Мудрый Юрист

Стратегии консолидации фармрынка России

"Московские аптеки", 2006, N 2

Консолидация - закономерный для рынка процесс. В России процессы консолидации на фармрынке схожи с западными. Предприятия ищут инвесторов, покупателей для своего дальнейшего развития, которому необходимы дополнительные ресурсы. Настало время сильных участников.

Процессам консолидации на российском фармацевтическом рынке посвящена тема номера МА.

РОЗНИЦА

Наиболее интенсивные процессы слияния и поглощения наблюдаются в розничном секторе фармрынка. По прогнозам некоторых аналитиков, к 2007 г. 2-3 крупные брендированные сети будут контролировать порядка 30% розничного фармацевтического рынка.

Опыт последних лет убедительно показывает, что единичным аптекам все труднее выжить в условиях конкуренции с сетями. Но, несмотря на успешность сетей, одиночные самостоятельные аптеки всегда были, есть и будут. Эти предприятия не могут экономить на масштабе, им трудно завоевать ценовую лояльность дистрибьютора, но в их руках остается возможность создания уникальной аптеки, отличной от всех. Конкурентное преимущество отдельного предприятия - в его возможности максимально полно подстроиться под своего потребителя, формировать своего клиента, мобильно реагировать на все изменения его запросов, всячески развивать культуру партнерских отношений с посетителем.

Исследования популярности у населения аптечных предприятий, проводимые компанией "ALESTA" с 2003 года в Москве, показали, что лидерами в отношениях с покупателем являются одиночные аптеки, занявшие первые три места в 10 TOP (подробнее читайте на стр. 5, 6).

В 2005 г. в России на 1 аптечное предприятие приходилось 3200 человек (в Москве - 2900), что соответствует плотности аптечных предприятий в большинстве европейских стран. По данным компании DSM Group, сходные показатели характерны для Великобритании, Германии, Бельгии, Польши, Италии, стран Прибалтики. Наименьший ежемесячный оборот в России показывают одиночные аптечные предприятия, он в среднем составляет 10 тыс. долларов, тогда как оборот сетевой аптеки - 13 тыс. долларов, а оборот аптеки брендированной сети - 31 тыс. долларов в месяц (средний показатель по розничному рынку - 12 тыс. долларов). Подобные показатели эффективности не в последнюю очередь стимулируют процессы консолидации, интенсивно идущие на розничном рынке. Чтобы увеличить свои оборотные средства, повысить объем заказа у дистрибьюторов и получить необходимый товар на более выгодных условиях, единичные аптеки объединяются между собой, но эти объединения остаются малозаметными на фоне деятельности крупных компаний.

Процессы консолидации происходят в соответствии с двумя основными стратегиями, характерными и для рынка в целом: существуют стоимостная стратегия (так называемый, "мейнстрим") и "нишевая" стратегия.

В первом случае компания работает максимально прозрачно и ставит себе целью повышение рыночной стоимости своих активов, чтобы в дальнейшем привлечь акционеров и инвесторов. Происходят процессы слияний и поглощений, компании активно осуществляют свой "органический рост", в ходе которого сети средней величины поглощают мелкие сети, а крупные сети - средние. В 2005 г. наиболее активна в этом смысле деятельность крупнейших игроков на розничном фармрынке: межрегиональных - ЗАО "Аптеки 36,6", "Доктор Столетов" и более мелких их конкурентов - "Первая помощь", "Имплозия", "Вита".

По данным председателя совета директоров ОАО "Аптечная сеть 36,6" С.А.Кривошеева, в 2004 г. компанией были приобретены 3 сети, а в 2005 г. - уже 10 аптечных сетей в различных регионах России. При этом в сети "36,6" стандартизированы процессы оценки каждой потенциально покупаемой сети и процессы ее адаптации и перевода на работу в составе "36,6".

Слияния и поглощения осуществляют компании, которые прирастают по вертикали. В данном случае речь идет о национальных дистрибьюторах, усиливающих свое влияние и на розничный рынок. По принципу франшизы "ЦВ Протек" развивает аптечную сеть "Ригла", а также аптечную сеть ассоциации "Союзфарма", "Морон" - "Старый лекаръ".

Консолидация по нишевой стратегии направлена на получение текущей прибыли при эксплуатации преимуществ определенной ниши. Такие компании работают вполне успешно, но не претендуют на лидерство. В этом направлении, например, развиваются аптечные сети, работающие в программе ДЛО (аптечные пункты компании "Биотэк" или "Итек", активно развивающей интернет-торговлю).

Несколько особняком стоят процессы консолидации, инициированные государством и касающиеся аптечных предприятий, которые находятся в государственной собственности. Одним из последних примеров крупных объединений такого рода может служить включение государственных аптек Москвы в ГУП "Столичные аптеки".

