Мудрый Юрист

Рекомендации евросоюза по рациональному выбору новообразованных названий лекарственных препаратов

"Ремедиум", 2006, N 5

Сегодня на фармацевтическом рынке России представлена продукция производителей из 90 стран мира, многие отечественные производители, в свою очередь, планируют либо уже наладили экспорт своей продукции. В связи с этим, предрегистрационная экспертиза названий ЛП должна основываться на методических и организационных принципах, принятых в международной практике, и, прежде всего, регуляторных ведомств стран с высоким уровнем развития фармацевтического законодательства.

В этом плане особый интерес представляет опыт созданного в результате многолетней работы по сближению законодательных положений, правил и административных мер по регулированию обращения лекарств в странах Европейского союза (ЕС) единого экспертно-контрольного органа - Европейского агентства по контролю лекарственных средств (European Agency for the evaluation of Medicinal products - European Medicines Agency) (далее ЕМЕА).

Одной из основных задач ЕМЕА является создание гармонизированных научно-обоснованных и взаимно признаваемых требований к регистрации лекарств во всех странах ЕС. В рамках решения этих задач ЕМЕА был разработан и с 1998 г. успешно действует единый для всех 25 стран Европейского союза нормативный документ - "Guideline on the acceptability of invented names for human medicinal products processed through the centralised procedure", который в переводе на русский язык может быть озаглавлен как "Руководство по приемлемости новообразованных названий для лекарственных препаратов, предназначенных для людей, для использования при прохождении централизованной процедуры их регистрации" (далее "Руководство").

В 2005 г. была принята 4-я редакция этого документа, представляющая результат эволюционного развития взглядов Европейского сообщества на критерии приемлемости новообразованных названий для ЛП и организацию процедуры их предрегистрационной экспертизы и пострегистрационного контроля.

В настоящей статье представлены основные положения этого, к сожалению, мало известного отечественным специалистам документа.

В преамбуле руководства представлены следующие положения.

Разрешение Сообщества на рыночную реализацию (marketing authorization) действительно по всему ЕС, и новообразованное название ЛП составляет неотъемлемую часть разрешения. Как Комиссия ЕС указала в своем Послании о процедурах выдачи разрешений Сообщества на рыночную реализацию лекарственных препаратов (OJ С 229/4 от 07.1998), "обычно для разрешения на рыночную реализацию должно утверждаться только одно торговое название". Хотя это и необязательно по законодательству Сообщества, но на практике фармацевтические компании, подающие заявки на разрешение реализации по Централизованной процедуре, стремятся использовать для своих ЛП новообразованные названия. Если компании не хотят использовать такие новообразованные названия, предусматривается, что заявка на разрешение рыночной реализации может представляться с использованием новообразованного названия или общепринятого или научного названия вместе с торговой маркой или названием производителя.

По законодательству, в соответствии со статьей 21 Директивы 2001/83/ЕС с поправками, под общепринятым названием следует понимать "Международное непатентованное название (МНН), рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения, или, если оно не существует, обычное общепринятое название".

В рамках своей роли по оценке безопасности лекарственных препаратов в процедуре выдачи разрешения ЕМЕА также обязано рассматривать, не сможет ли предлагаемое новообразованное название ЛП создать проблемы для общественного здравоохранения и, что еще более важно, потенциальные риски для безопасности. Очевидно, что даже в случаях, когда новообразованное название уже было зарегистрировано для какого-либо ЛП в государстве-члене ЕС, соображения безопасности должны определять возможность дальнейшего использования этого новообразованного названия в ЕС. В частности, ЕМЕА стремится обеспечить, чтобы лекарственный препарат не носил названия, которое потенциально может быть спутано с названием другого лекарственного препарата, поскольку такая путаница может вызвать проблемы в отношении безопасности использования обоих этих препаратов.

Следует особо подчеркнуть, что в задачи ЕМЕА не входит решение вопросов о том, является ли выбор названия, похожего на название препарата другой компании, нарушением интеллектуальной собственности и, следовательно, не принимается во внимание ЕМЕА при оценке приемлемости предложенного названия.

