Мудрый Юрист

Политика банка России как мера противодействия финансовому кризису

Тарасенко О.А., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Существенное ухудшение с августа 2008 г. ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Началось стремительное падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары. Заметно ухудшилось финансовое положение производителей экспортной продукции. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов, массовый отток вкладчиков в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг нарушили нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.

Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет цели по поддержанию стабильности банковской системы. Поэтому в сентябре - декабре 2008 г. Банк России оперативно реализовал комплекс мер, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.

В связи с этим представляется интересным рассмотреть подробно инструменты денежно-кредитной политики, задействованные Банком России в условиях финансового кризиса.

1. Процентные ставки по операциям Банка России

Активизация процентной политики была одной из первых мер, примененных Банком России в ответ на изменившиеся условия развития экономики и высокий уровень инфляции. В целях снижения оттока капитала из России и сдерживания инфляционных тенденций Банк России начиная с февраля 2008 г. был вынужден шесть раз повышать ставку рефинансирования, и с 1 декабря 2008 г. показатель ставки рефинансирования составил 13% годовых. Стоит напомнить, что такая же ставка рефинансирования в 13% была установлена ЦБ 15 июля 2004 г.

Одновременно были приняты меры, направленные на дестимулирование оттока капитала из России: повышены процентные ставки по депозитным операциям Банка России, проводимым по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" - в размере 7,75% годовых; на стандартных условиях "одна неделя", "спот-неделя" - в размере 8,25% годовых.

Отметим, что установленная на отметке 13% ставка рефинансирования является высокой, особенно по сравнению с процентными ставками центральных банков других стран, которые составляют сейчас 1 - 2% и даже ниже.

По мере снижения инфляции Банк России стал снижать ставку рефинансирования, и с 14 мая 2009 г. она составила 12%.

К сожалению, и это признает сам Банк России, его процентная политика еще не оказывает решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике <1>.

<1> См.: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и в период 2010 и 2011 годов // Вестник Банка России. 2008. N 66. С. 18.

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)

В условиях, когда банковская ликвидность должна была быстро перестроиться, а финансовый рынок не позволял это сделать, оказались особенно полезны резервные требования. В этих целях Банк России принял решение о временном снижении с 18 сентября 2008 г. резервных требований на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств. С 15 октября 2008 г. резервные требования составили 0,5% по всем видам обязательств с их последующим повышением начиная с 1 мая 2009 г. до 1%, с 1 июня 2009 г. до 1,5%, с 1 июля 2009 г. до 2%, с 1 августа 2009 г. до 2,5%.

Таким образом, именно с помощью данного инструмента Банк России дал быстрый ответ на потребность в расширении денежного предложения.

3. Операции на открытом рынке

Изменение условий реализации денежно-кредитной политики определило необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию банковской стабильности.

С 18 сентября 2008 г. Банк России снизил фиксированные процентные ставки по своим операциям предоставления ликвидности на срок 1 день (прямое РЕПО, "валютный своп", ломбардные кредиты) с 9 до 8% годовых, а минимальная процентная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была изменена с 8 до 7,5% годовых. Были снижены также процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами: на срок до 30 дней - с 10 до 9,5% годовых, на срок до 90 дней - с 8 до 7,5% годовых, на срок от 91 до 180 дней - с 9 до 8,5% годовых.

Кроме того, Банком России были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения: отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, повышены значения поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости облигаций Банка России, а также на 0,2 увеличены поправочные коэффициенты Банка России, используемые для расчета стоимости обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым под залог нерыночных активов и поручительства кредитных организаций.

Для снижения волатильности краткосрочных ставок межбанковского кредитования Банк России с сентября 2008 г. начал устанавливать ограничение на объем средств, размещаемых на первом аукционе прямого РЕПО. В целях восстановления работоспособности рынка облигаций и предоставления дополнительной ликвидности кредитным организациям в октябре 2008 г. были восстановлены операции прямого РЕПО на срок три месяца без установления нижнего и верхнего предельных значений дисконта, что предполагает отсутствие до внесения компенсационных взносов.

Однако удержать ставки в указанных размерах продолжительное время не удалось. С 9 февраля 2009 г. Банк России в целях дополнительных мер по сдерживанию инфляционных тенденций и обеспечению стабильности валютного курса рубля принял решение о повышении процентных ставок по кредитным операциям и сделкам прямого РЕПО.

