Мудрый Юрист

Право собственности на землю в Российской Федерации

Ахетова О.С., Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, г. Саратов.

Под правом собственности в РФ понимается совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих общественные отношения по присвоению материальных благ конкретными лицами. Право собственности предоставляет собственнику права владения, пользования и распоряжения имуществом. Так, согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ и ст. 212 Гражданского кодекса РФ в России признаются и гарантируются следующие равноправные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная. Конституция также допускает существование иных форм собственности <1>.

<1> См.: Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А., Перепелкина Н.В. и др. Становление гражданского общества в России: Правовой аспект / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2002. С. 68.

В соответствии с Земельным кодексом РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. То же можно сказать о собственности субъектов РФ и о муниципальной собственности на землю.

В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

  1. земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ; 2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; 3) земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; 4) иные предусмотренные ФЗ земельные участки и предусмотренные ФЗ земли.

К собственности субъектов РФ относятся:

  1. земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; 2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; 3) иные предусмотренные ФЗ земельные участки и предусмотренные ФЗ земли.

К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

  1. земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; 2) земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; 3) иные предусмотренные ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли <2>.
<2> См.: О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148; Российская газета. 2008. 25 июля. Ст. 3.1.

Распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если ФЗ не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Ранее процедура разграничения государственной собственности на землю проводилась по ФЗ от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Но с 1 июля 2006 г. данный ФЗ утратил силу. Изданные до этого числа акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.

Для регистрации права собственности на земельные участки необходимо подать: 1) заявление о государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности; 2) правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти РФ, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти РФ, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти РФ, субъекта РФ, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 3) правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перечень документов не исчерпывающий, но должен быть установлен ФЗ <3>.

<3> См.: Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404 // СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является сегодня препятствием для осуществления распоряжения ими. И распоряжается такими земельными участками специально уполномоченный на то Правительством субъекта РФ орган государственной власти субъекта РФ. С юридической точки зрения не совсем понятно, как возможно такое распоряжение земельными участками, если понятие "распоряжение" - это право определять юридическую судьбу вещи путем совершения актов в отношении этой вещи (право продать, обменять, заложить, подарить) <4>. А для того чтобы это сделать, необходима государственная регистрация права собственности, так как подлежат в обязательном порядке государственной регистрации земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы <5>.

<4> См.: Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2007. С. 647.
<5> См.: О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; Российская газета. 2008. 2 июля.

Таким образом, законодательство как на уровне федеральном, так и в субъектах РФ в части урегулирования вопросов законного распоряжения таким важнейшим природным ресурсом, как земля, требует безусловной доработки.