Мудрый Юрист

Сферы компетенции субъектов финансовых расследований

Авдийский В.А., заведующий кафедрой анализа рисков и экономической безопасности Финансовой академии при Правительстве РФ, профессор, доктор юридических наук.

Термин "финансовые расследования" (financial investigations) пришел в Россию из-за рубежа и в настоящее время активно используется в практической деятельности. Его востребованность вызвана постепенным сближением нашей страны с развитым миром, осознанием необходимости защиты базового элемента рыночной экономики - собственности от посягательств всевозможного характера. Как бы болезненно ни реагировала академическая наука на "западность" дефиниции и ее "несочетаемость" с российской правовой системой и структурой правоохранительных и контролирующих органов, термин появился в нашем пространстве и, более того, пустил здесь достаточно глубокие корни.

При этом такая его востребованность приводит к явной путанице в практическом применении - каждый субъект, пытающийся его использовать, вкладывает в него свое собственное смысловое значение. Именно эта путаница, на наш взгляд, и должна стимулировать науку к проведению определенных теоретических обобщений и разработке единого категорийного аппарата.

Рассмотрим основных субъектов, называющих свою деятельность (некоторые направления своей деятельности) финансовыми расследованиями.

В спектр услуг таких крупных аудиторско-консалтинговых компаний на российском рынке, как например КПМГ, "Делойт и Туш", ФБК и др., в том или ином виде входят: "независимые финансовые расследования и поиск активов", "расследования финансовых махинаций и мошенничества", "услуги по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем". Как правило, все эти виды услуг объединяются под заголовком финансовые расследования и их выполнение осуществляет специально выделенное подразделение - группа финансовых расследований <1>.

<1> Официальные интернет-сайты указанных компаний.

Также финансовыми расследованиями достаточно часто именуется деятельность служб экономической безопасности компаний по сбору и изучению финансовой информации в целях защиты собственности компаний.

На возможность проведения "частных" финансовых расследований косвенно указывается в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 298). В базовой группе 2411 "Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту" среди прочих их функций выделяется "проведение финансовых расследований по таким делам, как подозрение в подделках, несостоятельность и банкротство".

С другой стороны, есть устоявшаяся позиция об отнесении к финансовым расследованиям деятельности правоохранительных органов при борьбе с преступностью в финансовой сфере (либо преступностью, использующей финансовую сферу как источник для иных, как правило, более опасных преступных посягательств). Существует даже отдельно выделенный Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ (КСОНР) <2>. При этом, в зависимости от структуры органов исполнительной власти и особенностей законодательства той или иной страны СНГ, к службам налоговых (финансовых) расследований наряду с правоохранительными относятся и контролирующие органы. Таким образом, на межгосударственном уровне в финансовые расследования "попали" еще и контролирующие ведомства некоторых стран СНГ.

<2> См.: Положение о Координационном совете руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников Содружества Независимых Государств (утв. решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.).

Финансовыми расследованиями неоднократно в своих выступлениях называл аналитическую составляющую деятельности возглавляемого им ведомства глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Минфина России (далее по тексту - Росфинмониторинг) В.А. Зубков <3>.

<3> См.: Зубков В.А. Россия готова ответить за финансовую разведку СНГ // Российская газета. 30.03.2004; Наша задача - сократить теневой сектор экономики // Интервью Зубкова В.А. на ленте Интерфакса. 24.02.2005; и т.д.

При таком активном использовании термина в практической деятельности в научной сфере на настоящий момент отсутствуют серьезные обобщения по сфере его применения (предмету), субъектам и методологии.

Из монографий на сегодня существует только специализированная брошюра "Финансовые расследования: принципы, методы анализа, практика" <4>, где специалистами таможенной службы в аккумулированном виде излагаются переводные материалы конференций с американскими коллегами, где акцент в первую очередь сделан на анализе финансовой информации при борьбе с наркоторговлей.

<4> Блинов Н.М., Крашенинников В.М., Есипов В.М. Финансовое расследование: принципы, методы анализа, практика: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1997. 148 с.

Попытка проанализировать основные подходы к финансовым расследованиям была предпринята в статьях Н.А. Пименова <5>, Е.А. Кондратьевой и А.Р. Горюнова <6>. Однако обсуждение термина осталось на уровне постановки проблемы о необходимости использования такой категории в экономической науке.

