Теоретические основы экспертизы места происшествия
Лапшин В.Е., старший преподаватель кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук.
Место происшествия всегда образуется в результате определенной человеческой деятельности, однако на момент его образования мы не всегда в состоянии точно определить, была ли то преступная или просто человеческая деятельность. Однако одним из существенных признаков преступной деятельности выступает ее строение, которое, в свою очередь, определяет необходимое, обязательное наличие субъекта (субъектов) этой деятельности - социально определенного человека (конкретного, реального, характеризующегося по полу, возрасту, образованию, связям и т.д.). Данный субъект должен испытывать потребность в противоправных отношениях, которые в результате определенной реализации преобразуются в предмет преступной деятельности. Между потребностью в противоправных отношениях и предметом преступной деятельности всегда создаются противоречивые отношения, образующие мотив, который и побуждает к различной деятельности определенного индивида. Но, выступив побудителем определенной деятельности и направив ее в цель, мотив оканчивает свою функцию. В сознании человека из-за его воздействия на исходное состояние объектов (людей, животных, природы, растительного мира, культуры, информации и т.д.) образуется предвосхищенный результат искомой действительности, возникающий в связи с желанием на его обладание. При выполнении действий (операций и движений), направленных на установление различных состояний объектов, с помощью системы средств и методов в определенных сложившихся условиях и познается измененное состояние объектов, т.е. исследуется реально сложившаяся обстановка места происшествия.
Как известно, криминалистика изучает функциональную сторону, во-первых, преступной деятельности, то, что мы называем механизмом преступления, и, во-вторых, деятельности по расследованию преступлений. Как всякая человеческая деятельность, преступная деятельность совершается в определенной конкретной жизненной среде. Как бы быстротечно ни было преступление, оно никогда не представляет единовременного акта: это сложная система поступков и действий виновного как до, так и во время и после преступного события. К этим поступкам и действиям следует добавить поступки и действия потерпевших от преступления, а также иных лиц, необходимо или случайно втянутых в сферу преступного события. Все эти поступки и действия, отражаясь в окружающей среде и друг в друге, образуют многочисленные следы события преступления, которые будут служить доказательством по делу.
Механизм преступления - это сложная система функционирования преступной деятельности, с одной стороны, детерминированная спецификой функционирования социальной среды, а с другой - в свою очередь, детерминирующая способы совершения действий, их следы и возникающую информацию. Установление отдельных деталей механизма преступления и его элементов дает в руки следователю данные о лице, совершившем преступление, объекте преступления, а также сведения об умысле преступника, т.е. и о субъективной стороне преступления. Отсюда ясно, что без полного представления механизма преступления будет затруднено проведение расследования. Познание же механизма преступления начинается с первых шагов раскрытия и расследования преступлений. Именно поэтому в ряде работ советских криминалистов по осмотру места происшествия исследованию механизма совершенного преступления отводилась значительная роль <1>, и прежде всего в рамках изучения обстановки места происшествия или места преступления в целях установления этого механизма <2>.
<1> См.: Ильченко Ю.И. Тактические приемы исследования материальной обстановки места происшествия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1965; Турчин Д.А. Исследование места происшествия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1968.<2> См.: Якимов И.Н. Следственный осмотр: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1946; Евгеньев М.Е. Методика и техника расследования преступлений. Киев, 1940. С. 39; Миронов А.И. Осмотр места происшествия по делам об убийствах. М., 1958. С. 18; Попов В.И. Осмотр места происшествия. М., 1960. С. 9; Криминалистика: Учебник для юридических институтов и факультетов. М., 1963. С. 311.
Содержание обстановки места происшествия складывается из характеристики находящихся на этом месте объектов и следов, т.е. их качественной определенности. Важно установить, что представляют собой эти объекты и следы, каково их назначение или происхождение, а также установить наличие или отсутствие пространственных связей между этими объектами и следами - их положение на месте происшествия и взаиморасположение <3>. Проще говоря, сущность обстановки места происшествия проявляется в многочисленных признаках явлений и предметов, являющихся следствием преступных действий.
