Мудрый Юрист

Работа по совместительству: запреты и ограничения

Серебренникова Е.М., преподаватель кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии, налоговый консультант, кандидат юридических наук.

Работа по совместительству в условиях экономического кризиса может стать ненадежным инструментом по сохранению благополучия семей в России. Исследование вопросов трудового законодательства весьма необходимо с практической и теоретической точек зрения. В статье отмечается, что на сегодняшний день законодатель принуждает работника искать нескольких работодателей и работать у каждого из них не больше половины месячной нормы рабочего времени вместо того, чтобы работать у одного работодателя суммарно аналогичное количество часов.

Moonlighting in the conditions of economic crisis may become a stable instrument of preservation of welfare of Russian families. Study of issues of labor legislation is necessary both from practice and theoretical viewpoints. The article notes that at present the legislator makes the worker look for several employers and work for each employer not more than a half of a monthly norm of working time instead of working for one employer the same number of hours summarily <*>.

<*> Serebrennikova E.M. Moonlighting: Proscriptions and limitations.

Анализ законодательства о работе по совместительству позволяет с уверенностью сказать, что законодатель всегда относился к такой форме организации труда как явлению временному и вынужденному, устанавливая различные запреты и ограничения для работы по совместительству. Так, Постановление Совета Министров СССР "Об ограничении совместительства по службе" от 10 декабря 1959 г. N 1367 <1> ограничивало доступ к совместительству для большинства работников и закрепляло избирательный подход к организации труда совместителей. При этом совместительство определялось как временная мера занятия работником другой платной должности, которая допускалась в порядке исключения и разрешалась только лицам, "обладающим большим опытом и высокой квалификацией, при условии, если нет возможности заместить свободную должность работником соответствующей квалификации, не занятым на другой работе".

<1> СП СССР. 1959. N 20. Ст. 164.

В период перестройки отношение к совместительству стало постепенно более лояльным. Принятое Советом Министров СССР Постановление "О работе по совместительству" от 22 сентября 1988 г. N 1111 <2> уже рассматривало совместительство как возможную форму организации труда, но разрешало совместительство только на одном предприятии (в объединении), учреждении и организации. При этом оставались ограничения по количеству рабочего времени совместителя (не более четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день; общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени), а также ограничения для работников с особыми условиями и режимом труда, дополнительная работа которых может повлечь за собой последствия, отражающиеся на состоянии их здоровья и безопасности производства.

<2> СП СССР. 1988. N 33. Ст. 93.

После принятия в 1993 г. Конституции РФ <3> ограничение о возможности работать по совместительству только на предприятии (в объединении), учреждении и организации уже не соответствовало Основному Закону, и решением Верховного Суда РФ от 3 октября 2001 г. <4> данная норма была признана не подлежащей применению на территории Российской Федерации как ограничивающая труд граждан, их право свободно распоряжаться способностями к труду.

<3> Российская газета. N 237. 1993.
<4> Бюллетень ВС РФ. 2002. N 10.

С принятием Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) <5> началось реформирование трудового законодательства в нашей стране. Перед законодателем стояла непростая задача: отразить в трудовом законодательстве те процессы и явления, которые уже давно сложились на практике, но в условиях архаичных правовых актов не имели под собой правового обоснования. В результате принятия ТК РФ многие традиционные институты трудового права получили новое освещение, некоторые были упразднены, другие изменились с учетом потребностей современной экономики. К сожалению, этого нельзя сказать об институте совместительства. Безусловно, законодатель попытался устранить некоторые противоречия в данной сфере, в частности регламентировал возможность внешнего и внутреннего совместительства, предусмотрел порядок предоставления отпуска и других гарантий в сфере труда для таких работников. Между тем существовавшие до принятия ТК РФ запреты и ограничения для работы по совместительству остались.

<5> Российская газета. N 256. 2001.

Так, в частности, осталось ограничение продолжительности рабочего времени на условиях совместительства, а именно не более четырех часов в день и 16 часов в неделю (в редакции ТК РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ). В современной редакции ст. 284 ТК РФ предусматривает, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четыре часа в день, при этом в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Между тем данное ограничение представляется на сегодняшний день необоснованным.

