Мудрый Юрист

Содержание свободы творчества в конституционном праве России

Сазонникова Елена Викторовна - доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, заместитель директора Института регионального законодательства (г. Воронеж).

В исследованиях в сфере конституционного права о содержании свободы творчества доминирует подход к ней как к элементу конституционной системы прав и свобод человека и гражданина, публично-правовые особенности ее содержания исследуются значительно реже. Соответственно в науке и практике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, свобода творчества как условие саморазвития личности провозглашено Конституцией РФ, а с другой стороны, сегодня не завершено реформирование российского законодательства о творчестве и творческой деятельности.

До сих пор не принят Федеральный закон о творчестве и творческой деятельности, отвечающей современным реалиям, учитывающей все многообразие видов творчества. Отношения в области творчества регулируются Основами законодательства РФ о культуре 1992 г. (далее - ОЗК РФ) <1>, однако область применения ОЗК РФ включает главным образом творчество в области художественной культуры.

<1> Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

Кроме того, в действующем законодательстве нечетко выражены два основополагающих представления о природе творчества: персоноцентрический, когда творчество рассматривается с позиции субъекта творческой деятельности как реализация способностей, и социоцентрический, когда творчество понимается как деятельность человека, результатом которой является общественно значимый продукт <2>.

<2> См. об этом: Щербаков Н.Ю. Эволюционный подход к феномену творчества и особенности организации творческой личности // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. ст. / Под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 1998. С. 56 - 67.

В энциклопедических источниках творчество определяется как действие от глагола "творить" в значении "создавать, производить, созидать" <3>; понятие "свобода" имеет следующие значения: "способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости", "возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно", "личная независимость, самостоятельность", "возможность поступать по своей воле, своему усмотрению" <4>.

<3> См.: Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2004. С. 1093.
<4> См.: Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. В 4 т. Т. 4: С - Я. М., 1988. С. 52.

Собственно свобода творчества индивида не поддается правовому регулированию в том смысле, что она раскрывается только в его (индивида) внутреннем опыте, творческий процесс неалгоритмичен (он регулирует сам себя); через творчество человек реализует себя как субъект культуры. Посредством правового регулирования обеспечивается выражение государственного отношения к саморазвитию и инициативности личности, результатам творческого труда, к культуре в целом, для которой творчество выступает важнейшим фактором динамики. Свобода творчества - неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, демократической традиции, правового государства; она заключает в себе "сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений" <5>.

<5> Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 5. С. 27.

Основу такого состояния действительности создает международное право и конституционное право конкретной страны. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) не гарантировала свободу творчества. Принцип уважения свободы, безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности, получил закрепление позднее в ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в разделе "Культура" Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Гарантия свободы творчества является составной частью человеческого измерения СБСЕ <6>.

<6> Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ: подписан в г. Москве 3 марта 1991 г. // Советский журнал международного права. 1991. N 3-4. С. 115 - 133.

Впервые в советское время государственное отношение к свободе творчества было выражено в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., которые в главах о социальном развитии и культуре содержали идентичные предписания: "всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества".

В конце 80-х - начале 90-х г. XX в. свобода творчества закреплялась как одно из условий построения рыночной экономики СССР и РСФСР. В этот период провозглашалась необходимость установить условия для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности <7>, раскрепощения инициативы, обеспечения свободы творчества и развития национальных культур <8>.

<7> Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике: одобрены Верховным Советом СССР 19 октября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. N 44. Ст. 906.
<8> Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 4 апреля 1991 г. "О политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса" // Ведомости РСФСР. 1991. N 14. Ст. 487.

В главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" имеются нормативные предписания, которые могут быть соотнесены со свободой творчества: "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", как цель социального государства (ст. 7), идеологическое многообразие (ст. 13).

Исходя из понятия безопасности личности, общества и государства как состояния защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз <9>, свобода творчества является одним из основных объектов безопасности, так как воплощает в себе потребность саморазвития и самосовершенствования, удовлетворение которой надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

<9> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Поскольку основным субъектом обеспечения безопасности является государство, постольку на него возложена разработка системы мер, адекватных соответствующим угрозам безопасности (свобода творчества отнесена к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни <10>).

<10> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // РГ. 2000. 29 сент.

