Мудрый Юрист

Категория "финансовая деятельность предприятий" в науке финансового права

Гараев И.Г., аспирант Института экономики, управления и права (г. Казань).

В данной статье через исследование правовых аспектов финансовой деятельности государства и муниципальных образований автор пытается раскрыть содержание малоисследованного института финансового права - финансовой деятельности предприятий, методов осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий в системе аккумулирования централизованных финансовых ресурсов.

On the basis of legal aspects of financial activity of the state and municipal formations the author tries to reveal the contents of a poorly studied institute of financial law - financial activity of enterprises, methods of effectuation of financial-economy activity of enterprises in the system of accumulation of centralized financial recourses <*>.

<*> Garaev I.G. Category of "financial activity of enterprises" in the science of financial law.

Финансы предприятий в материальном аспекте представляют собой совокупность финансовых ресурсов предприятий, аккумулируемых в определенные фонды денежных средств и существующие вне таковых. Естественно, их аккумулирование не является чем-то существующим либо приходящим извне, а является результатом их финансовой деятельности. Поэтому изучение категории "финансовая деятельность предприятий" имеет не только теоретическую, но также и практическую значимость.

Следует сразу же оговориться, что в рамках науки финансового права не существует фундаментальных доктринальных учений о финансовой деятельности предприятий. Тем не менее имеются работы, посвященные финансовой деятельности государства и муниципальных образований - одной из основных категорий финансового права, причем данная категория была объектом пристального внимания и советских авторов <1>. Безусловно, данные учения могут послужить основой для раскрытия понятия "финансовая деятельность предприятий", если будем учитывать непосредственную связь финансов предприятий со всеми стадиями воспроизводственного процесса, т.е. "в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех уровнях: на общегосударственном, на уровне предприятий, на уровне производственных коллективов" <2>, что говорит об их включенности в сферу финансовой деятельности государства.

<1> Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 20.
<2> Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие. М., 1999. С. 28.

Что же понимают представители финансовой науки под финансовой деятельностью государства? Авторы учебника "Финансовое право" под редакцией профессора Н.И. Химичевой дают следующую трактовку финансовой деятельности государства: это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов <3>.

<3> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 94.

Существуют и несколько иные трактовки данного понятия. Так, например, Т.Г. Лукьянова предлагает рассматривать финансовую деятельность государства как инициирование под влиянием реалий экономического развития действий и мероприятий, направленных на повышение эффективности финансового механизма и состоящих в разработке, принятии, организации исполнения гармонизированного ряда финансовых программ и выражающих их федеральных, региональных законов и актов муниципальных органов <4>.

<4> Лукьянова Т.Г. Финансовая деятельность государства как правовая категория [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ю.н. М., 2008.

Взаимосвязь категорий "финансовая деятельность государства" и "финансовая деятельность предприятий" позволяет утверждать, что изучение, раскрытие содержания первой позволит прийти к правильному пониманию сущности второй, тем более если будем учитывать, что последняя мало изучена представителями юридических наук. Тем не менее нельзя забывать, что содержание финансовой деятельности государства сегодня подвергается серьезной критике со стороны многих авторов. Ведь, как правило, в финансово-правовой науке в рамках определения финансовой деятельности предприятий прибегают к общепринятой трактовке, основной модели, в нашем случае к понятию "финансовой деятельности государства", что, в свою очередь, также ставит под сомнение правильную интерпретацию и толкование исследуемой категории.

Как указывает Е.И. Арефкина, финансовая деятельность организаций представляет собой организуемый руководством любой организации процесс формирования, распределения и использования денежных фондов и накоплений для расширенного воспроизводства и пополнения государственных фондов денежных средств <5>. То есть данный автор также прибегает к "триаде" - формирование, распределение и использование финансовых ресурсов. Такой подход к определению финансовой деятельности государства и иных категорий финансового права, по мнению Д.В. Винницкого, не совсем правильный, и "срок службы" данных категорий весьма ограничен во времени" <6>. Тем не менее не стоит отрицать ценность данной категории, как определяющей границы предмета финансового права, стоит лишь прийти к теоретически обоснованному понятию.