С 14 мая 2009 г. установлены следующие процентные ставки:

4. Рефинансирование кредитных организаций

До финансового кризиса 2008 г. Банком России были разработаны и действовали механизмы рефинансирования, которые можно было разделить на две группы в зависимости от используемого обеспечения:

<2> См.: Положение Банка России от 4 августа 2003 г. N 236-П о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг // Вестник Банка России. 2003. N 62.<3> См.: Положение Банка России от 14 июля 2005 г. N 273-П о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций // Вестник Банка России. 2005. N 41.
<4> См.: Положение Банка России от 12 ноября 2007 г. N 312-П о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами // Вестник Банка России. 2007. N 69.

Несмотря на активное использование данного инструмента, применение в кризисной фазе предусмотренных законодательством видов рефинансирования оказалось недостаточно, в связи с чем 20 октября 2008 г. Центральный банк опробовал новый инструмент поддержки финансовой системы - предоставление российским кредитным организациям кредитов без обеспечения. Это стало возможным после вступления в силу Федерального закона от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <5>, в соответствии с которым Банк России получил право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев. Установленный на уровне полугода срок, однако, не вполне удовлетворял потребностям рынка, и 30 декабря 2008 г. Федеральный закон N 317-ФЗ <6> разрешил Банку России предоставлять необеспеченные кредиты на срок не более года. В настоящее время доступ к этому виду кредитования имеют около 190 банков.

<5> СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4696.
<6> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 25.

Как отмечают эксперты, рефинансирование такого рода было остро необходимо кредитным организациям для борьбы с кризисом ликвидности. По данным обзора банковского сектора, в худшем месяце 2008 г. - октябре - кредитным организациям пришлось занять у Центрального банка беспрецедентно большую сумму - 1,2 трлн. руб., что по объему соответствует порядка трети собственного капитала всех российских банков. Указанные заимствования позволили кредитным организациям компенсировать потери, понесенные из-за переоценки портфеля ценных бумаг и оттока вкладов, а также расходы на выдачу кредитов <7>. Надо сказать, что решение о предоставлении банкам кредитов без обеспечения было очень непростым. Центральные банки других стран такой инструмент рефинансирования в значительных масштабах не применяют. Думается, что в перспективе кредиты без обеспечения будут постепенно замещаться более традиционными инструментами рефинансирования.

<7> См.: Старостина Н. Дай триллион! ЦБ выручил российские банки // РБК daily. 2008. N 229. 3 дек.

В настоящее время Банк России подготовил новые предложения по расширению механизмов рефинансирования банков. Уже до конца мая ЦБ РФ может начать предоставлять банкам средства под залог золота, а также под залог портфелей розничных кредитов и кредитов малому бизнесу. Пока речь идет только о рефинансировании ипотеки, но в скором времени можно будет получить финансирование в ЦБ РФ и под портфели автокредитов <8>.

<8> См.: Дементьева С., Дементьева К. ЦБ идет на откровенный залог // Коммерсантъ. 2009. N 89. 21 мая.

5. Валютные интервенции

В условиях активного вывода инвесторами средств из российских активов и связанного с ним повышения спроса на иностранную валюту действия Банка России были направлены на недопущение чрезмерного ослабления рубля и удержания стоимости бивалютной корзины. В этой связи Банк России в августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем рынке (впервые с августа 2007 г.). В результате объем международных резервов резко сократился. Их общий объем (с учетом прочих изменений и курсовой переоценки) по состоянию на 1 января 2009 г. снизился до 427,1 млрд. долларов США. Многими экспертами трата международных резервов на поддержку рубля оценивалась как "неадекватная политика". Однако данная политика продолжалась вплоть до января 2009 г., так как Правительство РФ делало все возможное, чтобы резких колебаний курса рубля не произошло <9>.

<9> URL: www.kommersant.ru.

Несмотря на предпринимаемые меры, широкому кругу участников валютного рынка стало ясно, что сформировавшийся осенью валютный курс рубля уже не соответствует новым экономическим реалиям. Возникло ожидание девальвации, что, в свою очередь, усиливало отток капитала и создавало дополнительное давление на валютном рынке. В связи с этим 23 января 2009 г. верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль, что при курсе 1,3 доллара США за 1 евро соответствует примерно 36 рублям за доллар США. Банк России заявил, что эта граница установлена как минимум на несколько месяцев.