<5> Пименов Н.А. Финансовые расследования: основные подходы // Вестник Финансовой академии. 2003. N 1 (25). С. 24 - 30.
<6> Кондратьева Е.А., Горюнов А.Р. К вопросу о выработке научного определения финансовых расследований // Вестник Финансовой академии. 2003. N 1 (25). С. 20 - 23.

Отсутствие термина "финансовые расследования" в базовой научной литературе экономической направленности (в первую очередь - словарях и монографиях) свидетельствует о том, что пока академическая наука его не приняла. В устных обсуждениях противники его выделения приводят достаточно обоснованные аргументы, логика которых сводится к следующему: финансовые расследования, удачно иллюстрирующие соответствующую деятельность в рамках американской модели построения правоохранительной и контролирующей сферы, к системе права и структуре исполнительных органов России неприменимы. То, что в США соединено в одно целое, в России четко разделено на обособленные сферы: расследование преступлений в сфере экономики, государственный финансовый контроль, внутренний и внешний аудит. У данных категорий есть устоявшийся как в практической деятельности, так и в науке понятийный аппарат, включающий субъекты, сферы их компетенции, систему используемых методов. Механически смешивать все это в термине "финансовые расследования" никакой необходимости нет.

Представляется, что это утверждение можно подвергнуть сомнению. Необходимо согласиться с аргументом о том, что нейтральный для англо-американской системы термин "расследования" (investigations) для нашей страны имеет четкий процессуальный характер, напрямую адресующий к разделу VIII УПК России "Предварительное расследование".

Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела. Ее содержанием является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.

Таким образом, если рассматривать финансовые расследования только как процессуальную категорию, то из его участников однозначно следует исключить и аудиторские компании, и службы экономической безопасности, и контролирующие органы.

В то же время термином "расследования" в научной литературе также называют и производство по делам об административных правонарушениях, и работу сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов и даже частных детективов, поэтому однозначно утверждать некорректность словосочетания в широком смысле нельзя.

Другой вопрос - насколько эклектично такое образование? Есть ли элемент, который может объединить исследуемые виды деятельности в одну категорию?

Если обобщить сущностные характеристики практической работы, называемой финансовыми расследованиями, такой элемент проявляется достаточно ярко - это изучение финансовых аспектов криминальных проявлений в целях защиты интересов от преступных посягательств.

Так, основной задачей Росфинмониторинга, который не имеет статуса правоохранительного органа, являются выявление и анализ финансовой составляющей не только фактов легализации преступных доходов, но и преступлений, приводящих к получению этих доходов.

Сами правоохранительные органы при расследовании таких направлений преступности, как интеллектуальные преступления в сфере экономики (налоговые преступления, криминальные банкротства, финансовые мошенничества и т.д.), а также организованного криминала (наркоторговля, торговля оружием, терроризм, экстремистская деятельность и т.д.), так или иначе выходят на анализ финансовой информации.

Службы экономической безопасности (или внутреннего контроля) и аудиторско-консалтинговые компании при проведении частных финансовых расследований анализируют финансовую информацию на предмет выявления фактов хищений и мошенничеств, совершаемых персоналом, менеджментом, контрагентами или иными лицами.

В обобщенной характеристике все эти криминальные проявления напрямую связаны с понятием "теневая экономика". Существует достаточно большое количество подходов к определению его сущности и структуры <7>. В то же время практически все фундаментальные работы отталкиваются от структуры, предлагаемой международной статистикой. "Голубая книга" (так в среде профессионалов принято называть издание Статистического комитета ООН, излагающее методологию Системы национальных счетов - 93), вводит в обращение три сегмента теневой экономики <8>:

<7> См. след. источники: Шикунова О.Г. Теневая экономика: Состояние, проблемы, способы противодействия. М.: Наука, 2002. С. 20 - 23; Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М.: Юрлитинформ, 2003. С. 18 - 25; Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя и Г.М. Казиахметова. М.: Норма, 2005. С. 13 - 16; Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений: Монография / Под ред. А.Е. Суринова. М.: ООО "Финстатинформ", 2003. С. 7 - 14.
<8> По книге "Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки" / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО "Финстатинформ", 1998. С. 487 - 488.
  1. скрытая - характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или приуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов;
  2. неформальная - объединяет некорпорированные предприятия, действующие на законном основании (например, индивидуальное строительство собственными силами и т.п.);
  3. нелегальная - сочетается из криминальных производств и сбыта товаров и услуг (наркотики, оружие и т.д.) и преступной деятельности в сфере экономики (хищения, мошенничества, иные противоправные перераспределения доходов).

