Мудрый Юрист

О подготовке юристов для современной экономики

Кирилловых А.А., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Современное юридическое образование нередко подвергается критике, когда идет речь о его качестве либо чрезмерном "перепроизводстве" юристов, которые сегодня зачастую оказываются невостребованными. Однако как с первой, так и со второй позицией в определенной степени можно поспорить, так как они могут не отражать (или в минимальной степени отражают) реальную картину в юридическом образовании. Особенно следует возразить тем, кто считает, что у нас много юристов. Как раз наоборот, впору говорить об их острой нехватке. Несмотря на стабильный рост числа выпускников юридических вузов и факультетов, потребности экономики и современного государства и общества в целом в квалифицированных юридических кадрах не могут быть удовлетворены. А количество лиц с высшим юридическим образованием в России в три раза меньше, чем, например, в США.

Становится ясно, что ключевым фактором в определении количества юристов является качество юридического образования. Здесь, по сути, возникает прямая зависимость между имеющимся у выпускника образованием и его профессиональной компетентностью.

Неслучайно в настоящее время встает вопрос о необходимости проведения для выпускников-юристов "правоведческой экспертизы", показывающей действительный уровень знаний новоиспеченного специалиста <1>.

<1> См.: Вдовенков В.М., Широков В.А. О правовой экспертизе и качестве подготовки юристов // Закон. 2007. N 4.

В целом качество юридического образования, предоставляемого сегодня различными образовательными учреждениями (как государственными, так и негосударственными), определяется не только материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, но и существующими образовательными стандартами, на которые ориентируются учебные планы вузов.

Образовательные программы, существующие сегодня, мало меняются и в основном определены традиционными представлениями о высшей школе и принципах ее построения.

Юридическое образование и наука в нашей стране исторически развивались как отрасли университетского образования и науки <2>. Значительное количество студентов-юристов готовилось в стенах классических вузов.

<2> См.: Очерки по истории юридических учреждений в СССР. М.: Наука, 1976. С. 98.

Поэтому высшее юридическое образование, следуя традиции, несет фундаментальные основы и его содержание определяется в большей степени теоретическими аспектами. Фундаментализация - основа российского образования, которое еще в советский период считалось одним из лучших в мире. Фундаментальные знания являются прочной основой, на которую опирается подготовка студентов в различных направлениях.

Говоря о требованиях к специалистам-юристам, следует остановиться на вопросах организации системы их обучения в СССР, во многом воспринятых современным юридическим образованием.

Широкий профиль подготовки специалистов действовал еще в советский период развития образования.

Несмотря на ориентацию советского юридического образования на подготовку юристов широкого профиля, особое внимание при этом уделялось основам экономики, науке управления, социологии <3>.

<3> Егоров Н.С. Советская конституция и юридическое образование // Вестник высшей школы. 1978. N 12. С. 4.

Учебный процесс строился на базе сочетания фундаментализации знаний с их специализацией. При этом упор был сделан на подготовку юристов, владеющих функциональными положениями науки о государстве и праве, со специализацией по хозяйственному законодательству, необходимой выпускнику для работы в народном хозяйстве <4>.

<4> Остапенко Д., Татарский А. Юристы для народного хозяйства // Хозяйство и право. 1980. N 7. С. 36.

Общественно-политическое и теоретическое образование специалиста определялись в качестве фундамента, позволяющего будущему юристу органически и безболезненно перейти к любому прикладному циклу. Фундаментализация знаний - основная база специальной подготовки юриста <5>.

<5> Дагель П.С., Овчинников Н.И., Резниченко И.М. Модель юриста // Правоведение. 1976. N 4. С. 87 - 88.

Несомненна и весьма значима была роль творческих способностей у будущих специалистов-юристов, которая признавалась советской высшей школой наряду с овладением умением самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике как один из основных критериев оценки качества их подготовки <6>.

<6> Егоров Н.С. Указ. соч. С. 4.

