Мудрый Юрист

Противоречивость дореволюционного российского законодательства как одно из существенных условий будущих социальных потрясений

/"История государства и права", 2009, N 14/
Б.А. ОСИПЯН

Осипян Борис Арташесович, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.

На основе историко-правового анализа с учетом специфики православной ментальности и правосознания исследуется законодательство Российской империи как детерминант краха монархии.

Государственно-правовая история различных народов явствует, что каждый народ заслуживает того правительства и законодательства, которые соответствуют его духовной зрелости, национальному характеру, мировосприятию и образу его повседневной жизни во всех ее проявлениях и измерениях. Начиная с "Русской Правды" русское право и законодательство всегда питались величественным духом традиционной христианской веры. Практически все составители русских законов, в частности великий преобразователь российской государственно-правовой системы М.М. Сперанский <1>, не были юристами по образованию, но были глубоко верующими духовными людьми. Стало быть, всякие предположения отечественных и зарубежных историков и правоведов о нетрадиционности русского права и законодательства изначально грешат поверхностной сравнительностью и формально-логическим примитивизмом. Например, лишь отчасти и с большой оговоркой можно согласиться с абстрактным мнением известного французского компаративиста Р. Давида о том, что русское законодательство представляло собой "не выражение сознания и традиции народа, как в других странах Европы, а произвольное творение самодержавного властителя, привилегию буржуазии, так как этот властитель был поставлен над законом" <2>. Дело в том, что сами русские императоры и законодательствующие с ними особы были лучшей частью русского народа, и потому все они всячески заботились о лучшей государственно-правовой доле своего народа.

<1> Кстати, он в свое время окончил Петербургскую духовную академию.
<2> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 119.

О духовности и святости русского закона, например, свидетельствует тот факт, что на заре истории Русского государства традиционной нормой права было крестное целование договаривающихся сторон для подтверждения взаимного согласия и своих добрых намерений. Традиционной также была норма права, признающая в качестве законного только церковный брак, который записывался в метрическую книгу того или иного церковного прихода. Российское законодательство обязывало православных супругов всегда жить вместе и в согласии, любить и уважать друг друга как собственную душу и тело, всячески помогать и защищать друг друга во всех радостях и печалях жизни. Православная русская жена должна была быть кроткой и повиноваться своему мужу как главе семейства, благоговейно почитать его богоданный статус старшинства, пребывать в "неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома" <3>.

<3> Ст. 107 Свода законов гражданских // СЗРИ. Книга 1. Т. X.

На протяжении многих веков положения российского законодательства обязывали все православное население государства ходить на церковные исповеди и причащения не менее одного раза в год. Более того, добросовестное и постоянное изучение Слова Божьего вменялось в обязанность всех государственных учебных и образовательных заведений в качестве предмета, достойного изучения и знания <4>. Под страхом применения уголовного наказания имперское законодательство запрещало менять православную веру на какую-нибудь иную. В то же время оно всячески поощряло официальный переход иноверцев, в том числе католиков, протестантов и представителей иных христианских конфессий, в православную веру. Все перечисленные законодательно-принудительные запреты и ограничения проистекали из смешения неизменных христианских заповедей с неправомерными идеологическими и политическими суевериями и предрассудками имперско-вотчинного мышления. Их исполнение жестко контролировалось духовной и светской властями под предлогом поддержания устойчивого государственного правопорядка.

<4> См.: Осипян Б.А. Истоки русского правосознания // Современное право. 2008. N 3 - 4.

По действующему тогда российскому законодательству Святейший Синод Русской православной церкви помимо идеологических и контрольных функций обладал также и судебными функциями и полномочиями. Кстати говоря, смысл русского слова "судить" состоял в способности на основании мудрого Слова Божьего извлекать основания надлежащей истины для вынесения правомерных решений при разрешении конкретных дел и споров <5>. Согласно ст. 13 Устава "Краткого изображения процессов и тяжб" 1715 г. для гарантии беспристрастности судей и утверждения правосудия члены суда торжественно присягали на Святом Евангелии. В частности, судьи обязаны были "более смотреть на само дело, нежели на краснословие и лепоту процессов" <6>.

<5> См.: Осипян Б.А. Русский язык как ключ к познанию духа русского права // Современное право. 2007. N 9.
<6> Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов н/Д, 2007. С. 353.

Примечательно, что Петр I нередко сам занимался составлением законопроектов и своих публичных обращений к народу, лично редактировал проповеди церковнослужителей различного ранга. Он был ярым сторонником "говорящего" русского слова и объясняющего закона, доступно раскрывающего каждому взрослому человеку необходимость и пользу своего издания и действия. Он был глубоко убежден в величайшей силе родного русского законоположенного слова, звучащего в контексте христианской проповеди, которая, к сожалению, в те времена не в достаточной мере практиковалась на русской земле. Заботясь о благе своих подданных, царь Петр I успел издать десятки указов, нацеленных на реализацию государственной программы по модернизации духовной и светской жизни русских людей. В частности, он сам инициировал устроение сиротских домов, больниц, богаделен, домов для приюта безработных и нищих.