Второй сегмент выделяется статистиками ООН только из-за невозможности его подсчета обычным статистическим инструментарием. Он не связан с функционированием теневого капитала и для выявления закономерностей построения финансов (внесения изменений в финансы) при совершении преступлений не нужен. В то же время целесообразно разделить третий сегмент на две составляющие: непосредственно криминальную экономику (экономику организованной преступности) и "вторую" теневую экономику (перераспределение доходов "беловоротничковой" преступностью).

Необходимо отметить, что движение теневого капитала достаточно разнонаправлено, но в целом можно выделить ряд закономерностей, присущих его формированию и использованию (см. рис. 1). Криминальная и скрытая экономика генерируют отличающийся по методам извлечения, но одинаково тщательно укрываемый от государственного контроля теневой капитал. Сюда же добавляется финансовый поток "второй" теневой экономики, паразитирующей на нормальной финансово-хозяйственной деятельности и перераспределяющей доходы и активы честного бизнеса в пользу "беловоротничковой" преступности. Теневой капитал граничит с белой экономикой через рынки легализации и обналичивания. Основные направления его использования: либо легализация в белую экономику, либо возврат в криминальный/скрытый оборот. Также теневой капитал может быть направлен на финансирование иных, как правило, более опасных видов преступности - например терроризма и экстремистской деятельности.

Таким образом, с точки зрения формирования и использования теневого капитала криминальные проявления можно разложить на "финансирующие преступления" (криминальный и скрытый сектор), "финансовые преступления" ("беловоротничковая" преступность) и "финансируемые преступления" (терроризм и т.п.).

Каждый финансовый поток между ними (любая стрелка на рисунке) имеет сложную структуру закономерностей образования и использования. Вскрытие этих закономерностей и построение на их основе эффективных методик противодействия осуществляется в западной экономической науке в рамках отрасли "финансовые расследования" <9>.

<9> См., напр.: G. Manning. Financial investigation and forensic accounting CRC. N.Y., 2004.

В отечественной практике получается, что негативное явление существует (и не менее опасно, чем на Западе), в то же время изучающая его область научных знаний фактически отсутствует, а есть разрозненные блоки в рамках таких наук, как "криминалистика (методика расследования преступлений в сфере экономики и организованной преступности)", "контроль и ревизия", "судебная бухгалтерия". Представляется, что изучение данных закономерностей в рамках единой науки более эффективно.

Несмотря на то что приведенная схема показывает лишь общее движение теневого капитала, на нее можно достаточно удачно наложить сферы компетенции основных субъектов финансовых расследований.

В настоящее время в этой области работают:

Для повышения эффективности работы этой системы в сфере финансовых расследований можно выделить зоны ответственности:

В принципе Росфинмониторинг при поддержке Банка России во взаимодействии с органами внутренних дел имеет достаточно инструментов для выявления финансовых потоков теневой экономики, однако эффективность работы системы сдерживают два момента. Во-первых, фактически нет методик анализа финансовой составляющей преступной деятельности на уровне финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Инструментарий, накопленный в рамках финансового контроля, позволяет достаточно эффективно выявлять правонарушения, однако преступления "беловоротничковой" преступности, изначально планируемые с маскирующими элементами, методы документального и фактического контроля и составляемые из них методики просто "не видят". Как уже указывалось выше, финансовый анализ в целях выявления данных преступлений в западной экономической науке разрабатывается в рамках финансовых расследований. В отдельную сферу научных знаний выделен так называемый аудит мошенничества (fraud auditing), имеющий особую технологию, значительно отличающуюся от общего аудита и основанную на выявлении особых соотношений, которые "оставляет преступность в финансовой отчетности хозяйствующих субъектов" <10>.

<10> См.: Говард Р. Давиа. Мошенничество: методики обнаружения / Пер. с англ. СПб.: Изд-во ДНК, 2005. 200 с.; G. Bologna Fraud Auditing and forensic accounting. 2004.

