Мудрый Юрист

Когнитивное звено в преступном поведении лиц, склонных к криминальному насилию

Бакин А.А., кандидат юридических наук, кандидат медицинских наук.

В статье раскрываются некоторые основные характеристики мотивов, на которые можно опираться при психологическом анализе насильственных преступников.

Мотивация, планирование и претворение в жизнь (непосредственное осуществление) действий насильственного характера составляют механизм преступного поведения при совершении актов криминальной агрессии. Более 60% насильственных преступников имеют различные психические аномалии в рамках вменяемости, что, безусловно, влияет на их индивидуально-личностные особенности, сферу интересов, мотивацию деятельности <1>. Особенно психическая патология отражается на затруднении межличностных контактов, сказывается на проблемах в адаптации (например, в учебе, работе и т.д.). Под когнитивными структурами следует понимать складывающуюся в процессе жизни индивида относительно стабильную основу динамических процессов: анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Указанные структуры обладают возможностью извлекать, анализировать, синтезировать и обобщать сложные свойства и отношения окружающей действительности, в том числе и такие, которые доступны лишь опосредованному познанию. Насильственным преступникам-психоаномалам свойствен выраженный когнитивный диссонанс, проявляющийся в неспособности адекватно развиваться, правильно оценивать полученные знания, а также в несоответствии новой информации сложившемуся опыту и взглядам, что порождает эмоциональную напряженность, усиливает тревожность, способствует стремлению к выходу из возникшего состояния путем деструктивной агрессии, насилия.

<1> См.: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. С. 151.

Основу изучения личности преступника должен составлять анализ мотивов ведущей деятельности: их содержания, степени иерархизованности, общего профиля мотивационной сферы (полимотивированность деятельности, наличие ведущих связей). Иными словами, исследование мотивационной сферы насильственного преступника-психоаномала во всем ее многообразии - основной путь к изучению личности, поскольку "мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структурные образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы" <2>.

<2> Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 123.

Уточним некоторые основные характеристики мотивов, на которые может опираться криминолого-психологический анализ. К таким характеристикам следует отнести прежде всего опосредованность мотивационной сферы и ее иерархическое строение. Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинаются уже у ребенка в дошкольном возрасте и происходят в дальнейшем в течение всей жизни. Мотивы, формируясь, теряют свой непосредственный характер, они начинают опосредоваться сознательно поставленными целями, происходит подчинение одних мотивов другим. Деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и, соответственно, побуждается несколькими мотивами. Однако психологический анализ всегда позволяет выделить ведущий мотив. Наличие ведущих мотивов не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение, однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и тем обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Неблагоприятные социальные факторы, патологический материал (отягощенная наследственность, дисгармоничная семья, алкоголизм, психические заболевания) позволяют проследить закономерности изменения мотивационной сферы насильственного преступника, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности <3>.

<3> См.: Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. С. 47 - 54; Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. С. 121; Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. СПб., 2004. С. 61.

Сформировавшись, мотивы и соответствующий им характер деятельности не остаются застывшими. Целевая структура может так разрастаться и усложняться, что отдельные цели могут приобретать самостоятельную побудительную силу, в результате чего происходит сдвиг мотивов, а то, что раньше было вспомогательной целью, становится самостоятельным мотивом, занимающим свое место в иерархии мотивов. Этот путь является характерным и для патологических изменений личности. Многочисленные исследования показали, что патология личности представляет собой в основном нарушения в сфере мотивов. В одних случаях заболевание меняет строение мотивов, нарушает их иерархию, опосредованность, в других - смыслообразующая функция мотива превращается лишь во второстепенную. Установлено, что патологические изменения личности состоят в утрате критичности и подконтрольности поведения, в появлении новой ведущей деятельности или изменении прежней (при алкоголизме, наркоманиях, сексуальных извращениях и т.д.) <4>.

<4> См.: Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 139 - 149; Руководство по судебной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. М., 2004. С. 389 - 397.

Отечественные исследователи высказали предположение о том, что за внешне схожими противоправными действиями психопатических личностей и психически здоровых лиц могут лежать совершенно различные механизмы мотивообразования <5>.

<5> См.: Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 143.

Анализируя проблему мотивации криминального поведения при расстройствах личности, В.В. Гульдан установил, что в основе формирования мотивов лежит два механизма: нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания. Первая группа мотивов заключается в неспособности к формированию или же разрушению у таких лиц социально приемлемых способов реализации потребностей под влиянием каких-либо факторов. К таким мотивам относятся аффектогенные, ситуационно-импульсивные и анэтические <6>.

<6> См.: Там же. С. 139 - 181.

Источником поведенческой активности являются потребности, определяющие нужду индивида в чем-либо. Множество различных объектов может выступать в качестве предмета этой потребности, т.е. становиться мотивом, обладающим побудительной и направляющей деятельность функцией. К основным потребностям относят такие, как: биологические (органические) - непосредственно обеспечивающие существование человека как индивида и продолжение его в потомстве, индивидуально-психологические (обеспечивающие безопасность в результате психологической адаптации в группе: иерархия взаимоотношений, механизмы конформизма и др.) и социально-психологические (мораль, нормы поведения, этика и эстетика, идеология и мировоззрение, отношение к общественному труду и т.д.). Однако социально-правовые нормы регламентируют как условия реализации потребности, так и предмет ее. При нарушении этих норм поведение, направленное на реализацию антисоциальных потребностей, становится общественно опасным (преступным) <7>.

<7> См.: Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Донецк, 1998. С. 129.

