Мудрый Юрист

Права военнослужащих как объект правозащитной деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Одним из объектов правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются права и свободы военнослужащих, в числе которых принято понимать также права лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Специфика института прав человека применительно к военнослужащим -бесспорна. Так, по мнению А.М. Добровольского: "Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает здесь воздействие особая природа военной службы" <1>. Н.И. Кузнецов <2> также отмечает, что общегражданские права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других военных организаций, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах.

<1> См.: Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913. С. 3.
<2> См.: Военное право: Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил РФ / Под ред. Н.И. Кузнецова. М.: Изд-во "Военный университет МО РФ", 1997. С. 65.

С другой стороны, военнослужащие в качестве дополнения наделяются специальными правами, связанными с прохождением военной службы и исполнением своих обязанностей, а также рядом преимуществ, призванных компенсировать налагаемые ограничения, необходимые для успешного функционирования и эффективности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Исходя из этого военнослужащий относится к отдельной категории граждан, имеющих особенное, отличное от остальных, правовое положение.

Так, А.В. Кудашкин <3> представляет особенность правового положения военнослужащих, выделяя в статусе военнослужащих конституционно-правовой статус человека и гражданина и специальный правовой статус военнослужащего. Ряд авторов <4> для более полной их характеристики выделяют в специальном статусе военнослужащего военно-служебную и специально-должностную его часть.

<3> См.: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003.
<4> См.: Сухова Е.В. Юридические средства защиты прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 30 - 47; Кузнецов Н.И., Старое Б.Ф. Военная администрация: Учебник. М., 1998. С. 92 - 96; Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М.: Юрлитинформ, 2002. С. 220 - 229.

Исходя из этого предлагается рассмотреть правовую природу института прав военнослужащих как одного из элементов правового статуса исходя из вышеуказанных аспектов его образования.

Таким образом, права военнослужащих можно условно разделить на две группы: общегражданские и военно-служебные права.

Общегражданские права - права, закрепленные правовыми нормами общего законодательства, предоставленные военнослужащим с учетом ряда предусмотренных федеральным законодательством ограничений, обусловленных особенностями военной службы (социально-экономические права, политические права и свободы, социально-культурные права, личные права).

Под военно-служебными правами военнослужащих понимаются права, которые возникли у них дополнительно в связи с поступлением на военную службу (дополнительные права). Последние, в свою очередь, имеют свою дифференциацию.

  1. Общие военно-служебные права - это права, которыми пользуются все военнослужащие. К примеру, к ним относятся право на материальное обеспечение; право на льготы; право на государственное обеспечение при увольнении с военной службы и иные права, призванные стимулировать и компенсировать ограничения в связи с прохождением военной службы <5>, закрепленные федеральным законодательством.
<5> См.: Кудашкин А.В. Указ. соч.
  1. Специально-должностными правами военнослужащие наделяются в связи с замещением определенной должности либо на время выполнения соответствующих обязанностей <6>. К ним относятся право на различные денежные надбавки в связи с исполнением определенных должностных обязанностей <7>, право на получение денежной компенсации за несение караульной службы, право на дополнительный продовольственный паек, право на дополнительное время отдыха и др. В отличие от общих военно-служебных прав они находят закрепление в общевоинских уставах, а также наставлениях, положениях, инструкциях и руководствах <8>.
<6> См.: Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М., 1998. С. 130.
<7> См.: Царьков В.Н. Права военнослужащих как предмет защиты в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 5.
<8> Помимо возникающих вышеупомянутых прав военнослужащих, несомненная зависимость специфики объема правомочий прослеживается в зависимости от принадлежности военнослужащего к тому или иному роду войск, формирований и т.п.

Для определения, какие из вышеуказанных категорий прав являются объектом правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, предлагается рассмотреть общегражданские права и свободы исходя из общепринятой классификации по их характеру и социальной направленности <9>.

<9> См.: Сорока Н.Ю. Конституционные права, свободы и законные интересы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей: вопросы теории и практики реализации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 59.

Личные права военнослужащих характеризуются наибольшими особенностями. К ним относятся значительные ограничения, лишения и существенные противоречия между их правовым регулированием и практикой реализации <10>.