В отечественной науке существует отрасль экономико-правовых знаний - судебная бухгалтерия, разрабатываемая в ряде вузов правоохранительной направленности <11>. Однако она рассматривает лишь часть из данных вопросов и акцентирует внимание на противоправной деятельности материально ответственных лиц и сотрудников бухгалтерии, в то время как деятельность менеджмента и связанные с ним финансовые изменения во многом остаются за скобками.

<11> См.: Голубятников С.П., Тимченко В.А. Судебная бухгалтерия: учебная дисциплина, наука, практика // Аудиторские ведомости. 2001. N 1; Соколов Я.В., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет, аудит и судебная бухгалтерия // Аудиторские ведомости. 2001. N 4.
--------------------------¬-------------------------¬------------------------¬--------¬
¦ Криминальная экономика ¦¦ Вторая экономика ¦¦ Скрытая экономика ¦¦ Белая ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦эконо- ¦
¦Ст. 120 Принуждение к ¦¦Ст. 285.1 Нецелевое ¦¦Ст. 171 Незаконное ¦¦ мика ¦
¦изъятию органов или ¦¦расходование бюджетных ¦¦предпринимательство ¦L---/---
¦тканей человека для ¦¦средств ¦¦Ст. 172 Незаконная ¦ ¦¦
¦трансплантации ¦¦Ст. 285.2 Нецелевое ¦¦банковская деятельность¦ ¦¦
¦Ст. 127.1 Торговля людьм覦расходование средств ¦¦Ст. 194 Уклонение от ¦ ¦¦
¦Ст. 127.2 Использование ¦¦государственных ¦¦уплаты таможенных ¦ ¦¦
¦рабского труда ¦¦внебюджетных фондов ¦¦платежей, взимаемых ¦ ¦¦
¦Ст. 163 Вымогательство ¦¦Ст. 159 Мошенничество ¦¦с организации или ¦ ¦¦
¦Ст. 222 Незаконные ¦¦Ст. 160 Присвоение или ¦¦физического лица ¦ ¦¦
¦приобретение, передача, ¦¦растрата ¦¦Ст. 198 Уклонение от ¦ ¦¦
¦сбыт, хранение, перевозкদСт. 171.1 Производство, ¦¦уплаты налогов и (или) ¦ ¦¦
¦или ношение оружия, ¦¦приобретение, хранение, ¦¦сборов с физического ¦ ¦¦
¦его основных частей, ¦¦перевозка или сбыт ¦¦лица ¦ ¦¦
¦боеприпасов, взрывчатых ¦¦немаркированных товаров ¦¦Ст. 199 Уклонение от ¦ ¦¦
¦веществ и взрывных ¦¦и продукции ¦¦уплаты налогов и (или) ¦ ¦¦
¦устройств ¦¦Ст. 176 Незаконное ¦¦сборов с организации ¦ ¦¦
¦Ст. 228.1 Незаконные ¦¦получение кредита ¦¦Ст. 199.1 Неисполнение¦ ¦¦
¦производство, сбыт или ¦¦Ст. 195 Неправомерные ¦¦обязанностей ¦ ¦¦
¦пересылка наркотических ¦¦действия при банкротств妦налогового агента ¦ ¦¦
¦средств, психотропных ¦¦Ст. 196 Преднамеренное ¦L------------------------ ¦¦
¦веществ или их аналогов ¦¦банкротство ¦ ¦¦
¦Ст. 240 Вовлечение в ¦¦Ст. 197 Фиктивное ¦ ¦¦
¦занятие проституцией ¦¦банкротство ¦ ¦¦
¦Ст. 241 Организация ¦L---------------TT-------- ¦¦
¦занятия проституцией ¦ / ¦¦ ¦¦
¦Ст. 242 Незаконное ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦распространение ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦порнографических ¦ ¦¦ ---/--¬ ¦¦
¦материалов или предметов ¦ ¦¦ ¦ ¦ ----------------------¬ /
¦Ст. 186 Изготовление или ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ РЫНОК ОБНАЛИЧИВАНИЯ ¦ ----¬