С точки зрения национальных интересов Российской Федерации, как они закреплены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации <11>, свобода творчества способствует:

<11> Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. См.: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // РГ. 1997. 26 дек.

духовному и интеллектуальному развитию человека и гражданина (интересы личности);

упрочению демократии, созданию правового, социального государства, достижению и поддержанию общественного согласия в духовном обновлении России (интересы общества);

политической, экономической и социальной стабильности, обеспечению законности и поддержанию правопорядка, развитию равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества (интересы государства).

Свобода творчества является одним из условий сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Поэтому ориентиры государственной политики в отношении свободы творчества получают свое выражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Так, например, в Послании Президента РФ от 23 февраля 1996 г. говорилось: "...в России сняты все препоны, препятствовавшие свободному обращению к источникам информации и полной свободе творчества. Цензура, с одной стороны, а "самиздат" и "тамиздат" - с другой, стали предметом изучения историков" <12>; а в Послании Президента РФ от 25 апреля 2005 г. приводилась цитата из научного наследия И.А. Ильина о том, что "государство... не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество... Оно не должно... без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей" <13>.

<12> РГ. 1996. 27 февр.
<13> РГ. 2005. 26 апр.

Государство должно способствовать творческому плюрализму <14> и не устанавливать препятствия (например, в виде цензуры) свободе творчества как стремлению индивида к саморазвитию. В отраслевом законодательстве есть конкретные решения по этому поводу: согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <15> ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.

<14> Подробнее о творческом плюрализме и свободе творчества в системе конституционных основ духовной жизни общества см.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной Конституции. М., 2005. С. 222 - 223.
<15> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

Свобода творчества в системе основных прав и свобод изначально получила конституционное закрепление в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Позже в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. установлено, что "свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом" <16>, а в Декларации о языках народов РСФСР 1991 г. провозглашено "право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества" <17>.

<16> Ведомости РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
<17> Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1742.

В вышеназванных Декларациях вопросы творчества нашли закрепление, однако, на наш взгляд, не вполне удачно. В Декларации прав и свобод человека и гражданина виды творчества закреплены исчерпывающе, в то время как творческое начало может быть присуще любой деятельности. В Декларации о языках народов РСФСР применительно к творчеству имеется определение "интеллектуальное" <18>, что дезориентирует, так как всякое творчество интеллектуально в том смысле, что вне мышления невозможно, и в то же время можно предположить неинтеллектуальное творчество, если интеллект считать противоположностью чувствам.

<18> В энциклопедических источниках интеллект означает "ум, рассудок, мыслительную способность у человека". См.: Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. С. 314.

В действующей Конституции РФ о свободе применительно к творчеству упоминается дважды. В ч. 2 ст. 26 говорится, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества"; в ч. 1 ст. 44 - "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом".

Между этими двумя положениями Конституции РФ усматривается взаимосвязь: свобода выбора языка творчества представляет собой один из аспектов свободы творчества как феномена (одновременно упомянутая ч. 2 ст. 26, устанавливая право человека свободно выбирать язык творчества, защищает язык как элемент культуры).

Изучение учредительных документов субъектов Федерации показало, что по аналогии с Конституцией РФ свобода творчества закреплена в конституциях республик в составе Российской Федерации.

В теоретических правовых исследованиях свобода творчества, как правило, относится к группе так называемых культурных прав (реже - личных либо даже информационных <19> прав). По пространству, в котором происходит ее использование, свобода творчества в наибольшей мере соотносима с духовной сферой жизнедеятельности общества и является одним из проявлений индивидуальной свободы человека, в которой ему гарантирована значительная независимость от общества.

<19> См.: Информационное право: Учеб. пособие / Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2004.

Свобода творчества связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, в частности:

с неприкосновенностью частной жизни, потому что в творчестве всегда присутствует таинство;

со свободой мысли, так как потребность в творчестве носит индивидуально-психологический характер;

со свободой преподавания, поскольку творчество выступает одной из основ преподавания;

со свободой труда, поскольку людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду;

со свободой массовой информации, так как результаты творческой деятельности становятся известными неограниченному кругу лиц во многом благодаря средствам массовой информации;

с правом на образование, поскольку в процессе образования происходит приобщение к творчеству и развитие способностей;

с правом на объединение, так как граждане имеют право создавать творческие союзы, гильдии, иные общественные объединения в интересах творчества в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

В Конституции РФ свобода творчества гарантируется, что означает создание действительных условий для использования этой свободы, прежде всего, конституционным установлением законной охраны интеллектуальной собственности (в свою очередь, охрана результатов творческой деятельности является серьезным стимулом творчества). Свобода творчества реализуется в личных действиях самим человеком или совместно с другими людьми; свобода творчества "каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования" <20>.

