Мудрый Юрист

Зарубежный опыт противодействия преступлениям, совершаемым незаконными трудовыми мигрантами

Шевырев С.Н., соискатель Академии экономической безопасности МВД России.

Статья посвящена проблеме противодействия преступлениям, совершаемым незаконными трудовыми мигрантами, в большинстве стран мира. В ней отмечается, что Россия не только вошла в число стран, благоприятных для пребывания незаконных мигрантов, но и стала удобной с позиции формирования на ее территории своеобразных "отстойников" для подготовки к транзиту незаконных мигрантов в страны Запада.

Мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины нынешнего столетия. Здесь же нельзя не упомянуть и то, что начиная с 70-х годов прошлого столетия правительством большинства стран Запада незаконная миграция включена в число основных угроз национальной безопасности <1>.

<1> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Овчинский В.С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М.: ИНФРА-М, 2001; Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г., дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности // Овчинский В.С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М.: ИНФРА-М, 2001.

Следует также обратить внимание на то, что вопрос о нейтрализации последствий феномена незаконной миграции относится к числу наиболее трудно решаемых. Все сложности и перипетии решений, касающихся упомянутой сферы отношений, связаны с тем, что, с одной стороны, любые запреты пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в цивилизованном демократическом государстве относятся к числу исключительных. А злоупотребление подобными запретами всегда наносит непоправимый ущерб в экономическом, социальном, политическом и культурном отношении в первую очередь самому государству <2>. С другой стороны, бесконтрольность миграционных процессов в большинстве случаев ставит соответствующее государство в крайне невыгодное положение. Опять-таки ущерб терпят все те же сегменты социальных отношений - экономические, политические, культурные и пр. Подобная неоднозначность данной проблемы заставляет многие страны балансировать между вынужденной либеральной миграционной политикой и жесткими административными мерами, принимаемыми в отношении нарушителей миграционного законодательства.

<2> Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 5 апр. 1995 г. См. также: Дашков Г.В. Преступления иностранных граждан и против них как интернациональная проблема / Академия МВД России. М., 1995. С. 19; American Criminal Law Review USA. 2003. Vol. 40. N 3. Summer; Ramirez D.A., Hoopes J., Ouindan T.L. Dering racial profiling in a post-September world. P. 1195; Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования // Юрист. 2000. N 2. С. 2 - 5; Журнал "Беженцы". 2002. N 6. С. 9.

Данная противоречивость путей решения проблемы по понятным причинам не дает стопроцентного позитивного результата. Криминогенная ситуация, обусловленная анализируемым в данной работе явлением, коррелирует с сезонными возможностями трудоустройства, сложностью или простотой незаконного проникновения в страну, жесткостью миграционного законодательства и пр. При этом данные о соотношении законопослушных и незаконных мигрантов в различных странах чаще всего находятся в соотношении 30:70.

О схожести проявления феномена для целого ряда государств и осознании его социальной опасности международным сообществом свидетельствуют многочисленные международные форумы. На таких форумах уже подписаны десятки соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией. Например, Маастрихтское соглашение провозглашает необходимость сотрудничества полиции разных стран в части контроля над миграцией. В соглашении предлагается принимать специальные меры, способные эффективно противостоять терроризму, наркобизнесу и другим преступным посягательствам, совершаемым иностранными гражданами <3>.

<3> См.: Дашков Г.В. Преступления иностранных граждан и против них как интернациональная проблема / Академия МВД России. М., 1995. С. 19; American Criminal Law Review USA. 2003. Vol. 40. N 3. Summer; Ramirez D.A., Hoopes J., Ouindan T.L. Dering racial profiling in a post-September world. P. 1195; Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования // Юрист. 2000. N 2. С. 2 - 5.

Вместе с тем, как это следует из анализа ряда зарубежных информационных изданий, при значительном числе публикаций статистического характера о качественных и количественных параметрах данного феномена и о его влиянии на большинство сегментов сферы социальных отношений строго научных данных явно недостаточно.

Пилотажное ознакомление автора с ситуацией, сложившейся, например, в странах Западной Европы, показывает, что с мигрантами связано множество социальных проблем. Например, по данным Хельсинкского института исследований проблем предупреждения преступности, ассоциированного в ООН (ХЕЮНИ), до 20% преступлений во всех европейских странах совершаются иностранцами, а их доля в общей массе субъектов преступлений существенно выше процента иностранцев в структуре населения. Например, в Швейцарии (особенно притягательной для мигрантов) среди субъектов преступлений доля иностранцев в разные годы достигает 30 - 45%.

