Мудрый Юрист

О конституционном закреплении принципов культурного развития

Сазонникова Е.В., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, заместитель директора Института регионального законодательства при Администрации Воронежской области, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается конституционно-правовое регулирование культурного развития России как одна из проблем современного конституционно-правового строительства. Поскольку Россия не относится к числу государств, в которых конституционно отражены принципы культурного развития, автор предлагает закрепить конституционную силу принципа единства культурного пространства и принципа культурного разнообразия.

The article considers constitutional-law regulation of cultural development of Russia as one of the problems of contemporary constitutional-law building. As Russia cannot be referred to the states where the principles of cultural development are reflected constitutionally the author proposes to consolidate the constitutional force of the principle of cultural sphere and principle of cultural variety <*>.

<*> Sazonnikova E.V. On constitutional consolidation of principles of cultural development.

Исходя из того что "культура в широком смысле (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях..." <1>, потребность в конституционно-правовом закреплении принципов культурного развития продиктована необходимостью ответов на основополагающие вопросы:

<1> Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия; СПб., 2000. С. 670.

какая культурная реальность необходима государству и как государство взаимодействует с иными элементами политической системы, институтами гражданского общества для ее формирования;

каковы границы конституционно-правового регулирования культурного пространства;

какие возможности и ограничения в культурном пространстве государство формулирует для населения правовыми средствами?

Конституционные принципы <2> культурного развития выступают основой государственной культурной политики, определяют содержание соответствующих общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования.

<2> См. о конституционных принципах: Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 7.

Россия не относится к числу государств, в которых конституционно закреплены принципы культурного развития <3>. Если говорить о возможном решении данного вопроса в отношении российской конституционной модели, то, на наш взгляд, конституционную силу должны иметь принцип единства культурного пространства и принцип культурного разнообразия.

<3> В числе государств, где принципы культурного развития закреплены в Конституции: Азербайджан (ст. 16), Армения (ст. 11), Беларусь (ст. 15), Болгария (ст. 23), Испания (ст. 9), Италия (ст. 9), Литва (ст. 42) // См.: Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001.

В политических дискуссиях о приверженности этим двум принципам встречаются две крайности <4>: либо вообще игнорировать культурное разнообразие, либо признать его исключительную роль в развитии культуры.

<4> См. о духовных основах России: Ивлиев Г. Пространство русского // Российская газета. 2008. 19 марта.

По нашему мнению, на современном этапе общественного развития продуктивным является осмысление мира культуры одновременно как единого и многообразного.

Принцип единства культурного пространства.

"Культурное пространство" - выражение, обобщающее все многообразие процессов, происходящих в культуре (такое понимание основано на значении слова "пространство" - "неограниченная протяженность (во всех измерениях, направлениях)" <5>). Культурное пространство - феномен, который ориентирует на бесконечное множество явлений в культуре: внутригосударственное и международное; публичное и частное; материальное и нематериальное; профессиональное и любительское; национальное и интернациональное; прошлое, современное и будущее и т.д.

<5> Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. М., 1987. С. 528.

Культурное пространство может обладать множеством свойств, одним из которых является единство (единое - цельное, неразделенное).

Отсутствие нормативного закрепления понятия "единое культурное пространство" не относит его к числу ясных правовых. Принцип единства культурного пространства выявляется в процессе системного толкования нормативных предписаний учредительных документов России.

Так, в принятой Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики закреплено (п. 2), что культура, наряду с многовековой историей и сложившимися традициями, является основой государственности России <6>.

<6> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. к ведению Российской Федерации отнесены установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы культуры (п. "е" ст. 72); к компетенции Правительства РФ относится обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры (ст. 114).

В федеральном законодательстве также можно найти примеры фиксирования принципиального значения единства культурного пространства. Так, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" <7> единство федерального культурного пространства - принцип государственной политики в сфере образования.

<7> Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 // Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

В обоснование конституционного значения принципа единства культурного пространства отметим, что на современном этапе применительно к культурному пространству России зафиксированы: задачи, которые необходимо решить: проектирование, создание, восстановление, формирование, обеспечение, сохранение, расширение, укрепление; угрозы, которые нужно нейтрализовать при решении вышеназванных задач <8>.

<8> См., например: Федеральные целевые программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)", "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 - 2006 годы", "Культура России (2006 - 2010 годы)", "Русский язык (2006 - 2010 годы)".