<10> См.: Сорока Н.Ю. Указ. соч. С. 59.

Анализ деятельности Уполномоченного по правам человека свидетельствует, что личные права и свободы военнослужащих являются одним из приоритетных объектов защиты. К проблемам в сфере конституционных личных прав и свобод военнослужащих, на разрешение которых направлена его деятельность и которые имеют наиболее важное значение, омбудсмен относит:

  1. сохраняющийся неприемлемо высокий уровень так называемых небоевых потерь - травматизма и гибели военнослужащих по причинам, не связанным с участием в боевых действиях;
  2. распространенные случаи посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, или, иначе говоря, неуставные отношения:
  1. гибель военнослужащих от несчастных случаев (нарушение мер безопасности и др.);
  2. нарушение содержания военнослужащих на гауптвахте и др.

Следующей важной и существенной группой прав являются социально-экономические права. Право на труд применительно к военнослужащим реализуется не посредством трудового правоотношения <11>, а путем прохождения ими военной службы на основе норм военного законодательства <12>. Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе <13>.

<11> См.: Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1995. С. 86.
<12> Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 27 ноября 2002 г.). СПб.: Питер, 2003. Ст. 10.4.1.
<13> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4. Ч. 2; Борисенко В.М. Судебная защита прав военнослужащих: Теоретико-правовой анализ. СПб., 2002. С. 174 - 175.

Уполномоченный в рамках своей компетенции принимает меры по защите законных конституционных прав военнослужащих в случае их нарушений. Омбудсмен заостряет внимание на следующих повсеместных противоправных действиях воинских должностных лиц:

  1. распространенные случаи привлечения военнослужащих по призыву к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы (принудительный труд);
  2. распространенные случаи принуждения военнослужащих к подписанию контракта и др.

Жизненно важным социально-экономическим правом военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей является их право на жилище. Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает, что государство "гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" <14>. Следует заметить, что здесь имеется в виду как предоставление жилых помещений в пользование (служебного жилья на период прохождения военной службы <15>, по договорам социального найма), так и разработка специальных программ по способствованию приобретению военнослужащими жилых помещений в собственность (накопительно-ипотечная система <16>, жилищные сертификаты <17>).

<14> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Российская газета. 2 июня 1998 г. N 104.
<15> См.: Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Российская газета. 2 июня 1998 г. N 104.
<16> См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // Российская газета. 25 августа 2004 г. N 182.
<17> См.: Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 "О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 5. Ст. 615 (утратило силу).

Жилищное обеспечение занимает одно из первостепенных мест в деятельности Уполномоченного по защите прав военнослужащих. В ряде случаев вмешательство Уполномоченного позволило добиться расследования и привлечения к ответственности должностных лиц, причастных к нарушениям порядка оформления и выдачи жилищных сертификатов <18>.

<18> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. "Что для гражданина право, то для чиновника долг" // Российская газета. 31 марта 2005 г. N 64.

Кроме того, омбудсменом систематически проводится работа по исследованию в целом социально-правового статуса военнослужащих, его нынешнего состояния и недостатков, ведется работа по выработке предложений, направленных на их устранение.

Что же касается политических прав и свобод, данная группа прав, как и социально-культурные права военнослужащих, не является особенно уязвимым объектом нарушения среди военнослужащих, однако определенные проблемы также имеют место в деятельности российского омбудсмена <19>.

<19> Так, по данным Уполномоченного по правам человека, неблагополучная обстановка сложилась и с реализацией права на получение гражданства Российской Федерации лицами, прошедшими военную службу по призыву в Вооруженных Силах нашей страны. В связи с принятием Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" был изменен порядок приобретения гражданства, в результате чего многим бывшим гражданам СССР, прошедшим военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, после увольнения паспортно-визовыми службами по месту жительства было отказано в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. "Что для гражданина право, то для чиновника долг" // Российская газета. 31 марта 2005 г. N 64.

Что касается вышеуказанных дополнительных военно-служебных прав, которыми наделены военнослужащие в связи с принадлежностью к военной службе, то Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не содержит конкретного перечня таких прав.