Изучение мировых рынков труда позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в странах упомянутого региона трудятся до 10 млн. иностранных рабочих. При этом особенность рынка рабочей силы Евросоюза как раз и проявляется в особой специфике каждой страны, входящей в упомянутый союз. Например, для Италии характерна интенсивность миграции, причем как внутренней, так и внешней. Об этом свидетельствует, например, то, что за последние 100 лет страну покинуло 27 млн. итальянцев.

Своя специфика рынка рабочей силы и в Германии, в которой уже в 1910 г. насчитывалось до 1,3 млн. иностранных рабочих. В настоящее время в числе занятых в производстве и сельском хозяйстве рабочих иностранцы составляют около 10%.

Рынок трудовых ресурсов и связанная с ним миграционная политика Франции имеют также свою отличительную особенность. Страна предпочитает черпать недостающие трудовые ресурсы преимущественно из своих бывших колоний. Аналогичные предпочтения проявляют органы власти Испании, Англии и Бельгии.

В странах Ближнего Востока, и прежде всего в странах Персидского залива, иммигранты в настоящее время составляют подавляющее большинство. Например, в Катаре и Кувейте иммигранты составляют 85% от числа всех рабочих, в Объединенных Арабских Эмиратах - 90%, в Саудовской Аравии и Бахрейне их около 40%, в Омане - 34%, тогда как еще в 1950 г. в целом по этой группе стран иммигранты не превышали 5% экономически активного населения <4>.

<4> См.: Беженцы. 2002. N 6. С. 9.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживает большая часть населения мира, располагает существенным потенциалом трудовых ресурсов. Классической страной иммигрантов в этом регионе является Австралия. Ее первые переселенцы прибыли сюда в 1783 г. Во все времена, включая 60 - 70-е годы прошлого столетия, в иммиграционных потоках здесь преобладали европейцы. Однако уже с середины 80-х годов того же столетия для Австралии самым стабильным источником иммигрантов стала служить Азия <5>.

<5> Иванов А.М., Корчагин А.Г. Преступление и наказание в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Учеб. пос. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.

Однако далеко не во всех промышленно развитых странах можно наблюдать иммиграционный бум. Например, по сравнению с той же Австралией Япония приобрела диаметрально противоположные черты - стала традиционно эмиграционной. Почти столетие назад эмигранты из извечно бедных сельских районов Японии устремлялись в жаждавшее рабочей силы Западное полушарие.

С тех пор как в Японии в 60-х годах начался бурный рост экономики, эмиграция ее граждан прекратилась. Более того, потоки "никкей" ("эмигрант" по-японски) идут в обратном направлении. Начиная с 90-х годов в Японию приезжают ежегодно до 400 тыс. иностранных рабочих <6>. Подобно Японии испытывают нехватку рабочей силы Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Малайзия.

<6> Филиных А. Полицейские всех стран, объединяйтесь! // Тихоокеанская звезда. 2001. 20 нояб.

Южноафриканский рынок рабочей силы сложился вокруг самой богатой страны Африканского континента - ЮАР. Первые иммигранты в эту страну приехали из Европы в начале XIX в. Теперь около двух третей черных рабочих составляют мигранты по краткосрочным контрактам. В условиях реформированной ЮАР профессиональный отбор является решающим при рассмотрении соответствующих заявок от иностранцев, желающих работать в этой стране. Для ЮАР характерна достаточно высокая доля нелегальных иностранных рабочих - это выходцы из Мозамбика, Анголы и др. <7>. Такова предельно краткая характеристика основных мировых рынков рабочей силы, каждый из которых тесно связан с миграцией трудовых ресурсов. По структуре и характеру эти рынки отличаются друг от друга. Однако у них есть и общие черты. Видимо, упомянутое сходство следует связать с закономерностями, продуцирующими в тех или иных зарубежных странах процессы трудовой миграции (законной и незаконной) и арсенал средств, используемый органами власти для коррекции соответствующих процессов.

<7> Иванов А.М., Корчагин А.Г. Преступление и наказание в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: Учеб. пос. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.

