Мудрый Юрист

О практической части образовательной программы подготовки юристов (выступление на заседании совета УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации 4 июня 2009 г.)

Перевалов В.Д., председатель Учебно-методического совета по образованию в области юриспруденции Уральского федерального округа, Президент Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.

В данной статье автор рассматривает Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Большое внимание автор уделяет той части Указа, в которой говорится об увеличении объема практической части основной образовательной программы подготовки юристов, и предлагает серьезно осмыслить ее.

Юридическая общественность нашей страны с удовлетворением встретила Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Высшее руководство страны осознало необходимость принятия срочных мер по оздоровлению отечественного высшего юридического образования и приступило к разработке и внедрению в жизнь механизмов совершенствования подготовки юристов, способных решать сложнейшие вопросы правовой жизни нашей страны.

Ассоциации юристов России, государственным органам и учреждениям, профессорско-преподавательскому корпусу юридических учебных заведений, всем заинтересованным субъектам предстоит большая работа по реализации всех положений Указа в жизнь.

Полагаю, что следует серьезно осмыслить ту часть Указа, в которой говорится об увеличении объема практической части основной образовательной программы подготовки юристов.

Некоторые аспекты этого предписания могут показаться достаточно очевидными, ясными и не очень сложными при их воплощении в жизнь. Безусловно, при разработке федерального государственного стандарта высшего юридического образования уменьшим количество часов на лекции, а на практические занятия увеличим. Количество общекультурных дисциплин (логика, экономическая теория и т.п.) уменьшим, а дисциплин практической направленности (налоговое право, финансовое право и др.) увеличим. Разработаем мероприятия по повышению качества ознакомительной и производственной практики студентов в правоохранительных органах, а не получится - протащим всех студентов через юридические клиники.

Надеюсь, что люди, всерьез озабоченные состоянием юридического образования, понимают, что в первую очередь не эти задачи вытекают из смысла Указа.

Само собой предполагается более широко и активно использовать современные средства связи образовательного процесса с практикой правового регулирования. Например, внедрить в мультимедиа систему удаленного доступа, позволяющую студентам проводить анализ образцов профессиональной деятельности в ходе ее осуществления носителями профессии. Суть системы заключается в том, что видеоизображение судебного заседания, заседания законодательного (представительного) органа, приема адвокатами граждан и т.п. передается в специально оборудованную аудиторию, где преподаватель и студенты анализируют действия вовлеченных в процесс лиц. Может быть внедрена система дистанционного конференц-участия практиков в учебном процессе, студентов и преподавателей в практиках государственного управления и юридических практиках. Необходимо расширить и разнообразить работу юридических клиник.

Но смысл издания данного Указа требует более глубокого и всестороннего осмысления его целей и путей их достижения. Во-первых, следует определиться с пониманием практической части образовательной программы. Безусловно, юридическое образование должно быть нацелено на подготовку юристов для осуществления практики правового регулирования. Но для достижения этой цели требуется уточнить понимание как существующей, так и желаемой или ожидаемой практики.

Сложившееся в нашей стране юридическое образование традиционно готовит специалистов, способных достаточно эффективно обеспечивать реализацию существующих правовых норм в рамках заданных моделей поведения. Большинство выпускников юридических вузов, усвоив в процессе обучения наиболее распространенные шаблоны профессиональной деятельности, достаточно быстро адаптируются в условиях сложившихся практик существующей на данный период правовой жизни нашего общества. Но нестабильность, динамизм социальной жизни в нашей стране, а также процессы глобализации, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводят к появлению новых профессиональных практик, резкому снижению периодов обновления профессиональных моделей поведения. Достаточно очевидно, что специалисты, ограниченные традиционной подготовкой, дефициентны в принятии эффективных и осознанных решений, влияющих на изменения профессиональных стереотипов, а главное - не готовы в полной мере нести ответственность за принятие в ситуации неопределенности решений, не соответствующих существующим прототипам...

Если ставить задачу подготовки юриста-профессионала нового типа, то мы должны сформировать у него способность самостоятельно создавать новые и адаптировать существующие в других культурах образцы нормативного поведения, в рамках которых будут реализовываться новые профессиональные и социальные практики. Необходимый для нашего общества юрист должен не только являться носителем узкопрофессионального знания, но и иметь определенный набор личностных и профессиональных навыков и умений, которые обеспечивали бы ему способность принимать и реализовать решения в динамично изменяющихся условиях, часто не имеющих заранее известных и формально зафиксированных "правильных" образцов. Такая совокупность знаний, умений и навыков известна как определенный "набор компетентностей". Именно такие специалисты способны стать профессиональной элитой страны, на которых будет держаться ее региональное и глобальное развитие.

Во-вторых, требуется проанализировать существующую в нашей стране реальную юридическую практику в самом широком ее смысле. Необходимо учитывать характер и уровень правовой культуры, сложившиеся исторически в российском обществе. Нельзя не учитывать негативные явления, ставшие традиционными в правовой жизни российского общества. Общеизвестно, что для правосознания членов российского общества характерно понимание права как инструмента государственной власти (правовой этатизм). Исторические условия жизни российского общества не способствовали формированию у его членов личностных начал, которые необходимы для зарождения гуманистического правосознания. Общинный характер производства, отсутствие развитых отношений собственности, природность менталитета не способствовали зарождению правосознания у членов российского общества.

Коллективные формы собственности и соответствующие им формы социальной организации жизни не способствовали формированию личности и индивидуальных форм собственности. И эти факторы в той или иной степени проявляются в правосознании современных членов российского общества. А осознание человеком себя личностью и собственником - основа гражданского общества и правовой основы организации социальной жизни. Правосознанию значительного числа россиян присущ правовой нигилизм. Нигилизм может носить как теоретический (марксистско-ленинское учение об отмирании права), так и практический характер (низкий уровень легитимности права, оправдание неправомерного поведения).

Эти и другие особенности российского правосознания необходимо учитывать в процессе подготовки юридических кадров, ибо все эти особенности отражаются в сознании студентов. С проявлениями изъянов в правосознании студенты сталкиваются в повседневных отношениях, а в ряде случаев и в профессиональной среде практических работников.

И, наконец, в-третьих, практическую направленность должен иметь сам учебный процесс во всех его стадиях и формах.

Из смысла президентского Указа перед профессорско-преподавательским составом и руководством юридических вузов ставятся задачи сформировать в вузе:

  1. новые профессионально-образовательные практики;
  2. новые социально-образовательные практики;
  3. новые научно-исследовательские практики;
  4. новые управленческие практики.

Пути и способы решения этих задач переплетаются. Формирование образовательных практик должно начинаться с объяснения студентам того, что они в вузе знания о праве будут не получать, а создавать практикой своей учебной деятельности.

Формирование новых образовательных практик означает разработку и внедрение в учебный процесс новых форм обучения, в которых акцент смещен с ознакомления на обучение через освоение и изготовление, создание и внедрение систем контроля качества результатов обучения, соответствующих компетентностному подходу (акцент смещается от трансляции воспринятой студентом информации к демонстрации приобретенных им компетенций).

Новые образовательные практики означают переход от предметного к деятельностному обучению. Преподавательский корпус не задается, а в большинстве и не задумывается над вопросами перехода к профессионально-деятельностному обучению, к обеспечению овладения студентами юридическим мышлением, навыками профессиональной деятельности, средствами и способами профессионального саморазвития. Для того чтобы решить эти вопросы, нужно не только проанализировать и описать профессиональную юридическую деятельность, а затем учебную деятельность студента юридического вуза, но и состыковать их. Требуется спланировать и организовать учебный процесс так, чтобы в учебной деятельности вырабатывались навыки, умения, нормы профессиональной деятельности в сфере правового регулирования.

