Мудрый Юрист

Законодательное закрепление понятия "холдинг"

Куликов Л.А., адъюнкт очной формы обучения Академии экономической безопасности МВД России, лейтенант милиции.

Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения.

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги <1>. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ.

<1> Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание / И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2006. 648 с.

Фактически термин "холдинг" присутствует в многочисленных публикациях в периодической печати, электронных средствах массовой информации. Однако в нормативно-правовых актах РФ отсутствует. Неразработанность термина в отечественной науке создает неопределенность в понимании сущности и содержании термина "холдинг", что не позволяет эффективно его использовать в практике.

Целью работы является рассмотрение различных точек зрения по этому вопросу, раскрытие классификации холдингов, а также выделение преимуществ и недостатков холдинговой модели организации бизнеса.

Анализ формирования понятия "холдинг" в российской правовой и научной литературе представлен ниже в таблице.

 N 
п/п
 Источник, дающий определение
  Предлагаемое определение "холдинга"  
 1 
Пункт 1.1 Временного         
положения о холдинговых
компаниях, создаваемых при
преобразовании
государственных предприятий
в акционерные общества,
утвержденного Указом
Президента РФ от 16 ноября
1992 г. N 1392
Холдинговой компанией признается       
предприятие независимо от его
организационно-правовой формы, в состав
активов которого входят контрольные
пакеты акций других предприятий. На
основании этих контрольных пакетов
холдинговая компания влияет на
вынесение этими предприятиями своих
решений
 2 
Кравченко Е.Н. Такие разные  
холдинги // Учет. Налоги.
Право. 2000. N 17
(электронная версия:
http://www.jurisconsult.ru)
Под холдингом понимается               
структурированная организация
юридических лиц, одно из которых
(холдинговая компания) имеет
возможность оказывать влияние на
решения остальных участников холдинга
(дочерних компаний)
 3 
Российский энциклопедический 
словарь. М., 2001. Т. 2.
С. 1728
Холдинг компания (англ. holding -      
владеющий) - акционерная компания,
использующая свой капитал для
приобретения контрольных пакетов акций
других компаний с целью установления
контроля над ними
 4 
Шиткина И.С. Холдинги.       
Правовой и управленческий
аспекты. М.: ООО
"Городец-издат", 2003
Холдинги... являются разновидностью    
группы лиц, основанной на отношениях
экономической зависимости и контроля,
участники которой, сохраняя юридическую
самостоятельность, в своей
предпринимательской деятельности
подчиняются одному из участников
группы, который в силу владения
контрольными пакетами акций (долями
участия в уставном капитале), договора
или иных обстоятельств оказывает
определяющее влияние на принятие
решений другими участниками группы
 5 
Шувалов В. Финансовый        
холдинг: структура и
функции // VIP Консультант.
Аналитический бюллетень
"Финансовый холдинг:
структура и функции". 2003.
N 11. С. 8 - 11
Холдинговой компанией является         
хозяйственное общество, которое в силу
преобладающего участия в уставном
капитале иных хозяйственных обществ
(участников холдинга), либо в
соответствии с договором, либо иным
образом имеет возможность прямо или
косвенно (через третье лицо) определять
решения, принимаемые хозяйственными
обществами - участниками холдинга
 6 
Портной К. Правовое положение
холдингов в России:
Научно-практическое пособие.
М.: Волтерс Клувер, 2004
Холдинг - группа лиц, включающая       
головную компанию (холдинговую
компанию) и другие хозяйственные
общества, в отношении которых головная
компания имеет возможность определять
решения, принимаемые ими. Холдинговой
компанией является хозяйственное
общество, которое в силу преобладающего
участия в уставном капитале иных
хозяйственных обществ (участников
холдинга), либо в соответствии с
договором, либо иным образом имеет
возможность прямо или косвенно (через
третье лицо) определять решения,
принимаемые хозяйственными обществами -
участниками холдинга
 7 
Проект Федерального закона   
"О холдингах"
(проект N 99049555-2)
Холдинг - совокупность двух и более    
юридических лиц (участников холдинга),
связанных между собой отношениями
(холдинговыми отношениями) по
управлению одним из участников
(головной компанией) деятельностью
других участников холдинга на основе
права головной компании определять
принимаемые ими решения. В холдинг
могут входить коммерческие организации
различных организационно-правовых
форм, если иное не установлено
федеральными законами
 8 
Шиткина И.С. Холдинги:       
правовое регулирование и
корпоративное управление:
Научно-практ. издание:
Учеб.-мет. пособие.
М.: Волтерс Клувер, 2006.
648 с. С. 50
Холдинг - форма предпринимательского   
объединения, представляющая собой
группу организаций (участников),
основанную на отношениях экономической
зависимости и контроля, участники
которой, сохраняя формальную
юридическую самостоятельность, в своей
предпринимательской деятельности
подчиняются одному из участников
группы - холдинговой компании
(головной организации), которая, будучи
центром холдингового объединения, в
силу владения преобладающими долями
участия в уставном капитале, договора
или иных обстоятельств прямо или
косвенно (через третьих лиц) оказывает
определяющее влияние на принятие
решений другими участниками группы

