Мудрый Юрист

Понятие субъективного права в публичной сфере

Известное высказывание И. Канта о том, что юристы до сих пор ищут свое определение права, актуально и в наши дни, в особенности применительно к субъективным правам в публичной сфере. На наш взгляд, к субъективным публичным правам можно относить лишь те конкретно определенные права индивида, которые раскрываются в рамках правоотношения с учетом его предмета и иных конкретных условий. Те, которые он может действительно реализовать. Правоотношения же могут, в свою очередь, возникать и в связи со статусом, который может быть как общим, так и специальным. Правовые нормы, определяя пределы общего статуса, формируют и некоторые специальные статусы, устанавливая адресацию отдельных норм и прав не личности в целом, а носителю определенных публичных качеств, функций, полномочий, например государственного служащего, судьи, депутата, члена правительства и прочих. С этим статусом связаны их определенные субъективные права, которые не следует путать с полномочиями вследствие их совершенно различной природы. Таким образом, мы можем говорить о существовании как минимум двух видов субъективных публичных прав: обусловленных общим правовым статусом субъективных публичных прав индивидов (например, политические права) и обусловленных специальным правовым статусом субъективных публичных прав лиц, замещающих государственные, муниципальные должности и должности государственной и муниципальной службы.

В рамках различных статусов возникают правоотношения, которые в науке теории права принято именовать абсолютными. В данном правоотношении четко обозначена лишь одна сторона - конкретный носитель конкретного права, - которой противостоит неопределенный круг обязанных лиц. То есть объективное право охраняет субъективные права указанного носителя конкретного права от всех и каждого. Никто не вправе посягнуть на установленные законом права управомоченного субъекта. Необходимо также указать на существование относительных правоотношений, где как управомоченная, так и обязанная стороны четко обозначены, определен круг их прав и обязанностей, т.е. указано, кто конкретно является обязанным лицом и что конкретно он вправе, должен или не вправе предпринимать в отношении так же четко обозначенного лица управомоченного.

Теперь попытаемся обосновать выдвинутую нами концепцию. Вначале считаем целесообразным разграничить понятия права в объективном и права в субъективном смысле. Право в объективном смысле представляет собой всю совокупность действующих нормативно-правовых актов государства, законов и подзаконных актов, т.е. совокупность объективированных юридических норм. Кодексы, законы, их статьи и находящие выражение в них нормы права являются содержанием права в объективном смысле. Право же в субъективном смысле - это предоставленная индивиду возможность, в зависимости от его усмотрения, осуществлять те или иные действия. Это система прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных в действующем законодательстве, равно как вытекающих из различных правоотношений, так же как и присущих ему от рождения. В составе права в субъективном смысле основным элементом является воля. Ею могут быть наделены лишь физические лица, обладающие живой душой и телом. У юридического лица как такового не может быть собственной воли. Ею наделены отдельные физические лица, входящие в состав той или иной организации. Наделенный субъективным правом индивид может осуществить принадлежащее ему право, а может и отказаться от его осуществления в зависимости от собственной воли. То субъективное право, от осуществления которого невозможно отказаться, не является истинно субъективным правом и не может им именоваться. В правовой науке невозможно лишь отказаться от осуществления возложенных законом или договором обязанностей. Принято считать, что субъективное право проистекает из объективного, за исключением естественных прав, присущих человеку от природы, а не данных законом или властью. "Единичная правовая норма есть установленное либо санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения. Единичное субъективное право есть гарантированные законом вид и мера возможного (дозволенного, разрешенного, допустимого) поведения" <1>.

<1> Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 70.

В правовой науке уже достаточно давно сложилось деление права на объективное и субъективное. Появившись в римском праве, оно перекочевало в систему романо-германского и англосаксонского права. Наибольшее развитие данный феномен получил в русской и немецкой юриспруденции прошлого века, да и все содержание естественно-правовой доктрины пронизано им. "Объективную и субъективную стороны права можно было бы назвать статистической и динамической его сторонами или состояниями, и если статика права (как система норм) изучена в науке более или менее удовлетворительно, то его динамика, действие, функционирование - еще недостаточно", - справедливо замечал Н.И. Матузов <2>.

<2> Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 29.

