Мудрый Юрист

Противодействие насильственной преступности в семье: международные стандарты и зарубежное законодательство

Ситников С.Н., начальник отделения иммиграционного контроля N 3 отдела организации противодействия незаконной миграции УФМС России по Краснодарскому краю.

В статье исследованы вопросы, связанные с противодействием насильственной преступности в неблагополучных семьях. Обоснован вывод о необходимости создания уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений в отношении лиц, которые находятся во взаимной зависимости друг от друга. Особое внимание уделено изучению международных актов в данной сфере, а также позитивного зарубежного опыта.

Попытки специального концептуального осмысления проблем защиты человека от насилия со стороны общества, в том числе его непосредственного окружения (микросоциума), связаны с деятельностью Организации Объединенных Наций. Основные положения на этот счет сформулированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 г. <1>. Далее идеи Декларации были развиты в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (об акта приняты 16 декабря 1996 г. и ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г.) <2>, в которых был заложен фундамент признания основных прав человека и гражданина.

<1> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990. С. 14 - 20.
<2> Ведомости ВС СССР. 1973. N 40. Ст. 564; 1976. N 17. Ст. 291.

Однако практика показала, что уровень правового регулирования необходимо повышать, а правовые средства - конкретизировать. В процессе этой конкретизации мировое сообщество признало, что одной из социальных групп, права которой нуждаются в особой разработке, являются женщины. В числе первых документов, где на это обращено специальное внимание, - Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г. Важной вехой в развитии понимания правового статуса женщин можно считать так называемые Найробийские стратегии 1985 г.

В настоящее время мировое сообщество прошло уже значительную эволюцию в понимании необходимости построения комплексной системы защиты человеческих прав. К началу третьего тысячелетия уже выделяются три различные взаимодополняющие группы прав человека.

Права человека первого поколения - гражданские и политические, права человека второго поколения - социально-экономические и культурные (право на национальную автономию, язык и т.п.) и права человека третьего поколения - особые права отдельных коллективов и групп граждан (дети, молодежь, пожилые, женщины, инвалиды), которые в силу определенных причин не в состоянии воспользоваться рядом основных прав.

Если концепция прав человека первого поколения была направлена на защиту от различных типов произвола только отдельной личности, то концепции прав человека второго и третьего поколений существенно расширили содержательный контекст правового регулирования, включив в сферу рассмотрения дискриминационные, насильственные действия в отношении не только личности, но и различных социальных групп.

Предложенный в них подход сделал разговор о правах женщин более предметным.

В рамках ООН был подготовлен документ, специально посвященный проблемам насилия против женщин, - это Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. <3>. В ст. 1 Декларации определяется понимание насилия в отношении женщин. Так, термин "насилие в отношении женщин" означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. В ст. 3 Декларации указано: "Женщины пользуются равными правами в отношении осуществления и защиты всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любых других областях". Важно, что подписанием указанного документа Россия выразила свое согласие с тем, что "государства должны осудить насилие в отношении женщин и не должны ссылаться ни на какие обычаи, традиции или религиозные мотивы для уклонения от выполнения своих обязательств в отношении его искоренения", а также должны "принимать все необходимые меры, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин".

<3> См.: Резолюция 48/104.

Международное сообщество уже осознало важность данной проблемы <4>. Значительные разделы итоговых документов IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекинская платформа действий, 1995 г.) <5> и Генеральной Ассамблеи ООН ("Женщины - 2000: гендерное равенство, развитие и мир для XXI века", 2000 г.) посвящены этому вопросу и содержат призыв к правительствам всех стран принять необходимые меры для того, чтобы изменить социальные и культурные факторы, приводящие к насилию против женщин и к равнодушию общества к этому социальному явлению.

<4> См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997. С. 92; Доклад о развитии человека за 2000 год / ПРООН. Нью-Йорк, 2000. С. 36.
<5> См.: Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин / ООН. Пекин, 1995. С. 60.

В 1996 г. Организация Объединенных Наций рекомендовала государственным законодательным органам Модельный закон с целью преодоления несовершенства уголовного и гражданского законодательства, а также принятия специального закона для предупреждения насилия в семье. Свыше 20 государств такие законы приняли, создав тем самым правовую базу для реализации комплексного подхода к проблеме.

Таким образом, признание женщин и детей во второй половине двадцатого столетия в качестве свободных индивидов повлекло за собой модернизацию мировоззрения в рамках концепции прав человека.

На основе парадигмы общечеловеческих ценностей возникает новая идеология семейной политики - эгалитарные отношения между мужчинами и женщинами и приоритет прав ребенка.

