Мудрый Юрист

Судейские должности: структура, объем полномочий, порядок замещения

Ермошин Григорий Тимофеевич, профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.

Статья является результатом анализа действующего законодательства, определяющего полномочия судьи в зависимости от занимаемой им судейской должности.

Делается вывод о том, что законодательство о статусе судей, провозгласив единство статуса судей (ст. 2 Закона о статусе судей), фактически обеспечило только его процессуальный аспект, унифицировав только ту часть статуса, которая регламентирует полномочия, права и обязанности судьи при осуществлении правосудия. В законодательстве о судебной власти нет единства в статусе судейских должностей в разных судебных системах, не говоря уже об объеме соответствующих государственно-властных полномочий. Нет и единства в порядке назначения на судейские должности, кроме назначения лица на должность "рядового" судьи федерального суда и на судейские должности председателя и заместителя председателя суда, что, несомненно, не соответствует единству судебной ветви государственной власти. Назрела необходимость научного обеспечения разработки и принятия комплексного системообразующего законодательного акта о статусе судьи Российской Федерации, в котором должны быть закреплены как статус судьи, так и положения, устанавливающие гарантии независимости судьи, особенности осуществления им полномочий по государственной должности Российской Федерации, основные принципы взаимодействия судьи и государственных служащих аппарата суда, обеспечивающих его деятельность, и т.п.

Ключевые слова: судебная власть; статус судьи; судейская должность; председатель суда; председатель судебного состава; государственно-властные полномочия судьи; законодательство о судебной власти; отвод судьи.

Суд как орган государственной судебной власти имеет установленную законодательством структуру, в которой четко разделяется судейский корпус как совокупность всех судей данного суда и аппарат суда как совокупность всех государственных служащих, обеспечивающих деятельность судей как лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Как орган государственной власти суд имеет определенные законодательством органы управления: в общем виде это председатель суда и его заместители, президиум суда и т.д. Таким образом, можно говорить об определенной структуре судейского корпуса и о наличии судейских должностей. В самом общем случае закон определяет понятия "судья", "председатель суда" и "заместитель председателя суда".

  1. Государственно-властные полномочия судьи. Судья как носитель судебной власти занимает в структуре суда определенную судейскую должность, каждая из которых законодательно наделена соответствующим объемом государственно-властных полномочий.

В объеме государственно-властных полномочий судьи как носителя государственной судебной власти следует различать процессуальную составляющую - полномочия по осуществлению правосудия (собственно судейские полномочия) и административную составляющую - полномочия административного характера.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом <1>.

<1> Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом.
  1. Процессуальная составляющая государственно-властных полномочий судьи. Процессуальные права и обязанности судьи отражают суть его конституционно-определенных правомочий как лица, осуществляющего правосудие. Объем собственно судейских полномочий не зависит от занимаемой им судейской должности: он определен процессуальным законодательством и единым статусом судьи.

В уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве есть председательствующий судья в судебном заседании, права и обязанности которого особо оговариваются в соответствующих процессуальных нормах (например, ст. 156 ГПК РФ и др.), однако они не связаны с его судейской должностью. В случае, если дело рассматривается судьей единолично, он и исполняет обязанности председательствующего судьи в деле.

  1. Административная составляющая государственно-властных полномочий судьи.

Государственно-властные полномочия, реализуемые при осуществлении правосудия в рамках судебного разбирательства по конкретному делу.

Государственно-властные полномочия судьи определены в п. 6 ст. 1 Закона о статусе судей.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

К рассмотренным полномочиям следует также отнести особые полномочия судей, занимающих в судейской иерархии одну из руководящих должностей: председателя суда, заместителя председателя суда (в системе как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов), председателя судебного состава арбитражного суда.

Процессуальное законодательство различным образом подходит к определению государственно-властных полномочий, реализуемых при осуществлении правосудия в рамках судебного разбирательства по конкретному делу. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определил, что при наличии обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей (ст. 29.2), судья обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда. Кроме того, при наличии таких обстоятельств лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Это заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении (ст. 29.3 КоАП РФ).

