Мудрый Юрист

Пути деэскалации региональных конфликтов на северном кавказе

Гончаров Руслан Игоревич, адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Региональные конфликты на Северном Кавказе приобрели затяжной характер в силу комплексного характера конфликтогенных факторов, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, неразрешенности и неурегулированности многих проблем. Однако в начале XXI в. ситуация в Северо-Кавказском макрорегионе все же более стабильна, чем в 1990-е гг. В научном сообществе, общественном мнении в целом начинает формироваться понимание не только возможности, но и реальности деэскалации регионального конфликтного процесса и дальнейшего поэтапного урегулирования манифестных и латентных конфликтных процессов. В этом плане наиболее важной представляется проблема деэскалации как сужения масштабов, уменьшение, ослабление этнического конфликта.

Один из принципиальных моментов заключается в том, чтобы перейти на путь конструктивной деэскалации и урегулирования конфликта и разрешения проблемы как можно раньше. Нет никаких закономерностей, согласно которым конфликт обязательно должен развиться до предела эскалации, наоборот, смысл конфликтологической экспертизы заключается именно в том, чтобы выявить пути и механизмы либо предупреждения конфликта, либо его ранней деэскалации.

Однако, если меры по предупреждению и ранней деэскалации конфликта не были своевременно приняты, это не означает, что конфликт, развиваясь по пути неконструктивной деэскалации, обязательно закончится социальной катастрофой.

Под социальной катастрофой мы понимаем необратимый распад сложных социальных связей и соответственных экономических, политических, духовных систем. Социальную катастрофу не следует трактовать по аналогии с технологической катастрофой (хотя некоторые схожие черты у них есть), главный признак социальной катастрофы - это необратимый распад социальных систем.

Если произошла социальная катастрофа, то возможности перехода к конструктивной деэскалации в этом случае действительно весьма затруднены.

Еще один путь работы с конфликтом - его трансформация. Этот путь наиболее эффективен тогда, когда в данных конкретных условиях не представляется возможным разрешить или урегулировать конфликт. Если невозможно разрешить проблему, необходимо ее изменить.

Наиболее вероятным такое развитие событий является в условиях кардинального изменения среды протекания конфликта, и в этом случае трансформация конфликта может произойти и без целенаправленного управляющего воздействия. Однако такие изменения не обязательно будут иметь своим следствием конструктивную направленность эволюции конфликта, кроме того, потребность в трансформации конфликта наиболее велика как раз в условиях затяжных конфликтов, которые чаще всего формируются на фоне "окостенения" социальных процессов. Поэтому в большинстве случаев трансформация конфликта предполагает активное управляющее действие участников конфликта, включая посредников.

Наиболее распространенным вариантом трансформации этического конфликта является его "канализация", т.е. перевод энергии конфликтного взаимодействия в другое русло. В конструктивном смысле трансформация этнического конфликта предполагает разложение нерешаемой проблемы в отношениях между этническими группами в более мелкие и решаемые проблемы. Этот подход можно назвать технологической редукцией этнического конфликта, которая предполагает раздельную работу по нескольким реальным и жизненным вопросам, входящим в основную проблему конфликта, причем важно, чтобы это были решаемые в данных конкретных условиях вопросы и по ним могли бы быть достигнуты конкретные результаты. Одним из важнейших смыслов этой работы является налаживание коммуникации между конфликтующими этническими группами, преодоление отчуждения и враждебности, возникновение чувства реальности решения проблем в отношениях между сторонами.

Невозможно предложить набор таких мер, которые можно было бы с наибольшим эффектом использовать для урегулирования и разрешения этнических конфликтов.

Некоторые наиболее общие моменты могут быть сформулированы в виде мини-программы для органов центральной власти, которая включает в себя следующие пункты:

  1. определить концепции федерализма и этнополитики на общенациональном уровне и юридически их принять;
  2. завершить территориальную реформу, прекратить прожектирование в духе "Северо-Кавказской республики" и проч.; признать status quo наименьшим злом для Юга;
  3. обеспечить правовые и политические гарантии равноправия этнических меньшинств и переселенцев в гетерогенных ареалах (например, русских в республиках Кавказа и этнических меньшинств в краях и областях);
  4. увеличить военную и транспортную значимость ЮФО, наращивая его инфраструктуру и личный состав Вооруженных Сил в его пределах, категорически не идти на вывод федеральных войск и силовых структур из Чечни;
  5. установить жесткий объективный контроль над целевым расходованием средств в региональных бюджетах.

Сюда можно добавить и некоторые механизмы, которые могут быть использованы на региональном уровне.

Во-первых, рационализация конфликта. Если социологическими исследованиями выявляется, что этносоциальная напряженность растет, следует как можно раньше признать этот факт, попытаться разумно (рационально) проанализировать ситуацию, определить, кто является потенциальными участниками конфликта и в чем причины роста напряженности.

Во-вторых, вербализация конфликта. Необходимо донести до общественного мнения потенциальных участников конфликта, вероятных лидеров сторон конфликта перспективу перехода конфликта в открытую фазу. В этом случае в предотвращении этнических конфликтов большую роль может сыграть совместная работа властных структур с этническими общественными организациями - инструмент управления социальными процессами, пока еще не просто недооцениваемый большинством представителей властных структур, но и нередко с порога отвергаемый ими.