Формируется институт международной защиты прав женщин и детей, который представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права, свободы и их защиту, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод.

Права пожилых людей - составная часть прав человека. Согласно терминологии ООН, в зависимости от возраста и пола различают "права человека (ребенка)", "права человека (женщин)". По аналогии следует говорить о правах пожилых людей. Правовую основу защиты прав и свобод лиц преклонного возраста составляют те же законоположения, которые защищают каждого гражданина. В то же время права пожилых людей пока еще не регулируются никакими основополагающими международными конвенциями.

В свете дальнейшего развития концепции защиты прав женщин и детей получила свое развитие и проблема домашнего насилия. Именно благодаря сосредоточению внимания на проблеме насилия над женщинами международное право стало развивать идею контроля над внутрисемейной жестокостью по отношению ко всем членам семьи. Было определено, что внутрисемейное насилие должно рассматриваться как нарушение международных прав человека. Насилие в семье получает предикат преступного, поскольку нарушает такие права человека, как: право каждого на равную защиту перед законом, т.е. преодоление дискриминации по признаку пола; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.

Соответственно, изменилось понимание ответственности государств за насилие в семье. Если раньше считалось, что государство ответственно лишь за деятельность своих органов власти, но не за действия частных лиц, и тем более в семье, то сегодня применим принцип совместной деятельности: систематическое предотвращение или пресечение государством нарушений прав человека, в том числе в приватной сфере.

Утверждение этой тенденции возлагает на государство ответственность не только перед собственными гражданами, но и перед международным сообществом и правом. Государства более не могут заявлять о невмешательстве в частную жизнь, как аргументе, оправдывающем несостоятельность попыток защитить жертву внутрисемейной жестокости.

Принципы частной сферы в данном вопросе должны быть пересмотрены, поскольку традиционное разделение на публичную и приватную области является источником неравенства в распределении социальной власти.

Как видим, международное сообщество осознает всю остроту и важность проблемы насилия в семье и пытается выработать единую систему предотвращения такого насилия и защиты его жертв. Важными составляющими этой системы представляются правовое обеспечение, а также общественная защита жертв насилия и деятельность социальных служб. При этом подчеркивается, что эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения.

Современное мировое уголовное законодательство включает в себя специальные составы насильственных преступлений, совершаемых против семейного окружения: тяжкое нарушение неприкосновенности личности (Швеция); домашнее насилие (Испания); насильственные действия в семье (ФРГ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (Россия) и, конечно, выделенное в уголовных кодексах многих стран убийство матерью новорожденного ребенка.

В абзаце 1 § 4a гл. 4 УК Швеции установлено: "Кто совершит против близкой ему или бывшей прежде близкой персоны преступления, предусмотренные главой 3, 4 или 6, поскольку каждое отдельное деяние представляет собой часть повторяющейся обиды персоны и связано с тяжелым нарушением ее самочувствия по причине тяжелого нарушения неприкосновенности, приговаривается к тюремному наказанию сроком от шести месяцев до шести лет" <6>.

<6> Доклад о развитии человека за 2000 год / ПРООН. Нью-Йорк, 2000. С. 78.

Статья 153 УК Испании предписывает: "Кто привычно употребляет физическое или психическое насилие против кого-либо, кто является или был его супругом, или против персоны, которая с ним продолжительно тесным образом эмоционально связана или была связана, или против собственных детей или детей супруга или детей сожителя, или против подопечных, потомков или недееспособных, которые с ним живут или подчинены его власти, опеке, попечительству или фактическому присмотру или приняты им в дом (acogimiento), подлежит наказанию от шести месяцев до трех лет лишения свободы...

Под привычным употреблением... понимается некоторое число совершенных насильственных действий, учитываемых только во временной близости, независимо от того, были ли эти действия уже предметом приговора в рамках одного процесса" <7>.

<7> Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М.: Зерцало, 1998. С. 130.

Параграф 225 УК ФРГ "Жестокое обращение с подопечным" содержит следующий состав преступления: мучение, или истязание, или причинение вреда здоровью посредством злонамеренного пренебрежения обязанностью заботиться о лице, не достигшем восемнадцатилетнего возраста, или беззащитном в силу беспомощности либо болезни, которое: 1) подлежит со стороны виновного попечению или присмотру; 2) относится к его домашнему кругу; 3) относительно которого ему вменена обязанность заботиться; 4) которое подчинено ему в рамках службы или производственных отношений, - влечет наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до десяти лет <8>.

<8> См.: Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сб. законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. М.: Зерцало, 2001. С. 200.