ДИСТРИБЬЮЦИЯ

В оптовом сегменте фармрынка по итогам 2005 г. 6 национальных дистрибьюторских компаний контролируют уже более 60% рынка, показывая рост продаж в 37,5%. Остальные порядка 2 тыс. компаний (стабильно и более-менее прозрачно работают около 80) занимают 40% рынка. Большая часть средних и мелких оптовиков представлена региональными и локальными компаниями.

Процессы консолидации в сегменте дистрибьюции будут происходить за счет вытеснения с рынка мелких компаний. Объединение крупных структур маловероятно. Как отметил в одном из своих последних докладов генеральный директор "ЦВ Протек" В.Л.Смердов, "объединение крупных дистрибьюторов не принесет им новых дивидендов, потому что каждая аптека так или иначе работает где-то с 20 оптовыми компаниями, а оптовики национального масштаба в большей степени сегодня ориентированы не на слияния друг с другом, а на развитие собственных розничных структур". Т.к. среди крупных дистрибьюторов уже произошло выравнивание поставляемого продукта, большинство компаний предлагают клиентам сходные по качеству услуги и сервис, то конкуренция сохраняется только по ценам. Как сообщил В.Л.Смердов, резервы своего дальнейшего развития компании видят в сокращении издержек за счет оптимизации операций по всей цепочке производитель - дистрибьютор - аптека.

Ожидается, что в 2007 г. 3-4 национальных компании ("ЦВ Протек", "СИА-Интернейшнл", "Биотэк" и "РОСТА") будут контролировать до 70% рынка.

ПРОИЗВОДСТВО

Консолидация в производственном секторе идет и по горизонтали, и по вертикали. Значимые горизонтально объединившиеся холдинги, в число которых входит несколько производственных площадок, представляют собой "Верофарм", "Отечественные лекарства" и "Фармстандарт". По вертикали свои производства развивают опять же дистрибьюторы, например, "ЦВ Протек" ("Сотекс", ампульное производство) и Управляющая компания "Аптечная сеть 36,6" ("Верофарм").

Что касается мировых масштабов, то пока только порядка 5 отечественных компаний представляют интерес для Запада, причем к поглощению российских производств главным образом склонны международные дженериковые компании. Наиболее значимыми в этом смысле является приобретение "Нижфарм" STADA и приход управляющей компании НТС на "Акрихин". Перспективы слияния с международными компаниями также есть у "Отечественных лекарств", "Фармстандарта" и "Верофарма".

Важным фактором, влияющим на процессы консолидации, может стать вступление нашей страны в ВТО, когда приход новых инвесторов, новых собственников безусловно изменит расклад сил на российском фармрынке.

ВРЕМЯ СИЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ

Лилия Викторовна Титова, Генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП)

Процесс консолидации на российском фармацевтическом рынке идет практически по тому же пути, что и за рубежом. Если рассматривать отечественную промышленность, то наиболее значимым событием 2005 года является покупка компанией "Штада" российского предприятия "Нижфарм". Судя по тому, что в прошедшем году были еще российские заводы, которые искали зарубежного покупателя, процесс будет иметь продолжение и в текущем году.

Как к этому относиться? Думаю, что положительно. Если предприятие ищет партнера, инвестора, покупателя, то это говорит о том, что предприятие видит себя в будущем как развивающееся, для этого необходимы дополнительные ресурсы. Форма этих ресурсов может быть различна - финансовые средства, новые продукты, новые лекарственные формы и т.д. Ясно одно, рынок - за крупными производителями, имеющими интересный продуктовый портфель, современную производственную базу, собственный научный потенциал или средства на оплату привлекаемых к разработкам ученых. Уже сейчас производители постоянно сталкиваются с проблемой одноименного ассортимента - пациент не может потребить конкретного препарата больше, чем ему прописано. И выпуск одноименных, даже широко потребляемых продуктов несколькими (иногда десятком и более) производителей приводит лишь к тому, что в погоне за покупателем цены понижаются до уровня, когда выпуск становится нерентабельным. Выход один - поиск других продуктов, новых лекарственных форм, дополнительные показания к применению. Для небольшого предприятия эта задача практически непосильна, не всегда потенциал для ее решения есть даже у крупных заводов. Консолидация - реальный путь достижения результатов. Но даже здесь есть свои ограничения - не каждый российский завод может быть интересен для сильного партнера. Говорить о слиянии двух слабых не имеет смысла, так как это получается подобие колхоза, составленного из бедняков или не умеющих вести хозяйство.

