Мудрый Юрист

Нормативно-правовая основа конкуренции в России

Перфилов Э.К., помощник судьи 7-го судебного состава.

Первые законы о защите конкуренции появились в конце XIX в. Родиной конкурентного права считаются Соединенные Штаты Америки, где оно традиционно именуется антитрестовским правом (antitrust law). В 1890 г. первым был принят Закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий (известный как Закон Шермана). В 1914 г. были приняты Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установившие ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, участие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы и в наши дни составляют основу антитрестовской политики США.

В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к возникновению монополий. Например, синдикат "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий, а в горной промышленности монополистом был "Продаруд".

Монополизм в России 80 - 90-х гг. XX в. имел ряд особенностей. Монополиями зачастую были бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия (например, концерн "Газпром"). Крупные государственные предприятия после их приватизации и преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и в основном заняли доминирующее положение. Например, доля АО "Спасскцемент" на рынке цемента Приморского края равна 100%.

В целом конкурентные отношения можно регулировать двумя способами, которые условно именуют американским и европейским. Американское (антитрестовское) право исходит из презумпции "вредности" монополий, поэтому их деятельность формально запрещена. Компания (группа компаний) может доказать, что монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешена. Европейское (картельное) право допускает существование монополий, но под жестким законодательным контролем. Если будет доказано, что монополия приносит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запрещена.

Отечественное законодательство более близко к европейской модели регулирования конкурентных отношений. Оно основано на принципах контроля над злоупотреблением рыночной властью, в то же время в нем имеются и черты американской модели, так как монополистические действия считаются нарушением закона.

Система российского антимонопольного законодательства основана в первую очередь на Конституции Российской Федерации. Основной Закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установление юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. 34, 55, 74 Конституции Российской Федерации).

Как отметил М.В. Баглай, под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами <1>.

<1> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 7-е изд., доп. М.: Норма, 2008. 277 с.

По мнению Л.В. Лазарева, конкуренция представляет собой соперничество, соревнование на рынке. Всякое соперничество, не нарушающее законов, есть добросовестная конкуренция <2>.

<2> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Новая правовая культура; Проспект, 2009. 204 с.

Статья 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 8 ноября 2008 г.) <3> определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

<3> Российская газета. N 162. 2006; СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434; Парламентская газета. N 126 - 127. 2006.

В этой же статье содержится понятие недобросовестной конкуренции, понимаемой как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Конкурентные отношения регулируются в зависимости от вида рынка. Так, деятельность на товарных рынках подчинена нормам Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, предоставление финансовых услуг - нормам Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Специфика естественной монополии в том, что государство изначально легализует отсутствие конкуренции на таком рынке, поэтому и в данном случае требуется специальное законодательство - это Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Примерный перечень действий, которые могут квалифицироваться как недобросовестная конкуренция, приведен в ст. 10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 30 декабря 2001 г., с изм. от 21 марта и 9 октября 2002 г.) <4> (далее - Закон о конкуренции).

<4> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; БНА ФОИВ. 1992. N 2 - 3.

Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Перечень форм недобросовестной конкуренции, установленный ст. 10 Закона о конкуренции, не является исчерпывающим. Поэтому недобросовестной конкуренцией могут быть признаны любые другие противоправные действия лица, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Российское законодательство о недобросовестной конкуренции воспроизводит ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участником которой является Россия.

Вместе с тем в ряде отраслей экономики государство допускает существование монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних и водных путей <5>. Естественные монополии существуют на тех рынках, где удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, и товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом органы государственной власти должны стремиться к уменьшению числа естественных монополий.

<5> Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; Российская газета. N 164. 1995.

Статья 1222 ГК РФ предусматривает специальное правило о праве, подлежащем применению в этой области: "К обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства".

Законодательство о недобросовестной конкуренции имеет задачу устранения негативных проявлений самой конкуренции, выражающихся в особом типе правонарушений - недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий.

Проблема конкуренции имеет международное значение. Поэтому при применении антимонопольного законодательства Российской Федерации необходимо учитывать положения соответствующих международных договоров, имея в виду п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Среди них следует назвать также совместные акты государств СНГ: Соглашение о принципах сближения хозяйственных законодательств от 9 ноября 1992 г. <6>; Соглашение о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г. <7>; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г. <8>.

<6> Бюллетень международных договоров. 1993. N 10; Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1992. N 7.
<7> Бюллетень международных договоров. 1994. N 3; Российская газета (Ведомственное приложение). N 229. 1995; Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993. N 5.
<8> Там же.

Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. Интересы граждан и экономики затрагивает недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами. Подобного рода методы запрещены законом.

Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения в целях создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.

Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 16 ноября 2000 г. N 237-О, для проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции сформирована система федеральных органов исполнительной власти, что, однако, не предполагает наличия у них функций органов судебной власти.

В целях совершенствования механизма государственного контроля над соблюдением участниками товарных рынков антимонопольного законодательства, повышения эффективности предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции были подготовлены дополнения и изменения в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Их цель - привести его в соответствие с федеральными законами, принятыми в развитие Конституции Российской Федерации, доработать и конкретизировать отдельные положения и нормы Закона для повышения их действенности, обеспечения единства экономического пространства на территории России.

Особого внимания заслуживают вопросы упорядочения ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, а также вопросы усиления государственного контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. В частности, усилить государственный контроль над соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, а также действиями властных органов на всех уровнях путем установления повышенной административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в отношении должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Что касается соглашений между хозяйствующими субъектами, особенно направленных на раздел рынков по территориальному или продуктовому признакам, на создание препятствий конкурентам для входа на рынок, то необходимо ввести предварительный государственный контроль со стороны антимонопольных органов над заключением таких соглашений. Предлагается также введение прямой ответственности за монополистическую практику и недобросовестную конкуренцию путем установления высоких санкций за эти нарушения. Эти, а также некоторые иные меры будут иметь большое значение для дальнейшего развития конкурентного права и конкурентной политики в Российской Федерации, позволят укрепить нормативно-правовую базу государственного антимонопольного регулирования и развития конкуренции, создать необходимые гарантии соблюдения законности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, а также в процессе их преобразования.