Мудрый Юрист

Уголовно-правовая охрана тайны национальной обороны по законодательству франции

Папеева К.О., доцент кафедры уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии, кандидат юридических наук.

Уголовно-правовая охрана военной тайны встречается в законодательстве современных стран крайне редко. Объяснение этому видится в том, что секретные сведения военного характера в подавляющем большинстве случаев относятся к категории государственной тайны или, если они не имеют государственного значения, - к служебной тайне. Аналогичный подход, в частности, свойствен УК РФ, в котором, в отличие от УК РСФСР <1>, отсутствует специальная норма, предусматривающая ответственность за посягательство на военную тайну.

<1> Статья 259 УК РСФСР. См.: Уголовный кодекс РСФСР (в ред. 1994 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591.

Франция является одним из тех немногих государств, в которых сохранилось деление информации на государственную и военную тайну. Следует, однако, отметить, что указанными терминами французский уголовный закон не оперирует <2>, а использует понятия "информация, затрагивающая основополагающие интересы нации" и "сведения, относящиеся к национальной обороне". Согласно ч. 1 ст. 413-9 УК Франции, характер тайны национальной обороны имеют сведения, технологии, предметы, документы, информационные данные и данные картотек, относящиеся к национальной обороне, являющиеся объектом охранных мер, направленных на то, чтобы ограничить их распространение. При этом перечисленные материалы не должны содержать информацию, касающуюся безопасности Франции, средств ее обороны и дипломатии. В этом случае они будут затрагивать основополагающие интересы нации <3>, и посягательство на них станет квалифицироваться как преступление против государственной тайны.

<2> Уголовный кодекс Франции / Пер. с фр. к.ю.н., доц. Н.Е. Крыловой. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. 650 с.
<3> Под национальными интересами, согласно ст. 410-1 УК Франции, понимаются "ее независимость, неприкосновенность ее территории, ее безопасность, республиканская форма организации ее институтов, средства ее обороны и дипломатии, защита ее населения во Франции и за границей, сохранение ее природной и окружающей среды, основные элементы ее научного и экономического потенциала, а также ее культурное достояние".

В то же время ч. 2 ст. 413-9 УК Франции указывает, что объектом упомянутых выше мер могут быть и иные сведения, технологии, предметы, документы, информационные данные и данные картотек, если их разглашение может причинить вред национальной обороне или раскрыть тайну национальной обороны. Фактически перечисленные сведения и прочие материалы можно считать относящимися к национальной обороне, в связи с этим из предписаний ч. ч. 1, 2 ст. 413-9 УК Франции практически невозможно разграничить информацию, составляющую тайну национальной обороны или не являющуюся таковой. Проблематично провести отличие тайны национальной обороны от государственной тайны.

Подобное разграничение осуществляется, согласно ч. 3 ст. 413-9 УК, на основании не уголовного закона, а специального декрета Государственного совета, закрепляющего перечень сведений, относящихся к тайне национальной обороны, и органов власти, устанавливающих правила их охраны.

Статья 413-10 УК Франции включает два различных состава преступления, посягающего на тайну национальной обороны.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 413-10 УК, состоит из ряда альтернативных действий, любое из которых влечет за собой уголовное наказание. К ним относятся уничтожение сведений, технологий, предметов, документов, информационных данных или данных картотек, имеющих характер тайны национальной обороны; их похищение; их изъятие; их воспроизведение; ознакомление с ними широкой публики или какого-либо лица, не имеющего на это права.

Французский законодатель уравнял по степени общественной опасности любые действия, представляющие собой посягательство на тайну. Не различаются между собой, например, уничтожение информации, при котором она по крайней мере не может быть использована во вред государству, и ознакомление с нею широкой публики; разглашение тайны национальной обороны иностранному государству, или гражданину Франции, не имеющему никаких связей с разведывательной службой иной страны. Учитывая, что санкции в УК Франции являются абсолютно определенными, такой подход законодателя с позиций российского права не может не вызывать возражений.

С субъективной стороны перечисленные деяния совершаются умышленно <4>. Законодательная конструкция исследуемой нормы не содержит положений, устанавливающих мотив или цель преступления в качестве обязательных признаков.