По нашему мнению, право в субъективном смысле представляет собой конкретные права, притязания, возможности, требования, законные интересы, возникающие между участниками конкретного правоотношения на основании действующего в определенном месте и в определенное время законодательства, которое, в свою очередь, составляет право в объективном смысле. Субъектами же публично-правовых отношений являются их участники (физические и юридические лица, причем к последним мы относим органы власти и государство как в целом, так и его отдельные части), наделенные правосубъектностью (как комплексом правоспособности, дееспособности и их гарантий) и деликтоспособностью, осуществляющие права, несущие обязанности, порождающие правовые состояния в конкретном публичном правоотношении.

Как правило, в составе правового статуса любого субъекта наличествует масса различных прав. Но они еще не являются субъективными правами в настоящем смысле данного слова, хотя потенциально могут ими быть, но не обязательно будут. Права, составляющие правовой статус лица, больше походят на некие абстрактные правовые возможности. Эти возможности включают в себя множество составляющих: физическую, психологическую, социально-идеологическую, этическую и другие возможности. Физическая возможность означает возможность субъекта физически осуществить то или иное право. Психическая - хочет субъект или нет реализовать то или иное право, есть ли у него на это желание. Этическая возможность ставит реализацию права в зависимость от этических установок субъекта, а социально-идеологическая - от социальной среды, к которой принадлежит субъект и идеологии которой он придерживается. Но для реализации того или иного права мало обладать всеми этими возможностями. Здесь необходимо наличие юридических фактов, наполняющих соками жизни те или иные права, а также условия, создающие сами права. Этими условиями являются фактор личностный и фактор государственный, где, с одной стороны, выступают возможности субъекта права, а с другой - административное разрешение (по принципу "koennen - moegen").

К примеру, государственный служащий наделяется правом бесплатного санаторно-курортного лечения по путевке, предоставляемой по месту службы. Но далеко не каждый государственный служащий может позволить себе, в первую очередь вследствие материальных трудностей, данную поездку, потому что определенную часть стоимости путевки он все же должен оплатить самостоятельно. У любого дееспособного индивида наличествует право приобретения, к примеру, жилья, но опять-таки далеко не каждый может себе это позволить. Сотруднику милиции в соответствии с законом полагается обеспечение жилым помещением, но в наши дни реализация подобного права происходит крайне редко, скорее, в порядке исключения. И таких примеров можно приводить множество. В этом-то и заключается парадокс существующих абстрактных правовых возможностей. И продолжая наше исследование, мы не должны забывать об этом. В противном случае наша теория потеряет качества стройности, логичности и системности.

Субъективное же право представляет собой то право, которым лицо обладает, будучи участником конкретного правоотношения. То есть непременной чертой всякого субъективного права является его существование в виде элемента конкретного правоотношения. В иной форме субъективные права существовать попросту не могут. Эти права принадлежат конкретному лицу, четко и конкретно определены, сама сущность правообладания неразрывно связана с личностью и отдельные качества данной личности проецируются на субъективные права. Права лица, поступающего на государственную службу и претендующего на определенную должность, складываются из правомочий, закрепленных в общей форме в законодательстве. Эти права становятся субъективными правами при реализации их в составе правоотношения: конкретное лицо подает заявление и необходимые документы, уполномоченное лицо данные документы рассматривает. Таким образом разыгрывается целый спектакль между участниками данного правоотношения, где с одной стороны выступает управомоченное лицо, а с другой - обязанное. Но и в этом же правоотношении их роли могут меняться. Н.И. Матузов справедливо определял субъективное право как создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права особую юридическую возможность действовать, позволяющую субъекту (как носителю данной возможности) вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться определенными социальными благами, обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства за защитой - в целях удовлетворения личных интересов и потребностей, не противоречащих общественным <3>.

<3> Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия... С. 145.

Правовой статус субъекта публичного правоотношения, в отличие от общетеоретической модели правового статуса, представлен следующим образом.

  1. Обязанности выполнять полномочия по должности.
  2. Статусные права.
  3. Гарантии.

Теперь попробуем обосновать наше утверждение. Для этого проанализируем правовой статус должностного лица. В чистом виде права и обязанности у него, собственно говоря, проявляются не столь четко (за исключением особого рода функциональных прав, проистекающих из его статуса, о которых мы поговорим ниже). Например, в случае обнаружения правонарушения должностное лицо составляет протокол. Данное действие - право или обязанность? Можно безошибочно утверждать, что и то и другое, поскольку разделить здесь эти два понятия попросту невозможно. Обнаружив правонарушение, должностное лицо вправе составить соответствующий протокол, но оно и обязано его составить, поскольку в противном случае будет присутствовать факт укрывательства противоправного деяния. В случае обнаружения факта хулиганства сотрудник милиции имеет право задержать нарушителя и составить протокол, но одновременно он и обязан это сделать, поскольку в случае незадержания и несоставления протокола милиционер сам нарушит закон, в том числе будет присутствовать и факт укрывательства преступления, если хулиганские действия подпадают под определение состава ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, можно утверждать, что здесь необходимо говорить не о правах и обязанностях в чистом виде, а об обязанности выполнять полномочия по должности. Поскольку, основываясь даже на приведенных выше примерах с должностным лицом и сотрудником милиции, мы видим, что именно выполнение полномочий по конкретной должности здесь имеет место быть. Данные полномочия, как правило, четко прописаны в нормативных актах, которыми субъекты публичного права руководствуются в своей профессиональной деятельности. То есть в данной сфере не предполагается использование формы субъективного права.