Императрица Екатерина II, так же как и Петр I, понимала силу законодательного христианского наставления русского народа, внедряя его в содержание своих указов и постановлений. Она через созданные ею приказы также попыталась организовать "культурные формы благотворительности и общественного призрения", которые своими мотивами, целями и способами реализации отличались от традиционно подаваемой на Руси милостыни. Законодательная забота о народе проявлялась также и в другие периоды истории Российского государства <7>. Российское законодательство разных исторических периодов <8> обязывало крестьянские общества оказывать христианское призрение к детям-сиротам, престарелым и больным членам общества, оставленным без какого-либо внимания и заботы. Городские и сельские общины также обязывались заботиться о своих беспомощных членах, чтобы не допускать их обезличивания и социальной деградации.

<7> Напр., при царях Александре II, Александре III и Николае II.
<8> Напр., Общее положение от 19 февраля 1861 г. "О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Все русские цари и царицы, как и большинство верующих христиан-правителей Европы, будучи в той или иной мере духовными и нравственно образованными людьми, на самом деле по своему богоданному статусу были поставлены над законами, которые они по долгу службы разрабатывали, принимали, поправляли или отменяли. В то же время не все русские цари в достаточной мере обладали высоким уровнем правосознания, умственной организации и положительным жизненным опытом для успешной разработки правомерного законодательства. Иногда они наиболее важные государственно-правовые проблемы, решение которых требовало принятия определенных законов, пытались решать своими импровизированными указами, допуская при этом множество пробелов, повторений в положениях самого законодательства <9>. Например, они своими неправомерными решениями произвольно ограничивали правоспособность и дееспособность нерусских народов <10>, лишали их возможности приобретать в собственность, арендовать или наследовать недвижимое имущество. Положения налогового и таможенного законодательства устанавливали для русских торговцев, вывозящих свои товары за границу, таможенные сборы в размере 4%, а с иностранцев, ввозивших товары в Россию, взимались пошлины в размере 12% (в три раза больше!), что вряд ли можно было бы признать правомерным и экономически целесообразным явлением. Все эти несправедливые и неразумные законодательные ограничения или предпочтения впоследствии превратили национальный вопрос в ахиллесову пяту царского самодержавия, смертельно ужаленную революционерами-инородцами.

<9> Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845. С. 87.
<10> Напр., немцев, финнов, латышей, литовцев, эстонцев, поляков, евреев и других людей неславянского происхождения.

Неправомерные законодательные ограничения накладывались также и на другие слои самого русского населения страны. Так, например, военные и гражданские служащие не имели права вступать в брак без предварительного дозволения вышестоящего начальства. При вступлении русских женщин в брак с иноверцами и иностранцами они автоматически теряли российское подданство. Даже священнослужители были лишены некоторых естественных прав и свобод человека, например права заключать договоры для выполнения подрядных работ и поставки предметов повседневного пользования.

Российское законодательство также неправомерно запрещало усыновление сирот нехристианского происхождения лицами православного вероисповедания. Очевидно, что такие противоправные законы действовали вопреки духу христианской веры и идее права, так как никакой государственный закон реально не в силах был приостановить действие всепобеждающей любви истинных христиан к ближним, особенно к детям и престарелым людям, которые, естественно, нуждаются в такой любви и всяческой заботе независимо от их кровно-этнического происхождения. Такой немилосердный подход российского законодателя к решению подобных вопросов можно в какой-то мере объяснить невысоким уровнем его правосознания, в частности бытовавшей в России нищетой.

Русские законодатели и чиновники, вышедшие из народа, по причине своей духовной и нравственной незрелости, правового невежества и корыстных помыслов нередко грешили против идеи права и правосудия. Нисколько не желая восхвалять Россию в качестве европейской демократической страны, в которой разрешалось все, что не было запрещено законом, скажу только, что Россия в целом всегда имела христианский дух государственно-правового строительства. Тем не менее в России зерна западноевропейских правовых традиций всегда по невежеству и произволу государственных чиновников смешивались с плевелами агрессивно-воинственных духов ее языческих и мусульманских завоевателей: варягов, хазар, печенегов, монголо-татар и прочих нецивилизованных народов и племен. Именно от них русское чиновничество переняло позорный обычай высокомерия, чванства, волокиты и лихоимства при решении любого и тем более доброго дела. К примеру, прошения о создании благотворительных обществ в дореволюционной России рассматривались чиновниками в течение трехмесячного срока и не всегда удовлетворялись даже при их фактической обоснованности и формально-юридической законности. Хотя в 1721 г. брак православных христиан с неправославными ("инославными") христианами законодательно был разрешен, российское чиновничество существенно усложнило процедуры регистрации и прекращения смешанных браков.