<3> См.: Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы. М., 1966. С. 138 - 139.При определении сущности и содержания обстановки места происшествия важно учитывать не только данные качественного состояния материальных объектов в определенном пространстве, называемом местом происшествия, и их пространственную связь, но и количественное состояние объектов места происшествия, которое может указывать на совершение преступления. Проявление количественных признаков объектов на месте происшествия не менее важно, чем определение их качественных свойств, поскольку они связаны не только с пространственным отношением вещей, объектов, но и указывают на их физические и иные отношения.
Описание и анализ обстановки места происшествия, построение исходной криминалистической модели минувшего события - одна из главных задач, стоящих перед следователем в процессе осмотра места происшествия. Правильное решение этой задачи в полном объеме зависит от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным следует отнести: условия возникновения следов в окружающей среде; влияние внешних и иных факторов на процесс исчезновения доказательств; наличие и характер имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и ориентирующей информации; наличие у следователя необходимых сил, средств и возможность их использования оптимальным способом. К числу субъективных относятся: ошибочные действия следователя и оперативного работника на месте происшествия ввиду их некомпетентности; непредвиденные действия потерпевшего или лиц, непричастных к событию; противодействие со стороны преступного элемента и т.д. Если избежать объективных факторов достаточно сложно, то что касается субъективных факторов - их нейтрализация практически в руках следователя, производящего осмотр места происшествия, чьи знания и практический опыт позволяют создать условия, благоприятные для выявления механизма преступления в частности и расследования преступления в целом.
Для обеспечения результативности осмотра места происшествия обязательно привлекают к участию в осмотре специалиста, чаще всего криминалиста (помимо специалиста в области судебной медицины, чье участие в определенных законом случаях обязательно). Однако при раскрытии и расследовании преступлений по горячим следам такое участие специалиста оказывается недостаточным в силу ограниченности его функций и ряда указанных выше обстоятельств. Анализ подобных ситуаций позволил Б.М. Комаринцу сделать вывод как о необходимости проведения в ряде случаев криминалистических экспертиз на месте происшествия, иногда параллельно с осмотром <4>, так и обосновать тот факт, что исследование обстановки места происшествия как объекта экспертизы позволяет эксперту не только выявить свойства и признаки других объектов, входящих в обстановку места происшествия, но и глубже познать механизм следообразования, что, в свою очередь, несомненно будет способствовать более успешному решению задач, поставленных перед экспертом следователем. В целом с этим предложением можно согласиться, но с одной оговоркой. Речь следует вести не обо всей обстановке места происшествия как таковой, подлежащей обследованию в своем первоначальном, ненарушенном состоянии, а лишь о материальных отображениях в вещной обстановке места происшествия.
<4> См.: Комаринец Б.М. Участие экспертов-криминалистов в проведении следственных действий по особо опасным преступлениям против личности // Теория и практика судебной экспертизы. М., 1964. Сб. 1 (II). С. 21 - 22.Развивая идеи Б.М. Комаринца, Г.Л. Грановский в 1979 г. высказал мысль о том, что объектом экспертного исследования может быть не только материальное образование как таковое, в котором отображены элементы движений, действий, способов выполнения преступных задач, но и непосредственно событие преступления, т.е. вся обстановка места происшествия, которую эксперт стремится связать в один информационный поток, сформировав, таким образом, систему взаимосвязанных между собой различных на первый взгляд, данных. "Объектом ее <5>, - писал Г.Л. Грановский, - является событие происшествия, отобразившееся не столько в отдельных следах, сколько в вещной обстановке места происшествия в целом" <6>. Участники события преступления, воздействуя на целый ряд структурно организованных элементов, вызывают тем самым определенные изменения, нарушения в окружающей среде. Оперируя механизмом внешнего воздействия, вызванного событием преступления, наглядно представляя произошедшие нарушения, возможно установить, что же будет определять ограниченную совокупность вещной обстановки места происшествия, т.е. какие объекты в нее входят, образуют ситуацию.