В соответствии с АПК РФ в случае заявления отвода судье арбитражный суд заслушивает мнения лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда или председателем судебного состава. Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным. Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда, разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда или председателем судебного состава (ст. 25 АПК РФ).

Ни уголовно-процессуальное, ни гражданское процессуальное законодательство не наделяет такими полномочиями соответствующие судейские должности в судах общей юрисдикции. Положения ст. 65 УПК РФ и ст. 20 ГПК РФ, согласно которым отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается тем же судом в полном составе большинством голосов, а отвод, заявленный судье, единолично рассматривающему дело, разрешается этим же судьей, неоднократно оспаривались в Конституционном Суде Российской Федерации. При этом Конституционный Суд отмечал, что оспариваемые нормы законодательства не исключают возможность отмены вышестоящими судебными инстанциями принятых судебных решений и направления дел на новое рассмотрение в ином составе судей в случае установления обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности судьи, отклонившего заявленный ему отвод <2>.

<2> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 96-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, статьи 65 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статьи 20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N 451-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Втюрина Германа Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 части первой статьи 16, статьи 29, части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и др.

Определенный объем административных государственно-властных полномочий, реализуемых при осуществлении правосудия, установлен уголовно-процессуальным законодательством. В частности, в соответствии с УПК РФ по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, может быть изменена территориальная подсудность уголовного дела в случаях: а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 УПК РФ; б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

По ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со ст. 65 УПК РФ заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда - вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК РФ <3>.

<3> См. статью 35 УПК РФ.

Статьей 395 УПК РФ определено, что до обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним.

В соответствии со ст. 436 УПК РФ председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалоб или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Государственно-властные полномочия по управлению судом.

Административными полномочиями законодательство наделяет лиц, замещающих следующие судейские должности: председатель судебного состава, заместитель председателя, председатель судебной коллегии, председатель суда.

Председатель суда. В государственно-властных полномочиях по управлению судом следует выделить полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 Закона о статусе судей) и особые полномочия по вопросам формирования судейского корпуса, определенные в ряде нормативно-правовых актов.

К общим организационным полномочиям можно отнести положения Закона о статусе судей, в соответствии с которыми председатель суда, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  1. организует работу суда;
  2. устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  3. распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;
  4. организует работу по повышению квалификации судей;
  5. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  6. регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  7. осуществляет иные полномочия по организации работы суда <4>.
<4> Развернутый перечень основных прав и обязанностей председателя суда регламентирован Типовыми правилами внутреннего распорядка суда, утв. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101.

Полномочия председателя суда как руководителя органа судебной власти проанализированы А.Н. Халиковым <5>, подчеркнувшим необходимость законодательного обеспечения в системе организационно-властных отношений "председатель суда - судья" реализации принципа независимости судей при осуществлении правосудия. Согласимся с этим автором в том, что особое внимание законодатель должен обратить на обеспечение этого принципа при регулировании вопросов материального стимулирования, дисциплинарных наказаний, повышения в должности и др., которые должны решаться на основе объективных статистических данных о результатах работы конкретного судьи.

<5> См.: Халиков А.Н. Роль председателя суда в обеспечении независимости судей // Российский судья. 2007. N 5.

В то же время, как отметил член-корреспондент РАН М.И. Клеандров <6>, в судах действует принцип единоначалия (в организационном смысле, так как в процессуальном - при коллегиальном рассмотрении дела и в иных ситуациях - все судьи равны, и здесь председатель суда - судья, не более), поэтому руководство судом не коллективное и не коллегиальное.

<6> См.: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Закон об арбитражных судах предоставил особые полномочия, отличные от полномочий председателя суда общей юрисдикции, председателю арбитражного суда субъекта Российской Федерации, являющемуся, как и председатели судов всех высших звеньев арбитражно-судебной системы, и судьей, и одновременно самостоятельной процессуальной фигурой, осуществляющей процессуальные полномочия, установленные АПК РФ.