Действовавшее тогда российское законодательство значительно ужесточило уголовные наказания за совершение многих видов преступлений. Возраст правовых субъектов для законодательного вменения и установления уголовной ответственности начинался с моментов осознания ими запретного характера совершенного греха преступления: для явных и тяжких преступлений возраст виновного лица начинался с семи и десяти лет, а для всех основных составов преступлений - с 15 лет. С возраста семнадцати лет к злостным преступникам применялись такие виды уголовного наказания, как клеймение раскаленным железом в форме букв "У" (убийца), "В" (вор), "Ш" ("шельма"). Применение смертной казни предусматривалось не только за совершение тяжких преступлений, но также и за дачу ложных клятв или за ложное свидетельство в процессе судебного разбирательства.

/"История государства и права", 2009, N 15/

В конце XVII и начале XVIII в. управляющих государством служилых людей из дворян в России насчитывалось не более 15 тысяч человек <1>. Для должного выполнения своих государственных обязанностей некоторые наиболее перспективные из дворян служащие получали профессиональное образование в лучших европейских высших учебных заведениях. Несмотря на это, в 1747 г., в разгар действия так называемого крепостного права, русские дворяне получили законодательную возможность продавать своих крестьян в рекруты, а в 1760 г. помещики получили административное "право" без следствия и суда ссылать своих порабощенных крестьян в Сибирь. Согласно Указу от 3 августа 1806 г. "О ревизской душе" стоимость ревизской души подневольного лица мужского пола составляла семьдесят пять рублей серебром, тогда как крестьянка могла быть денежно оценена в половину этой стоимости. В последующие годы цена крестьянина все же выросла до ста рублей. Это говорит о том, что в тогдашней России фактически действовал не только и не столько так называемый историками-марксистами феодальный строй и законодательство, сколько дискриминационный для разных полов рабовладельчески-крепостнический режим <2>.

<1> Интересно было бы узнать, во сколько раз количество государственных чиновников в нынешней России превосходит эту цифру и во сколько раз мера стабильности нынешнего экономического и политического правопорядка в Российской Федерации выше, чем в те былые времена, когда Петр I основательно и безоглядно преобразовывал весь конституционный строй Российской империи.
<2> Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. Ростов-на-Дону, 2007. С. 360, 365, 408.

До отмены крепостного права русскому законодательству были присущи признаки явного неуважения к достоинству, правам и свободе личности как разумного и ответственного подобия лика Христова. Дело в том, что в последующие исторические периоды из первых русских законов был постепенно выхолощен всегда неизменный, стабилизирующий и в то же время обновляющий, обнадеживающий дух истинной христианской веры. Примечательно то, что в западных, неправославных регионах Российской империи, например в польских и прибалтийских землях, законодательство и политико-правовая жизнь развивались несравненно быстрее и успешнее, нежели в восточных регионах Российской империи. На западных ее территориях фактическое освобождение крестьян без наделения их земельными наделами началось намного раньше, нежели в других регионах России. Как ни парадоксально, но именно в западных губерниях России законодательно не учреждались органы местного самоуправления в форме выборных всесословных земств. Дело в том, что царское правительство небезосновательно опасалось того, что националистически настроенные финны, поляки, грузины, латыши, литовцы и эстонцы будут проводить самостоятельную от центральной власти правовую и экономическую политику.

До 1861 г. духовное сословие в России поддерживало свое существование путем наследования церковных постов и кормления за счет православных прихожан. Немного спустя Законом 1867 г. и Указом 1869 г. было отменено право родственников наследовать церковные должности. Отныне детям духовных лиц была дана возможность выбирать место своей учебы или работы в государственных учреждениях. Для лиц церковного сословия государство за счет казны установило небольшие пенсии, а также единовременные или ежемесячные пособия. Получилось так, что все те священники и находящиеся на их иждивении лица, которые по тем или иным причинам остались не у дел, смогли едва влачить свое экономически жалкое существование <3>. Для смягчения такого печального положения православных священников в России были созданы различные благотворительные учреждения, организованы различные способы сбора пожертвований на нужды беспомощных лиц духовного сословия и церковного служения.

<3> По причине старости, инвалидности, вдовства, сиротства и т.д.

В феврале 1861 г., сознавая губительное действие крепостного права на всю нравственную и государственно-правовую жизнь России, император Александр II издал знаменитый Манифест <4> о раскрепощении крестьян. Действие этого акта было поддержано такими важными правовыми документами, как Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Закон "Об устройстве дворовых людей" и другие нормативно-правовые акты.

<4> Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта от 19 февраля 1961 г.