<5> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 257.
<6> Винницкий Д.В. Категория "финансовая деятельность государства" в науке российского финансового права // Государство и право. 2003. N 2. С. 26.

Д.А. Лисицын, проведя исследование института "финансовая деятельность государства", пришел к выводу, что "традиционное определение финансового права и его предмета через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, следует признать неточным, так как предмет финансового права и предмет (точнее - объект) финансовой деятельности государства не совпадают (т.е. не являются идентичными). С одной стороны, ряд отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, будучи товарно-денежными, кредитными, трудовыми и т.п., не выступают предметом финансового права, а регулируются другими отраслями права (гражданским, трудовым, международным). Иначе говоря, предметом финансового права является лишь часть отношений" <7>.

<7> Лисицын Д.А. Финансовая деятельность государства: содержание и методы осуществления [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.ю.н. М., 2004.

Обратимся к мнению еще одного автора, которое, на наш взгляд, приведет нас к определенному выводу. Э.Д. Соколова разработала в ходе написания докторской диссертации авторское определение категории "финансовая деятельность государства" - это особый вид государственной деятельности, выражающийся в осуществлении органами государства всех трех ветвей власти организационных, юридических и фактических действий, направленных на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых в условиях рынка для финансового обеспечения жизнедеятельности общества и государства <8>. Далее отмеченный автор пишет: "Основу правового регулирования деятельности государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности составляют нормы финансового права. Однако, поскольку в правовую основу финансовой системы обществ наряду с нормами финансового права входят нормы и гражданского законодательства, последние в случаях, прямо предусмотренных законодательством, регулируют деятельность государства и муниципальных образований в сфере финансов" <9>.

<8> Соколова Э.Д. Теоретические аспекты правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований // [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.ю.н. М., 2008.
<9> См.: Соколова Э.Д. Указ. соч.

Все вышеотмеченное позволяет прийти к выводу о необходимости нового подхода к определению финансовой деятельности государства, соответственно и предприятий. Может, стоит вести речь именно о финансово-хозяйственной деятельности государства? Чтобы получить ответ на заданный вопрос, определимся с такими основными понятиями, как "финансовая деятельность", "хозяйственная деятельность", "экономическая деятельность", и попробуем отграничить их друг от друга.

Так, в частности, можно встретить следующую трактовку: "В настоящее время понятие "хозяйственная деятельность" можно рассматривать в широком и узком значениях. В первом случае хозяйственная и экономическая деятельность - это совпадающие понятия. Те общественные (социальные) явления, которые в советский период времени назывались "хозяйственные отношения", "хозяйственные связи", "хозяйственная деятельность", сейчас приобрели иное звучание. Так, вместо словосочетания "народное хозяйство" используется понятие "национальная экономика". Соответственно термины "хозяйственные отношения", "хозяйственные связи" заменены на понятия "экономические отношения", "экономические связи". Более того, ряд ученых предлагают идею и научную теорию экономического права" <10>.

<10> Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сб. науч. ст. Вып. 5 / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло, О.Ю. Скворцова. М., 2005. С. 36.

Авторы же учебника "Предпринимательское право РФ" под редакцией Е.П. Губина, П.Г. Лахно под экономической деятельностью понимают одно из ключевых, базисных понятий, тесно связанных с рынком, товарно-денежными отношениями. Хозяйственная же деятельность - один из видов экономической деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами <11>. То есть "хозяйственная деятельность" является более узким понятием, нежели "экономическая деятельность".

<11> Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 41.

Как же быть тогда с финансовой деятельностью? Поскольку финансовая деятельность, по нашему мнению, обусловлена наличием в обществе товарно-денежных отношений, то она, как активная деятельность, направленная на формирование, распределение и использование денежных фондов (финансовых ресурсов), представляет собой часть экономической деятельности, тесно связанной с хозяйственной частью организационной деятельности по управлению финансами.