Наиболее полно регламентирует объем государственно-властных полномочий председателя арбитражного суда Регламент арбитражных судов, предусматривающий, что председатель арбитражного суда организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами, организует систематическое изучение и обобщение судьями и работниками суда судебной практики и статистики, осуществляет организационные мероприятия, направленные на соблюдение процессуальных сроков и укрепление исполнительской дисциплины, организует текущее и перспективное планирование работы суда, контроль и обеспечение выполнения планов и др.

Несколько особняком в полномочиях председателя арбитражного суда стоит право на участие в работе органов государственной власти. Так, Закон об арбитражных судах предусмотрел право Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 20) и право председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 42).

Особые полномочия председателя суда по вопросам формирования судейского корпуса урегулированы Законом о статусе судей: председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии (ст. 5). Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

На судью, подлежащего квалификационной аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна отражать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств. Судья должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не позднее чем за две недели до квалификационной аттестации, которая проводится в присутствии судьи в месячный срок со дня поступления соответствующего представления. При неявке судьи на заседание квалификационной коллегии без уважительных причин квалификационная аттестация может быть проведена в его отсутствие. В заседании квалификационной коллегии вправе принимать участие председатели судов, внесшие представление, либо их представители <7>.

<7> Положение о квалификационной аттестации судей (в ред. Федеральных законов от 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ, от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ) утверждено Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 1993 г. N 4960-1 (в ред. от 14 марта 2002 г.) "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей".

Судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку (п. 3 ст. 21 Закона о статусе судей).

Наиболее полно полномочия председателя суда определены в системе арбитражных судов Регламентом арбитражных судов, согласно которому председатель арбитражного суда: издает приказы о вступлении судьи в должность и об оставлении должности; решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса; решает вопросы поощрения судей, вносит предложения о награждении судей государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации; обращается в соответствующую квалификационную коллегию судей с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности; осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда; решает вопросы о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности к работникам аппарата суда в порядке, установленном действующим законодательством, и др.

Заместитель председателя суда. Объем его властных полномочий определен ст. 6.2 Закона о статусе. Заместитель председателя суда, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя - по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет первый заместитель председателя этого суда, при отсутствии первого заместителя - по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

По законодательству о военных судах на заместителя председателя военного суда могут быть возложены обязанности председателя судебной коллегии или председателя судебного состава.

В системе арбитражных судов полномочия заместителя председателя арбитражного суда определены Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Регламентом арбитражных судов.

Этими актами установлено, что заместитель председателя суда, наряду с осуществлением полномочий судьи, а также процессуальных полномочий, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в соответствии с распределением обязанностей: организует деятельность возглавляемой им судебной коллегии; организует работу курируемых им структурных подразделений аппарата суда; выполняет другие функции по организации работы суда.

Закон об арбитражных судах предусмотрел право заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации (п. 4 ст. 21).

Закон об арбитражных судах предусматривает возможность создания в структуре арбитражного апелляционного суда или арбитражного суда субъекта Российской Федерации постоянного судебного присутствия соответствующего арбитражного суда.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия (ст. 33.11 Федерального конституционного закона об арбитражных судах).

Аналогичное положение содержится в Законе об арбитражных судах в отношении арбитражного суда субъекта Российской Федерации. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия (ст. 43.1 Федерального конституционного закона об арбитражных судах).

В соответствии со ст. 13 этого Закона вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации решает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который также определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов <8>.

<8> См., напр.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 50 от 5 октября 2007 г. "О назначении руководителя постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края".

Председатель судебной коллегии. В судах общей юрисдикции областного уровня имеется судейская должность председателя судебной коллегии (соответственно - судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам). В соответствии со ст. 39 Закона "О судоустройстве РСФСР" председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа: председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда; осуществляют руководство работой соответствующих коллегий; образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики и др.