В последнее время в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством <2>.

<2> Шувалов В. Финансовый холдинг: структура и функции // VIP Консультант. Аналитический бюллетень "Финансовый холдинг: структура и функции". 2003. N 11. С. 8 - 11.

На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение холдинга.

Холдинг - это группа экономически взаимодействующих юридических лиц, в которой головной компании достаточно минимальной доли участия в других юридических лицах для полного контроля над их деятельностью.

Данное определение хорошо отражает сегодняшнюю ситуацию - холдинги активно используют внутренние операции по купле-продаже ценных бумаг для перераспределения денежных средств между подразделениями с целью финансирования крупных инвестиционных проектов и сделок.

Виды холдингов.

В связи с недостаточной разработкой вопросов, связанных с особенностями отдельных видов холдингов, большое теоретическое и практическое значение имеет научно обоснованная классификация холдингов. Выявление на ее основе особенностей отдельных видов холдингов позволит более четко урегулировать вопросы деятельности холдингов в законодательных и подзаконных нормативных актах.

Классификация холдингов по различным критериям представлена ниже в виде схемы.

                           ---------------------¬
¦ Виды холдингов ¦
L---------T-----------
---------------------------¬ ¦/ ---------------------------¬
¦Исходя из типов ¦<--T-----+-----T-->¦С точки зрения функций ¦
¦зависимости ¦ ¦ ¦ ¦основного общества ¦
L-------------------------T- ¦ ¦ LT--------------------------
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------¬
¦имущественный ¦<--------+ ¦ ¦ +---->¦финансовый ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(инвестиционный) ¦
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------
¦договорный ¦<--------+ ¦ ¦ ¦ --------------------¬
L---------------- ¦ ¦ ¦ L---->¦управляющий - ¦
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦единое ¦
¦организационный¦<--------- ¦ ¦ LT-------------------
L---------------- ¦ ¦ ¦ -----------------¬
---------------------------¬ ¦ ¦ +>¦стратегический ¦
¦Исходя из содержания ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------
¦деятельности основного ¦<--+ ¦ ¦ -----------------¬
¦общества ¦ ¦ ¦ L>¦оперативный ¦
L-------------------------T- ¦ ¦ L-----------------
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ---------------------------¬
¦чистый ¦<--------+ ¦ +-->¦С точки зрения места ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ ¦осуществления деятельности¦
----------------¬ ¦ ¦ ¦ LT--------------------------
¦смешанный ¦<--------- ¦ ¦ ¦ --------------------¬
L---------------- ¦ ¦ +---->¦транснациональный ¦
---------------------------¬ ¦ ¦ ¦ L--------------------
¦В зависимости от формы ¦<--¦ ¦ ¦ --------------------¬
¦собственности ¦ ¦ ¦ L---->¦национальный ¦
L-------------------------T- ¦ ¦ L--------------------
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ----------------------------¬
¦государственный¦<--------+ ¦ +->¦С позиции отраслевой ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ ¦принадлежности ¦
----------------¬ ¦ ¦ ¦ LT---------------------------
¦частный ¦<--------- ¦ ¦ ¦ --------------------¬
L---------------- ¦ ¦ +----->¦отраслевые ¦
---------------------------¬ ¦ ¦ ¦ L--------------------
¦В зависимости от функций ¦<--+ ¦ ¦ --------------------¬