Более того, рассмотрение товарных знаков (Trademarks) не является функцией ЕМЕА, т.к. имеются другие уполномоченные органы, занимающиеся этим вопросом как на национальном, так и на Европейском уровнях.

Основное место в "Руководстве" занимает раздел 2, посвященный критериям оценки приемлемости предлагаемых новообразованных торговых названий ЛП.

На первом месте среди всех критериев находятся вопросы безопасности при использовании новообразованных торговых названий. В руководстве прямо указано, что наивысшим критерием для оценки приемлемости предлагаемого новообразованного названия является критерий "потенциального риска безопасности". При предложении новообразованных названий с использованием Централизованной процедуры заявители должны руководствоваться следующими критериями:

  1. Новообразованное название ЛП не должно содержать вводящую в заблуждение терапевтическую или фармацевтическую информацию.
  2. Новообразованное название ЛП не должно вводить в заблуждение относительно состава препарата.
  3. Новообразованное название ЛП не должно вызывать при печати, написании от руки или в устной речи путаницы с названием другого существующего препарата.

Возражение против новообразованных названий на основании риска путаницы является наиболее частым основанием для отказа ЕМЕА в рекомендации предлагаемого названия.

Далее рассматриваются вопросы использования МНН при выборе новообразованного торгового названия ЛП. При выборе новообразованного торгового названия заявитель обязан соблюдать резолюцию Ассамблеи Всемирной Организации Здравоохранения (WHA46.19), в которой указано: "Прежде всего необходимо принимать во внимание, чтобы новообразованные торговые названия не были производными от международных непатентованных названий (МНН) и общие основы МНН не были использованы в новообразованных торговых названиях". Эта рекомендация реализована в действующей Директиве 2001/83/ЕС с поправками, в которой специально указано: "...торговое название не должно отождествляться с общепринятым названием...".

К моменту подачи заявки в ЕМЕА для проведения экспертизы новообразованного торгового названия заявитель обязан проверить его на возможность схожести с существующими МНИ. Учитывая, что перечень рекомендованных МНН постоянно пополняется, заявителю рекомендуется использовать оперативную информацию, содержащуюся на интернет-сайте ВОЗ, где, в частности, опубликован перечень рекомендованных ВОЗ МНН и список "общих основ" (common stems) МНН: "The use of common stems in the selection of International Nonproprietary Names (INN) for pharmaceutical substances (2004)" ("Использование общих корней слов при выборе Международных Непатенованных Названий (МНН) для фармацевтических субстанций (2004)").

Соблюдение этих рекомендаций ВОЗ тщательно контролируется ЕМЕА в ходе экспертизы новообразованных названий ЛП.

Завершает данный раздел "Руководства" перечень критериев, используемых ЕМЕА для определения приемлемости новообразованных торговых названий ЛП. На сегодняшний день выработаны и используются следующие критерии:

  1. Торговое название должно по возможности состоять из одного слова. Лучше избегать использования дополнительных букв или цифр. Использование коротких префиксов/аббревиатур, которые не являются давно используемыми в ЕС и несущими важный смысл, не допускается. Недопустимо использование рекламных префиксов/аббревиатур/кодов производителей. Однако при необходимости использования других префиксов/аббревиатур следует представить в ЕМЕА соответствующее обоснование.
  2. Торговое название не должно содержать каких-либо обозначений рекламного характера, относящихся к использованию лекарственных средств.
  3. Торговое название не должно иметь оскорбительного смысла или негативного подтекста при написании на одном из языков стран-членов ЕС.
  4. Использование заглавных букв в торговом названии должно соответствовать поданному на регистрацию/зарегистрированному в качестве торговой марки названию.
  5. Торговые названия фиксированных комбинаций лекарственных средств должны полностью отличаться от торгового названия каждого из действующих веществ в данной комбинации, поскольку ранее получена информация об ошибках в приеме лекарств данного типа.
  6. Если препарат содержит пролекарство (prodrug), следует использовать торговое название, отличающееся от торгового названия препарата, содержащего данное вещество в активной форме.
  7. При изменении статуса зарегистрированного через централизованную процедуру препарата с "рецептурного" на "безрецептурный", организация-держатель разрешения на рыночную реализацию фармацевтического продукта может выбрать новое торговое название или оставить прежнее.
  8. Для обозначения ЛП, предназначенного для лечения очень редких заболеваний (Orphan medicinal products), спонсор может подать для экспертизы название, отличное от названия зарегистрированного ранее для этого препарата по другим показаниям. В данном случае, при подаче заявки на регистрацию спонсор должен заявить об отдельной регистрации (под другим торговым названием), которая будет действительна только для данных показаний. Раздел 3 руководства посвящен описанию процедуры ЕМЕА по выявлению несоответствий в новообразованных торговых названиях ЛП.

