применять это правило, складывается парадоксальная ситуация: судья может выполнять учебную нагрузку в трех учебных заведениях в объеме 0,5 ставки в каждом (в общем 1,5 ставки), но не может работать в одном учебном заведении на 1 ставку?!

По нашему мнению, сформулированный нами ранее вывод в полной мере применим и к приведенным случаям. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не ограничивает преподавательскую работу судей объемом учебной нагрузки или количеством учебных заведений, в которых он может работать по совместительству. Судья имеет право выполнять такой объем учебной нагрузки в одном или нескольких учебных заведениях, который не сказывается на качестве отправления правосудия. Нормы трудового законодательства, ограничивающие объем учебной нагрузки, выполняемой по совместительству, на судей не распространяются, поскольку в данном случае действуют соответствующие положения Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 22). И это неслучайно, поскольку участие судьи в научно-педагогической деятельности, в работе научно-практических конференций, органов судейского сообщества (Совета судей РФ, его комиссий) в конечном счете позволяет выработать юридически обоснованные предложения по защите прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию судебной системы, качественному улучшению правосудия в России.