Мудрый Юрист

Мерчандайзинг как торговая философия розничной фармацевтической организации

"Менеджер здравоохранения", 2006, N 6

Настоящая статья открывает цикл публикаций, посвященных вопросам мерчандайзинга на современном этапе развития фармацевтической розничной торговли. Термин "мерчандайзинг" знаком многим практическим работникам аптечных организаций. Его широкое применение стало возможным благодаря активной работе медицинских представителей известных фармацевтических производителей с сотрудниками аптек (особенно с работниками первого стола). Деятельность медицинских представителей обусловлена четкими целями и задачами по продвижению конкретных торговых марок и, соответственно, акцентирует внимание аптечных работников на важных составляющих системы мерчандайзинга - экспозиции товарного ассортимента и рекламном обеспечении.

Целью настоящего материала является многостороннее раскрытие концепции мерчандайзинга и формирование у практических работников системного восприятия этого понятия с целью комплексного и эффективного применения в деятельности конкретной аптечной организации.

Специалисты называют XXI век - веком потребления товаров и услуг, что обусловлено научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни населения как в странах с развитой, так и с развивающейся рыночной экономикой. На первое место выходят маркетинговые стратегии, делающие акценты не на аналогичные товары различных производителей, а на услуги, которые обеспечит покупка данных товаров потребителю.

В условиях постоянного роста конкуренции мерчандайзинг приобретает все большее значение как новая концепция организации торговой деятельности на современном этапе. Далее приводятся некоторые определения понятия "мерчандайзинг", встречающиеся в различных источниках, посвящаемых этой маркетинговой специализации.

  1. Мерчандайзинг (от английского слова "merchant" - купец, торговец) - это искусство торговать.

Некоторые источники утверждают, что слово "мерчандайзинг" произошло от имени бога торговли и коммерции в греческой мифологии - Меркурия.

Версия предполагает умение осуществлять результативную торговую деятельность с достижением хороших финансовых результатов при сопутствующей удаче и творческом подходе.

Также Мерчандайзинг - это:

  1. Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли.

(Словарь экономических и финансовых терминов).

  1. Комплексный подход к оформлению и обустройству торгового зала и выбору внешне заметного стиля предприятия, применяемый для максимального быстрого продвижения товаров в розничной торговле.
  2. Торговый маркетинг.
  3. Совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема продаж.
  4. Маркетинг в торговом зале, разработка стратегии, тактики и практики продажи товара с целью получения прибыли; подразумевает правильный выбор места продажи, продуманный выбор товара, необходимый его объем, размещение рекламы и надлежащий сервис по оказанию услуг потребителю.
  5. Образ жизни (особенно для женщин).
  6. Товарная философия розничной организации.
  7. инструмент продвижения товара в точке продажи путем создания в аптечной организации атмосферы, способствующей покупкам.
  8. Принцип пяти "Н" - нужный товар в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене.
  9. В некоторых зарубежных источниках слово "мерчандайзинг" имеет два значения: собственно мерчандайзинг и визуальный мерчандайзинг.

Собственно мерчандайзинг включает в себя и логистику, и развитие продукта, и учет-контроль товара, и его презентацию. Визуальный мерчандайзинг - это ограниченный участок работы, включающий обеспечение эффективности презентации товара в торговом зале с помощью оптимизации использования торгового оборудования, витрин, освещения, выкладок-развесок, смены товарного ассортимента и других составляющих.

В качестве деловой игры специалистам Вашей аптечной организации предлагается проанализировать вышеприведенные определения и выбрать наиболее соответствующее Вашей маркетинговой стратегии.

Профессия мерчандайзера впервые появилась в 30-е годы XX века в США, в компаниях, занимающихся розничной торговлей. В нашей стране это относительно новая специальность. В некоторых фармацевтических компаниях такая должность отсутствует, а функции мерчандайзера может выполнять менеджер по продукту или торговый представитель; в аптечных организациях - руководитель, его заместители, работники первого стола.

Специалист по мерчандайзингу должен иметь креативные, изобретательские качества, быть наблюдательным, всегда применять творческий подход. Заготовленные клише, технологии и рекомендации, действующие со 100% эффективностью в каждой конкретной организации, в контексте маркетинга вообще и мерчандайзинга в частности, не подходят.

В идеале, специалист, занимающийся мерчандайзингом, должен сочетать в себе специальности, увлечения и навыки, обобщенные в следующей формуле:

МЕРЧАНДАЙЗЕР = ПСИХОЛОГ + ДИЗАЙНЕР + МАРКЕТОЛОГ + МАТЕМАТИК + ЗЕМЛЕМЕР + БУХГАЛТЕР + ГЕОФИЗИК (геопатогенные зоны) + СПЕЦИАЛИСТ ПО ВОСТОЧНЫМ КУЛЬТУРАМ (Фэн-Шуй) + МАГ и АСТРОЛОГ (гороскопы, аккультные науки, ведическая астрология).

Основу мерчандайзинга составляют две группы особенностей, присущих человеку:

а) физиологические особенности восприятия человеком окружающей среды;

б) психологические особенности поведения человека в местах продажи.