В составе Верховного Суда Российской Федерации имеется четыре коллегии: Кассационная коллегия, Судебная коллегии по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия. Каждая из них возглавляется Председателем соответствующей коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Состав Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, включая председателя коллегии, утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации (ст. 62.1, 63 Закона о судоустройстве РСФСР).

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда Российской Федерации (ст. 63 Закона).

Следует отметить, что в отношении Председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в законодательстве имеются прямые противоречия. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона о военных судах Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации <9>.

<9> Не существует согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в Закон о статусе судей.

Совершенно иной порядок формирования судебных коллегий в системе арбитражных судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и федеральных арбитражных судах округов создаются, в арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии (п. 18 Регламента арбитражных судов).

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы.

Судебные коллегии арбитражного суда формируются из числа судей этого суда. Члены судебных коллегий утверждаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

Вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую решаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

В соответствии с Регламентом арбитражных судов судебную коллегию возглавляет председатель коллегии - заместитель председателя арбитражного суда. Председатель судебной коллегии организует работу коллегии (п. 23).

Должностные обязанности председателей судебных коллегий определяются Положением о судебной коллегии, утверждаемым председателем арбитражного суда.

Президиум суда формируется в судах общей юрисдикции, начиная с областного уровня.

Статья 33 Закона о судоустройстве РСФСР так определила полномочия президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа общей юрисдикции (представленный членами президиума): в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов, и др.

Таким образом, президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в системе судов общей юрисдикции наделен как процессуальными, так и организационными полномочиями.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации по протестам Председателя этого Суда, Генерального прокурора Российской Федерации и их заместителей вправе пересматривать решения, приговоры, определения и постановления районных и городских судов, судебных коллегий и президиумов областных и равных им судов, а также решения, приговоры, определения Верховного Суда Российской Федерации и постановления судей этого суда.

Процессуальные полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации в сфере судебного надзора предусмотрены гл. 41 ГПК РФ (ст. 376 - 391), ст. 402, 403, 405 - 409 УПК РФ.

Согласно ст. 389 ГПК РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель правомочны внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

В порядке ст. 403 УПК РФ Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на приговоры и определения судебных коллегий по уголовным делам, по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда, а также на постановления судей Верховного Суда о назначении судебного заседания.

В порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам Президиум Верховного Суда Российской Федерации возобновляет гражданские дела в отношении решений, определений, вынесенных в первой инстанции, и постановлений Верховного Суда (гл. 41, 42 ГПК РФ) и уголовные дела в отношении приговоров, определений, вынесенных в первой инстанции, и постановлений Верховного Суда (ст. 417 УПК РФ).

Организационно-распорядительные полномочия Президиума Верховного Суда определены в абз. 3, 4 ст. 62 Закона о судоустройстве.

Установлен порядок формирования президиума суда общей юрисдикции:

в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о судоустройстве РСФСР президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации <10>;

<10> См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1543 "Об утверждении состава президиума Свердловского областного суда и назначении членов президиумов судов".

Президент Российской Федерации определяет и персональный состав президиума суда общей юрисдикции <11>. Состав президиума суда общей юрисдикции утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ч. 2 ст. 32).

<11> См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 365 "О назначении членов президиумов судов".

Законодательное установление порядка формирования президиума суда общей юрисдикции указами Президента Российской Федерации дает основание говорить о члене президиума суда общей юрисдикции как об отдельной судейской должности. Однако процедура прохождения через соответствующую квалификационную коллегию и аппарат президентской администрации при назначении на судейскую должность члена президиума никаким законом не регламентирована. Не установлен и срок пребывания в этой судейской должности.

Несмотря на то что военные суды входят в систему судов общей юрисдикции, Федеральный конституционный закон о военных судах определил принципиально иные порядок формирования и организационные полномочия президиума военного суда, действующего в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов. Участие Президента в формировании президиума окружного (флотского) военного суда ограничено назначением в установленном законом порядке председателя и заместителя председателя окружного (флотского) военного суда.

Президиум окружного (флотского) военного суда:

рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;

рассматривает вопросы организации работы и осуществляет координацию работы судебных коллегий и судебных составов;

утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

определяет численность судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда (ст. 16 Закона).