По мнению Л.М. Балабановой, большие трудности представляет отделение нормальных типов личности от ненормальных, патологических, разнообразие которых исключительно велико, тем более что недостаточно разработаны критерии нормы и патологии личности, что одни и те же формы поведения, например асоциальные и антисоциальные, наблюдаются в обоих случаях <8>.

<8> См.: Там же. С. 130.

В целом же, с нашей точки зрения, в основе формирования личности насильственного преступника лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями обычного (среднестатистического) психического развития. Психическая деятельность преступника изменяется не потому, что при психических заболеваниях начинают действовать какие-то специфические механизмы, а потому, что те же механизмы действуют в особых, вызванных и измененных крайне неблагоприятных социальных условиях.

Вслед за формированием мотивов преступного поведения следует этап принятия решения. Под принятием решения в психологии понимают волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации. Основные этапы процесса принятия решения включают в себя: информационную подготовку решения; процедуру его принятия; выбор программы действий; прогнозирование изменений ситуации; прогнозирование возможных последствий своих действий. В принятии решения участвуют различные уровни психического отражения - от познавательно-перцептивного до речемыслительного. Однако вопрос о том, каким образом нарушения восприятия, памяти, мышления, интеллекта, прогнозирования преломляются в механизме преступного поведения, ранее не рассматривался и впервые был поставлен в исследованиях Ю.М. Антоняна, В.В. Гульдана <9>.

<9> Цит. по: Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Донецк, 1998. С. 170 - 171.

Практически у всех насильственных преступников с психическими аномалиями имеют место нарушения интеллектуальной сферы, что не может не сказаться на особенности принятия решений. В первую очередь затрудняется способность к рациональному познанию, мышление приобретает черты ригидности, уменьшаются критические способности, любая новая ситуация сопровождается дезадаптацией индивида. Эмоционально-волевая сфера также отличается выраженными искажениями. Имеют место так называемые нарушения эмоционального реагирования.

Эмоциональное реагирование - острые эмоциональные реакции, возникающие в ответ на различные ситуации. В отличие от изменений настроения эмоциональные формы реагирования кратковременны и не всегда соответствуют основному фону настроения. Эмоциональные нарушения характеризуются неадекватностью эмоционального реагирования на внешние события. Эмоциональные реакции могут быть неадекватны по силе и степени выраженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации. Отечественные исследователи выделяют следующие эмоциональные нарушения:

  1. Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу.
  2. Эмоциональное застревание - состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида "застревает" надолго у злопамятного человека. Человек, усвоивший определенные криминальные стереотипы поведения, эмоционально для него значимые, не может принять новые установки, несмотря на изменившуюся ситуацию.
  3. Амбивалентность - возникновение одновременно противоположных чувств по отношению к одному и тому же человеку <10>.
<10> См.: Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. М., 1995. С. 103 - 104; Руководство по судебной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. М., 2004. С. 235.

Нарушения волевой деятельности у насильственных преступников достаточно часто проявляются на уровне принятия решения и на уровне перехода к осуществлению принятого решения. Ригидность принятого решения означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Преступник из-за этих особенностей не может принять адекватное решение, так как, допустим, ситуация быстро изменилась, а он не в состоянии пересмотреть свою позицию с учетом новых обстоятельств, отказаться от намеченного плана. В результате возрастает нервное напряжение, озлобленность и агрессия. Указанные особенности наблюдаются у ригидных эпилептоидных личностей, лиц, страдающих органическими расстройствами, перенесших тяжелые травмы мозга. Деятельность по типу короткого замыкания возникает внезапно в ответ на эмоциональное состояние: обиду, страх, отчаяние. При этом она совершается без достаточного осознания возможностей достижения цели и борьбы мотивов.

Таким образом, у насильственных преступников с психическими аномалиями имеет место: 1) искажение содержания ведущего (конструктивного, созидающего и т.д.) мотива деятельности при формировании выраженной асоциальной (в том числе и насильственной) мотивации; 2) замена социальных мотивов содержанием более низкого, "примитивного" порядка; 3) снижение уровня опосредованности деятельности (целевая структура личности упрощается, обедняется и т.д.); 4) сужение интересов, ограничение социальных контактов, формирование выраженного эгоцентризма; 5) нарушение критичности, самоконтроля.

Е.А. Лукашева, раскрывая сущность механизма охраны и защиты прав человека и гражданина, употребляет термин "механизм охраны и защиты прав человека и гражданина", делая акцент на его психологическом аспекте. Она считает, что "установление системы гарантий не обеспечивает автоматического осуществления прав и свобод, их реализации. В этом процессе важная роль принадлежит психологическому механизму, выступающему в качестве регулятора поведения субъекта его деятельности".

Моральная, социально-психологическая, а еще более полно субъективная сторона механизма борьбы с насильственной преступностью является его необходимым, существенным и неотъемлемым составным элементом. Но она не исчерпывает его, так как должна учитывать объективную природу этого механизма, прежде всего правоотношения, деятельность, многообразные формы, методы, способы социальной активности субъектов борьбы с насильственной преступностью <11>.

<11> См.: Социальное государство и защита прав личности / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1994. С. 29.

Анализ мотивационной деятельности включает в сферу своего объяснения не только вопросы о том, почему и как совершаются те или иные преступления, но и рассматривает потенциальные формы поведенческой активности личности, вычленяет исходную психологическую готовность индивида и возможные методы воздействия на преступника (уголовно-правовые, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, коррекционные и т.д.).