Реальная жизнь, сегодня как никогда интенсивная и склонная к постоянным обновлениям, становится намного богаче юридических схем, заложенных в нормативных актах. Еще большее влияние на практическую деятельность юристов оказывают экономические изменения, которые следует соотносить с определенной правовой ситуацией. Возрастает значение комплексного подхода в решении производственных задач.

Как справедливо подчеркивал М. Вышинский, "право, экономика и управление в каждодневной работе юриста на предприятии неразделимы" <7>.

<7> Вышинский М. Подготовка юридических кадров для народного хозяйства // Социалистическая законность. 1976. N 11. С. 25.

Более глубокая и всесторонняя хозяйственно-правовая и экономико-управленческая подготовка считалась приоритетным элементом в направлениях подготовки юридических кадров.

В условиях Советского государства происходило расширение сферы организующего воздействия государственного управления и отражающего характеристики административно-правового регулирования во всех отраслях экономики <8>.

<8> См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007. С. 56 - 57.

Комплексный характер сферы применения навыков юристов в современной экономике определяет необходимость соотносить фундаментализацию специалистов широкого профиля со специальной подготовкой для практического приложения теоретических знаний.

Фундаментализация знаний юридических кадров служит лишь базой, на которой строится специальная подготовка в области хозяйственного законодательства и смежных наук (экономика отраслей, основы управления и т.п.). Требования к правовой работе в итоге сводятся к необходимости улавливать и отражать особенности каждого вида хозяйственной деятельности и конкретного предприятия.

Перед специалистом как бы сами собой встают не только правовые, но и экономические, управленческие проблемы; их тесная связь все отчетливее проявляется в практической деятельности юриста. Завершают комплексность техническая и производственная базы, требующие соблюдения эффективности хозяйствования.

В немалой степени на содержание подготовки юристов влияет система законодательства, правильное представление которого определяет качество понимания особенностей и свойств права.

В советский период отчетливо проводилось разграничение между отраслевым и хозяйственным законодательством. Приоритетными направлениями последнего являлись планирование, капитальное строительство, финансирование и кредитование народного хозяйства, материально-техническое снабжение, что определяло широкий круг отношений, направленных на достижение хозяйственного результата <9>.

<9> Вышинский М. Указ. соч. С. 24.

В основу хозяйственного законодательства советского периода был заложен отраслевой принцип его построения, при этом, однако, относительное обособление отраслей права с выделением присущих им методов регулирования предусматривало постоянную тенденцию к координации, их взаимной согласованности.

Собственно, традиции в разграничении отраслей права по методу и главным образом по объекту (предмету) регулирования обнаруживаются и в сформированной базе российского законодательства.

Однако существовавшее в советский период "хозяйственное законодательство", синтезировавшее в себе нормы отраслевых источников применительно к регулированию хозяйственной деятельности, в настоящее время рассматривается, например, с позиции корпоративного права.

Не секрет также, что традиционный широкий профиль подготовки юристов позволяет им на практике использовать элементы управленческой работы. Наука управления представлена в блоке экономических специальностей но, как справедливо отмечают ученые, нуждается в эффективном правовом обеспечении <10>.

<10> См.: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.

Сегодня в государственном и муниципальном управлении большую роль играют специалисты-управленцы, имеющие в большинстве своем юридическое образование. Но прикладная деятельность в управлении требует эффективного сочетания правовых и экономических знаний, что, на наш взгляд, должно найти отражение не только в учебных планах по специальности "юриспруденция". Принятие решений, оптимальных в экономическом отношении, требует обеспечения необходимых экономико-управленческих навыков, постоянно растущих в современных условиях правового регулирования хозяйственной деятельности.

Решение крупных проектов и их правового обеспечения уже немыслимо без общего представления о системе управления, структуре экономики, влиянии различных экономических факторов на процессы развития предприятия <11>.

<11> Якушев В.С. Хозяйственно-правовая специализация в юридических вузах (приложение к учебному плану) // Правоведение. 1978. N 2. С. 90.