Первое ограничение для многих российских заводов - несоответствие европейским и мировым стандартам GMP. К сожалению, надо констатировать, что к ВТО российская промышленность в целом не готова: лишь отдельные предприятия по своей инициативе реконструируются или строятся, реформируют систему управления производством по стандартам GMP, которые признаются во всем мире. АРФП постоянно говорит о необходимости перехода на эти стандарты, но в ответ чаще всего слышится, что большинство российских заводов еще не готово. Это слово "еще" звучит уже много лет и непонятно, когда же наступит долгожданный момент. Думается, что инертность загонит "в угол" тех, кто не видит очевидного. Хотя финал может быть грустным - доля российских лекарств на собственном рынке ежегодно падает. Даже программа ДЛО не смогла остановить эту тенденцию.

На российском фармрынке наступает время сильных участников. Наша общая задача, т.е. регуляторных органов, профессиональных ассоциаций, производителей, дистрибьюторов - создать такие условия, которые способствуют развитию российских компаний-производителей, дистрибьюторов как используя собственный потенциал, так и делая их инвестиционно привлекательным для партнеров.

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ

Наиль Мансурович Хамидуллин, Генеральный директор компании "МАКИЗ-ФАРМА"

МА: Какие "слияния-поглощения" 2005 года, касающиеся российских компаний, Вы считаете наиболее значимыми?

Наиболее значимым событием, с моей точки зрения, является несостоявшаяся сделка между отечественной фармкомпанией "Верофарм" и владельцем нескольких дженериковых компаний "Actavis". Акционеры "Верофарм", четко позиционируя свою компанию и оценивая ее реальную стоимость, не согласились с предложенными "Actavis" условиями сделки. Этот факт отраден тем, что российские компании становятся более сильными и не торопятся принимать невыгодные для себя условия сделок.

Можно также отметить продвижение дистрибьюторских компаний в производственный сектор.

МА: Как Вы оцениваете процессы консолидации российских розничного и оптового фармацевтических рынков (отдельно) по сравнению с ситуацией на европейских фармрынках?

Россия - вполне цивилизованная страна, и ее фармацевтический рынок достаточно активно развивается. Я полагаю, что к 2010 году он может вырасти до 20 млрд. долларов в розничных ценах.

МА: Каковы, на Ваш взгляд, тенденции дальнейшей глобализации? Какие российские компании к 2007 г. будут доминировать на отечественном фармрынке среди производителей, дистрибьюторов, аптечных сетей?

Я полагаю, что интерес иностранных компаний к российскому рынку будет увеличиваться, довольно существенными будут иностранные инвестиции в производство на территории РФ, увеличится контрактное производство. Среди отечественных фармпроизводителей доминировать будут ведущие компании, члены АРФП, проводящие активную инновационную работу по расширению и качественному изменению портфеля продукции, разрабатывающие новые формы продукции, интересные иностранным компаниям с точки зрения приобретения прав на тот или иной продукт.

Среди национальных дистрибьюторов отечественного фармрынка на фоне лидеров - "ЦВ Протек" и "СИА Интернейшнл", появится 3-й значимый игрок с объемами продаж, ниже чем у лидеров на 20-30%, т.е. будет четкая тройка лидеров.

Среди аптечных сетей процессы будут также достаточно активными, с приходом иностранных компаний на российский рынок появятся новые аптечные сети, возможно, предстоит ребрендинг известных аптечных сетей. Аптечные сети будут доминировать.

МА: Как, по Вашему мнению, повлияло введение программы ДЛО на процессы консолидации рынка на расстановку сил на фармрынке?

Если рассматривать ДЛО и коммерческий рынок как отдельные составляющие фармацевтического рынка, то можно отметить факт явной стагнации коммерческого рынка. Я полагаю, что с развитием обязательной страховой медицины не будет никаких разделений между этими составляющими, рынок будет общий.

МА: Как политика государства влияет на происходящие процессы консолидации фармрынка (вступление в ВТО, введение GMP, реформа здравоохранения, техрегулирование и т.п.)?

Во-первых, государству необходимо разработать и утвердить законодательные механизмы, препятствующие изготовлению и распространению фальсифицированных препаратов.

Во-вторых, необходимо выработать критерии, позволяющие из 600-800 российских производственных фармкомпаний отобрать те, кто действительно соответствует полученным лицензиям, и усилить контроль за выдачей лицензий. Предприятия, имеющие лицензии, должны получить право выпускать фармпродукцию на контрактной основе. Документ, разрешающий контрактное производство, разработан и в настоящее время находится на согласовании.

Что касается вступления России в ВТО - я полагаю, что если иностранным компаниям обеспечен практически беспрепятственный вход на российский рынок, то и наши компании, условия производства которых соответствуют международным стандартам, имеют полное право выйти и работать на зарубежных рынках.

О.ИВАНОВА