<5> Речь идет о ситуационной экспертизе.<6> Грановский Г.Л. Ситуалогическое исследование места происшествия // Программирование и ситуалогические методики трасологических исследований: Сб. науч. тр. М., 1979. Вып. 37. С. 104.
Ситуация в словарном изложении - это совокупность вещей, обстановка. Согласно Советскому энциклопедическому словарю, ситуация - это "сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение" <7>. В свою очередь, в криминалистике "ситуация" толкуется намного шире. Это не просто обстановка, а обстановка, существующая и подверженная изменению в конкретный момент времени и представляющая собой множество вещей, связанных с событием преступления.
<7> Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1226.Место происшествия весьма часто требует ситуативной формы организации знаний, и прежде всего от следователя. Особенность данной формы организации знаний состоит в том, что решение возникающих задач происходит не с помощью алгоритмических предписаний, а с помощью эвристики, требующей индуктивной логики (в отличие от дедуктивной при решении задач алгоритмическими правилами), творческого способа решения задач, т.е. не только с помощью системы предписаний, определяющих направление, в котором наиболее рационально надо действовать, а с использованием творческого мышления, интуиции, опирающейся на опыт. Однако для этого следователю не всегда хватает собственных знаний, в частности тогда, когда произошедшие на месте происшествия преобразования носят характер и механизм сложных процессов (например, следы термического воздействия, разрушения, полученные в ходе столкновения движущихся объектов, разрушения, произошедшие в результате взрывов). В этом случае требуется определенная помощь, и эта помощь может прийти как в виде консультации сведущего лица, так и в виде производства экспертизы.
Место происшествия является сложной системой, включающей различные действия и взаимодействия субъектов преступления и объектов, втянутых в данное преступление, которые способны отражаться как фрагментарно в отдельных следах, так и целиком в обстановке места происшествия. Главная задача эксперта на начальной стадии исследования - вычленить элементы события из обстановки в целом, чтобы в последующем объединить их для представления ситуации целиком. При проведении исследования всей ситуации с целью установления факта вовлеченности каждого элемента вещной обстановки в событие преступления возникает ряд задач, решение которых, как правило, возлагается на эксперта. Осуществить данное решение возможно только в результате кропотливого изучения и познания свойств не только каждого элемента, но и самой структуры места происшествия. Вовлечение и последующее изменение каждого элемента данной структуры напрямую зависят не только от целей осуществленных преступных действий и объекта преступления, но и от индивидуальных свойств вещной обстановки и ее структуры. Необходимость в экспертизе возникает тогда, когда речь заходит о значительно обобщенных и сложных случаях, когда требуется восстановить взаимосвязь всех преобразованных состояний объекта, свести их в систему. Такая экспертиза, как уже было сказано, в криминалистике получила название ситуационной (ситуалогической) <8>. Ситуационная экспертиза - это восстановление динамики минувшего деятельностного события по следовой картине, как проходило явление, которое привело к тому, что мы наблюдаем в действительности. Ситуационная экспертиза отвечает на вопрос не о том, что собой представляет объект, а о том, каким образом необходимо было воздействовать на объект с тем, чтобы он приобрел данную форму или состояние, каков механизм этого воздействия.
<8> В литературе данные экспертизы именуются как ситуационными, так и ситуалогическими. Особой разницы в этих двух названиях мы не видим. И то и другое характеризует экспертизу как экспертизу ситуации. В первом случае - решение задач, связанных с исследованием ситуации, во втором - с ее изучением.Исследование ситуации связано с выделением из бесконечного множества объектов тех, которые характеризуют криминалистическую ситуацию, а это только малая часть объектов, составляющих вещную обстановку места происшествия. Бывает, что затрачиваются огромные усилия на сбор таких данных, которые не содержат криминалистически значимой информации. Эти данные имеют информативную ценность лишь тогда, когда в результате их выявления уменьшаются неопределенные суждения об исследуемом событии. Решение вопроса об информативной ценности полученных данных связано с необходимостью их мысленной переработки и соответствующим процессуальным оформлением. Если объем полученных данных гораздо больше того, что человек в состоянии охватить сознанием, ценность их снижается, причем отдельные данные полностью не используются, а зачастую и мешают исследованию.