Поэтому традиционные роль и место юридического лица в системе общественного управления значительно трансформируются, все чаще привнося в него новые содержательные элементы.

Кроме того, необходимо учитывать диверсификацию деятельности корпораций, которые могут функционировать в различных сферах предпринимательства (транспортно-экспедиционные услуги, перевозка грузов, лизинговая деятельность, банковский сектор и т.п.). Специфика деятельности корпорации требует учета особенностей ее правового обеспечения (налоги, работа с административными структурами, таможенными органами), необходима специализация юридических навыков и знаний, адаптация их под запросы конкретного предприятия.

Здесь важен учет специфики работы юриста, требующей от современного специалиста знаний трудового права, права социального обеспечения. Наконец, такой специалист как никогда нуждается в достаточно серьезной экономической подготовке.

Направления деятельности корпоративного юриста складываются из определенных видов правоотношений с участием современных организаций, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние отношения приобретают развитие путем воздействия на них норм гражданского, трудового права (заключение учредительного договора между учредителями, трудовых договоров с работниками, разработка и введение правил внутреннего трудового распорядка организации и т.п.). Внешние отношения могут иметь как гражданско-правовую (заключение гражданско-правовых договоров), так и публично-правовую природу (бухгалтерская и налоговая отчетность, контроль и надзор государственных органов, судебная защита прав и т.п.) <12>.

<12> См.: Кирилловых А.А. Содержание курса "Корпоративное право" в системе гражданско-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

Следовательно, нетрудно заметить: те или иные группы общественных отношений, составляющие предмет корпоративного права, регулируются нормативными актами соответствующих отраслей. В первую очередь нормами гражданского, административного, трудового, финансового, процессуального права. Таким образом, корпоративное право определяется как межотраслевой правовой комплекс и таковым предстает в учебном процессе.

Неслучайно поэтому и представление корпоративного юриста как специалиста с глубокими знаниями в области административного, гражданского, трудового, финансового, налогового, информационного, процессуального права. Кроме того, экологическое законодательство, которое ранее представлялось как природоохранное право, также становится объектом изучения как студентов, так и практикующих юристов промышленных предприятий. Важен уровень и локальной правовой работы.

Правовые средства, заложенные в системе законодательства, на практике должны использоваться в комплексе. Поэтому юрист при планировании работы должен использовать инструментарий наук административного, гражданского, финансового права. Согласованное, совместное использование различных правовых средств (вернее, средств различных отраслей права) в изучении хозяйственной практики определяют проблемный <13> подход в подготовке юриста. Достижение результата проблемного обучения с анализом конкретных производственных ситуаций возможно также благодаря четко выстроенной схеме учебного цикла и методическому обеспечению.

<13> Под словом "проблемный" имеется в виду изучение отдельных специализированных курсов с рассмотрением практических заданий, содержащих производственные проблемы, их обсуждением и рекомендациями относительно оптимального разрешения конкретной ситуации.

В некоторых учебных планах юридических вузов преподается курс "Актуальные проблемы теории государства и права", ориентированный на рассмотрение отдельных проблем государственно-правоведческой науки. Обсуждение различных научных теорий и взглядов ученых легко переносится в аудитории и на базе уже имеющихся знаний студентов становится весомым фактором теоретической и творческой подготовки будущих юристов.

Впрочем, ранее хозяйственному праву как учебной дисциплине вполне справедливо отводилась роль комплексного предмета, дающего представление об использовании смежных наук и сведений из различных отраслей знания в практической и научной работе, проблемах правового регулирования экономики.

Неслучайно в свое время предлагали изменить содержание этой профильной дисциплины и преобразовать ее в учебный курс методологических проблем хозяйственного законодательства.

Аналогичный предмет неоправданно предлагается для изучения студентам на первом курсе, когда у них еще не сформировалось представление о методах отраслей права. Сложность заключается в том, что этот курс может быть рассчитан только на студентов, изучивших гражданское, административное, финансовое, налоговое, трудовое право и т.д., а также получивших основы экономико-управленческих знаний.