В 1999 г., после вступления в действие первой редакции "Руководства", Комитет по лекарственным препаратам для человека (Committee for Human Medicinal Products) одобрил организацию в своем составе специальной экспертной группы, которая называется "Группой по изучению торговых названий" ("invented Name Review Group" (NRG) (далее "Группа по названиям"). "Группу по названиям" возглавляет представитель ЕМЕА. В ее состав входят представители национальных органов управления здравоохранением государств-членов ЕС из Южной, Центральной, Северной и Восточной Европы, обладающие научной квалификацией, опытом экспертной работы и административными полномочиями. Кроме того, в "Группу по названиям" входят представители Европейской комиссии и Секретариата ЕМЕА. При необходимости к работе привлекаются другие консультанты.

Данная Группа отвечает за оценку новообразованных торговых названий, предлагаемых заявителями с точки зрения безопасности/общественного здравоохранения, за внесение изменений в "Руководство" и выработку рекомендаций для Комитета по лекарственным препаратам для человека.

Заседания "Группы по названиям" проходят ежемесячно, параллельно с заседаниями Комитета по лекарственным препаратам для человека. Решения "Группы по названиям" утверждаются пленарным заседанием Комитета по лекарственным препаратам для человека. Установленные законодательством ЕС полномочия ЕМЕА в проведении централизованной процедуры регистрации позволяют выявлять возможные несоответствия в новообразованных торговых названиях, предлагаемых заявителем. ЕМЕА действует в соответствии с процедурой в целях раннего установления возможных возражений органов государственного регулирования стран-членов ЕС против предлагаемого новообразованного торгового названия ЛП, вследствие потенциального риска безопасности, а также в соответствии с другими критериями. Практический опыт работы ЕМЕА показывает, что предварительная проверка новообразованных торговых названий и раннее вмешательство позволяют в дальнейшем рассматривать заявки на регистрацию ЛП без задержек, связанных с трудностями при выборе торговых названий.

Процедура оценки заявляемых новообразованных названий может быть подразделена на несколько этапов, а именно: подача заявки, консультации, обсуждение/принятие или отклонение названия, а также действия, связанные с новообразованными торговыми названиями после регистрации ЛП.

ПОДАЧА ЗАЯВКИ НА НОВООБРАЗОВАННОЕ ТОРГОВОЕ НАЗВАНИЕ ЗАЯВИТЕЛЕМ

Если ЛП может оцениваться согласно централизованной процедуре, заявитель обязан предварительно направить в ЕМЕА запрос на проведение экспертизы предлагаемого новообразованного торгового названия. Такой запрос подается заявителем в ЕМЕА не ранее чем за 12 месяцев и не позднее 4-6 месяцев до планируемой даты подачи основной заявки на регистрацию ЛП.

Вместе с запросом на проведение экспертизы заявитель должен направить в ЕМЕА предлагаемое новообразованное название (названия), а также проект сводной характеристики ЛП (Summary of Product Characteristics (SPC) или описание свойств препарата.