Полномочия и порядок формирования президиума арбитражного суда установлены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах Российской Федерации" (далее - Закон об арбитражных судах).

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации, президиум арбитражного апелляционного суда, президиум федерального арбитражного суда округа не наделены процессуальными полномочиями. Они в соответствии с Законом об арбитражных судах решают только организационно-правовые вопросы: утверждают по представлению председателя соответствующего арбитражного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривают другие вопросы организации работы суда; рассматривают вопросы судебной практики (ст. 28, 33.5, 38).

Состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации (арбитражного апелляционного суда, федерального арбитражного суда округа) определен Законом об арбитражных судах. В него входят председатель соответствующего арбитражного суда, его заместители, председатели судебных составов и судьи. При этом судьи, входящие в состав президиума арбитражного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя арбитражного суда сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного суда неоднократно.

Особые процессуальные полномочия в системе арбитражных судов имеет только Президиум Высшего Арбитражного Суда, который рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей, председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, которые входят в состав Президиума по должности, и судей Высшего Арбитражного Суда.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума неоднократно.

В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Председатель судебного состава. Понятие "судебный состав" в законодательстве о судебной власти имеет два значения: 1) как организационно оформленная постоянная структурная единица судейского корпуса, возглавляемая председателем судебного состава; 2) три и более судей, рассматривающих под руководством председательствующего судьи в соответствии с процессуальным законодательством конкретное судебное дело, принимающих соответствующие судебные акты в процессе этого рассмотрения и осуществляющих тем самым правосудие.

Судебный состав как организационно оформленная постоянная структурная единица судейского корпуса с аппаратом сотрудников, обеспечивающих его деятельность, предусмотрена законодательством только в военных судах и арбитражных судах.

Закон о военных судах предусматривает, что в окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона о военных судах председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда: вправе участвовать в рассмотрении дел судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях; организует работу судебного состава; контролирует работу аппарата судебного состава; осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда и (или) председателем соответствующей судебной коллегии.

Часть 3 ст. 10 Закона о военных судах предусматривает, что в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации могут быть образованы судебные составы.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о военных судах председатель судебного состава Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации: организует работу судебного состава; участвует в рассмотрении дел судебным составом и председательствует в судебных заседаниях судебного состава; контролирует работу аппарата судебного состава; исполняет обязанности, возложенные на него председателем Военной коллегии.

В соответствии с Законом об арбитражных судах в судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации образуются, а в судебных коллегиях федеральных арбитражных судов округов могут быть образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел.

Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. Персональный состав судебных составов определяется приказом председателя арбитражного суда. Численность судебного состава, как правило, должна быть не менее пяти судей. В арбитражных судах, где численность судей не позволяет сформировать такой состав, на рассмотрении дел определенной категории специализируются отдельные судьи.

Судебный состав возглавляет председатель судебного состава, утверждаемый: в Высшем Арбитражном Суде - Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда; в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

Председатель судебного состава организует работу судебного состава. Председатели судебных составов утверждаются сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

АПК РФ включил председателя судебного состава арбитражного суда в перечень должностных лиц арбитражного суда, которые вправе разрешать вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, об отводе, заявленном нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда (ст. 25).

Должностные обязанности председателей судебных составов в арбитражных судах определены Положением о судебной коллегии, а при отсутствии судебных коллегий - Положением о судебном составе, утверждаемыми председателем арбитражного суда.

Проведенный анализ законодательства о статусе судей свидетельствует о том, что назрела необходимость научного обеспечения разработки и принятия комплексного системообразующего законодательного акта о статусе судьи Российской Федерации, в котором должны быть закреплены как статус судьи, так и положения, устанавливающие гарантии независимости судьи, особенности осуществления им полномочий по государственной должности Российской Федерации, основные принципы взаимодействия судьи и государственных служащих аппарата суда, обеспечивающих его деятельность, и т.п.