Результаты девальвации стали ощутимы уже в первом квартале 2009 г. С начала февраля Банк России не продавал иностранную валюту на валютном рынке. Более того, с целью предотвращения сильных колебаний валютного курса в отдельные дни ему пришлось покупать иностранную валюту. По прогнозам Председателя ЦБ РФ, вероятность того, что до конца текущего года стоимость бивалютной корзины превысит установленную границу, крайне незначительна <10>.

<10> См.: Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на XX Съезде Ассоциации российских банков // Вестник Банка России. 2009. N 22.

6. Установление ориентиров роста денежной массы

Начиная с момента обострения мирового финансового кризиса и до завершения девальвации рубля, наблюдался интенсивный процесс трансформации рублевых накоплений в валютные активы. Естественно, этот процесс оказал сильное воздействие на динамику рублевой денежной массы.

Денежный агрегат М2 сократился с 14,4 трлн. руб. на 1 октября 2008 г. до 13,5 трлн. руб. на 1 января 2009 г. и до 12,0 трлн. руб. на 1 февраля. Указанные параметры оказывают влияние на динамику бюджетных доходов, являющихся источником формирования резервного фонда и фонда национального благосостояния, что определило необходимость уточнения чистого кредита расширенному правительству до конца 2008 г. Также были уточнены другие показатели денежной программы (включая чистый кредит банкам и прочие чистые неклассифицированные активы) с учетом принятых Правительством Российской Федерации и Банком России мер по поддержке финансового сектора <11>.

<11> См.: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и в период 2010 и 2011 годов // Вестник Банка России. 2008. N 66. С. 18.

7. Эмиссия облигаций от своего имени

В сентябре 2008 г. состоялось размещение нового выпуска ОБР, однако в связи с тем, что в обозначенный период кредитные организации стали испытывать недостаток ликвидности, объем размещения ОБР на аукционе был вдвое ниже, чем объем покупки Банком России своих облигаций на вторичном рынке. В октябре 2008 г. задолженность Банка России перед кредитными организациями практически не изменилась. Состоявшимся был признан только аукцион, проведенный 2 октября, при размещенном объеме всего около 10 млн. руб. по средневзвешенной ставке 6,3% годовых. В ноябре 2008 г. - феврале 2009 г. инструменты Банка России по абсорбированию ликвидности также оставались маловостребованными.

В результате принятия рассмотренных выше мер ситуация в банковском секторе стабилизировалась: удалось избежать банкротства многих банков, приостановить отток вкладов населения, продолжить кредитование экономики. Отток вкладов населения из банков достиг максимума в октябре (тогда он составил 6% и практически прекратился в ноябре). В декабре возобновился приток средств населения во вклады. Нормализовалась ситуация с ликвидностью.

Вместе с тем, и это также следует отметить, на эффективность проводимой денежно-кредитной политики влияет ряд негативных факторов. Прежде всего относительная непредсказуемость денежно-кредитной политики связана с проблемами временных лагов. Поэтому в условиях кризиса легче применять прямые инструменты денежно-кредитной политики, однако их использование является грубым методом внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка и может привести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, появлению финансово неустойчивых коммерческих банков. Использование процентных ставок как инструмента денежно-кредитной политики показывает, что результаты последней достаточно слабо предсказуемы. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам "овернайт" и по операциям "валютный своп", а также используется при расчете штрафов и пени. Операции Банка России на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций - более гибкие инструменты регулирования ликвидности кредитных организаций, однако они имеют большой временной лаг.

По экспертным оценкам, результаты смягчения денежно-кредитной политики скажутся в IV квартале 2009 г., однако существует риск длительной дефляции.

Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и ее меры должны сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации <12>. Так, одним из потенциальных факторов повышения спроса на дополнительную ликвидность со стороны кредитных организаций являлось изменение в 2008 г. порядка уплаты НДС.

<12> См.: Организация деятельности Центрального банка: Учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова; Под общ. ред. Г.Г. Фетисова. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008. С. 131 - 146.

Эффективность проводимых Банком России мер, думается, также зависит и от действий кредитных организаций, их доверия к финансовой системе Российской Федерации.