Однако если сравнивать предлагаемые учебные курсы и направления подготовки, то наблюдается определенный разрыв между правовыми навыками и их реализацией на практике.

Моделирование профессиональных качеств современных юристов строится на перспективе изменений, которые сопровождают общественную, политическую и экономическую жизнь страны.

Поэтому, как справедливо отмечается в литературе, профессиональная характеристика представляет собой систему требований к уровню подготовленности юриста, отвечающего потребностям будущей профессиональной практики <14>.

<14> См.: Давыдов Н.А. Современная подготовка юристов в вузах: теория и практика ее научного проектирования // Юридическое образование и наука. 2008. N 4.

Необходимость развернутых знаний о юридических нормах, а также механизмах защиты правовых интересов в условиях доминирования рыночных отношений в экономическом укладе страны поддерживается многими специалистами.

Возрастает значимость профессиональной компетентности не только руководителей предприятий и учреждений, иных должностных лиц, но вообще работников всех специальностей и категорий <15>.

<15> См.: Егоров В.Е. К вопросу о задачах гражданско-правового образования в построении правового государства // Юридический мир. 2007. N 4.

Все чаще в юридической периодике говорится о важности понимания студентами общего права с учетом профессиональных технических и естественных знаний, по которым они специализируются <16>.

<16> Бурова В.И., Чалая Л.А. О некоторых проблемах образования и качестве подготовки юристов в современных условиях // Юридическое образование и наука. 2006. N 3.

Профилирующая нагрузка в процессе обучения может быть использована путем встраивания в отраслевые юридические науки изучения проблем этих дисциплин, например, на семинарских занятиях.

Эклектические знания с позиции единства восприятия позволяют в историческом аспекте проследить развитие того или иного правового института <17>. Этот ценный, на наш взгляд, способ подачи материала помогает студентам "не потреблять" готовые знания, а самостоятельно прийти к тому или иному выводу в процессе обучения.

<17> Там же.

Вполне справедливо и ранее отмечалось, что структура учебного материала и его содержание должны нацеливать студента на то, каким путем и какую информацию следует получить для уяснения того или иного вопроса. Иначе говоря, он должен быть готовым для самостоятельного изучения научной дисциплины <18>.

<18> Горский Г.Ф., Основин В.С. Проблемы совершенствования высшего юридического образования // Правоведение. 1976. N 3. С. 19.

Несмотря на это, попытки оптимизации процесса обучения наталкивались на отраслевые учебные курсы. Например, программы по семейному праву и гражданскому процессу ориентировали на изучение вопросов расторжения брака, судебного установления отцовства и др., так что повторение одного и того же становится в курсах неизбежным <19>. Неизбежность дублирования вопросов смежных дисциплин определяет взаимосвязь предметов, их взаимопроникновение.

<19> Яковлев В.Ф. Вопросы подготовки юридических кадров // Правоведение. 1980. N 5. С. 15.

Отдельными аспектами подготовки юристов являются новации в сфере установления уровней современного высшего образования. Россия присоединилась к положениям Болонской декларации в 2003 г.

Основные направления развития юридического (как и любого другого) образования в России должны строиться в соответствии с требованиями европейского сотрудничества в области образовательных программ, обеспечения их качества. В дальнейшем предполагается создание единого европейского образовательного пространства.

Однако на межгосударственном уровне указанным мероприятиям не уделяется должного внимания.

Определяющим здесь, по мнению некоторых авторов, является то, что действующие образовательные стандарты для дипломированных специалистов ориентированы как раз на второй уровень профессионального образования <20>.

<20> См.: Кириленко В.П., Пиджаков А.Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. 2005. N 3.

Как отмечается, высшее специализированное юридическое образование (магистратура - юрист 3-й степени) готовит работников административно-правового управления обществом, гражданско-правового управления обществом, криминологического (уголовно-правового) управления обществом (система магистратуры) <21>.

<21> См.: Мелешко Н.П. Концепции развития и специализации юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2005. N 4.