В рамках заявления на регистрацию одного лекарственного препарата допускается подача запроса на экспертизу не больше 3-х новообразованных торговых названий. Однако заявитель обязан указать предпочтительное для него новообразованное торговое название, если таковое есть, чтобы приемлемость остальных (запасных) названий определялась без дополнительной траты времени. Подробная информация о сроках подачи и форма запроса представлены на интернет-сайте ЕМЕА.

КОНСУЛЬТАЦИИ СО СТРАНАМИ-ЧЛЕНАМИ ЕС И ВОЗ

Предлагаемые новообразованные торговые названия, а также вся сопутствующая информация, представленная заявителем в ЕМЕА, предоставляется через соответствующих членов "Группы по названиям", Национальным органам управления здравоохранением стран-членов ЕС, Европейской комиссии и ВОЗ для рассмотрения. Национальные органы управления здравоохранением, Европейская комиссия и ВОЗ должны сообщить ЕМЕА обо всех возражениях и комментариях по поводу предлагаемых новообразованных торговых названий с точки зрения безопасности, а также других описанных выше критериев приемлемости, в течение 30 дней после получения данной информации. Следует отметить, что проверка возможности совпадения новообразованных торговых названий проводится путем их сравнения с названиями зарегистрированных, поданных на регистрацию, отложенных для рассмотрения и отозванных/аннулированных лекарственных препаратов, согласно требованиям национального законодательства в различных странах ЕС.

ПОРЯДОК ОБСУЖДЕНИЯ И СОВМЕСТНОГО ОДОБРЕНИЯ ТОРГОВЫХ НАЗВАНИЙ "ГРУППОЙ ПО НАЗВАНИЯМ" И КОМИТЕТОМ ПО ЛЕКАРСТВЕННЫМ ПРЕПАРАТАМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

В ходе заседания "Группы по названиям" рассматриваются все возражения или комментарии, полученные представителями различных стран-членов ЕС, комиссии ЕС и ВОЗ. Данные возражения и комментарии рассматриваются на основании описанных в "Руководстве" критериев. Если возражение основано на том, что сходство между существующим и предлагаемым новообразованным торговым названием ведет к риску неправильной интерпретации в печатном или рукописном тексте, а также в речевой форме, то данное возражение подлежит дальнейшему рассмотрению с учетом других критериев различий.

После изучения всей информации "Группа по названиям" принимает решение об одобрении (неодобрении) предлагаемого новообразованного торгового названия. Заключение и рекомендации должны быть представлены на пленарное заседание Комитета по лекарственным препаратам для человека для утверждения в течение недели.

СООБЩЕНИЕ ЗАЯВИТЕЛЮ И ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

После заседания Комитета по лекарственным препаратам для человека ЕМЕА уведомляет заявителя о результатах обсуждения (одобрении или отклонении названия), а также о причинах отклонения. При наличии возражений заявитель может представить свои возражения по принятому заключению на предлагаемое новообразованное торговое название, заполнив соответствующую форму, образец которой представлен на интернет-сайте ЕМЕА.

Указанное возражение будет направлено членам "Группы по названиям" - представителям стран-членов ЕС для анализа, с последующим обсуждением полученных комментариев на очередном заседании.

Если торговое название не может быть принято до момента подачи фармацевтической компанией заявки в ЕМЕА на регистрацию ЛП, в заявке на регистрацию может быть указано МНН или другое общепринятое название (если МНН отсутствует) вместе с торговой маркой или названием заявителя. При этом установленное законодательством ЕС время рассмотрения ЕМЕА заявки на регистрацию ЛП не будет дополнительно увеличено. В этом случае проблема новообразованного торгового названия, вероятнее всего, будет решена уже в ходе проведения централизованной процедуры и торговое название будет одобрено до принятия решения Комитетом по лекарственным препаратам для человека о регистрации ЛП.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ РЕГИСТРАЦИИ ЛП, СВЯЗАННЫЕ С НОВООБРАЗОВАННЫМИ ТОРГОВЫМИ НАЗВАНИЯМИ

  1. Процедура изменения новообразованного торгового названия.