В тех же нормативных актах можно встретить перечень особых функциональных прав, проистекающих из статуса лица, замещающего государственную должность или должность службы, т.е. таких прав, которые неразрывно связаны, проистекают из его правового статуса. Статус здесь имеет исключительно функциональный характер. Данная группа прав может смело именоваться субъективными публичными правами. Примеров здесь можно привести множество. Например, право должностного лица на продвижение по служебной лестнице, на присвоение в зависимости от стажа и иных обстоятельств более высокого классного чина, разряда, право на участие в конкурсе на замещение должности. У упомянутого выше сотрудника милиции, например, имеется право на доплату к служебному окладу в зависимости от выслуги лет, условий службы, право на отпуск большей, чем предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, продолжительности.

Данные права, как правило, неотделимы от специального публично-правового статуса субъектов публичного права, не адресуются конкретному лицу как таковому. Право пользования ими распространяется на весь период занятия определенной должности и прекращается с ее оставлением. Определенные блага, как, например, особые условия пенсионного обеспечения (повышенный размер пенсии, медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях), остаются за лицом и после оставления должности при выходе на пенсию.

Субъективные публичные права данного вида можно классифицировать по нескольким основаниям. Например, по субъектам их можно подразделить на права лиц, замещающих государственные должности, государственные должности государственной гражданской службы, государственные должности государственной негражданской службы (военнослужащие: сотрудники МО РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.), муниципальные должности. Здесь возможно множество вариаций, особенно если проводить разделения внутри каждого блока.

По правовому характеру здесь можно выделять служебные и социальные права. К первой группе можно отнести, например, право на присвоение очередного звания, классного чина, разряда, на защиту сведений о государственном служащем; ко второй группе - право на медицинское страхование, на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего имущества. Представленный перечень классификаций не претендует на звание исчерпывающего и при дальнейших исследованиях в данной сфере может дополняться новыми основаниями.

Исходя из всего вышеизложенного, попытаемся вывести определение субъективных публичных прав, связанных со специальным статусом. На наш взгляд, это особая категория функциональных прав (непосредственно сопряженных с определенным статусом) лиц, замещающих государственные должности, государственные должности государственной службы, муниципальные должности. Это обусловленные особой функциональностью публично-правового статуса субъекта правопритязания по отношению к государству.

Если говорить о втором виде субъективных публичных прав, не связанных со специальным статусом лица, то их можно проиллюстрировать на примере политической группы прав. Сюда можно с уверенностью отнести закрепленные в Конституции Российской Федерации права на свободу мысли и слова, на участие в выборах и референдуме, права на участие в демонстрациях, шествиях, пикетировании, право на объединение и другие.

Итак, рассмотрев вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что лицо обладает правовым статусом, правами и обязанностями в составе правового статуса и правами и обязанностями в составе правоотношения. И именно права в составе правового отношения могут называться субъективными правами, но никак не права в составе правового статуса. Лишь при появлении и воздействии определенных юридических фактов на право в составе правового статуса, оно, начиная реализовываться в составе конкретного правоотношения, становится субъективным правом. Например, прежде чем право на получение высшего образования станет субъективным правом лица, оно должно развиться под влиянием определенных юридических фактов: достижение определенного возраста, наличие полного общего среднего образования, формирование определенных установок, интересов в области, в которой планируется получить образование, наличие проходного балла на вступительных экзаменах для поступления на бюджетной основе или проходного балла и определенной суммы денег для оплаты обучения на коммерческой основе и многих других. На самом деле здесь присутствует целая масса фактов, например пространственная локализация вуза, и то, как далеко он находится от дома абитуриента.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что в настоящее время область субъективных прав в публичной сфере остается актуальной, незаслуженно малоизученной и остро нуждается в дальнейшем исследовании.