Воплощение принципа единства культурного пространства заключается не в отказе от культурной интеграции и создании "непроницаемости" для иных культурных норм, а в сохранении в глобальной системе всемирных общекультурных связей и взаимодействий того, что основано на лучших нормах, ценностях и установках в российском культурном опыте.

Принцип культурного разнообразия.

Этот принцип ориентирует на взаимосуществование, взаимодействие, взаимоадаптацию многообразных и несводимых к друг другу культур. Культурное разнообразие как общее достояние человечества и фактор развития провозглашено ЮНЕСКО во Всемирной декларации о культурном разнообразии (2001 г.), которая является первым международным правовым документом на эту тему <9>.

<9> Для ЮНЕСКО содействие культурному разнообразию является главным стратегическим приоритетом в сфере культуры. Устав ЮНЕСКО ставит перед организацией две задачи: "обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры" и "способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем" // Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в России (http://www.ifap.ru).

Согласно вышеназванной Декларации:

будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы (ст. 1);

культурное разнообразие может существовать только в условиях культурного плюрализма, который представляет собой политический ответ на реалии культурного разнообразия. "Культурный плюрализм, неразрывно связанный с демократией, создает благоприятную среду для культурных обменов и расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества" (ст. 2).

21 мая 2003 г. впервые отмечался Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития. В этой связи Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура обратился к международной общественности со следующим посланием: "Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 20 декабря 2002 г. в Резолюции 57/249 "Культура и развитие" постановила провозгласить 21 мая Всемирным днем культурного разнообразия во имя диалога и развития и предложила всем государствам-членам, межправительственным органам, организациям системы Организации Объединенных Наций и соответствующим неправительственным организациям среди прочего информировать общественность о ценности и важности разнообразия культур, и в частности содействовать с помощью просвещения и средств массовой информации осознанию позитивной роли культурного разнообразия" <10>.

<10> См. текст выступления Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры по случаю празднования на сайте "Календарь праздников" (http://www.calend.ru).

Определение культурного разнообразия сформулировано ЮНЕСКО в Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.) <11>: "Культурное разнообразие означает многообразие форм, с помощью которых культуры групп и обществ находят свое выражение. Эти формы самовыражения передаются внутри групп и обществ и между ними.

<11> Принята в г. Париже 20 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Конвенция вступила в силу 18 марта 2007 г. // СПС "КонсультантПлюс".

В отличие от Всемирной декларации о культурном разнообразии (2001 г.), которая охватывает все аспекты культурного разнообразия, Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.) регулирует только конкретные аспекты, которые изложены в статьях 8 (предметы и услуги культурного назначения - товар особого свойства) и 11 (налаживание партнерства между государственным сектором, частным сектором и гражданским обществом) указанной Декларации.

Культурное разнообразие проявляется не только через применение различных средств, с помощью которых культурное наследие человечества выражается, расширяется и передается благодаря многообразию форм культурного самовыражения, но и через различные виды художественного творчества, а также производства, распространения, распределения и потребления продуктов культурного самовыражения, независимо от используемых средств и технологий".

Конвенция подчеркивает "важность защиты прав интеллектуальной собственности для поддержки лиц, участвующих в культурном творчестве", и подтверждает, что "свобода мысли самовыражения и информации... обеспечивает расцвет форм культурного самовыражения в обществе".

В России многоукладность отечественной культуры была отмечена в Послании Президента РФ от 16 февраля 1995 г. "О действенности государственной власти в России" <12>. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. <13> в связи с изменениями в духовной жизни российского общества вновь позиционируется принцип разнообразия в культуре: "Сосуществуют самые различные культурные явления. Государство, по мере своих возможностей и никого не ущемляя, поддерживает все, что признается в обществе имеющим культурное значение".

<12> Российская газета. 1995. 17 февраля.
<13> Российская газета. 1996. 27 февраля.

Сегодня в России культура находится в центре внимания по многим вопросам, в частности в отношении сохранения самобытности, сплочения гражданского общества, развития экономики на базе знаний и необходимости формирования "креативного класса". Поэтому обеспечение культурного разнообразия становится основополагающим источником прогресса.

Поскольку конституционно-предопределенное общественное развитие происходит в различных культурных форматах и культурная реальность находится под динамическим конституционно-правовым воздействием, постольку конституционные принципы культурного развития общества должны быть отражены в Основном Законе государства.