Царь-просветитель Александр II, видя плоды и далеко идущие последствия своих освободительных преобразований, которые одновременно всколыхнули и оживили духовно-нравственную и правовую жизнь России, замыслил разработку долговременного плана о принятии первой Конституции России, согласно которой в России официально должен был быть установлен конституционно-монархический правопорядок в духе лучших европейских христианско-правовых традиций. Проект первой Конституции - Основного Закона России в 1880 г. был уже разработан и предложен царю тогдашним государственно-правовым реформатором и первым министром внутренних дел России М. Лорис-Меликовым <5>, который, как известно, имел армяно-христианское происхождение <6>. Однако в начале марта 1881 г. процесс этого грандиозного подвижнического акта принятия первой Конституции России был внезапно прерван дерзким покушением и зверским убийством царя революционными террористами-народовольцами. После этого трагического события уже в апреле того же года был принят Манифест об укреплении самодержавия, который официально закрепил христианско-монархическую идею как основу единой государственно-правовой идеологии Российской империи.

<5> Пашенцев Д.А. История государства и права России. М., 2004. С. 89.
<6> Делая небольшое лирическое отступление, позволю себе заметить, что армяне в России испокон веков были не только созидательным и культурообразующим народом, но и правообразующим элементом в ее государственно-правовой жизни. Вовсе не случайно, что многие русские князья и цари (начиная с Владимира-крестителя, женившегося на византийской принцессе Анне, которая была армянкой по своему происхождению) имели в своем ближайшем окружении немало армян: личных врачей, ученых, советников, генералов и прочих мудрых мужей для государственно-правового строительства. Например, царь Петр I в знаменитом Указе от 22 марта 1711 г. повелевал следующее: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда... Учини им редкое вспоможение, понеже мы оный армянский народ в особливу нашу императорскую милость и протекцию приняли". Существенное влияние на развитие русского права имел также Армянский судебник 1184 г., который стал прообразом одной из первых в мире христианских конституций. См.: Армянский судебник 1184 г. как прообраз христианской конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.

После убийства императора Александра II было издано Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведению определенных местностей империи в состояние усиленной охраны. Существенно стала укрепляться вертикаль имперской власти, законодательно были расширены дискреционные полномочия губернаторов, которые получили возможность по своему усмотрению запрещать всякие несанкционированные народные собрания, полностью контролировать средства массовой информации, накладывать аресты на всякого рода политических зазывал и смутьянов сроком на пять лет, высылать в административном порядке всех неблагонадежных лиц из любой местности, в котором было объявлено чрезвычайное положение.

Местной администрации было законодательно дано право в случае необходимости закрывать любые учебные и образовательные учреждения и заведения, промышленные и торговые предприятия, типографии газет и журналов, приостанавливать деятельность органов местного самоуправления - земств и городских дум. Например, любой земский начальник фактически был вправе осуществлять не только административные, но и судебно-полицейские функции. Он мог по своему произволу навязывать свое решение сельским и волостным собраниям и сходам, подвергать неугодных ему лиц телесному наказанию, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей. Таким образом, идея народного самоуправления существенно была вытеснена укоренившейся закваской административно-полицейского произвола со всеми вытекающими отсюда неправомерными и деструктивными последствиями. Указанное императорское распоряжение действовало в течение трех лет, но периодически возобновлялось и действовало фактически вплоть до октябрьского переворота 1917 г.

В 80-е годы XIX в., особенно после подавления Польского восстания 1863 - 1864 гг., царское правительство провело ряд жестких мер для принудительной русификации польского населения страны. Русский язык усиленно насаждался в делопроизводстве польских административных учреждений, которые возглавлялись русскими чиновниками. Он насильно внедрялся также в национальных школах. В 1885 г. Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка, а обращение польских денег было полностью прекращено. Многие национально-одушевленные названия различных польских учреждений были заменены территориально-неодушевленными названиями и вывесками. В 1890 г. помимо вышеперечисленных профилактических мероприятий царским Манифестом законодательно стали упраздняться финские войска, денежная единица, почта и делопроизводство в финских административных и учебно-образовательных учреждениях. Все газеты и журналы были поставлены под жесткий административный надзор. Издавались специальные циркуляры, которые ограничивали круг проблем, разрешенных для обсуждения в средствах массовой информации. Редакторы всех периодических изданий обязаны были по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, которые печатались под псевдонимами.