Приведенные данные вполне закономерно заставляют многие страны Западной Европы активно разрабатывать, а затем и реализовывать программы экономического, организационного и правового контроля над миграционными процессами. В этих странах практически повсеместно ужесточены миграционные законы, а приведение их в соответствие с общеевропейскими стандартами является одним из условий вступления страны в Европейский союз.

Например, некой иллюстрацией сказанному может служить то, что с целью недопущения проникновения на свою территорию незаконных потоков мигрантов лишь в 10% случаев развитые в промышленном отношении страны Запада удовлетворяют заявления о предоставлении убежища. Еще в 90-е годы для приема лиц, желающих получить вид на жительство, в ряде европейских государств были организованны так называемые транзитные зоны. В таких зонах проверка заявителей может осуществляться по году и более. Все это время нередко они содержатся под охраной.

Ряд государств Западной Европы осуществляет оформление статуса беженца на самой границе. При этом до 90% лиц, пытающихся проникнуть на территорию соответствующего государства, выдворяются <8>.

<8> Вы ищете работу? - Мы вам поможем. Н. Новгород: Федер. служба занятости России, 1992.

Ситуация с незаконной миграцией в США во многом совпадает с ситуацией в Западной Европе. Поэтому неудивительно, что меры, принимаемые в отношении незаконных мигрантов, во многом совпадают. В частности, уже в 1996 г. Конгресс США принял закон, регламентирующий в упомянутом контексте деятельность органов власти. Соответствующий нормативный акт предусматривает "ускоренное выдворение" незаконных мигрантов "без дополнительного разбирательства". Закон предусматривает запрет на получение вида на жительство лицам, ранее судимым (даже за мелкие правонарушения). Так же как и в странах Западной Европы, соискатель вида на жительство в США во время прохождения проверки находится под стражей в специальных учреждениях Службы иммиграции.

Во многих странах, как правило, используются три основные меры противодействия незаконной миграции: усиление пограничного контроля; сохранение правил, регулирующих рынок труда; сокращение возможностей для въезда в страну; переговоры со странами-отправителями о приеме их граждан обратно. Примером может служить строгий режим пограничного контроля вдоль польско-германской границы, который обеспечивают около 6 тыс. агентов погранично-патрульной службы, введенный еще в начале 90-х годов и сохраняемый до сих пор. В результате граница между Польшей и Германией является самой охраняемой в мире после границы США с Мексикой. Федеральная пограничная полиция Германии использует комплекс организационно-технических мер противодействия незаконному пересечению границы. В него входит усиление личного состава пограничных служб восточных рубежей, а также широкое использование современных средств мобильного контроля (радары, инфракрасные приборы, специально обученные собаки, вертолеты и патрульные катера). До недавнего времени в зону особых мер по задержанию нелегальных иммигрантов в Германии включалась 30-километровая приграничная территория. Однако в соответствии с внесенными 1 сентября 1998 г. поправками к Закону о государственной границе пограничная служба имеет право проводить проверку документов и за пределами этой зоны.

В США, где, по официальным данным, насчитывается около 5 млн. незаконных мигрантов, укреплению границы с Мексикой уделяется первостепенное внимание. В последние годы на мексиканском участке границы были приняты дополнительные меры по совершенствованию патрульной службы и укреплению границы. До 10 тыс. человек возросло число сотрудников, патрулирующих границу. Были построены металлические ограждения на многих ее участках. Установлены сложнейшие технические устройства, в частности роботизированные и компьютеризированные системы по отслеживанию незаконных мигрантов, установки обнаружения при помощи инфракрасного луча "ШК15", приборы ночного видения, специальные скрытые датчики, реагирующие на движущиеся цели.

На мексиканском участке границы американскими патрульными службами используются две основные стратегии задержания нелегалов:

Интересен также опыт японского правительства, которое пыталось предотвратить незаконную иммиграцию путем усиления пограничного контроля посредством премий за выявление подпольных иммигрантов.

Еще одной мерой по противодействию незаконной иммиграции, используемой во многих государствах, являются строгие правила, регулирующие рынок труда. Такие правила, например, особенно ужесточены в Германии в отношении строительной отрасли за счет введения системы проверок на рабочих местах, позволяющей работодателям легко выявлять тех, кто не имеет законного права на работу. За незаконное привлечение на работу иностранцев предусмотрены серьезные санкции. Лица, участвующие в контрабандной переправке иностранных граждан либо привлекающие их к труду в качестве наемных работников без соответствующего разрешения, наказываются крупным денежным штрафом или лишением свободы до трех лет. В особо серьезных случаях за незаконный прием на высокодоходную работу (например, при производстве товаров и услуг) немецкие работодатели наказываются лишением свободы сроком до пяти лет или крупным денежным штрафом. В свою очередь, согласно Закону об иностранцах за незаконное пребывание в Германии иностранные граждане наказываются лишением свободы до одного года или крупным денежным штрафом.