<4> Статья 121-1 УК Франции содержит указание на то, что "преступление и проступок не имеют места в случае отсутствия умысла на их совершение". Исключение возможно только в случае прямого предписания закона. Исходя из того что таковое отсутствует, можно сделать вывод об умышленной форме вины в рассматриваемом случае.

Субъект состава преступления специальный - лицо, "которое в связи со своим положением или профессией либо в силу каких-либо временных или постоянных полномочий или обязанностей" владеет тайной национальной обороны. Перечень лиц, которые могут привлекаться к ответственности за посягательство на тайну национальной обороны, достаточно широк и вполне соответствует интересам правовой охраны тайны.

Санкция ч. 1 ст. 413-10 является абсолютно определенной, что крайне редко встречается в европейском законодательстве. Предусмотренные нормой действия наказываются семью годами тюремного заключения и штрафом в размере 700000 франков. Исходя из вида наказания, можно утверждать, что исследуемое деяние относится к категории уголовных проступков <5>.

<5> Тюремное заключение является исправительным наказанием (ст. 131-3 УК), а в уголовном праве Франции оно назначается за совершение проступков.

Часть 2 ст. 413-10 УК устанавливает уголовную ответственность за умышленное попустительство действиям, перечисленным в ч. 1 анализируемой статьи. Объективная сторона деяния состоит в допущении уничтожения, похищения, изъятия, воспроизведения или разглашения сведений, технологии, предмета, документа, информационных данных или данных картотек. Преступление считается оконченным с момента наступления результата в виде утраты тайны или ее секретности в той или иной форме.

Субъект состава специальный - лицо, в распоряжении которого находилась тайна национальной обороны. Необходимо обратить внимание, что круг ответственных лиц в настоящей норме шире, чем в ч. 1 ст. 413-10 французского УК. Тайна может находиться в распоряжении лица, которое не обладает допуском к ней, на незаконных основаниях - при этом оно обязано принять меры для ее сохранности. Это положение вполне объяснимо, так как способствует повышению уровня защиты тайны национальной обороны. Попустительство к посягательству на тайну национальной обороны также является уголовным проступком. За него предусмотрено то же наказание, что и в ч. 1 ст. 413-10 УК, на которую сделана прямая отсылка в санкции ч. 2 этой статьи.

В ч. 3 ст. 413-10 УК закреплен привилегированный состав попустительства. Его специальным признаком является вина в виде неосторожности или небрежности. Санкция за это деяние существенно ниже - три года лишения свободы и штраф в размере 300000 франков.

Статья 413-11 УК Франции представляет собой привилегированный по признаку субъекта состав по отношению к ч. 1 ст. 413-10 УК. В норме перечислены почти те же действия, что и в ч. 1 ст. 413-10 УК. Единственным отличием выступает замена термина "похищение" на более широкое по объему понятие "завладение". Представляется, что подход законодателя объясняется достаточно просто: субъект преступления, предусмотренного ст. 413-10 УК, уже владеет информацией, он может только похитить ее для удобства использования, но у него нет необходимости "завладевать" ею.

Субъект преступления специальный - "любое лицо, не указанное в ст. 413-10 УК", т.е. фактически это любое лицо, которое не имело на законных основаниях допуска к тайне национальной обороны. С подобным подходом французского законодателя нельзя не согласиться, поскольку такой широкий перечень ответственных субъектов повышает уровень охраны тайны национальной обороны. С другой стороны, информация может быть уничтожена лицом с целью избежать ареста, и, запрещая подобные действия, исследуемая норма, по сути, представляет собой требование к виновному свидетельствовать против себя.

Деяние, как и все рассмотренное выше при анализе французского законодательства, относится к уголовным проступкам. Аналогично санкция абсолютно определенная, предусматривает назначение одновременно двух наказаний: тюремного заключения сроком на пять лет и штрафа в размере 500000 франков. Срок и размер наказания мягче, чем в ч. 1 ст. 413-10 УК, что обусловлено отсутствием у субъекта преступления возможности упрощенного получения тайны.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что: а) охрана тайны национальной обороны (военной тайны) находится во Франции на достаточно высоком уровне; б) разграничение государственной и военной тайны является в достаточной степени условным; в) в российских условиях разграничение военной и государственной тайны потребует коренных изменений в законодательстве и создаст существенные проблемы в квалификации деяний.