В этих чрезвычайных обстоятельствах, закономерно и ускоренно ведущих Россию к революционному падению, император Александр III оперативно принял целый ряд законодательных мер по сохранению государственного порядка и общественного спокойствия. В 1882 г. были изданы и введены в действие Временные правила о печати. В 1884 г. был издан Университетский устав, в 1885 г. - Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В 1887, 1889, 1890 и 1892 гг. были введены в действие известный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова о "кухаркиных детях", положения о земских участковых начальниках, положения о губернских и уездных земских учреждениях, "городовое положение" и другие законы и подзаконные нормативные акты. Однако во всех этих церковных, финансовых, административных, судебных, тюремных и т.д. законодательных преобразованиях не было духовно-правовых мотивов для улучшения правового положения простых людей, поскольку они не основывались на идее права и понятии правомерности <7>. Впоследствии жизнь сама показала, что все эти реформы не имели единой концептуальной основы и системы, а скорее всего, являлись казуальными и фрагментарными импровизациями, имеющими форму взаимно противоречивых законодательных заплат.

<7> См.: Осипян Б.А. Понятие правометрии, или межерологии права // Государство и право. 2005. N 8; Дух правометрии, или основание межерологии права. М.: Юрлитинформ, 2009.

Законодательно изданные в 1887 г. Временные правила фактически ликвидировали автономию университетов, которые курировались попечителями учебного округа. Они также ощутимо ограничивали права представителей национальных меньшинств, в частности евреев и поляков, поступающих в вузы. Эти правила существенно ограничивали их шансы поступления в вузы после окончания технических школ и бывших реальных училищ, повысили плату за обучение в пятикратном размере. Процентная норма приема евреев в вузы и средние учебные заведения составила три процента в столицах и пять процентов в других местностях вне черты их оседлости. Более того, в 1889 г. был полностью приостановлен прием евреев на должности присяжных поверенных, а также усложнен доступ к занятию другими юридическими профессиями.

Серьезные ограничения для лиц еврейской национальности и иудейского вероисповедания были установлены также в гражданском законодательстве. Согласно действующим административным правилам лица еврейской национальности должны были проживать лишь в определенной местности. Они имели существенные ограничения в праве приобретения в собственность недвижимого имущества. Поэтому вовсе не случайно, что для всех русских революций характерным было то, что их зачинщиками, вождями и движущими силами в основном были евреи, поляки, финны, латыши, эстонцы, грузины <8> и прочие представители притесненных и угнетенных народов России. Духовной и нравственной слепоте и буйной "народной воле" царское правительство противопоставило не Божественный дух просвещения и образования, не коренные конституционно-правовые улучшения, а только жесткий административный контроль и принуждение. Являясь признаком правового бессилия, идеологическое и физическое насилие царского самодержавия над национальными меньшинствами впоследствии оказалось пагубным для самого полицейско-административного режима. Дело в том, что действиями российских чиновников руководили не столько благородная идея права и необходимость поддержания общественного порядка как правомерные проявления неизменной воли Бога, сколько привычные для них плотские наклонности к совершению казнокрадства посредством злоупотреблений вверенными им административно-территориальными ресурсами.

<8> Вовсе не случаен тот факт, что И.В. Сталин, будучи в молодости ссыльным грузином, впоследствии стал одним из вождей революционного пролетариата и отцом-основателем могущественного советского социалистического государства.

/"История государства и права", 2009, N 16/

Для всей системы русского законодательства начало XX в. стало переломным. Образно говоря, традиционно-равнинное течение широкой реки русской жизни сменилось бурлящими потоками и шумно падающим с высоких гор водоворотом первых русских революций и широкомасштабных братоубийственных гражданских войн. Любопытно то, что все это беспрецедентное зрелище происходило на фоне очередных кровопролитных баталий России со своими восточными и западными соседними государствами (Японией, Германией и другими). Для снятия политической напряженности в стране в августе 1905 г. император Николай II издал Манифест "Об учреждении Государственной Думы", в котором декларировалось, что "ныне настало время призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов". Затем было опубликовано положение о выборах в Государственную Думу.

Согласно указанному положению в России была введена сословно-цензовая и многостепенная система выборов в Государственную Думу. При этом избирательных прав были лишены многие социальные слои и сословия: лица по возрасту моложе двадцати пяти лет, женщины, военнослужащие срочной службы, учащиеся, многие нерусские народы, а также представители городской бедноты. В октябре того же года царь подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Весной 1906 г. Государственный совет был преобразован из совещательного чиновничье-келейного органа при царе в законодательную и контрольную палату избранных на выборах депутатов. Статья 86 Основных законов гласила: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора". В новой редакции Основных законов Российской империи царь представлялся уже не "монархом самодержавным и неограниченным" (ст. 1), а просто "императором всероссийским, которому принадлежит верховная самодержавная власть, которой следует повиноваться не только за страх, но и на совесть, что Сам Бог и повелевает" (ст. 4). Устанавливая священность и неприкосновенность своей особы, император даровал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Новую роль Правительства России начал исполнять Совет Министров, который возобновил свою деятельность с утверждения координационного Закона "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений". Ввиду активизации антиправительственных выступлений в народе по представлению Совета Министров были утверждены Законы "Об учреждении военно-полевых судов", "Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний" и другие подобные этим законодательные мероприятия.