Следует отметить, что европейская система социального страхования предполагает гораздо большие отчисления предпринимателями, чем в других странах, в связи с чем штрафные санкции за использование труда нелегальных мигрантов в государствах Европы намного выше, например, предусмотренных в США. В Великобритании работодатели, незаконно нанявшие иностранных работников, могут быть оштрафованы на сумму до 5000 фунтов стерлингов.

В США в случаях нарушения действующего законодательства в области привлечения к работе иностранных граждан к работодателям применяются административные или уголовные санкции. Согласно Закону "Об иммиграции и гражданстве" 1996 г. (ст. 274) штраф установлен в следующих размерах: от 250 до 2000 долл. США - за каждого иностранца, не имеющего разрешение на трудоустройство; от 2000 до 5000 долл. США - за каждого незаконно работающего в случае повторного нарушения работодателем действующего порядка трудоустройства иностранных работников; от 3000 до 10000 долл. США - за каждого незаконно трудоустроенного иностранца в случае многократного нарушения действующего законодательства. К тому же, если работодатели по каким-то причинам утрачивают документы, разрешающие им использование иностранных работников, они могут быть также оштрафованы на сумму до 1000 долл. США.

В 1990 г. в Японии принят иммиграционный закон, который предусматривает, в частности, получение всеми иностранцами, допущенными на работу в Японии, специальных рабочих сертификатов и проставление в их паспортах соответствующей визы на японском языке, что, по мнению властей, облегчает официальный контроль и способствует выявлению нелегальных иммигрантов. Этот закон также направлен против неквалифицированной рабочей силы и предусматривает санкции против предпринимателей, нелегально нанимающих иностранных рабочих, - от 2 млн. иен штрафа до трех лет тюремного заключения.

Из опыта европейских государств в данной области правового регулирования интересен опыт Швеции. В 1967 г. были введены иммиграционные правила, согласно которым все иностранные граждане (кроме граждан Скандинавских стран), желающие выехать на работу в Швецию, обязаны получить разрешение на жительство и работу до въезда в страну. В течение последних лет Швеция придерживается строгих ограничений в отношении въезжающих трудовых мигрантов. С 1991 г. лица, подавшие ходатайство о предоставлении статуса беженца, не имеют права на работу. Поэтому число экономических мигрантов несколько снизилось.

Новый закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998 г., является лучшим примером принципа "никакой иммиграции без контроля", но и никакого контроля без интеграции, поскольку содержит меры контроля, а также весьма либеральные принципы полной интеграции иммигрантов с местным населением. Существующий закон, состоящий из семи разделов, весьма обширен и содержит нормы, регулирующие следующие вопросы:

Анализ данного Закона, а также ряда других нормативных актов позволяет сделать вывод, что основой итальянской системы внутреннего контроля над иммиграцией является вид на жительство и разрешение на работу. Прием иммигрантов и работа без проверки разрешения на работу являются нарушением закона, за что предусмотрены штрафы и лишение свободы. После того как данный закон вступил в силу и правительство установило квоту на въезд, была принята новая программа амнистии. Наряду с Италией и рядом других европейских стран аналогичные процедуры по легализации части иностранцев, находящихся в государствах без разрешения властей, проводились и в государствах Северной Америки.

Так как одним из способов легализации пребывания и получения статуса гражданина либо вида на жительство является фиктивный брак, исполнительные и законодательные органы принимающих мигрантов стран уделяют этому явлению особое внимание. Так, во Франции в сомнительных случаях мэр уполномочен отложить регистрацию брака с иностранцем на месяц или совсем отменить регистрацию. В соответствии с действующим законодательством при заключении брачного контракта оговаривается, что супруг-иностранец может получить вид на жительство не раньше чем через год после заключения брака, при условии непрерывного совместного проживания.

Лицо, которому разрешено остаться в Швеции в связи с женитьбой (замужеством), обычно получает вид на постоянное жительство после того, как проживет в стране по соответствующим разрешениям в течение двух лет.

