Мудрый Юрист

Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг

Горохов Александр Анатольевич, контролер Курского филиала ЗАО "Московский фоновый центр". Специалист в области корпоративного права. Преподает в Курском государственном техническом университете (КурскГТУ), доцент. Кандидат технических наук.

Родился 3 июня 1973 г. в г. Курске. В 1995 г. окончил Курский государственный технический университет по специальности "инженер-механик".

Контактная информация для переписки: avtor@jusinf.ru.

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94.

Действующее законодательство по рынку ценных бумаг направлено на защиту прав и законных интересов потенциальных инвесторов. На основании Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) уполномоченным органом по защите является Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее - ФСФР России).

В качестве потенциальных инвесторов в нормативных актах вводится понятие "заинтересованные лица". Например, Федеральная служба по финансовым рынкам России считает, что отсутствие или нарушение сроков опубликования, предоставления информации, подлежащей раскрытию в установленном действующим законодательством по рынку ценных бумаг порядке, лишает возможности доступа всех заинтересованных лиц (в том числе потенциальных инвесторов, контрагентов и клиентов) к информации, которая для отдельных лиц может иметь большое значение при принятии ими решений в ходе как обычной хозяйственной деятельности, так и деятельности на рынке ценных бумаг.

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг предоставляет инвестору возможность принимать взвешенные, обоснованные, продуманные и ответственные решения, обеспечивая переток финансовых и иных ресурсов в наиболее эффективные и прибыльные на данный момент отрасли экономики и предприятия. Раскрытие информации является основной нормой, направленной на защиту прав инвесторов, поскольку инвестор получает возможность объективно оценивать инвестиционную привлекательность отдельно взятой компании.

Таким образом, позиция ФСФР России заключается в том, что любое лицо, имеющее интерес к компании, признается заинтересованным и потенциальным инвестором.

При этом определений понятий "инвестор", "потенциальный инвестор", "заинтересованное лицо" законодательством о рынке ценных бумаг не установлено.

Определение "инвестор" устанавливает Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестициях), согласно которому инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы), осуществляющие капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 4 Закона об инвестициях инвесторы являются субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 8 Закона об инвестициях отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

На основании указанных норм, изложенных в Законе об инвестициях, инвестором (потенциальным инвестором) может признаваться лицо, у которого заключен договор с предприятием (объектом инвестиций), или которое является учредителем, акционером данного предприятия.

В Законе об инвестициях также отсутствует законодательно установленное определение "заинтересованное лицо".

Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, но сложность заключается в предоставлении доказательств нарушения прав и законных интересов. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ заинтересованное лицо (инвестор) должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, защита прав и законных интересов инвесторов в судебном порядке, без наличия договора инвестирования и (или) в отсутствие статуса акционера или учредителя общества обречена на провал ввиду отсутствия оснований возникновения гражданских прав и обязанностей согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ. Иными словами, нет возникших гражданских прав и обязанностей - нет и нарушений.

Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда Курской области от 17 июля 2008 г. и Постановлением ФАС Центрального округа по делу А35-315/08-С22.

Пунктом 2 ст. 11 Закона об инвестициях установлено, что защита интересов инвесторов является формой и методом регулирования инвестиционной деятельности Федеральными органами государственной власти. На рынке ценных бумаг, как было отмечено, данным органом является ФСФР России.

Законом о защите прав инвесторов установлены следующие уполномоченные органы по защите прав и законных интересов потенциальных инвесторов: Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России).

Защита прав инвесторов осуществляется на основании жалобы и заявления, подлежащих рассмотрению ФСФР России, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления. В случае выявления нарушений ФСФР России выдает предписания об устранении нарушений, которые являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно вступившим в законную силу 13 апреля 2009 г. поправкам в Кодекс РФ об административных правонарушениях ужесточена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. руб. Установлена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. руб.;

Арбитражный суд и суды общей юрисдикции.

Здесь возможны два варианта:

а) самостоятельное обращение инвесторов за защитой прав в судебном порядке.