К этому времени, особенно после учреждения и начала деятельности Государственной Думы, в России в качестве идеала государственного правления стала складываться парламентско-конституционная монархия. При этом русский монарх и православное духовенство должны были представлять Бога-суверена в форме высшей земной власти. Парламент должен был представлять волю многонационального, многоконфессионального и сословно представленного российского народа. Судебная власть должна была в каждом случае определять подлежащую применению конкретную норму закона в соответствии с идеей права, а также санкцию закона во всех разрешаемых спорах между всеми правовыми субъектами российского законодательства.

3 ноября 1905 г. был издан Манифест "Об улучшении благосостояния и обеспечении положения крестьянского населения", который был связан с необходимостью усмирения крестьянской смуты и насилия во многих областях России и потому завершался следующими надеждами: "Уповаем, что любезное сердцу нашему крестьянское население, следуя заповедям христианским добра и любви, услышит царственный призыв наш сохранять повсюду мир и тишину и не нарушать закона и прав других лиц" <1>. К сожалению, как показала последующая история Российского государства, христианские принципы "добра и любви" оказались не совсем достаточными для духовно незрелого и нравственно непросвещенного русского мужика (рабочих, крестьян и солдат) и потому неизбежно вовлекли его во всякие авантюры революционного и насильственного свержения власти царя-батюшки и православной церкви-матушки.

<1> История государства и права России. В документах и материалах. Минск, 2005. С. 322 - 323.

Следует заметить, что именно в этот период император Николай II вопреки требованиям Основных государственных законов 1906 г., которые запрещали царю единолично изменять избирательное право, своевольно принял новый закон о выборах. Например, по Закону от 11 декабря 1905 г. европейская Россия избирала четыреста двенадцать депутатов (79%), Польша - тридцать семь депутатов (7%), Кавказ - двадцать девять депутатов (6%), Сибирь и Дальний Восток - двадцать пять депутатов (4%), Средняя Азия и Казахстан - двадцать одного депутата (4%). По второму избирательному закону существенно сократилось представительство различных конфессиональных, национальных и территориально-сословных округов: от европейской России избирались четыреста три депутата (91%), от Кавказа - десять депутатов (2%), от Польши - четырнадцать депутатов (3%), от азиатской России - пятнадцать депутатов (4%). А по царскому Закону от 3 июля 1907 г. еще больше было сокращено число представителей национальных окраин. Средняя Азия, Казахстан и Якутия вовсе были лишены парламентского представительства, хотя до этого Закона они имели в Думе двадцать четыре места <2>. Жизнь показала, что официальная политика царского правительства, направленная на насильственное объединение и удержание вокруг себя различных народов и национальностей без христианской любви, веры и надежды <3>, была стратегической государственной ошибкой.

<2> Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. М.; СПб., 2004. С. 194.
<3> Все эти понятия, к сожалению, были неправомерно заменены попытками чрезмерного насаждения великодержавной национально-шовинистической идеологии и применения административно-полицейской и военной силы против национальных меньшинств.

Следует заметить, что проявления такой неправомерной политики в той или иной мере наблюдались также и во времена Советского Союза. Однако, когда различные народы и национальности пробудились от продолжительного летаргического сна и осознали свое право национального самоопределения и предназначения, когда уже мифический образ экономической и военной мощи советской власти и ее идеологии исчерпались, тогда вся советская империя и новая историческая общность - советский народ - в одночасье закономерно распались и исчезли. Представляется, что причина такого внезапного распада этих двух империй заключалась в том, что вся имеющаяся у них идеологическая, политическая и экономическая мощь была направлена не на реализацию достоинства и ответственной свободы различных народов и людей, а на безбожное умаление их достоинства и подавление их стремления на самостоятельное национально-государственное развитие согласно своему историческому предназначению и призванию. Иными словами, то, что было построено в течение столетий и десятилетий посредством официального насилия и обмана, уже изначально было обречено на погибель в условиях откровения истины и свободы.

В апреле 1906 г. в России был принят Свод основных государственных законов, которые фактически составили тогдашнюю Конституцию Российской империи <4>. Статья 1 Свода законов объявляла Государство Российское единым и нераздельным, а русский язык государственным и общеобязательным для всех государственных и общественных учреждений <5>. Последующие положения Свода законов определяли конституционный статус Императора Всероссийского: его особа объявлялась священной и неприкосновенной, ему принадлежала верховная самодержавная власть. Императору-Самодержцу принадлежал почин <6> по всем предметам законодательства, он "осуществлял законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной Думою", и без его утверждения никакой закон не мог вступать в силу. Согласно ст. 86 и ст. 106 Свода законов "никакой новый закон не мог последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы, которые обладали равными законодательными правами, и воспринять силу без утверждения Государя Императора" <7>. Государь Император также имел непосредственно верховную власть управления во всем объеме: был вправе издавать указы в соответствии с законами Российской империи, был руководителем внешних сношений России с иностранными державами, державным вождем российской армии, имел возможность единолично объявлять войну и заключать мир <8>.