Однако в российских условиях сегодня большинство должностей, для занятия которых требуется высшее юридическое образование, предполагает использование творческого подхода в решении профессиональных задач, чему на уровне бакалавриата вряд ли можно обучить.

Образование лишь в виде одной квалификации не достигает в современном мире своей цели - воспитание всесторонне развитой личности. Компетентность специалиста, предполагающая сочетание в нем многих личностных и социальных качеств, достижима лишь интеграцией процесса обучения и синергизмом целей образования <22>.

<22> См.: Лузгин И.И. О некоторых современных аспектах модернизации высшего образования в обучении студентов юридической специальности // Юридическое образование и наука. 2007. N 2.

В условиях взаимосвязанных процессов интеграции и глобализации национальные границы и национальное право становятся узкими для отвечающего потребностям времени эффективного экономического развития и решения глобальных проблем, все более явственно встающих перед мировым сообществом <23>.

<23> См.: Кашкин С.Ю. Место права Европейского союза в меняющейся системе высшего юридического образования РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 4.

Поэтому особенности подготовки ждут и специалистов в сфере международного экономического сотрудничества не только на межгосударственном, но и на корпоративном уровне (хозяйствующих субъектов).

В связи с этим программа магистратуры по европейскому праву должна быть серьезной, междисциплинарной и теоретически углубленной. При этом она с неизбежностью будет все более ориентироваться на практику <24>.

<24> Там же.

Несмотря на то, что ранее в отношении специалиста-юриста указывалось, что "...качества, выражающие его деловую квалификацию, нуждаются в конкретизации и дифференцированной интерпретации сообразно профилю работы юриста, его юридической специальности" <25>, взгляды на содержание и специфику юридического образования в советский период не были столь однозначными. Весьма негативно было отношение к обособлению подготовки юристов (с выделением отдельных специализаций), например, для правоохранительных органов и для народного хозяйства (юристов-экономистов или юристов-бухгалтеров) <26>.

<25> Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. N 4. С. 74.
<26> Яковлев В.Ф. Указ. соч. С. 13.

Сегодня в литературе указывается на недостатки узкой специализации, которые используются в западной юридической практике. Успех комплексной консультации, предоставленной клиенту, определяется широким спектром знаний юриста. В качестве альтернативы предлагается базовые программы дополнять специализированными курсами по темам, носящим авторский характер, которые читаются хорошо разбирающимися в них специалистами <27>.

<27> См.: Попова Е. Современные проблемы юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2005. N 4.

Еще в 70-е годы Минвузом СССР были разработаны квалификационные требования к выпускникам юридических вузов и факультетов, учитывающие особенности учреждений, организаций и предприятий, где будут трудиться эти специалисты <28>.

<28> Егоров Н.С. Указ. соч. С. 4.

При этом уже тогда потенциальные работодатели могли готовить специалистов "под себя", зная специфику своего производства, особенности хозяйственной практики, взаимоотношений со смежными предприятиями и т.д., что допускалось действующими нормативными документами <29>.

<29> См.: Постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 "Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов в подготовке специалистов для своих предприятий".

Активную позицию в процессе обучения занимали выпускающие кафедры вузов, совместно с правоприменительными органами рассматривавшиеся как неотъемлемое звено в цепи подготовки специалистов. Кафедрам отводилась роль базовых при организации и руководстве производственной практикой студентов и стажировкой выпускников.

Сейчас такая система утрачена и требует скорейшего восстановления. Неадресная подготовка студентов, непонимание ими характера и процесса реальных современных условий труда, как и отсутствие достаточно тесной связи с будущей сферой деятельности, не концентрируют их усилия на подготовку к работе по избранной специальности <30>.

<30> См.: Лузгин И.И. Указ. соч.

Поэтому сегодня увеличивается значение общественного участия в подготовке специалистов, которое будет оказывать влияние и на рынок трудовых ресурсов в сфере юридического консалтинга.