¦сбыт поддельных денег или¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦Ст. 173 Лжепредпри- ¦ ¦ ¦
¦ценных бумаг ¦ ¦¦ ¦ /------+нимательство /----+ ¦
¦Ст. 188 Контрабанда ¦ ¦¦ ¦ ------+Ст. 327 Подделка, ----+ ¦
¦Ст. 191 Незаконный оборот¦ ¦L-+ ¦ ¦изготовление или сбыт¦ ¦ ¦
¦драгоценных металлов, ¦ L--+ ¦ ¦поддельных документов¦ ¦ ¦
¦природных драгоценных ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦ ¦ ¦
¦камней или жемчуга ¦ ¦Тене- ¦ ¦наград, штампов, ¦ ¦ ¦
¦Ст. 158 Кража ¦ ¦вой ¦ ¦печатей, бланков ¦ ¦ ¦
L-------------------------- ¦капи- ¦ L---------------------- ¦ ¦
-----------------------------------¬ ¦тал ¦ ¦ ¦
¦ Терроризм ¦ ¦ ¦ ----------------------¬ ¦ка-¦
¦Ст. 205 Терроризм ¦ ¦ ¦ ¦ РЫНОК ЛЕГАЛИЗАЦИИ ¦ ¦пи-¦
¦Ст. 206 Захват заложника ¦ ¦ ¦ ¦Ст. 174 Легализация ¦ ¦тал¦
¦Ст. 208 Организация незаконного ¦ ¦ ¦ ¦отмывание) денежных ¦ ¦ ¦
¦вооруженного формирования или ¦ ¦ ¦ ¦средств или иного ¦ ¦ ¦
¦участие в нем ¦ ¦ ¦ ¦имущества, ¦ ¦ ¦
¦ Экстремистская деятельность ¦ ¦ ¦ ¦приобретенных другими¦ ¦ ¦
¦Ст. 239 Организация объединения, ¦ ¦ +------лицами преступным +---- ¦
¦посягающего на личность и права ¦ ¦ +------/путем +----/ ¦
¦граждан ¦ ¦ ¦ ¦Ст. 174.1 Легализация¦ ¦ ¦
¦Ст. 278 Насильственный захват ¦ ¦ ¦ ¦(отмывание) денежных ¦ ¦ ¦
¦власти или насильственное ¦ ¦ ¦ ¦средств или иного ¦ ¦ ¦
¦удержание власти ¦ ¦ ¦ ¦имущества, ¦ ¦ ¦
¦Ст. 279 Вооруженный мятеж ¦ ¦ ¦ ¦приобретенных лицом ¦ ¦ ¦
¦Ст. 282.1 Организация /----+ ¦ ¦в результате ¦ ¦ ¦
¦экстремистского сообщества ----+ ¦ ¦совершения ¦ ¦ ¦
¦Ст. 282.2 Организация деятельности¦ ¦ ¦ ¦им преступления ¦ ¦ ¦
¦экстремистской организации ¦ ¦ ¦ ¦Ст. 175 Приобретение ¦ ¦ ¦
¦ Подкуп чиновников ¦ ¦ ¦ ¦или сбыт имущества, ¦ ¦ ¦
¦Ст. 290 Получение взятки ¦ ¦ ¦ ¦заведомо добытого ¦ ¦ ¦
¦Ст. 291 Дача взятки ¦ ¦ ¦ ¦преступным путем ¦ ¦ ¦
¦Ст. 285 Злоупотребление ¦ ¦ ¦ L---------------------- L----
¦должностными полномочиями ¦ ¦ ¦
L----------------------------------- L-------

Во-вторых, ключевой проблемой действующей системы является низкая степень реализации материалов. Необходимого взаимодействия на уровне конкретных подразделений Банка России, Росфинмониторинга и органов внутренних дел еще не налажено. Данная проблема вызвана не только традиционной российской межведомственной разобщенностью, но и отсутствием методик, позволяющих увязать финансовый анализ с необходимым уголовно-процессуальным форматом предоставления информации для рассмотрения в суде.

Таким образом, на наш взгляд, представлены достаточно убедительные аргументы необходимости разработки такого направления знаний, как финансовые расследования. Изучение выделенных вопросов на научном уровне позволит поставить на единую методическую основу практическую деятельность субъектов, противодействующих проявлениям теневой экономики, разграничить сферы их компетенции и существенно поднять эффективность в части реализации материалов.