Рассматривая законодательство Канады, которая наряду с Австралией и Соединенными Штатами является мировым лидером по приему иммигрантов, необходимо рассмотреть Акт об иммиграции "Зеленая книга" 1977 г., где сформулированы три основные социальные, гуманитарные и экономические цели иммиграции в страну. Основополагающими законами регулирования миграции в Канаде являются С-55 и С-84. Первый обеспечивает упорядочение процесса определения законности подаваемых беженцами жалоб, второй вводит санкции в отношении лиц, способствующих нелегальному въезду иностранцев, намеревающихся требовать статуса беженцев.

Крайней реакцией властей в отношении незаконных мигрантов является выдворение за пределы страны пребывания.

Наиболее жесткие процедуры регулирования вопросов выдворения разработаны в США. В соответствии с действующим американским законодательством на иностранца возлагается обязанность при необходимости доказать время, место и способ его въезда в страну. Если иностранец не в состоянии это выполнить, он подлежит депортации. По иммиграционному закону, вступившему в силу в 1997 г., в США предусмотрена процедура так называемой ускоренной депортации незаконно въехавших иностранцев и преступников из числа иностранных граждан. Если раньше решение о депортации принимал суд, теперь иммиграционным властям предоставлены полномочия самостоятельно принимать решения о высылке иностранцев (без дальнейшего пересмотра такого решения) в том случае, если иностранец прибывает в пункт въезда в США с фальшивыми документами или без документов вообще.

По новым иммиграционным правилам иностранный гражданин может быть немедленно депортирован при въезде в Соединенные Штаты по многократной визе, если он нарушил срок предыдущего пребывания хотя бы на один день. Причем в ближайшие пять лет он не получит разрешения на въезд в США.

В рамках Объединенной Европы действует Маастрихтское соглашение 1992 г., которое устанавливает принципы расширения сотрудничества между 15 государствами - членами Европейского союза в области иммиграции и безопасности, которое предполагает:

Как показывает международный опыт борьбы с незаконной миграцией, существенным потенциалом противодействия данному феномену обладают уголовно-правовые средства и методы. В связи с этим представляет интерес изучение особенностей уголовного законодательства стран Запада, активно участвующих в борьбе с незаконной миграцией.

В частности, исследуя Уголовный кодекс Китая, следует обратить внимание на то, что в параграфе гл. 3 данного нормативного акта, озаглавленном "Преступления против управления государственной границей, границей приграничного района", предусмотрено шесть специальных дефиниций <9>. Упомянутые дефиниции предусматривают весьма жесткие санкции, нацеленные на снижение попыток проникновения незаконных мигрантов на территорию данного государства. Например, ст. 318 УК Китая "Организация нелегального пересечения государственной границы (приграничного района) третьими лицами" предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше семи лет или бессрочное лишение свободы, а также штраф или конфискацию имущества.

<9> См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И. Коробеева; пер. с китайского Д.В. Вичикова. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. С. 208 - 210.

В упомянутой группе уголовно-правовых норм имеются дефиниции, направленные на создание существенных помех для осуществления незаконной миграции.

Например, согласно ст. 319 УК Китая <10> за "осуществление мошеннических действий, получение обманным путем паспортов, виз и других выездных документов под видом экспорта рабочей силы или осуществления торгово-экономического обмена, в отношении организаторов нелегального пересечения государственной границы (границы приграничного района) третьими лицами" предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Данная норма позволяет привлекать к ответственности как организаторов незаконной миграции, так и недобросовестных работодателей. В указанном контексте примечательны также две упоминаемые ниже уголовно-правовые нормы. Например, ст. 320 УК Китая предусматривает ответственность за предоставление другим лицам фальшивых, поддельных паспортов, виз и иных въездных (выездных) документов. Статья 321 УК Китая налагает ответственность за нелегальную перевозку третьих лиц через государственную границу (приграничный район). В качестве наказания указанные составы предусматривают лишение свободы сроком до 10 лет.

<10> См.: Там же. С. 208 - 210.

В рамках борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми УК КНР устанавливает уголовную ответственность за похищение женщины или ребенка, принуждение похищенной женщины к занятию проституцией, продажу ее третьему лицу, принуждающему ее к проституции, руководство группой, занимающейся похищением женщин и детей на продажу, продажу за границу (ст. 240); предусматривает ответственность за покупку похищенных в целях продажи женщин или детей (ст. 241).