Связь вузов с работодателями осуществляется как путем установления непосредственных контактов с конкретными предприятиями, так и через их участие в различного рода профессиональных объединениях (Ассоциация юристов России, Международный союз юристов, профессиональные сообщества судей, адвокатов, нотариусов и т.п.). Эти связи способствуют качественному проведению различного вида практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по юриспруденции <31>.

<31> См.: Свистунов А.А., Субботин В.Н. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2008. N 3.

Юридические навыки, получаемые в процессе обучения, на практике должны реализовываться таким образом, чтобы встраивать работу юриста в четкое разделение труда специалистов (на крупных предприятиях) и обеспечивать комплексный подход к решению производственных задач, когда на юриста возлагаются по сути юридические функции экономико-управленческого характера <32>.

<32> Якушев В.С. Хозяйственно-правовая специализация в юридических вузах (приложение к учебному плану) // Правоведение. 1978. N 2. С. 87.

Структурирование процессов деятельности предприятия именно юристами входит в практику многих крупных компаний, имеющих в своей структуре эффективные юридические департаменты.

Вполне обоснованно определяется результат обучения: специалист представляет собой личность, обладающую компетенцией во многих сферах общественной деятельности. Конечная цель обучения - формирование способности многогранно и творчески действовать и разносторонне и многопланово воспринимать и оценивать свою деятельность, прогнозировать воздействие своего труда и его характер на внешние структуры во всем их многообразии и взаимосвязи <33>.

<33> См.: Лузгин И.И. Указ. соч.

Отрадно, что крупнейшие вузы, имеющие традиции в юридическом образовании, все активнее воспринимают потребности улучшения качества подготовки юристов, определяя некоторые перспективные направления кафедр в сочетании с их методическим обеспечением.

Например, в Саратовской государственной юридической академии кафедра гражданского процесса разделена на две кафедры - соответственно гражданского процесса и отдельно арбитражного процесса и адвокатуры.

В Российском университете дружбы народов существует кафедра гражданского процесса и трудового права, обеспечивающая преподавание целой группы цивилистических дисциплин <34>.

<34> См.: Треушников М.К. Кафедры в решении задач юридического образования // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

Все же необходимо признать особую роль функциональной составляющей обучения.

Преподавание любой правовой дисциплины должно опираться на современный уровень правовой культуры, сравнительное правоведение и быть связано с юридической практикой <35>.

<35> Там же.

Между тем институциональный принцип преподавания права отражается в образовательном процессе как обучение отдельным отраслям права, слабо учитывает связи между отраслями и нормами, реальное применение институтов и функциональное назначение юридической работы.

Качество учебного процесса основывается на научных разработках, имеющих принципиальный характер в содержании образования. Еще ранее придавалось особое значение комплексным исследованиям в праве, проводимым совместно с представителями других наук - философами, экономистами, психологами, химиками, биологами и др. <36>.

<36> Егоров Н.С. Указ. соч. С. 5.

Мало только совершенствования научных исследований в сфере экономики и внедрения их в процесс обучения; весьма сложной является взаимосвязь смежных наук, учет которых определяет качественный уровень законодательства.

Как справедливо указывает Ю.А. Тихомиров, "нужен более широкий современный подход, охватывающий сопоставление классификации отраслей юридической науки, отраслей права и общеправового классификатора отраслей законодательства" <37>.

<37> См.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007. С. 55.

Система права и система законодательства должны воспринимать практику общественных отношений и учитываться в образовательном процессе.

Целостность и многообразие юридического образования отражает накопленный опыт в подготовке юридических кадров.

Это связывается с потребностями структуры общества и процесса развития общественных отношений вообще и в конкретном историческом временно-пространственном измерении - в частности <38>.

<38> См.: Мелешко Н.П. Указ. соч.

Частная собственность, свобода торговли, цен, конкуренции, капитализации, предпринимательства становятся основой современного общества, возводя на пьедестал новую систему ценностей, требующую иного построения программ и курсов вузовского обучения <39>.

<39> Там же.