¦дочерних обществ ¦ ¦ ¦ +----->¦межотраслевые ¦
L-------------------------T- ¦ ¦ ¦ L--------------------
----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------¬
¦контрольный ¦<--------+ ¦ ¦ L----->¦банковский холдинг ¦
¦холдинг ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------
L---------------- ¦ ¦ ¦ ----------------------------¬
----------------¬ ¦ ¦ L->¦По формам производственной ¦
¦холдинг ¦ ¦ ¦ ¦интеграции ¦
¦на основе ¦<--------+ ¦ LT---------------------------
¦менеджмента ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------¬
L---------------- ¦ ¦ +----->¦горизонтальный ¦
----------------¬ ¦ ¦ ¦ L--------------------
¦холдинг ценных ¦<--------+ ¦ ¦ --------------------¬
¦бумаг ¦ ¦ ¦ +----->¦вертикальный ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ L--------------------
----------------¬ ¦ ¦ ¦ --------------------¬
¦холдинг ¦ ¦ ¦ L----->¦диверсифицированный¦
¦долевого ¦<--------+ ¦ L--------------------
¦участия ¦ ¦ ¦ -----------------¬
L---------------- ¦ ¦ ¦С точки зрения ¦
----------------¬ ¦ +>¦наличия "системы¦
¦холдинг ¦<--------- ¦ ¦участия" ¦
¦капитала ¦ ¦ L-----------------
L---------------- ¦ --------------¬
---------------------------¬ ¦ ¦основной ¦
¦Другие ¦<--- ¦холдинг ¦
L-------------------------T- L--------------
----------------¬ ¦ --------------¬
¦классический ¦<--------+ ¦промежуточный¦
¦холдинг ¦ ¦ ¦(субхолдинг) ¦
L---------------- ¦ L--------------
----------------¬ ¦
¦распределенный ¦<---------
¦холдинг ¦
L----------------

Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса.

Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, так как в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.

Эффект объединения хозяйственных обществ в холдинг как синергетический эффект системы <3> заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами <4>:

<3> Синергизм, синергия (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - "3) возрастание эффективности деятельности, процесса в результате соединения, интеграции отдельных частей в единую систему (например, в экономике в результате слияния компаний)" (см.: Новый словарь иностранных слов / Под ред. Е.Н. Захарченко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. М., 2003. С. 586); "эффект комбинированного воздействия на организм человека одновременно двух или более факторов внешней среды (условий труда), характеризующийся тем, что это воздействие превышает действие, создаваемое суммой этих факторов" (см.: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности // Новый словарь иностранных слов. М., 2003. С. 586).
<4> Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание: Учеб.-мет. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. 648 с. С. 194 - 196.
<5> Иванова С. Из дочернего кармана // Forbes. 2007. Сентябрь. С. 46.<6> Шиткина И.С. Указ. раб. С. 194.

Не каждое холдинговое объединение обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ холдингов оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Здесь следует исходить из общего подхода защиты прав и законных интересов всех участников правоотношений, осуществляющих свои права разумно и добросовестно.

К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести <7>:

<7> Там же. С. 200.

а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;

б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот);

Законодательное определение понятия "холдинг" поможет: