Мудрый Юрист

Основные тезисы универсально-синтетической теории насилия

Мартыненко Борис Константинович, кандидат юридических наук, профессор кафедры общетеоретических и правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия.

Основные положения формулируемой нами новой теории заключаются в следующем:

I. В природе насилия не существует - там происходит естественная борьба за выживание и существование. Насилие появляется только лишь в человеческом обществе, где субъектом и объектом насилия является сам человек. Именно в человеке, особенностях его развития в обществе, реагирования на объективную реальность и скрыты причины насилия. Причем большинство исследователей признают, что причина насилия - это социальная неустроенность либо несправедливое устройство общества и плохое воспитание человека. Вне всякого сомнения, любое социальное насилие возникает, развивается и приходит к логическому завершению в условиях социального конфликта.

II. В какой-то мере насилие можно признать способом существования, выживания и даже совершенствования человека, на что указывает теория Ч. Дарвина. Но насилие как способ выживания было допустимо, когда люди применяли физическую силу или примитивные виды оружия. К тому же выяснение отношений происходило на ограниченной территории и не представляло угрозы для человечества в целом. С учетом произошедшего во времени технического развития человечества изменения реальности привели к тому, что в настоящее время насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми оказалось общество.

III. Мы полагаем, что этапы развития общества, ведущие к насильственным преступлениям, можно представить следующим образом:

  1. разделение труда - отчуждение производителя от продуктов его труда, возникновение противоречия между потребностями человека и возможностями для его реализации;
  2. нарастание напряженности и поиск законного способа разрешения конфликта;
  3. отсутствие вариантов правомерного решения конфликта интересов (или незнание их в силу правовой неграмотности или низкой нравственной культуры).

IV. С развитием государственности усиливалась поляризация населения, а вместе с этим происходило и разделение культуры, морали, представлений о праве и законе. Преступное и непреступное насилие стали определять более субъективно, с учетом социального статуса. Соответственно росло количество несогласных лиц, совершающих с формальной точки зрения самоуправные, насильственные действия. Со стороны же лиц, преступающих закон, деяния совершались, по их мнению, с целью отмщения и восстановления справедливости, в знак протеста против окружающей действительности, как способ выживания и т.д.

V. Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, большей жесткости, а иногда и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей.

В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по замыслу. В частности, центральной для всех теорий является положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных фактов, логически ведет к тому, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы <1>.

<1> Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. С. 71.

VI. Человеческое общество является сложной системой. "В этом смысле общество, представляя наиболее сложную систему, обладает соответственно и наибольшей степенью динамизма, многообразия, колебательности, а также возможностями отклонения в своем развитии от естественного состояния в ту или иную сторону. Именно поэтому в рамках общества особенно трудно выявить закономерности, так как они скрыты за многочисленными и разнообразными отклонениями" <1>.

<1> Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира. М.: Изд. МГУ, 2003. С. 6.

VII. Существует немало различных инструментов и уровней власти. Среди них первостепенно важными являются насилие, богатство и знания, которые определяются как основные ресурсы власти.

Насилие, тень насилия или силы, запечатленные в законе, стоят за каждым действием правителей и правительства, и в итоге любая легитимная власть полагается на силовые органы и полицию для придания силы своей политической воле. Закон является очищенным в сознании людей насилием, он маскирует силу, которая подразумевает потенциальное применение насилия в случае несоответствующего и ненадлежащего их соблюдения со стороны граждан.

VIII. Слабость грубой силы кроется в ее абсолютной негибкости: насилие может быть использовано лишь для наказания, насилие порождает сопротивление.

IX. Жизнь общества во всей ее полноте, со всеми ее порой кажущимися абсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

X. Специфика общественных законов заключается в следующем:

во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны;

во-вторых, законы природы происходят, в то время как законы развития общества делаются;

в-третьих, это показывает их более сложный характер, что зависит от высокого уровня организации социума как формы движения реальности. Отдельные разумные существа, обладая свободой воли и своеволием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать (вольно или невольно) законы общества;

в-четвертых, в жизни и развитии общества значительно больший удельный вес и место имеют статистические законы: в исторических событиях очень многое подвластно случайности.

XI. Г. Тард указывал на три основных закона <1>, характеризующих содержание процессов подражания и их реализацию в обществе:

<1> Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С. 89.
  1. закон повторения, т.е. усвоения и воспроизведения людьми тех или иных новшеств;
  2. закон оппозиции, выражающий борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе;
  3. закон приспособления, т.е. адаптации людей к появившимся новшествам и изменившимся условиям жизни.

XII. Мы полагаем, что насилие зачастую возникает из конфликта. Как и любое явление, конфликт не возникает спонтанно и не совершается без определенных причин и условий.

Конфликты, как необходимый элемент насилия, не являются явлениями, присущими только нашему времени. Сколько человек существует, столько и существует данного рода насилие. Коуз Р. отметил, что "...предпочтения человека остаются такими же, что и миллионы лет тому назад..." <1>. В этом определении заложена важная мысль - набор основных потребностей человека практически не изменяется в течение существования развития человечества, меняются до бесконечности ее формы.

<1> Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. С. 7.

XIII. Для анализа врожденных человеческих инстинктов будем иметь в виду, что "...на более высоких уровнях развития и интеграции... отдельных рефлекторных реакций оказывается более эффективным, если существует возможность свободно комбинировать отдельные реакции" <1>. Именно поэтому в человеке заложен механизм координации всех психических реакций и физического движения на внешние и внутренние раздражители или влияния среды на ментальном уровне, который еще не получил обстоятельного исследования. Такой механизм получил в физиологии человека название - инстинкт.

<1> Малиновский А.А. Теория структур и ее место в системном подходе // Системные исследования: Ежегодник. 1970. С. 15 - 16.

В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как менталитет, под которым понимается глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние.

XIV. Свое начало менталитет человека берет в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа. Отсюда его характерной чертой является инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания людей. По самой своей природе он оказывает хотя и малоосознаваемое, но достаточно сильное сопротивление сравнительно быстро изменяющемуся социальному бытию, в том числе и официальной идеологии.

XV. Аксиоматично, что человек ведет себя адекватно накопленному в социальной жизни опыту. Поэтому если индивид совершает преступное насилие, он воспроизводит приобретенный социальный опыт <1>. К общим условиям названного явления можно отнести дифференциацию материального и нематериального мира в процессе эволюции человечества.

<1> Новоселов Г.П. Актуальные вопросы учения об объекте: методологические аспекты. М., 1998. С. 9.

XVI. По нашему мнению, любое преступление является формой несогласия человека с окружающей его действительностью. Согласие или несогласие определяется системой ценностных ориентации личности, сформировавшихся не без участия окружающего общества. В итоге насильственное поведение является крайней формой протеста лица, считающего другие формы выражения своего мнения бесполезными или неэффективными.

Таков наш концептуальный подход к пониманию насилия. Конечно, в малом объеме журнальной статьи невозможно изложить всю специфику современной трактовки теории насилия, однако мы попытались обозначить грани общей канвы сложного государственно-правового явления.