В Германии важным аспектом в вопросах противодействия нелегальной миграции является совершенствование визового законодательства. За 2001 г. консульства ФРГ выдали 2,6 млн. въездных виз. На основании данного факта, а также из получаемой оперативной информации следует, что определенный интерес вызывает деятельность туристических фирм из стран Восточной Европы и Ближнего Востока, прямо или косвенно участвующих в организации въезда нелегальных мигрантов.

Концепция борьбы с нелегальной миграцией в ФРГ включает основные направления совершенствования борьбы с нелегальной миграцией в ФРГ:

  1. Совершенствование национальной системы пограничной безопасности (по линии органов погранохраны).
  2. Совершенствование национального законодательства Германии.
  3. Применение оперативно-розыскных методов, в том числе использование контролируемой перевозки нелегальных мигрантов.

Кроме того, в Федеральном ведомстве криминальной полиции Германии полагают, что следует активизировать:

С точки зрения законодательства ФРГ в противодействии нелегальной миграции одним из основных вопросов является вопрос: как отличить реального беженца от лица, связанного с криминалитетом или экстремистскими и террористическими организациями? С учетом изложенного нелегальная миграция - это не только проблема на границе страны, а комплекс проблем, в том числе в сфере финансово-экономической, проблема автомобильного и железнодорожного транспорта и др.

Несколько лет назад Институт Макса Планка попробовал оценить уровень латентности данного вида преступности. Оказалось, что по самым приблизительным оценкам этот уровень доходит до 95%. Размеры данного криминального явления выглядят внушительно: лишь в Баварии в 2006 г. было выявлено 60100 незаконно въехавших иностранцев и 7300 перевозчиков нелегальных мигрантов. Федеральное ведомство криминальной полиции и погранохрана до сих пор не имеют точных сведений о реальных масштабах нелегальной миграции, располагая лишь оперативными данными. Это обстоятельство серьезно осложняет планирование необходимых мероприятий и прогнозирование. На сегодня однозначно можно лишь отметить наиболее опасные зоны в аспекте нелегальной миграции: это германо-польская и германо-чешская границы. С учетом значимости рассматриваемой проблемы несколько лет назад в ФРГ образовано Федеральное ведомство по делам иностранцев и беженцев, а также принят Федеральный закон "О статусе иностранцев", регулирующий порядок их въезда в страну, пребывания, получения статуса беженца и пр.

Обычно основными объектами финансовых расследований по делам о нелегальной миграции являются:

Не менее разработанными следует признать антимиграционные уголовно-правовые нормы УК Японии. В данном своде законов предусмотрена ответственность за следующие виды указанных преступлений, связанных с незаконной миграцией. К числу таких преступных посягательств относятся преступления, состоящие в подделке либо использовании поддельных документов (гл. 17) - ст. ст. 155, 156 УК Японии.

Помимо упомянутых ст. ст. 226, 227 УК Японии предусматривают ответственность за захват, отправку за границу и торговлю людьми. По соответствующему своду законов наказуемым признается любое пособничество в указанных противоправных деяниях <11>.

<11> Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. А.И. Коробеева; пер. с кит. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. (Уголовный кодекс Китайской Народной Республики в новой редакции принят 14 марта 1997 г.)

Применительно к законодательной регламентации незаконной миграции в США следует отнести федеральный закон, предусматривающий ответственность за торговлю людьми. Указанный нормативный акт именуется еще законом о белом рабстве - "Mann Act/White Slave Act" и применяется к лицам, кто сознательно перемещает другое лицо через границу штата или государства с целью организации незаконной миграции.

Отмеченным законодательством за соответствующие деяния предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Заметим, что данный закон входит в Свод Законов США и включен в гл. 117 раздела 18. Самой известной и чаще всего применяемой статьей является ст. 2421, однако используются и другие его дефиниции: ст. ст. 2422, 2423.

Дополняется антимиграционное законодательство другим нормативным актом, направленным на жертв торговли. В частности, 28 октября 2000 г. Президентом США подписан Закон, именуемый "Trafficking Victims Protection Act of 2000". По замыслу разработчиков данный нормативный акт способен не только эффективно противодействовать противоправной деятельности лиц, осуществляющих ввоз в страну женщин и детей в целях эксплуатации, но и проводить защиту и реабилитационные процедуры в отношении жертв таких преступлений.