Далее в статье наказание дифференцируется в пределах указанной санкции в зависимости от того, не был ли потерпевший поставлен в опасность наступления смерти, тяжкого или значительного вреда физическому либо психическому развитию.

Приведенные составы различаются по конструкции. Так, если по испанскому и немецкому законодательству (простой, неквалифицированный состав) не предусмотрено наступления каких-либо последствий, шведское законодательство предполагает наступление "тяжелого нарушения самочувствия (потерпевшего) по причине тяжкого нарушения (личной) неприкосновенности".

Есть различия и в том, как очерчен круг потерпевших. По УК ФРГ он значительно уже, к нему отнесены только подопечные, а также те относящиеся к домашнему очагу (совместно проживающие) персоны, которым не исполнилось восемнадцать лет или которые являются беззащитными на почве физических недостатков или болезни. Например, весьма распространенной разновидности насилия, а именно насилия против супруга, не находящегося под опекой и не являющегося в силу указанных в статье обстоятельств беззащитным, этот состав не охватывает.

В мировой семейной криминологии обсуждается вопрос о дальнейшей криминализации деяний, связанных с психическим насилием, которое трактуется шире, нежели угроза совершения тех или иных вредных для терпящей стороны действий. Предметом обсуждения стали такие деяния, как, например, запирание ребенка на длительное время в подвале, когда он тем самым подвергается страху.

УК Испании устанавливает наказуемость психического домашнего насилия, не давая ему определения. Таким образом, решение вопроса об ответственности в конкретных случаях оставляется на усмотрение суда.

Движимое в значительной мере феминистскими силами законотворчество о предупреждении насилия в семье в США и некоторых других странах, а также разработка международно-правовых актов нередко смещаются в сторону насилия исключительно против женщин. Данный вопрос в области уголовного права возникал при формулировании составов преступления о семейном (домашнем) насилии, в частности, в Испании, где он в конце концов был решен отрицательно.

Шведскому законодателю все же не удалось вовсе избежать включения в УК подобного состава. А именно в § 4a гл. 4 о нарушении неприкосновенности личности в абз. 2 установлено, что если предусмотренные абз. 1 действия совершаются мужчиной против женщины, на которой он женат или был женат или с которой сожительствует или сожительствовал, то он при условии тяжелого нарушения личной неприкосновенности (потерпевшей) приговаривается к такому же наказанию.

Законодатель пошел на уступку сторонникам особой охраны женщин, сформулировав на этот случай особый состав, который, впрочем, ничем не отличается от такого же универсального состава, относящегося к обоим полам, и снабжен точно такой же санкцией.

Новшествами мирового уголовного законодательства, осуществляемыми в связи с проблематикой внутрисемейных преступлений, представляются те из них, которые связаны с так называемой интервенцией, т.е. смягчением ответственности с целью улаживания конфликта без осуждения виновного, а также условным осуждением и условно-досрочным освобождением от отбывания наказания.

Например, законодательство США предусматривает возможность принятия судом на предварительном слушании дела решения о направлении лица, обвиняемого в насильственном преступлении против члена его семьи, на прохождение специальной консультационной программы. Такое решение принимается на основании соглашения, заключаемого с обвиняемым. Программа представляет собой осуществляемый на основании психологической методики курс тренировок, которые проводятся в группах, состоящих из 15 - 18 человек, на протяжении от 4 до 12 месяцев под руководством специалиста. За прохождением программы надзирает офицер службы пробации. Программа проводится за счет обвиняемого на основании гибкой шкалы цен, принимающей во внимание его материальное положение. Если обвиняемый успешно прошел программу, то обвинение может быть снято или смягчено, а если он уклоняется от прохождения программы, то процедура его уголовного преследования возобновляется.

В США большая часть решений суда о направлении лица, совершившего насильственное преступление в семье, на прохождение специальной профилактической программы вместо реального отбывания им наказания принимается в рамках обвинительного приговора.

Австрийскими семейными судами для разрешения конфликтов между членами семьи в качестве альтернативы уголовной ответственности используется институт посредничества. Его преимущество перед американскими программами состоит в том, что посредник - специалист в области разрешения конфликтов - работает не с одним лишь, а с обоими участниками конфликта с учетом известной истины: когда двое ссорятся, оба неправы.

Одним из общепризнанных мировых лидеров в области социальной работы с детьми и их родителями является Англия, где полномочия по обеспечению прав детей с 1948 г. возложены на местные органы власти.