<4> Свод законов Российской империи. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1906. С. 5 - 48.
<5> История государства и права России. С. 326.
<6> На языке современного конституционного права - право законодательной инициативы.
<7> История государства и права России. С. 328 - 329.
<8> Там же. С. 327.

В связи с яростным сопротивлением Государственной Думы воле Государя Императора 3 июня 1907 г. был издан Высочайший Манифест <9>, в котором излагалась причина досрочного роспуска Государственной Думы и державная воля "успокоения страны и установления правильного течения дел государственных". В Манифесте говорилось следующее: "Объявляем всем нашим верным подданным: созванная нами Государственная Дума призвана была исполнять святой долг по содействию работой законодательной, без которой невозможна жизнь государства и усовершенствование его строя, затем рассмотрением росписи доходов и расходов, определяющей правильность государственного хозяйства и, наконец, разумным осуществлением права запросов Правительству, в целях укрепления повсеместной правды и справедливости. К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли. По этой причине выработанные Правительством нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказывала содействия Правительству в деле водворения нравственного порядка, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетья... Право запросов Правительству Дума превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждением недоверия к нему в широких слоях населения. Наконец, свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти. ...Когда же Правительство наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. ...Но, веря в любовь к Родине и государственный разум народа нашего, Мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной Думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не являющимися настоящими выразителями нужд и желаний народных. Посему, оставляя в силе все дарованные подданным нашим Манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами права, восприяли Мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную Думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избранников. Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русской по духу. Иные народности, входившие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим. Перед престолом Его мы дадим ответ за судьбы державы Российской. В сознании этом черпаем Мы твердую решимость довести до конца начатое нами дело преобразования России и даруем ее новый избирательный закон, обнародовать который повелеваем Правительствующему Сенату. От верных же подданных наших Мы ждем единодушного и бодрого, по указанному нами пути, служения Родине, сыны которой во все времена являлись твердым оплотом ее крепости, величия и славы" <10>.

<9> Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 2005. С. 271 - 273.
<10> История государства и права России. С. 331 - 333.

Принятию Манифеста предшествовал ряд экономических реформ <11>. Они были разработаны тогдашним Председателем Правительства России П. Столыпиным, и их сущность заключалась в содействии государства процессу образования среднего класса посредством мирного перехода в форме купли-продажи земли из собственности экономически и политически ослабевших и неспособных содержать казну дворян в собственность многочисленных крестьян, которые должны были стать основными налогоплательщиками государства. Именно экономически окрепшие крестьяне, названные при строительстве социализма кулаками, должны были стать новой, хотя и не просвещенной экономической опорой русского самодержавия. С этой целью только с 1906 по 1910 г. на пахотные земли Сибири было "разумно и организованно переселено" почти полтора миллиона крестьян, которые должны были освоить земельное пространство Сибири. Правительство оплачивало крестьянам-переселенцам проезд по железной дороге по льготно-переселенческому тарифу в так называемых столыпинских вагонах. Лозунг П. Столыпина был таков: ставить на сильных и трезвых и обогащаться со всей мочи. Но земельные участки определенных размеров были переданы крестьянам лишь в их личное владение, без права собственности и продажи третьим лицам. Однако нормальному развитию земельной реформы препятствовал законодательно закрепленный и действовавший принцип сословного неравенства людей, которые имели желание и были способны заниматься сельским хозяйством.

<11> В авторском понимании слово "реформа" (преобразование) имеет определенный духовный смысл и означает обращение "re" или поступательное движение к некоему идеальному образу (forma - представление), приближение к какому-то идеалу, который сохраняется в сознании и воле того, кто намерен преобразовать и улучшить нечто, что имеется в настоящий момент. Стало быть, если нет такого осознанного идеального образа, к которому надлежит приблизиться, слово "реформа" теряет всякий положительный и ведущий смысл. В христианском сознании любая истинная реформа всегда связана с постепенным, но качественным улучшением образа личной и социальной жизни в соответствии с образом Христа Спасителя.