Закон о трафике развивает положения Акта о белом рабстве, внося изменения в гл. 77 раздела 18 Свода законов США и ужесточая ответственность за содержание в рабских условиях, похищение, завлечение для последующей продажи в рабство и прочих деяний, так или иначе связанных с рабским статусом или институтами, сходными с рабством. Глава 77 раздела 18 была дополнена шестью новыми статьями (ст. ст. 1589 - 1594).

Статья 1590 определяет как преступное деяние торговлю в целях рабства, рабского или принудительного труда, рассматривая в данном случае торговлю как рекрутирование, укрывательство, транспортирование, обеспечение или получение труда или услуг.

Статья 1592 признает преступным уничтожение, сокрытие, изъятие, конфискацию или завладение паспортом, иммиграционными и иными удостоверяющими (или им подобными) документами в обеспечение совершения акта торговли, рабства и принудительного труда или ограничения (попытки ограничения) свободы движения и перемещения в целях обеспечения выполнения работы или оказания услуг лицом, ставшим или являющимся жертвой жестокой формы торговли. Многие торговцы пользуются подобными методами для удержания своих жертв и подчинения их своей воле.

Здесь же следует упомянуть § 1541 Свода законов США, устанавливающий уголовную ответственность за подделку паспортов и виз, а также § 1583 - за обращение в рабство путем похищения или увоза какого-либо лица с намерениями продажи его в подневольную службу или содержания его в качестве раба. Наказанию также подлежит тот, кто склоняет, убеждает, принуждает лицо подняться на борт судна или пойти в другое место с целью обращения его в рабство или вывоза из страны для обращения в рабство, кто сознательно и по собственной воле продает или привозит в Соединенные Штаты любых лиц с целью подневольного порабощения (§ 1584).

Параграф 1306 Свода законов США предусматривает наказание иностранца за умышленный отказ от подачи заявления для регистрации или от прохождения дактилоскопирования, за непредставление письменного уведомления о смене места жительства, за умышленное предоставление ложной информации при регистрации, за подделку свидетельства о регистрации или расписки в получении регистрационной карточки.

Уголовный кодекс штата Калифорния, дополняя федеральное законодательство, устанавливает ответственность за похищение человека (§ 207 a, b). Виновным в данном преступлении считается: лицо, которое насильно или любым другим способом, вселяющим страх, похитит, задержит, удерживает любое лицо в данном штате либо перевезет его в другую страну; лицо, которое уговаривает, завлекает фальшивыми обещаниями ребенка до 14 лет выехать из страны. Уголовный кодекс Калифорнии также вводит наказание за введение в заблуждение при подготовке документов для иммиграции и изготовление фальшивых материалов для иммиграции за вознаграждение.

Как видим, уголовное право США <12>, Японии <13>, Германии и даже Китая <14> несколько более полно регламентирует вопросы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. Введены статьи, устанавливающие уголовную ответственность за насильственное перемещение людей через границу, торговлю людьми (УК Японии), похищение женщин и детей, продажу их за границу, организацию нелегального пересечения государственной границы и нелегальную перевозку третьих лиц через государственную границу (УК КНР). Что касается американского законодательства, то в части норм, криминализирующих торговлю людьми, оно в большей мере соответствует международному праву, в частности Протоколу ООН против торговли людьми 2000 г., чем национальное законодательство иных стран.

<12> Положение беженцев в мире: 2002 г. Доклад УВКБ ООН // Беженцы. М.: Интердиалект, 2003. С. 25.
<13> Свод законов США (раздел 18, часть 1) // Уголовное право США: Сб. норм. актов / Сост., ред. И.Д. Козочкин. М.: Изд-во УДН, 1985.
<14> Уголовный кодекс Японии / Под ред. А.И. Коробеева; пер. с япон. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. White Paper on Crime 2000 / Research and Training Institute Ministry of Justice. Japan, 2000.

Представляется, что данный опыт законодательного урегулирования вопросов борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми должен быть учтен и в нашей стране. Для отмеченного необходима ратификация Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятого Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи 15 ноября 2000 г. И уже с учетом данного Протокола должны быть предусмотрены отдельные составы преступлений, устанавливающие уголовную ответственность как за незаконный ввоз мигрантов, так и за торговлю людьми.