Учитывая влияние на регулирование отношений на всех уровнях финансовой системы отраслевых режимов финансового, гражданского, административного права и все вышесказанное, можно утверждать о необходимости вести речь о финансово-хозяйственной деятельности государства, муниципальных образований и предприятий. Следует отметить, что профессор В.А. Лебедев в своем основном труде "Финансовое право" писал: "Хозяйственная деятельность, направленная на приобретение материальных средств, составляет финансовое хозяйство. Правила финансового хозяйства, облеченные в известные законодательные нормы, будут финансовым законодательством, или финансовым правом" <12>. Академик И.И. Янжул, говоря о финансовой науке, также отмечал, что она "принадлежит к числу наук и, составляя с материальной стороны часть науки о народном хозяйстве, в то же время формально примыкает к государственному праву..." <13>.

<12> Лебедев В.А. Финансовое право. М., 2000. С. 36.
<13> Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2002. С. 48.

Примечательно, но в законодательстве не раскрывается, более того, не встречается понятие "финансовая деятельность государства", тем более "финансовая деятельность предприятий". Законодатель все чаще прибегает к использованию категории "финансово-хозяйственная деятельность". Например, ст. 15 ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" <14> посвящена осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью народного предприятия. Нормы Закона о государственных предприятиях <15> гласят, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия. Ряд таких примеров из законодательства можно еще продолжить <16>.

<14> ФЗ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" // СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.
<15> ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
<16> См.: ФЗ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Исходя из определения экономической деятельности - деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг), а также любой иной деятельности, направленной на получение прибыли, независимо от результатов такой деятельности (доходов) <17>, и с учетом понимания финансовой деятельности как части экономической деятельности попытаемся дать определение финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия - это планомерная, осуществляемая предприятием деятельность, направленная на вовлечение в воспроизводственный процесс финансовых ресурсов предприятия, формируемых и перераспределяемых в специализированные денежные фонды в процессе его экономической деятельности, характеризующаяся определенным уровнем организации на основе законодательных норм и внутрихозяйственных правил.

<17> Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 183.

Отметим сразу особенность финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий. "Общественный сектор (государственный. - Прим. авт. ст.) способен участвовать как в финансировании, так и в производстве благ, причем в некоторых случаях его участие касается прежде всего финансирования, в других - в первую очередь производства, а зачастую он выполняет обе функции" <18>. Сочетание двух функций находит реальное воплощение именно в финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий.

<18> Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М., 1996. С. 244.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий необходимо раскрыть содержание и структуру данной деятельности. Как уже было замечено, финансово-хозяйственная деятельность предприятий являются объектом государственного управленческого воздействия. С другой стороны, деятельность предприятий является самостоятельной управленческой деятельностью, "представляющей собой разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами - предметом труда, средством труда и самим трудом, а также его результатом" <19>.

<19> Бурганова Л.А. Теория управления. М., 2009. С. 33.

Что касается предмета труда, т.е. объекта управления, объектами финансовой деятельности и финансовой политики выступают те многообразные финансовые отношения предприятий, которые составляют содержание финансов предприятий <20>. Данные отношения строятся по трем схемам: "государство - предприятие", "предприятие - государство", "предприятие - иные организации". В рамках первого вида отношений государство устанавливает обязательные для ведения финансово-хозяйственной деятельности правила поведения. Вторая же группа отношений предполагает обратную связь, т.е. участие предприятий в формировании бюджета государства и государственных внебюджетных фондов по тем же установленным императивно нормативам отчисления. Последняя группа характеризуется отношениями, возникающими в процессе взаимодействия предприятий с иными субъектами хозяйственного оборота, например контрагентами, кредитными и страховыми организациями и т.п.

<20> Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. М., 2002. С. 39.