Несмотря на свою резкую оппозиционность к царскому самодержавию и правительству, в 1912 г. Государственная Дума и Государственный совет все же приняли предложенный им на утверждение правительственный законопроект "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общего значения", а также иные подобные законы, тем самым неправомерно признав законной возможность вмешательства центральной власти во внутренние дела финского и польского народов. В 1914 г. после объявления Германией России войны в столицах крупных городов России прошли многолюдные манифестации с восторженными лозунгами "Война до победного конца!". Эти акции в России сопровождались широкомасштабными немецкими погромами. В это время царь-самодержец попытался исполнить свой долг перед народом и освободить его от вековых пороков пьянства и алкоголизма. По этой причине им на все время войны был введен "сухой закон", который строго запрещал потребление не только водки и вина, но даже пива. Однако при первом же великом отступлении русских войск на фронте ура-патриотический восторг резко сменился всеобщей растерянностью, озлобленностью широких народных масс против властей. Начался новый, третий по счету, думский кризис, который завершился роспуском Государственной Думы в сентябре 1915 г. Этот роспуск выразился не в форме разгона, а в форме приостановления деятельности Думы до начала февраля 1916 г.

Однако, после того как деятельность оппозиционной Государственной Думы была прервана императорским Указом 27 февраля 1917 г., после долгих перестрелок с демонстрантами императорские войска перешли на сторону взбунтовавшихся в столице народных масс и организаторов революционного мятежа. С этого момента российская самодержавная монархия революционно трансформировалась в демократическую республику. Следует отметить, что до наступления этих революционных переворотов в российском обществе сначала произошел идеологический раскол, затем этот раскол постепенно превратился в политический и военный раскол. 3 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола <12>. "Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание, - говорилось в отречении русского царя от престола. - Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны до победного конца... В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы. ...Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним... Да поможет Господь Бог России!" <13>.

<12> См. также: "Отказ Великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти впредь до установления в Учредительном собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского" от 3 марта 1917 г.; также: История государства и права России. С. 341.
<13> Там же. С. 341.

Представляется, что с момента отречения богобоязненного русского царя исконно христианский дух русского права временно прервался на целые безбожные социалистические десятилетия. Государственная власть великой империи перешла в руки богопротивных "временных правительств", революционеров-разночинцев, духовных сирот, дерзко претендовавших на власть и образовавших Временное правительство. В Декларации Временного правительства провозглашались следующие обещания: освобождение из тюрем и лагерей всех политзаключенных <14>, свобода слова, собраний, союзов, отмена конфессиональных, сословных и национальных привилегий, организация и проведение всеобщих, прямых, равных <15> и тайных выборов в органы местного самоуправления, равенство всех перед законом и судом, замена царской полиции народной милицией, созыв Учредительного собрания для решения вопроса о форме новой власти и Конституции России. Государственный совет, Государственная Дума и Совет Министров были ликвидированы, и полномочия всех этих органов высшей власти, кроме Сената и Синода, были делегированы Временному правительству. Власть губернаторов перешла к губернским комиссарам Временного правительства. Однако весь остальной административно-чиновничий аппарат имперского государства был оставлен без существенного изменения.

<14> Следует отметить, что после этого около пятнадцати тысяч заключенных пополнили ряды беснующихся сторонников новой безбожной власти.
<15> Были отменены все ограничения по вероисповедальному и национальному признакам.

В дореволюционной России, к сожалению, не было единого правосознания, обычаев и традиций, и потому российское законодательство страдало внутренне противоречивым законодательным провинциализмом и партикуляризмом. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что в Польше, Финляндии и землях Прибалтики наряду с царскими законами действовали также римское право, законы польских и шведских королей, немецкие городские статуты и прочие местные законодательные положения <16>. Особо пестрым было гражданское законодательство Российской империи, которое состояло из множества заимствований из гражданского законодательства государств Америки и Европы. Эта неоднородность, неосновательность, непоследовательность и очевидная заштопанность дореволюционного российского законодательства так и не была устранена до так называемой Великой Октябрьской революции и установления в России Советской власти.

<16> Например, Свод гражданских узаконений губерний остзейских, изданный в 1864 г. на русском и немецком языках.

В ноябре 1917 г. большевики провозгласили Декларацию прав народов России <17>, которая начиналась следующими словами: "Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения... упразднения помещичьей собственности на землю, контроля над произволом капиталистов" <18>. Отмечая безобразия свергнутого царского режима и декларируя освобождение народов России от царского самодержавия, этот исторический документ содержал в себе следующие долгосрочные политико-правовые установки новой власти: "В эпоху царизма народы России систематически натравлялись друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России. ...Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России. Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России. Решение вопроса о национальностях имеет следующие начала: 1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России" <19>. По тексту данной Декларации видно, что большевики умело воспользовались реальными и законодательными слабостями царского самодержавия для установления своей безбожной власти. Отсюда урок: во избежание подобной трагедии в будущем российской политической элите не следует забывчиво или неразумно сбрасывать со счетов горький опыт государственного распада Российской империи, названной ее недругами тюрьмой народов <20>.

<17> Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 39 - 41.
<18> История государства и права России. С. 367.
<19> Там же. С. 368.
<20> В 1981 г. президент США Р. Рейган по тем же причинам назовет империей зла Советский Союз, который распадется через десятилетие после этого известного высказывания.