В учебный процесс юридических вузов следует активнее внедрять принципы интерактивного обучения. Ценность интерактивного обучения - это его практическая значимость. Основная цель данного способа обучения состоит в приобретении опыта в разрешении практических проблем, с которыми студенты сталкиваются или могут столкнуться в своей учебной, а потом и в профессиональной деятельности.

Результаты интерактивного занятия всегда проверяются по тому, что сможет сделать студент после этого занятия. Здесь не подходят традиционные формулировки подведения итогов занятия типа "получил знания о том...", "узнал о..." и т.п. После интерактивных занятий надо посмотреть и как-то зафиксировать, что студент смог сделать: "смог внятно рассказать о...", "смог пояснить сказанное", "сумел грамотно классифицировать..."). Таким образом, о результате занятий мы судим по приобретенным студентом умениям, навыкам.

Необходимость формирования социально-образовательных практик также предусмотрена Указом Президента. Уважительное отношение к праву и закону, нетерпимость к коррупционному поведению будут сформированы тогда, когда в процессе обучения в вузе у будущего юриста помимо профессиональных знаний и навыков будут выработаны личностные качества, связанные с ответственностью перед обществом за последствия принимаемых им решений. Такие качества характеризуют тип профессионального мышления, которое на языке права можно именовать публично ориентированным. Юрист с подобным публично-ориентированным мышлением демонстрирует осознание социальной значимости как самих практик, в которых он осуществляет свою деятельность (т.е. понимать, что юридические практики существенным образом определяют развитие государства и общества), так и конкретных принимаемых решений (т.е. реальную степень влияния принятых им решений на судьбы других людей, национальные интересы в целом).

Требуется пересмотреть порядок и способы формирования научно-исследовательских практик в образовательном процессе. Подготовку студентами выпускных квалификационных работ следует сделать напрямую связанной с решением практических задач. Курсовые работы студентов также должны иметь практическую направленность. Грамотный герменевтический анализ научного, теоретического текста поможет студенту сформировать практику интерпретационной деятельности, которая является важнейшим элементом профессионализма юриста.

Даже на первом курсе следует использовать учебный материал для формирования аналитической практики. Не отвергая ценности теоретического осмысления государственно-правовых явлений жизни общества, с моей точки зрения, следует использовать здоровый прагматизм современного молодого поколения. Целесообразно так построить преподнесение материала по осмыслению способов, методов, типов правового регулирования, чтобы студенты увидели практическую значимость выбора оптимальных способов воздействия на сознание и поведение человека. Поставьте вопрос, какой тип правового регулирования (общедозволительный или разрешительный) более целесообразен при установлении перечня источников информации, которыми студент может пользоваться при ответах на семинарских занятиях или при сдаче зачетов и экзаменов.

Практическая сторона учебного процесса в юридических учебных заведениях должна проявляться в том, чтобы все стороны жизни вуза были практическим воплощением принципов права. Если преподаватель гражданского права говорит на занятиях о значении основополагающего принципа частного права - принципа презумпции добропорядочности сторон, то на экзаменах он должен на практике этим принципом руководствоваться, а не подозревать в каждом студенте шпаргальщика.

Практической направленностью должна характеризоваться работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава юридических вузов. Через анализ практики проведения различных форм обучения студентов должно осуществляться повышение педагогического мастерства преподавательского корпуса юридических вузов.

Основное впечатление от Указа Президента "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" таково, что на его основе можно определить цель преобразований в высшей юридической школе - формирование у студентов и преподавателей рефлексивного отношения к академическому образовательному процессу как системе интеллектуальных, коммуникативных, организационных и других практик, позволяющих развивать базовые и профессиональные компетентности в рамках традиционного учебного процесса.

Достижение целей Указа будет обеспечено через решение задач формирования в вузе новых практик, в рамках которых могут внедряться инновационные модели подготовки публично ориентированных юристов и совершенствоваться необходимые для этого кадровые и материальные ресурсы, приобретаться опыт инновационного развития.