По мнению специалистов, эффективность деятельности юриста в экономике сильно зависит от того, насколько он понимает экономические и управленческие процессы, что может быть воспринято в таких дисциплинах, как корпоративное управление, экономика и организационная психология <40>.

<40> Олейник О.М. Магистр юриспруденции - профессионал с навыками коммуникации // Юрист вуза. 2008. N 9. С. 14.

Например, в одном из инновационных вузов России (ГУ - Высшая школа экономики, ВШЭ) разработана магистерская программа "Корпоративный юрист" - принципиально новый образовательный проект, не имеющий аналогов в российских высших учебных заведениях.

В основе этой программы - создание научной теории правового обеспечения деятельности корпоративного юриста, а также формирование профессиональных правил работы корпоративного юриста.

Особое внимание в учебном процессе, как полагают специалисты, должно быть уделено и международному сотрудничеству. ГУ-ВШЭ практикует совместные учебные программы с зарубежными вузами. Это позволяет студентам в образовательном процессе получать представление о состоянии правовой действительности в развитых правовых порядках <41>. Роль таких пересекающихся тематических блоков неуклонно будет возрастать и должна активно внедряться в образовательные программы. С учетом развития внешнеэкономических связей на уровне отдельных корпораций, знание международного законодательства становится подчас не менее важным, чем внутренняя правовая регламентация. При этом инновационные теоретические курсы тесно переплетаются с практическим опытом, привнося прикладные знания в фундаментальную подготовку.

<41> Там же. С. 15.

Библиография

Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. N 4.

Бурова В.И., Чалая Л.А. О некоторых проблемах образования и качестве подготовки юристов в современных условиях // Юридическое образование и наука. 2006. N 3.

Вдовенков В.М., Широков В.А. О правовой экспертизе и качестве подготовки юристов // Закон. 2007. N 4.

Вышинский М. Подготовка юридических кадров для народного хозяйства // Социалистическая законность. 1976. N 11.

Горский Г.Ф., Основин В.С. Проблемы совершенствования высшего юридического образования // Правоведение. 1976. N 3.

Давыдов Н.А. Современная подготовка юристов в вузах: теория и практика ее научного проектирования // Юридическое образование и наука. 2008. N 4.

Дагель П.С., Овчинников Н.И., Резниченко И.М. Модель юриста // Правоведение. 1976. N 4.

Егоров Н.С. Советская конституция и юридическое образование // Вестник высшей школы. 1978. N 12.

Егоров В.Е. К вопросу о задачах гражданско-правового образования в построении правового государства // Юридический мир. 2007. N 4.

Кашкин С.Ю. Место права Европейского союза в меняющейся системе высшего юридического образования РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 4.

Кириленко В.П., Пиджаков А.Ю. Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу // Юридическое образование и наука. 2005. N 3.

Кирилловых А.А. Содержание курса "Корпоративное право" в системе гражданско-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

Лузгин И.И. О некоторых современных аспектах модернизации высшего образования в обучении студентов юридической специальности // Юридическое образование и наука. 2007. N 2.

Мелешко Н.П. Концепции развития и специализации юридического образования в современной России // Юридическое образование и наука. 2005. N 4.

Олейник О.М. Магистр юриспруденции - профессионал с навыками коммуникации // Юрист вуза. 2008. N 9.

Остапенко Д., Татарский А. Юристы для народного хозяйства // Хозяйство и право. 1980. N 7.

Очерки по истории юридических учреждений в СССР. М.: Наука, 1976.

Попова Е. Современные проблемы юридического образования в России // Юридическое образование и наука. 2005. N 4.

Постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. N 1099 "Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов в подготовке специалистов для своих предприятий".

Свистунов А.А., Субботин В.Н. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2008. N 3.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007.

Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Формула права, 2007.

Треушников М.К. Кафедры в решении задач юридического образования // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

Яковлев В.Ф. Вопросы подготовки юридических кадров // Правоведение. 1980. N 5.

Якушев В.С. Хозяйственно-правовая специализация в юридических вузах (приложение к учебному плану) // Правоведение. 1978. N 2.