А.В. Кудашкин <20> выделяет ряд правомочий, среди которых особую подгруппу составляют права, призванные стимулировать и компенсировать вышеуказанные ограничения в связи с прохождением военной службы, связанные с продвижением по службе (карьерой); государственным материальным обеспечением, отдыхом; правом на защиту; льготами; поощрением.

<20> См.: Кудашкин А.В. Указ. соч.

Особый интерес представляют права, составляющие содержание второй вышеуказанной группы: 1) денежное довольствие, состоящее из оклада по занимаемой должности, оклада по воинскому званию, надбавок и других дополнительных денежных выплат; 2) медицинское обслуживание военнослужащих и членов семьи; 3) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы и др.

Анализ деятельности правозащитника в данном направлении позволяет выделить ряд нарушений и проблем социально-экономического характера, занимающих приоритетное место в работе омбудсмена:

  1. низкий уровень материального обеспечения военнослужащих;
  2. нарушения прав военнослужащих на своевременное и в полном объеме получение денежных выплат за участие в боевых действиях <21>;
<21> К Уполномоченному поступают многочисленные жалобы от бывших военнослужащих, которым денежные выплаты за фактическое участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики не были произведены не только при исключении их из списков личного состава воинской части, но и в течение длительного периода после увольнения с военной службы. Одной из причин этого является юридически неопределенный статус контртеррористической операции в Чечне. См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г. "Что для гражданина право, то для чиновника долг"// Российская газета. 31 марта 2005 г. N 64.
  1. проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих, в особенности проблемы социальной защищенности ветеранов и инвалидов военной службы и семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  2. нарушение воинскими должностными лицами законодательства, регулирующего условия и порядок медицинского, материально-бытового обслуживания военнослужащих, санитарных правил, организацию питания (вещевого, продовольственного обеспечения).

Из изложенного следует, что объектом правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека являются не только права и свободы, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и комплекс дополнительных военно-служебных прав, закрепленных федеральным законодательством.

Анализ деятельности омбудсмена показывает, что из его компетенции исключены лишь специальные и должностные военно-служебные полномочия военнослужащих, связанные непосредственно с выполнением служебных задач, однако вопросы, тесно связанные с ними: незаконное привлечение к уголовной, дисциплинарной ответственности за действия, осуществленные в процессе исполнения служебных обязанностей, неправомерное ограничение в правах посредством незаконного приказа должностного лица, распоряжения по вопросам несения службы и т.п., - в принципе могут быть обжалованы в данном институте. Следует полагать, что комплекс специально-должностных военно-служебных прав в принципе также может выступать потенциальным объектом правозащитной деятельности омбудсмена, однако в силу их специфики, с позиции практики функционирования института омбудсмена, данные проблемы не имеют широкого распространения в тематике жалоб, поступающих Уполномоченному по правам человека как гаранту прежде всего конституционных прав.

При этом необходимо отметить, что право военнослужащего на защиту выделяют в числе стимулирующих и компенсирующих гарантий <22>, что обусловливает необходимость создания эффективного механизма государственной защиты прав военнослужащих, т.е. механизма восстановления нарушенных прав и создания условий для беспрепятственной реализации военнослужащими своих прав и свобод. Способствующим институтом в обоих данных направлениях, по нашему мнению, служит правозащитная и контрольно-надзорная деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

<22> См.: Кудашкин А.В. Указ. соч.

Ввиду специфики военно-административных отношений военнослужащих, вышеуказанной разнородности прав, составляющих потенциальный объект защиты, а следовательно, и специфики нарушений в данной сфере, особенностей правового статуса, как лица, нарушающего право, так и субъекта, чье право нарушено, следует заключить, что именно этим и обусловлена необходимость создания специальных правозащитных органов, таких как военные суды, военные прокуратуры.

Ввиду вышеизложенного, в целях повышения эффективности защиты прав и свобод военнослужащих службой омбудсмена, на наш взгляд, было бы целесообразно учредить специализированный институт Уполномоченного по правам военнослужащих или же представителя (заместителя) Уполномоченного по вопросам обеспечения и защиты прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.