Часть 1 ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одним из способов реализации данного права является заключение лицом трудового договора. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду подразумевает возможность заключения нескольких трудовых договоров, в том числе с разными работодателями. В целях реализации этого права ст. 282 ТК РФ предусматривает возможность заключения трудовых договоров о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, работник может заключить, например, несколько трудовых договоров о работе по совместительству, но при этом согласно ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени у каждого работодателя не должна будет превышать половины месячной нормы рабочего времени. Таким образом, на сегодняшний день законодатель принуждает работника искать нескольких работодателей и работать у каждого из них не больше половины месячной нормы рабочего времени вместо того, чтобы работать у одного работодателя суммарно аналогичное количество часов. Какую цель преследует законодатель, устанавливая такое ограничение, непонятно. Если предположить, что законодатель стремится защитить здоровье работника, то установление возможности работать по совместительству у неограниченного числа работодателей в любом случае нивелирует ограничение продолжительности рабочего времени у каждого из них.

Кроме того, в современных экономических условиях, когда многие работодатели устанавливают неполное рабочее время, работники ищут дополнительные источники заработка в свободное от основной работы время. При этом ч. 2 ст. 284 ТК РФ указывает, что ограничения продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью первой данной статьи, не применяются только в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с ч. 2 ст. 142 ТК РФ или отстранен от работы в соответствии с ч. 2 или ч. 4 ст. 73 ТК РФ. Таким образом, ограничения, предусмотренные ст. 284 ТК РФ, действуют и в том случае, если работнику по основному месту работы установлено неполное рабочее время, что представляется нелогичным.

Законодатель, казалось бы, пошел на некоторое смягчение нормы ст. 284 ТК РФ, указав, что в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). Однако работодатель, осуществляя учет рабочего времени совместителя, не может отследить, свободен ли такой работник от исполнения трудовых обязанностей в этот день по основному месту работы. Однако, если в процессе проверки контролирующими органами будет установлено превышение установленной ТК РФ продолжительности рабочего времени, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В связи с этим работодатели не спешат выяснять, свободен ли такой работник от исполнения трудовых обязанностей в этот день по основному месту работы, и увеличивать продолжительность рабочего времени для совместителей.

Таким образом, представляется, что ограничение продолжительности рабочего времени совместителей не отвечает реалиям времени и должно быть исключено из ТК РФ.

Кроме ограничения продолжительности рабочего времени, законодатель установил запрет на работу по совместительству для отдельных категорий работников, а именно не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 282 ТК РФ). Данные запреты также представляются не всегда обоснованными.

Законодатель устанавливает для несовершеннолетних сокращенную продолжительность рабочего времени, а именно для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Данная продолжительность рабочего времени является максимальной, при этом стороны в трудовом договоре могут оговорить и меньшую продолжительность рабочего времени, поскольку такое условие не будет ухудшать положение работника. Следовательно, несовершеннолетний может работать и меньшее количество рабочего времени, чем это установлено ст. 92 ТК РФ, однако согласно ст. 282 ТК РФ "потратить" оставшееся до установленной для него сокращенной продолжительности рабочее время у другого работодателя он не может. Непонятно, какое правовое значение имеет количество работодателей у несовершеннолетнего, если суммарная продолжительность его рабочего времени не будет превышать норму ст. 92 ТК РФ. Представляется необходимым установить возможность для несовершеннолетних работать по совместительству, если при этом общая суммарная продолжительность рабочего времени, проработанная несовершеннолетним, не будет превышать норму ст. 92 ТК РФ. При этом нормативно установить, что при приеме несовершеннолетнего на работу по совместительству работодатель должен требовать от такого работника справку о режиме работы и времени отдыха по основному месту работу, аналогично тому, как при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы (ст. 283 ТК РФ).

Устанавливая запрет на работу по совместительству для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, законодатель также поступает непоследовательно. Так, законодатель, с одной стороны, в ст. 282 ТК РФ устанавливает запрет на работу по совместительству для таких лиц, с другой - ТК РФ не содержит запрета на привлечение таких работников к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, а также на установление для них ненормированного рабочего дня. На сегодняшний день ст. 99 ТК РФ не устанавливает запрета на привлечение к сверхурочной работе лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Статья 101 ТК РФ также не содержит запрета на установление для таких работников ненормированного рабочего дня. Учитывая, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вполне может быть установлен ненормированный рабочий день. Представляется, что законодатель должен быть более последователен в установлении ограничений и либо отменить запрет на работу по совместительству для таких работников, либо ввести запрет на привлечение их к сверхурочной работе и установление для них ненормированного рабочего дня.

Безусловно, с принятием ТК РФ трудовое законодательство значительно продвинулось навстречу современным потребностям общества. Однако институт совместительства, столь востребованный сегодня, не был достаточно проработан законодателем. Остается надеяться, что реформирование трудового законодательства продолжится и данный институт получит должную правовую регламентацию.