Мудрый Юрист

Какую ставку транспортного налога применять?

"Фармацевтические ведомости", 2005, N 11

Ставки транспортного налога устанавливаются региональным законодательством. И различаются они по классам автомобилей. Но иногда споры возникают по причине того, что организация платит с автомобиля налог по ставке, которая установлена для легковушек. А, по мнению проверяющих, налог нужно платить по ставкам для грузовиков. Один из таких споров описан в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 г. N А26-5998/2005-211. Его мы и рассмотрим.

Суть спора

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция приехала с проверкой в центральную районную больницу. И установила, что больница платила транспортный налог по автомобилям модели "УАЗ-3962" и ее модификаций "УАЗ-39629" (3962-01, 3962-02, 396259) по ставкам, установленным для легковых автомобилей (по 8 руб. с 1 л. с. в 2003 г. и по 6 руб. - в 2004 г.). А, по мнению налоговиков, по этим автомобилям следовало применять ставку налога в размере 25 руб. с одной лошадиной силы, установленную для грузовиков. При этом, как указали проверяющие инспекторы, чтобы определить, к какой категории относится автомобиль в целях расчета транспортного налога (к легковому или грузовому транспорту), нужно руководствоваться отраслевой нормалью ОН 025270-66.

Поскольку больница занизила сумму транспортного налога, налоговики его доначислили (с соответствующими пенями), а также приняли решение привлечь больницу к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Однако больница не согласилась с таким решением налогового органа, решив обратиться с иском в арбитражный суд.

Решение суда

Суд занял сторону больницы. И вот его доводы.

Как следует из п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Они зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспорта в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Примечание. Региональные ставки транспортного налога не могут более чем в пять раз превышать (понижать) ставки, которые приведены в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ.

Транспортный налог на территории Республики Карелия, где и находится больница, введен Законом от 30 декабря 1999 г. N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". В нем и установлены конкретные ставки транспортного налога для данного региона.

А чтобы определить, является ли автомобиль легковым или грузовым, следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. На это указано в п. 16 Методички по транспортному налогу, утвержденной Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177. А отраслевая нормаль ОН 025270-66, на которую ссылались налоговики, разработана для предприятий автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения.

Комментарий редакции

В паспортах на автомобили "УАЗ-3962" указано наименование типа транспортного средства - санитарный автомобиль, в двух паспортах (на автомобили модели "УАЗ-396259") - специальный автомобиль. Иначе говоря, автомобили модели "УАЗ-3962" и ее модификации относятся к специальным (санитарным) автомобилям, которые предназначены для оказания медицинской помощи и перевозки больных, а не грузов.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов такие автомобили относятся к легковушкам (коды 15 3410165, 15 3410166).

Таким образом, больница совершенно обоснованно исчисляла транспортный налог по данным автомобилям исходя из ставок, установленных для легковых, а не для грузовых машин.

Эксперт журнала

"Учет в медицине"

И.Н.ЕЛИСОВА