Результатом мерчандайзинга является стимулирование желания потребителя выбрать и купить продвигаемый и продаваемый товар.

Грамотно продуманная программа мерчандайзинга должна способствовать увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности аптечной организации.

Статистика утверждает, что покупатели в среднем оставляют на 20% больше денег в тех аптечных учреждениях, где есть элементы мерчандайзинга.

Опыт работы аптечных организаций, использующих систему мерчандайзинга, показывает, что эффект от ее применения дает увеличение объема продаж от 20% до 200-300%.

В аптечной организации система мерчандайзинга применима только к лекарственным средствам, отпускаемым без рецепта врача, иным товарам аптечного ассортимента.

Покупатели с различным достатком обладают и разным количеством времени на принятие решения в аптеке.

В мерчандайзинге действует правило: "Время, которое у нас есть, это деньги, которых у нас нет". Следовательно, усилия мерчандайзинга должны быть направлены на то, чтобы покупатели совершили осознанный выбор за короткий промежуток времени.

Осознанность выбора особенно важна для того, чтобы после совершения покупки потребитель не корил себя за бесполезную покупку и бессмысленную трату времени и денег.

Три главных условия мерчандайзинга или три кита, на которых развивается розничная торговля:

  1. Наличный ассортимент должен соответствовать запросам (спросу) покупателя.
  2. Покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца.
  3. Обстановка, обслуживание, реклама и атмосфера в целом должны внушать покупателю доверие и чувство комфорта.

Концепция мерчандайзинга складывается из трех составляющих:

  1. Процесс выкладки товаров на лучших местах в торговых точках для повышения уровня продаж.
  2. Система мер, направленных на увеличение валовой выручки с единицы торговой площади.

Действует правило "Любое пустующее пространство нужно заставлять приносить прибыль" (не только за счет увеличения занятой торговым оборудованием площади, площади и объема выкладки товара, но и за счет других элементов мерчандайзинга).

  1. Комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на увеличение валовой выручки с единицы торговой площади.

Таким образом, цель мерчандайзинга - увеличение объема продаж, повышение рентабельности торговых площадей за счет наиболее удачного расположения товарного ассортимента при организации соответствующего информирования и создания благоприятной атмосферы торгового зала.

Цели мерчандайзинга и для производителя, и для аптечного учреждения направлены на потребителя; стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.

При этом у целей производителя и аптечного учреждения есть некоторые особенности.

Цели производителя:

  1. Увеличение объема продаж собственных торговых марок в натуральных и денежных показателях; развитие торговой марки до состояния "бренда", "лавмарки" ("love-mark").
  2. Формирование лояльности (верности, преданности) к собственным торговым маркам и самому производителю.

Следует отметить, что понятия "бренд" и "лавмарка" (любимая марка) отличаются по сути.

Бренд - это:

Традиционные, классические бренды гарантируют потребителям соответствующее качество лекарственного средства, упрощение выбора товаров регулярного и повседневного спроса, облегчение симптомов заболевания, уменьшение рисков побочных эффектов и высокую эффективность в устранении заболевания и его причин. Развитие бренда основывается на рациональных доводах и традиционных свойствах и качествах товара, поэтому носит статичный, а не динамичный характер.

Чтобы существующие бренды могли продлить свой жизненный цикл в современных условиях жесткой конкуренции, они должны создавать у потребителей весьма сильную лояльность, выходящую за пределы рациональных объяснений.

Лавмарка (любимая марка) является инновационной альтернативой в сфере продвижения продукта. В отличие от классических брендов, которые строятся на базе рациональности и приобретают эмоциональную составляющую уже в сознании потребителей, лавмарка создается на основе эмоций и идей. Основные акценты создания лавмарки направлены на удовлетворение чувственных инстинктов, сохранившихся и прогрессирующих у человека. С точки зрения известной в менеджменте иерархии потребностей Маслоу, эти инстинкты связаны со всеми уровнями потребностей - от физиологических до признания, от самоутверждения до самовыражения.

Таким образом, можно утверждать, что "бренд - это разум, затем чувства"; а "лавмарка - это чувства, чувства и еще раз чувства".

Фармацевтические производители и дистрибьюторы, занимающиеся продвижением торговых марок, выделяют в маркетинговой стратегии узкую специализацию под названием "брендинг". Эта специализация, как правило, направлена на стимулирование продвижения торговых марок через все звенья товарно-проводящей цепи. Мерчандайзинг, в данном случае, является составной частью брендинга и позволяет обеспечить продвижение на уровне розничной торговли.

Цели аптечного учреждения:

  1. Увеличение объема продаж (как отдельных товарных позиций, так и ассортимента в целом).
  2. Формирование и укрепление приверженности покупателей к данной аптеке; создание положительного имиджа.

Следовательно, только совместные усилия производителя и аптечной организации помогут достичь наиболее эффективных и оптимальных результатов в достижении целей.

Аптечные организации должны учитывать принципы мерчандайзинга на следующих этапах:

Продолжение в следующих номерах МА

К.ф.н., ММА им. И.М.Сеченова

Е.Р.ЗАХАРОЧКИНА