Серьезными факторами, оказывающими влияние на развитие этого явления, стали доступность технологий для подделки документов, удостоверяющих личность и виз, а также уменьшение по всему миру жесткости пограничного контроля. В Российской Федерации характерно наличие "прозрачных" границ со странами СНГ, а также открытие границ дальневосточных субъектов Российской Федерации в 1990-х годах для развития безвизового туризма с Китаем.

В целях противодействия незаконной миграции и связанным с ней негативным последствиям мировое сообщество выработало систему международно-правовых мер.

Права мигрантов и беженцев закреплены Женевской конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. В ней, в частности в ст. 32, предусмотрена высылка беженцев в судебном порядке по соображениям государственной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Нью-Йоркской конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. положения настоящей Конвенции не распространяются на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества...;

б) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну <15>.

<15> УК КНР / Под ред. А.И. Коробеева; пер. с кит. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.

Нью-Йоркская конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. гласит (п. "c" ч. 2 ст. 1), что предоставление своего гражданства напрямую будет зависеть от того, было ли заинтересованное лицо осуждено за совершение правонарушения против государственной безопасности и не приговорено ли оно к тюремному заключению на срок пять лет или более по уголовному обвинению <16>.

<16> См.: Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов-на-Дону, 2002.

4 июня 1975 г. в Женеве была подписана Конвенция международной организации труда N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, ст. 3 которой обязывала каждого члена организации пресекать тайное миграционное движение и незаконный наем мигрантов, а также принимать меры против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, и тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях. Статья 6 той же Конвенции предусматривала принятие в рамках национального законодательства мер административного, гражданского и уголовного наказания тех, кто незаконно использует труд мигрантов <17>.

<17> Там же.

В практике проведения политики в отношении вынужденных мигрантов и внутренней миграционной политики в развитых странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки можно выделить несколько основных направлений реализации такой политики: прием и временное обустройство беженцев, противодействие незаконной миграции, прием и интеграция переселяющихся этнических граждан. Особое внимание следует обратить на анализ вопросов, связанных с учетом миграционных потоков иностранной рабочей силы. Данная проблема в рамках рассмотрения вопросов по предупреждению и пресечению незаконной миграции представляется одной из актуальных для регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, где иммиграция, особенно из стран со сложной общественно-политической, санитарно-эпидемиологической и экономической обстановкой, носит масштабный характер.

Например, вопросами учета иностранных граждан в Японии (учитываются только иностранцы, находящиеся в стране более 90 дней), миграционными потоками и натурализацией занимается Министерство юстиции и Иммиграционное бюро, в Швеции - Центральное статистическое управление страны, в Италии, Финляндии, Великобритании и Португалии - министерства иностранных дел, дающие разрешения на пребывание иностранным гражданам, в Бельгии - Национальный институт по статистике, Министерство труда и занятости, Министерство юстиции и т.д.

Рассмотрение полномочий данных структур в сфере миграционной политики в рамках данного диссертационного исследования, в целях выявления наиболее оптимальных форм деятельности, может быть спроецировано на деятельность соответствующих структур в Российской Федерации.

Определенные сложности при проведении анализа могут возникнуть в связи со значительной разнородностью источников данных о международной миграции, а также имеющимися в разных странах различными системами учета коренного и иностранного населения. Например, в Ирландии, Португалии и многих других странах, в отличие от Дании, Германии, Бельгии, Швеции, Японии, Швейцарии, отсутствуют специальные регистры населения, в том числе и иностранного, позволяющие вести строгий и полный учет как естественного, так и миграционного движения населения. В законодательстве зарубежных стран существует различный подход к определению и правовому положению иммигрантов. Так, например, в Германии иммигрантами считаются лица, которые пересекают границу с намерением устроиться в стране, в Японии - национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы, в США - иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране.

Все отмеченное свидетельствует не только о международной озабоченности масштабами глобальной незаконной миграции, но и о стремлении многих стран уменьшить ее деструктивный потенциал. К сожалению, в нашей стране до последнего времени реальный контроль над миграционными процессами не осуществлялся. Иллюстрацией сказанному могут служить неудовлетворительное состояние охраны и контроля границ, устаревшее законодательство, высокий уровень преступности, продуцируемый процессами миграции, и т.д.

Все отмеченное привело к тому, что Россия не только вошла в число стран, благоприятных для пребывания незаконных мигрантов, но и стала удобной с позиции формирования на ее территории своеобразных "отстойников" для подготовки к транзиту незаконных мигрантов в страны Запада.