Исходя из того что основной объем ситуационного исследования составляет информация, заключенная в динамической структуре ситуации в целом, исследование данной ситуации, естественно, потребует от эксперта выделения из безмерного множества объектов только тех, которые характеризуют сложившуюся ситуацию в криминалистическом аспекте. Подвергая исследованию вещную обстановку места происшествия, эксперт в состоянии установить отдельные элементы события, отдельные детали ситуации, обстоятельства, относящиеся к событию преступления в целом. При этом, повторимся, эксперт судит о произошедшем событии только лишь по отображениям в вещной обстановке места происшествия. Несмотря на то что объектом ситуационной экспертизы выступают элементы события, их изучение экспертом осуществляется не непосредственно, а по различным материальным отражениям в вещной обстановке места происшествия.
Экспертиза места происшествия - это не новый и не особый вид экспертизы. В сущности, это решение задач определенного класса, при решении которых удается вторично отобразить, перекодировать не одно отображение, а совокупность, систему отображений, приведя это в соответствие с динамикой развития ситуации.
Конечно же, не любое место происшествия как объект экспертизы нуждается в экспертном исследовании. Реально возникающая потребность в назначении ситуалогической экспертизы должна начинаться в тех случаях, когда требуется реконструировать событие происшествия, восстановить последовательность действий передвижения участников события, исходя из следов и ряда других факторов.
Отличительной чертой ситуационной экспертизы является необходимость применения специальных знаний для анализа как отдельных элементов события, так и отдельных деталей ситуации. При этом в большинстве случаев только сам эксперт, как сведущее лицо, способен определить, какие сведения ситуационного характера необходимы ему для решения поставленных перед ним вопросов. Это обстоятельство вызывает необходимость привлечения сведущего лица с начальных этапов расследования для выявления, фиксации обстоятельств, имеющих отношение к будущей ситуационной экспертизе. Необходимым становится также привлечение сведущего лица для оказания помощи следователю при подготовке и отборе материалов, содержащих сведения о ситуации. И это вполне обоснованно как с организационной, методической, так и с процессуальной точек зрения. В свою очередь, участие сотрудника экспертного подразделения в осмотре места происшествия в качестве специалиста уже на первоначальном этапе расследования позволит ему по имеющимся в вещной обстановке места происшествия материальным отображениям не только сориентироваться самому и сориентировать следователя в необходимости назначения ситуационной экспертизы, определить круг задач, которые необходимо поставить перед экспертом, но и провести в дальнейшем данное экспертное исследование (закон не запрещает этого) либо принять участие в производстве экспертизы в составе комиссии экспертов. Тем самым осмотр места происшествия специалистом в этом случае можно квалифицировать уже как экспертный осмотр. При необходимости такая экспертиза может проводиться как в лабораторных, так и в "полевых" условиях, если для ее производства имеются все необходимые условия и технические средства.
Не совсем обычные объект и предмет данной экспертизы требуют не только применения совокупности методов экспертного исследования и экспертных методов, но и создания и разработки специальной методики (или методик), которая могла бы отразить интегральный характер самой экспертизы, создаваемой объединением специальных знаний, накопленных в других видах экспертиз. Все эти знания необходимо переработать, сформулировать общие принципы, возможно, создать специальные методы и средства, обеспечивающие должное производство экспертизы и эффективность получаемых результатов. Понятно, что механизм (либо механизмы) преступной деятельности чрезвычайно сложен и многообразен. И методика проведения экспертного исследования места происшествия должна вытекать из общетеоретического понимания того факта, что преступная деятельность разнообразна. Движения, средства, процессы индивида и индивидов, цели, мотивы так или иначе отображаются во всей совокупности в тех объектах, состояние которых было изменено. Именно вторичное отображение информации, заключенное в первичных отображениях, и образует след. Проведение различных исследований на разнообразных структурных уровнях целиком предусматривается методикой ситуационной экспертизы. Ею могут быть исследованы как отдельные объекты, так и совокупности объектов и, конечно же, материальные отображения вещной обстановки места происшествия в целом.