В-третьих, признание конфликта. Непризнание конфликта или отказ от признания его этнического характера (даже если он существует наряду со многими другими и на данном этапе не является главным) - одна из основных ошибок управленческой деятельности. Особенно опасными являются попытки властных структур редуцировать (низвести) конфликт, имеющий выраженное этническое содержание, до уровня неэтнического (например, хулиганские действия, происки экстремистов, бытовые столкновения и т.д.). В этом случае можно прогнозировать быструю радикализацию требований со стороны этнической группы, рост ее групповой солидарности и влияния радикально настроенных лидеров.

В-четвертых, раннее начало межгрупповой коммуникации. Потенциальные или актуальные участники конфликта должны иметь возможность открыто высказать свои страхи, опасения, желания и требования. Они должны быть услышаны, ни одно из требований не должно быть отвергнуто как изначально неприемлемое, нелегитимное и т.д. При последующем рассмотрении часто обнаруживается, что в этих требованиях содержится немало обоснованного, что эти требования порождены реальными жизненными обстоятельствами, хотя предлагаемые сторонами решения часто действительно бывают "нетехнологичными", т.е. трудно претворяемыми в управленческую практику.

Необходимо отделить обоснованные требования от нетехнологичных решений и сосредоточить внимание на выработке более технологичных решений. Следует учесть, что на более поздних этапах конфликта сторона, отвергающая такие требования, нередко готова принять их, однако противоположная сторона уже настаивает на существенно более радикальных требованиях.

В-пятых, определение субъектов переговорного процесса. В этнических конфликтах, особенно локального или немасштабного регионального характера, редко удается обойтись без тех или иных форм переговоров. По своей сути они редко напоминают хорошо организованные переговоры, которые осуществляются с участниками крупных конфликтов при посредничестве международных организаций. Но в любом случае важно определить реальных лидеров конфликтующих групп и именно с ними вести или организовывать переговорный процесс. Переговорный процесс с лицами, не представляющими в общественном мнении лидеров этнических общин, не может быть эффективен, его результаты, даже если они будут конструктивными, не обязательно будут приняты и поддерживаться этническими общинами.

В-шестых, экспертиза конфликта. Принятию любых управленческих действий должна предшествовать экспертиза конфликта - определение его базы (проблемы, объекта, предмета участников, их ресурсов и требований), фазы конфликта, прогнозирование его динамики, определение путей деэскалации и перспектив исхода. Участники экспертизы могут иметь разные точки зрения на все компоненты конфликта, задача экспертизы - найти точки соприкосновения для выработки решений по выходу из конфликта.

В-седьмых, конструктивный поиск выхода из конфликта. Любой из возможных вариантов будет иметь не только позитивные, но и негативные следствия, и на этом этапе работы с конфликтом необходимо проанализировать все возможные решения и их последствия.

Очень важная комплексная проблема, которую должна решить федеральная и местная власть, - социально-экономическое развитие региона. Эксперты в качестве важных действий назвали создание совместной для всех субъектов Северо-Кавказского макрорегиона экономической базы, осуществление крупных социально ориентированных проектов на территории Северного Кавказа, интегрировав его в совместные экономически рентабельные структуры.

На современном этапе в обществе, особенно в региональных элитах, преобладают потребительские тенденции. Чтобы переломить ситуацию, необходимо сформировать в обществе ориентацию на развитие производства. Центральной власти следует стимулировать производство, восстановление заводов, предприятий, формируя рынок труда. Организация рабочих мест позволит предотвратить отток молодых кадров за пределы Северного Кавказа.

В сфере социально-экономической политики федеральной власти "необходимо переключить внимание общественности с "иррациональных" по своей природе раздражителей (внешний враг, терроризм, конфессиональные и этнические проблемы) на "рационально-утилитарные": крупные экономические проекты или эксперименты, правовые проблемы, в том числе тщательная санация органов региональной власти и управления, органов внутренних дел. Борьба с терроризмом не должна прекращаться, но она не должна быть главной темой внутренней политики". Основными в деятельности центральной власти должны стать "изменения в "мирных" сферах жизнедеятельности, ведущие к видимым и ощутимым улучшениям материально-финансового или практически-организационного плана".

Органы федеральной власти должны не только инициировать, но и выступать гарантом от рисков крупных общерегиональных интегрирующих проектов социально-экономической и культурно-образовательной направленности. Важно "использовать дотации регионам для их развития, а не для подкупа этнократии, необходимо преодолеть коррумпированность власти на всех уровнях". Борьбу с коррупцией называли первостепенной задачей центральной власти многие эксперты.

Центральной власти следует решительно усилить борьбу с коррупцией, так как общество все острее воспринимает социальное неравенство; в этой ситуации необходимо сузить пропасть в социальной поляризации. Но пока государство не мешает богатым обогащаться, а бедным беднеть. Борьба с коррупцией должна носить системный характер. Есть целесообразность "вести постоянный и независимый от региональных властей мониторинг ситуации в конфликтных зонах. Планировать превентивные (и вариативные по содержанию) меры по отношению к конкретным зонам возможных конфликтов".