Под средствами труда следует понимать методы финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Прежде всего отметим, что предприятие, будучи определенной организованной общностью, само представляет средство труда, имеющее определенную структуру. "Структуры являются образованиями, с помощью которых осуществляются властные функции... в которых принимаются решения... и в которых выполняется деятельность организации (структура является местом действия организации)" <21>.

<21> Холл Р.Х. Организация: структуры, процессы, результаты: Пер. с англ. СПб., 2008. С. 95.

Исходя из вышеприведенного, метод осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно охарактеризовать с помощью категории "финансовый механизм предприятия". В учебной литературе встречается следующее определение финансового механизма - это совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения <22>, где под методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами <23>.

<22> Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1994. С. 66.
<23> Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, В.В. Маркиной. М., 2006. С. 57.

В контексте нашего исследования в первую очередь вызывают интерес именно методы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов предприятий. Методы формирования финансовых ресурсов предполагают процесс аккумуляции финансовых ресурсов из различных источников финансовых ресурсов. Данные методы исходя из классификации источников финансовых ресурсов можно обозначить как внешние и внутренние методы привлечения. К конкретным же видам относятся следующие виды. Во-первых, финансовый метод, использующийся для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Данным методом привлекаются так называемые первоначальные источники собственных средств, например уставный капитал государственных предприятий, формируемый из соответствующих денежных сумм и передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

Вторым видом метода формирования называют метод кредитования, характеризующийся привлечением предприятиями денежных средств на условиях срочности, возвратности и возмездности как от государства (бюджетные кредиты), так и кредитной системы (банковский кредит).

Третьим методом является страховой метод, когда на предприятиях, преимущественно осуществляющих страховую деятельность, за счет страховых взносов и премий формируются соответствующие страховые фонды.

Методы распределительной части финансово-хозяйственной деятельности предприятий обозначим как фондовый и нефондовые методы. То есть с помощью первого метода осуществляется перераспределение поступивших финансовых ресурсов в определенные законодательством и учредительными документами специальные фонды предприятий. Нефондовый метод применяется в рамках перераспределения финансовых ресурсов на выполнение платежных обязательств перед бюджетом, банками и иными контрагентами без формирования соответствующих фондов денежных средств. В данном случае присутствуют элементы использования финансовых ресурсов.

Методы использования финансовых ресурсов применяются уже непосредственно в рамках их "потребления". Данными методами могут быть метод кредитования, когда предприятие предоставляет с соблюдением определенных условий займы; метод инвестирования, т.е. по смыслу Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <24> вкладывание денежных средств, целевых банковских вкладов, акций и других ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, кредитов, любого другого имущества или имущественных прав, интеллектуальных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

<24> Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" // БНА. 1992. N 2 - 3.

Учитывая, что "последние годы отмечены четким осознанием необходимости доктринального обновления финансового права" <25> и факт участия финансов предприятий на всех стадиях воспроизводственного процесса, содержанием которого является также аккумулирование централизованных финансовых ресурсов, можно с уверенностью говорить о необходимости изучения категории "финансовая деятельность предприятий". Основная сложность при трактовке изучаемой категории заключается в отсутствии комплексных доктринальных учений, а также нормативного определения ключевых понятий финансового права, таких, как "финансы", "финансовая система", "финансовая деятельность" и т.п. Поэтому полностью поддерживаем точку зрения профессора О.И. Горбуновой о необходимости единого Закона "О финансах" <26>, так как в конечном счете раскрытие тех или иных понятий на законодательном уровне позволяет не только теоретически обосновать содержание основных юридических явлений и процессов, но и определить границы их практической реализации.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Д.В. Винницкого "Финансовое право в современных условиях: традиции и инновации" включена в информационный банк согласно публикации - "Финансовое право", 2006, N 8.

<25> Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и инновации // Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины / Отв. ред. Д.В. Винницкий. СПб., 2006. С. 10.
<26> См.: Горбунова О.И. Некоторые вопросы закона о финансах // Финансовое право. 2008. N 9.