Заслуживает внимания такая форма уголовно-правового воздействия, как осуждение без назначения наказания, которая предусмотрена ст. 79 УК Беларуси 1999 г. Осуждение без назначения наказания может определяться судом при совершении менее тяжкого преступления при условии, что в период после преступления виновный "своим поведением проявил стремление к правопослушному поведению" и его дальнейшая ресоциализация возможна без применения наказания, но в условиях осуществления за ним профилактического наблюдения в течение срока судимости.

Концепция ужесточения ответственности за совершение насилия в семье нашла отражение в действующем уголовном законодательстве ряда зарубежных стран. В Уголовных кодексах таких стран, как Испания, Швеция, Франция, США, содержатся положения, согласно которым предусматривается повышенная ответственность, если насильственное посягательство совершено в отношении своего супруга (сожителя), ребенка либо иного лица, подпадающего под условную категорию близких.

Так, в Общей части УК Испании содержится правило, согласно которому обстоятельства признаются отягчающими вину, если потерпевший является супругом или лицом, находящимся в близких отношениях подобного характера с виновным, а также в состоянии родства по восходящей или нисходящей линии по происхождению, усыновлению или свойству (ст. 24 УК) <9>.

<9> См.: Уголовный кодекс Испании. С. 65.

Регламентируя причинение телесных повреждений, ст. 153 УК Испании предусматривает квалифицированный вид этого деяния: "...систематическое причинение физического насилия своему супругу или лицу, находящемуся в отношениях типа постоянной совместной жизни, или собственным детям или детям супруга или сожителя, опекаемым или недееспособным, с которыми он совместно проживает, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет, независимо от наказания, назначенного в соответствии с причиненным в каждом случае вредом".

Очевидно, что испанский законодатель пытается уголовно-правовыми средствами противостоять семейному насилию, квалифицируя, например, оскорбление действием и побои в том случае, когда потерпевшим является супруг, сожитель, собственный ребенок или ребенок супруга либо сожителя, опекаемый или родственник по восходящей или нисходящей линии, живущий совместно с ним (ч. 2 ст. 617 УК).

Кроме того, уголовный закон Испании в качестве квалифицированного вида сексуальной агрессии выделяет посягательства, совершенные с использованием родственных связей восходящим, нисходящим родственником или братом (сестрой) - родными, усыновленными или через отношения свойства.

В системе наказаний УК Испании предусмотрено наказание в виде лишения родительских прав и прав на опеку и попечительство (ст. 32 УК). Это частный случай специального поражения в правах, который длится от 6 месяцев до 20 лет (ст. 40 УК).

Французский уголовный кодекс 1992 г. содержит гл. 7 "О посягательствах на несовершеннолетних лиц и семью" <10>. В качестве квалифицированного вида лишения жизни французский уголовный закон рассматривает убийство родственника по восходящей линии по закону, по рождению либо приемных отца и матери.

<10> Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). С. 46.

Кроме того, ст. 222-1 УК Франции содержит состав пыток или актов жестокости, которые наказываются 15 годами заточения. Отягчающим обстоятельством при совершении указанного деяния является применение пыток и жестокости к своему супругу или сожителю, а равно в отношении родственника по восходящей линии по закону, по рождению либо приемных отца и матери - в этом случае виновному грозит 20 лет заточения.

Свод законов США в разд. 18 "Преступления и уголовный процесс" содержит гл. 110 A "Насилие в семье" <11>. В США действует Закон "Protecting Order", защищающий членов семьи от семейного тирана. Согласно данному Закону семейному нарушителю (чаще мужу), совершающему противоправные действия в отношении домочадцев, запрещается вступать в контакт с ними, звонить или приближаться к ним на определенное расстояние.

<11> См.: Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). С. 25.

Таким образом, в мировом уголовном законодательстве в связи с проблематикой внутрисемейных преступлений имеют место следующие тенденции: 1) выдвижение неприкосновенности личности в качестве нового объекта уголовно-правовой охраны; 2) включение в уголовное законодательство специальных составов преступлений, охватывающих преступления, совершаемые против семейного окружения; 3) расширение понятия психического насилия, влекущего уголовную ответственность; 4) стремление подменить в протекании уголовного законотворчества проблему внутрисемейных преступлений вопросом о насилии против женщин; 5) предложения усилить ответственность за преступления, совершенные при обстоятельствах, характерных для насилия в семье; 6) освобождение от осуждения, сопряженное с улаживанием семейного конфликта; 7) условное неприменение наказания, связанное с прохождением курса психологической адаптации; 8) условно-досрочное освобождение осужденного от наказания в виде лишения свободы с учетом успешно пройденного им предварительного курса психологической адаптации.