<20> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2002. С. 254.

Важной гарантией свободы творчества является невмешательство государства в творческие процессы, которое конкретизируется в ряде федеральных законов. Например, в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <21> закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации "гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок".

<21> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Использование конституционной свободы творчества мало соотносимо с возрастом индивида (например, в области художественного творчества субъектом может быть маленький ребенок, а творчеством в области информационных технологий, которое требует наличия определенных знаний, можно заниматься и в достаточно зрелом возрасте).

В правомерном использовании конституционной свободы творчества особое значение имеет цельность личности, ее способность к самоограничению, социальная ответственность, в соответствии с которой он формирует собственный творческий опыт. Границы использования свободы творчества могут быть заданы теми социальными потребностями, ради которых реализуется творческий процесс. Например, при выполнении социально-творческого заказа, когда творческая работа финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а государство выступает в виде заказчика литературных изданий, проведения фестивалей, выставок и т.п.

Право заниматься творческой деятельностью сохраняется в условиях действия принципа несовместимости публичных функций. Хотя законодательный подход в этом вопросе не является унифицированным, возможность заниматься творческой деятельностью установлена федеральным законодательством в отношении депутатов и выборных лиц, работающих на постоянной основе, членов Правительства РФ, судей, прокурорских работников, Уполномоченного по правам человека РФ, сотрудников милиции и таможенных органов, военнослужащих и ряда иных субъектов.

Вопрос о структуре конституционной свободы творчества не является безусловно решенным. Исходя из ст. 10 ОЗК РФ <22>, право на творчество включает следующие элементы: выбор вида творчества и выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская). Остановимся подробнее на содержании этих правомочий, так как оно не раскрыто в Основах законодательства о культуре.

<22> Основы были приняты до вступления в силу действующей Конституции РФ, поэтому сохранилось несоответствие: ст. 44 Конституции РФ закрепляет свободу творчества, а ст. 10 ОЗК РФ - право на творчество.

Выбор вида творчества заключается в возможности заниматься любым творчеством в соответствии со своими способностями и интересами (федеральным законодательством закреплены такие виды творчества, как самодеятельное (любительское) художественное, местное традиционное, народное художественное, художественно-конструкторское, самодеятельное, научно-техническое, научное, духовное, религиозное, фольклорное, литературное, музыкальное и др.).

Выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская) заключается в избрании формы организации творчества.

В развитом обществе все области творчества знают обе формы, которые очень тесно взаимосвязаны. Любительское творчество - исходная форма организации, при которой творческая деятельность осуществляется вне рамок должностных обязанностей, на досуге, область ее выбирается в зависимости от склонностей личности, его основа - инициатива увлеченных людей. Профессиональное творчество становится для человека основным родом занятий, составляет его трудовую функцию, предполагает взаимодействие с определенной профессиональной общностью.

По существу творчество любительское и профессиональное различается тем, что первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности (что не исключает самообразования), а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей <23>.

<23> См.: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. М., 2001; Авторский проект Екатерины Алеевой "EvArtist" // http://www.evartist.narod.ru.

По нашему мнению, вопрос об элементах конституционной свободы творчества не исчерпывается вышеназванными элементами. Рассмотрим иные правомочия подробнее.

Правомочие на выбор относительно того, заниматься творчеством или нет <24>, сообразуется с определением своей деятельности как творческой либо нетворческой.

<24> См.: Максименко Е.В. Конституционная свобода творчества: понятие и содержание // Конституционные чтения. Вып. 3. Воронеж, 2008. С. 121.

Человек вправе выбирать способ участия в творческом процессе: индивидуальный или коллективный (совместный).