Согласно законодательству ЕС, новообразованное торговое название или общепринятое название или научное название, совместно с торговой маркой или названием владельца разрешения на рыночную реализацию ЛП, может быть изменено после получения разрешения на рыночную реализацию, с использованием процедуры изменения типа IB.

Процедура подачи и рассмотрения заявки фармацевтической компании на изменение типа IB и требования к сопровождающему досье представлены на интернет-сайте ЕМЕА.

В течение 30 дней после представления заявки на внесение изменений типа IB ЕМЕА должна проинформировать владельца разрешения на рыночную реализацию ЛП об утверждении (неутверждении) изменений в документации.

Процедура экспертизы новообразованного торгового названия, предлагаемого для замены действующего торгового названия, в этом случае не отличается от вышеописанной процедуры экспертизы названий, используемой при первичной регистрации ЛП. Поэтому владелец разрешения на рыночную реализацию ЛП должен представлять в ЕМЕА новообразованное торговое название, предлагаемое на замену существующего торгового названия, для проведения экспертизы не позднее, чем за 4-6 месяцев до планируемого срока представления изменения типа IB.

  1. Сбор информации об ошибках при назначении и применении ЛП, связанных с новообразованными торговыми названиями.

В соответствии с законодательством ЕС, регулирующим обращение лекарственных средств во всех странах-членах ЕС, действуют национальные государственные системы фармакологического надзора (Pharmacovigilance), целью которых является сбор сведений о случаях нежелательных побочных реакций и медицинских ошибок, связанных с применением ЛП.

Если при выписывании/назначении и применении ЛП возникают ошибки, связанные с новообразованными торговыми названиями (т.е. один ЛП может быть спутан с другим ЛП из-за схожести названия), которые приводят к нежелательным реакциям на лекарственные средства, информация о таких случаях должна быть направлена в систему фармакологического надзора.

В дальнейшем необходимо также исходить из понимания, что если названия содержат терапевтические сведения, способные ввести в заблуждение, может существовать риск неверного применения или злоупотребления ЛП. Там, где такое неверное применение или злоупотребление приводит к нежелательным реакциям на лекарственные средства, о нем также необходимо сообщить в систему фармакологического надзора.

Независимо от того, приводят или не приводят связанные с новообразованным торговым названием ошибки при выписывании/назначении и применении ЛП к нежелательным реакциям на лекарственные средства, держатель разрешения на рыночную реализацию ЛП и национальные компетентные учреждения фармакологического надзора в централизованном порядке должны информировать ЕМЕА о любых случаях подобных ошибок, связанных с новообразованным торговым названием ЛП. Такая информация должна оперативно поступать по электронной почте в адрес ЕМЕА.

Полученные доклады подлежат обсуждению в "Группе по названиям" и, если необходимо, в Рабочей группе по фармакологическому надзору и/или Группе по инспекции. Результаты обсуждения рассматриваются на пленарном заседании Комитета по лекарственным препаратам для человека для принятия необходимых действий по регулированию обращения ЛП. К таким действиям могут относиться, например, изменение новообразованного торгового названия и/или дополнительного информирования пациентов и специалистов в области здравоохранения.

Таким образом, "Руководство" представляет хорошо продуманный, детально разработанный и проверенный на практике нормативный документ, в котором изложены современные принципы рационального выбора новообразованных торговых названий ЛП. Изложенные в "Руководстве" критерии приемлемости новообразованных торговых названий ЛП направлены на защиту прав потребителей, а их использование в практике экспертной работы ЕМЕА имеет целью не допустить возможных негативных последствий для здоровья и жизни человека вследствие регистрации и допуска в медицинскую практику новых ЛП, названия которых идентичны или сходны с названиями ранее зарегистрированных ЛП, различных по составу и действию.

ФГУ Научный центр экспертизы

средств медицинского применения

Росздравнадзора, Москва

В.Б.ГЕРАСИМОВ

Р.И.ЯГУДИНА

Ю.В.ГРАЧЕВА

В.В.ДУДЧЕНКО

А.Н.ЯВОРСКИЙ