Мудрый Юрист

Инвестиционные решения международных компаний на российском фармрынке

"Ремедиум", 2006, N 3

Приток иностранных инвестиций является важным фактором развития рыночных отношений в России, а их привлечение - одной из приоритетных задач правительства. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из ряда элементов (экономическое положение, уровень налогов, политическая стабильность и др.), объединяемых понятием "инвестиционный климат". За последние 5 лет инвестиционный климат в России значительно улучшился. Прежде всего благодаря положительным темпам роста экономики. Так, по официальным данным, рост реального валового внутреннего продукта в 2004 г. составил 7,1%, потребительские расходы увеличились на 11,3%, Россия получила инвестиционные рейтинги от трех крупнейших агентств.

Положительные темпы роста экономики, рост доходов населения привели к существенному росту российского фармацевтического рынка. Подтверждением служат данные об увеличении объемов российских продаж иностранных фармацевтических компаний (на 25-30% в год), высокие показатели темпов роста фармацевтического рынка в целом (9% в 2004 г.). Для сравнения, по темпам роста фармацевтического рынка Россия опережает даже динамично развивающийся Китай с показателем 8,5% в 2004 г.

В ближайшие несколько лет прирост объема российского фармацевтического рынка продолжится и, по различным оценкам, составит от 10 до 20% в год. Основными факторами развития остаются рост валового внутреннего продукта и, как следствие, увеличение доходов граждан. Кроме того, дополнительным источником роста фармацевтического рынка является ассигнование государством значительных средств для закупок в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Все это обеспечивает инвестиционную привлекательность российского фармацевтического рынка для иностранных компаний. На сегодняшний день более половины общего объема продаж фармацевтической продукции приходится именно на международных производителей.

Согласно исследованию, проведенному компанией PricewaterhouseCoopers и Международной ассоциацией фармацевтических производителей (AIPM), в I полугодии 2005 г. более половины международных фармацевтических компаний - участников исследования планируют открывать производство в России в ближайшие 5 лет. Возможность более эффективной конкуренции за местного потребителя была названа главным фактором, побуждающим иностранных производителей открывать производство в России. Следующим по важности фактором является глобальная стратегия производителей, связанная с экспансией на региональные рынки. Возможность сокращения себестоимости продукции также влияет на принятие решений, однако в меньшей степени.

Среди факторов, препятствующих открытию производства в России, самым главным, по мнению участников исследования, является бюрократия, следующие по важности - экономические и политические риски и неблагоприятное состояние рынка. Кроме того, были отмечены такие препятствия, как широкое распространение контрафактных препаратов, незащищенность интеллектуальной собственности и отсутствие очевидных экономических и финансовых выгод.

В случае принятия решения об открытии производства в России иностранные компании будут рассматривать разные бизнес-модели. Самый популярный вариант - размещение производственных заказов на российских предприятиях - его выбрали 38% компаний - участников исследования. 31% участников планирует организовать совместное предприятие, 23% респондентов готовы рассматривать организацию собственного производства "с нуля" и 8% предпочли бы купить российского производителя. Около половины компаний планируют организовать в России только фасовку и упаковку препаратов, в то время как другая половина планирует включить в производственный цикл и другие процессы. По нашему мнению, первый этап размещения производственных мощностей международных фармацевтических производителей в России, скорее всего, не будет связан с местным производством активных веществ лекарственных препаратов. Данные производства достаточно капиталоемкие и размещаются, как правило, там, где для этого есть экономические и технические ресурсы, а также развитая инфраструктура. Открытие российских производств будет предполагать, прежде всего, импорт активных веществ и их локальную переработку в готовые лекарственные средства.

Итак, российский фармацевтический рынок остается привлекательным для иностранных компаний. Принимая во внимание отсутствие достаточного опыта в области организации производства в России и сохраняющиеся экономические и политические риски, основу фармацевтического рынка составит, прежде всего, импорт продукции, произведенной на предприятиях вне России. Дальнейшее улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечения иностранного капитала остаются для России актуальной задачей.

PricewaterhouseCoopers

А.ЛАВРЕНТЬЕВА

О.СУРКОВА