Свобода распоряжения результатами своего творческого труда заключается в возможности самостоятельного определения юридической судьбы результата своей творческой деятельности, в том числе согласно ст. 17 ОЗК РФ вправе вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правомочие на государственную и иную поддержку заключается в притязании на финансовую, социальную, организационную, информационную и иную помощь со стороны Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц для обеспечения: развития творческих организаций (школ искусств, студий, домов творчества, ансамблей); помощи различным категориям в среде творчески настроенных людей из числа талантливой молодежи, соотечественников за рубежом и иных; социальной поддержки творческих работников, содействия творческим работникам в расширении культурных контактов.

В системе способов поддержки творчества важная роль отводится благотворительной деятельности, меценатству, целевому государственному финансированию творческих проектов и отдельных видов творчества.

Следует выделить и правомочие на защиту нарушенной свободы творчества. Сфера защита свободы творчества, как правило, обусловлена защитой интеллектуальной собственности либо иных прав и свобод (мысли, слова, совести, массовой информации, преподавания, труда). Это указывает не столько на благополучие в данном вопросе, сколько на отсутствие восприятия людьми свободы творчества в категориях прав граждан и обязанностей государства.

Крайне конфликтные ситуации защиты свободы творчества сегодня связаны с различными оценками произведений художественного творчества, выражающимися в несовпадении авторской и государственной позиции. Обратим внимание, что в России до сих пор в полной мере не обеспечен рекомендованный ЮНЕСКО плюрализм инстанций оценки и обновление их состава <25>.

<25> Рекомендация ЮНЕСКО "Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь": принята в г. Найроби 26 ноября 1976 г. на 19-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 340 - 352.

В условиях идеологемы, согласно которой решающей силой экономики знаний является "креативный класс" (ст. 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.) <26>, содержание свободы творчества необходимо законодательно дополнить правомочием на развитие творческих способностей (креативности). С точки зрения психологии А. Маслоу видел истоки креативности в исторической ситуации, когда "ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния" <27>. При яркой выраженности творческой установки у индивида его активность направлена на самовыражение.

<26> В исследованиях человеческого потенциала акцентируется, что чем большая часть людей участвует в творческом труде, чем больше таких людей, тем выше качество развития экономики и общества. См. об этом: Казанцев В.О. Приоритетные национальные проекты. М., 2007. С. 73 - 78, 93.
<27> Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики // http://i-psy.ru.

Возможные способы поощрения креативности: поддержка самореализации талантов, деятельности ассоциаций и союзов творческих работников, привлечение творческих работников к участию в обсуждении и принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, выявление и поддержка социально значимых инициатив, расширение возможностей занятости творческих работников, в том числе путем социально-творческих заказов, всесторонняя популяризация творческой активности.

Формирование и развитие креативности должно стать важнейшим направлением государственной и муниципальной образовательной, культурной и инновационной политики.

В структуре свободы творчества присутствует правомочие на тайну творчества, под которой следует понимать сокрытие от иных лиц индивидуальных особенностей творческой деятельности.

Близкой по идее, но нетождественной является конструкция "охрана секретов мастерства", закрепленная в ст. 10 ОЗК РФ. Мастерство предполагает исключительное умение и даже профессиональную выучку, что не всегда применимо в отношении любительского творчества. Охрана секретов мастерства - один из аспектов тайны творчества - обусловлена современной ситуацией, когда общество стоит перед индустриальной революцией в сфере художественного творчества <28>. Сегодня творчество часто становится основным источником существования все большего числа людей, превращается в бизнес. Так, народный художественный промысел - форма народного творчества <29>, но изделия художественных промыслов особенно востребованы в тех местностях, где развит туризм, а следовательно, есть потребность в сувенирной продукции, которая производится для массового потребления.

<28> См.: Прянишников Н. Миф о местных искусниках // Культура: управление, экономика, право. 2006. N 3.
<29> Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.

Свобода творчества не является абсолютной в том плане, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, свобода творчества в конституционном праве позиционируется в двух смыслах: 1) принцип духовных основ конституционного строя - один из жизненно важных интересов личности, общества и государства с точки зрения безопасности и национальных интересов; 2) проявление индивидуальности, уникальности, автономии человека.

Конституционная свобода творчества человека как гарантируемая государством возможность включает элементы: выбор заниматься творчеством или нет; выбор вида творчества, способа участия в нем, формы его организации; право развивать творческие способности; право распоряжаться результатами своего творческого труда; право на тайну творчества; право защищать свободу творчества и результаты своего творческого труда; право на государственную и иную поддержку творческой деятельности.