Мудрый Юрист

Гражданско-правовое регулирование заимствования ценностей государственного материального резерва

Выборный В.В., адвокат.

Под выпуском материальных ценностей из государственного резерва понимается их реализация или безвозмездная передача определенному получателю либо реализация на рынке. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва, основания выпуска, условия, а также само понятие заимствования определены Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ (ред. 02.02.2006) "О государственном материальном резерве" (далее - Закон). Из этого следует, что отечественное гражданское законодательство предусматривает специальную систему регулирования, посвященную обязательствам, возникающим в сфере государственного резерва, поэтому такие обязательства формируются как на основании существующих институтов гражданского права, так и на основании специального законодательства.

Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке временного заимствования осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатель, сроки, условия выпуска, а также порядок и сроки их возврата. Все эти условия прописываются в договоре заимствования и не подлежат изменению сторонами.

По своей правовой природе договор заимствования является специально разработанным средством регулирования займа материальных ценностей государственного резерва, комплексным договором, который сочетает элементы договора займа, мены, купли-продажи.

Теперь попробуем разобраться, каким образом элементы трех договоров сочетаются в договоре заимствования.

Гражданским законодательством мена определяется как договор, направленный на возмездную передачу имущества в собственность. И договор заимствования обладает подобными признаками.

И мена, и заимствование направлены на передачу имущества в собственность. И мена, и заимствование подразумевают передачу имущества в собственность на условиях возмездности.

Возмездность заимствования и мены характеризуется эквивалентно-определенным встречным предоставлением.

Все эти признаки объединяют договоры заимствования, мены и купли-продажи.

И наконец, эквивалентно-определенное встречное предоставление является не денежным, а товарным.

Данный признак принадлежит только договору мены. К договору заимствования, безусловно, этот признак отнести не представляется возможным, поскольку при заимствовании не передается каждой из сторон в собственность один товар в обмен на другой. Применительно к заимствованию речь идет о возврате заимодавцу равного количества аналогичных вещей, что объединяет заимствование и заем.

Кроме того, объединяющим признаком заимствования и займа является уплата вознаграждения за получение в собственность материальных ценностей.

Заемщик уплачивает плату за заимствование материальных ценностей из государственного резерва в силу ст. 13 Федерального закона "О государственном материальном резерве". Согласно Закону размер платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей, и не может превышать размера учетной ставки за кредит Центрального банка Российской Федерации. В развитие данной нормы принято Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 98 "О порядке определения размера платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва".

А вот договором мены какая-либо плата действующим гражданским законодательством не предусмотрена. Но заимствование и заем при всей своей схожести являются абсолютно различными по своей сути. Одной из сторон договора заимствования выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом (Росрезерв). Стороной договора займа этот Росрезерв выступать не может, поскольку не осуществляет деятельность, позволяющую извлекать доходы.

Договор заимствования относится к консенсуальным договорам, считающимся заключенными с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. А договор займа в силу ст. 807 ГК РФ считается заключенным с момента передачи вещи.

В соответствии с уже знакомой нам ст. 13 Федерального закона "О государственном материальном резерве" обязательным условием выдачи материальных ценностей из государственного резерва в порядке временного заимствования является предоставление заемщиком гарантийного обязательства по возврату материальных ценностей в государственный резерв. Соответственно, стороны должны договориться и по условиям предоставления гарантийных обязательств.

Согласно сложившейся практике механизма заимствования под гарантийным обязательством возврата материальных ценностей в государственный резерв понимают банковскую гарантию на сумму контракта.

Следует признать, что существуют определенные риски при исполнении договора заимствования. Это невозвращение заимствованных материальных ценностей в установленный срок, их замена на товар неликвидный, неуплата платы за заимствование, а также исполнение обязательства денежными средствами по цене заимствования, которая, как правило, на день возврата бывает ниже рыночной.

Риски присутствуют и в случае, когда заемщик является недобросовестным и получает материальные ценности из государственного резерва в порядке заимствования исключительно в спекулятивных целях для скорейшей их реализации по растущим рыночным ценам, и в случае, когда добросовестный заемщик искренне не может возвратить аналогичный товар. В последнем случае им может оказаться субъект Федерации, который заимствовал нефтепродукты для проведения посевной или уборочной кампании.

Правительство РФ в силу ст. 16 Закона может своим постановлением принять решение о взыскании задолженности по возврату материальных ценностей в государственный резерв иными материальными ценностями, входящими в номенклатуру государственного резерва, либо денежными средствами.

Во всех случаях государство будет вынуждено тратить дополнительные денежные средства на покупку материальных ценностей по действующим рыночным ценам в целях поддержания государственного резерва на установленном количественном уровне.

Да, банковская гарантия нивелирует риск невозвращения материальных ценностей в государственный резерв, однако не защищает государственные интересы от существенных финансовых потерь в случае роста рыночных цен на заимствованные материальные ценности.

В Законе присутствует имущественная ответственность заемщика за неисполнение договора заимствования в виде пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от стоимости невозвращенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств по возврату материальных ценностей в государственный резерв. Однако данная норма не стимулирует заемщика на возврат материальных ценностей в натуре, поскольку основное обязательство погашается уплатой по банковской гарантии.

Поэтому нам представляется ошибочным отсутствие в последних редакциях Федерального закона "О государственном материальном резерве" нормы, которая присутствовала в Законе изначально, а именно штраф за невозвращение материальных ценностей в государственный резерв в размере 100 процентов стоимости заимствованных материальных ценностей. Восстановление штрафа наряду с банковской гарантией будет реальными обеспечительными мерами, понуждающими заемщика к добросовестному исполнению договорных обязательств по возвращению заимствованных материальных ценностей.

Таким образом, следует отметить, что правовая база договора заимствования состоит из норм института купли-продажи, мены и займа в силу общности родовых признаков, а также из норм Закона, регулирующего отношения в сфере формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного резерва.

А для надлежащей защиты экономических интересов государства по вопросам возврата заемщиком заимствованных материальных ценностей в государственный резерв должны быть прописаны в Законе механизм обязательного возврата государственной собственности и имущественная ответственность в виде уплаты штрафа за ее невозвращение. Предлагаемые изменения в случае их принятия усовершенствуют существующую модель формирования обязательств, связанных с заимствованием материальных ценностей государственного резерва, что позволит конкретизировать экономические отношения и разрешить имеющиеся противоречия, возникающие в ходе применения действующего законодательства.