Нормой п. 1 ст. 14 Закона о защите прав инвесторов предусмотрено вступление в судебный процесс федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства при рассмотрении споров по искам или заявления о защите прав и законных интересов инвесторов, которое является правом, но не обязанностью. Таким образом, ФСФР России сам определяет, в какие судебные процессы вступает для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства и для дачи заключения, а в какие - нет. Данная позиция была подтверждена в письмах ФСФР России от 25 июля 2008 г. N 08-АС-04/15864 и прокуратуры Курской области от 10 июня 2008 г. N 8-68-06.

Следует обратить внимание на подведомственность споров о защите прав инвесторов. Общие правила отнесения дел к подведомственности арбитражных судов и разграничения их компетенции с компетенцией судов общей юрисдикции закреплены в гл. 4 (ст. ст. 27 - 33) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.

С участием физических лиц, согласно п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, арбитражные суда рассматривают дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Из смысла данных процессуальных норм следует, что определяющими моментами отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражных судов является предмет спора, экономический (имущественный) характер требований, а также субъективный состав.

Таким образом, физические лица с исковыми требованиями о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг должны обращаться в арбитражный суд при наличии статуса акционера (подтверждается выпиской из реестра акционеров на дату подачи искового заявления) или учредителя (участника) хозяйственного общества (подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц) или при наличии договора инвестирования.

Физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, должны обращаться в арбитражный суд, при отсутствии статуса индивидуального предпринимателя - в суды общей юрисдикции.

Судебная практика довольна противоречива. Например, по одинаковым исковым требованиям заинтересованных лиц о признании ничтожной сделки - сделки по передачи имущества в качестве оплаты уставного капитала акционерного общества в соответствии с гл. 2 Закона об акционерных обществах, Курский областной суд считает, что данный спор является экономическим и относится к подведомственности арбитражного суда (Определение Курского арбитражного суда от 10 июня 2008 г. по делу N 33-1019-2008). Арбитражный суд Курской области в связи с отсутствием статуса индивидуального предпринимателя, акционера, учредителя (участника) у заявителя считает, что данный спор относится к подведомственности судов общей юрисдикции (Определение Курского арбитражного суда о прекращении производства от 2 марта 2009 г. по делу А35-8971/2008);

б) самостоятельное обращение ФСФР России в суд с исками и заявлениями:

в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов;

о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Например, ФСФР России самостоятельно обращается в Арбитражный суд Курской области с исковыми заявлениями о ликвидации акционерных обществ по причине отсутствия государственной регистрации выпуска ценных бумаг (дела N А35-2790/2007, А35-835/2009). При этом по делу N А35-2790/2007 требования о ликвидации акционерного общества в связи с отсутствием государственной регистрации выпуска ценных бумаг и нарушением порядка оплаты уставного капитала РО ФСФР в ЮЗР были удовлетворены;

саморегулируемые организации (СРО).

В случае нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником рынка ценных бумаг, кроме ФСФР России, можно обратиться в саморегулируемые организации, при условии членства данного профессионального участника в данной саморегулируемой организации. Информация о членстве в той или иной саморегулируемой организации является открытой и должна предоставляться по любому требованию заинтересованного лица. Например, при нарушении прав инвесторов (нарушение сроков, порядка проведения операций и предоставления информации), связанных с ведением реестра владельцев именных ценных бумаг, можно обращаться в ПАРТАД (профессиональную ассоциацию регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).

Саморегулируемые организации выступают в роли контролирующего органа над исполнением своими участниками (членами) законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Контроль осуществляется по собственной инициативе, на основании обращения ФСФР России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также по жалобам и заявлениям инвесторов.

По итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемые организации вправе принять следующее решение:

применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации;

рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке;

исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения;

общественными объединениями.

Инвесторы - физические лица федерального, межрегионального и регионального уровней - для защиты прав и законных интересов на рынке ценных бумаг могут объединяться в общественные объединения, которые вправе:

обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществлять контроль над соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов - физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов - физических лиц;

объединяться в ассоциации и союзы.

Таким образом, общественные объединения выступают в защиту прав и законных интересов инвесторов уже от себя, причем объединяют профессиональных, высококвалифицированных специалистов, специализирующихся на защите прав на рынке ценных бумаг.

Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг - довольно сложный и длительный процесс, требующий не только определенных специфических знаний в области корпоративного права, но и в судопроизводстве.