Мудрый Юрист

Проблемы правового регулирования электронной банковской деятельности

Воронцова С.В., доцент Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

По оценкам специалистов, к началу 2007 г. количество постоянных пользователей сети Интернет в Российской Федерации превышает 5 млн. человек, причем хотя бы раз выходили в сеть около 30 млн. человек. Результаты ежегодных исследований, проводимых авторитетным американским изданием Computer Industry Almanac, свидетельствуют, что Россия вошла в число 15 стран мира по количеству пользователей сети Интернет <1>.

<1> См.: Юржик Павел. Энциклопедия. Платежные карты. Будапешт: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 45.

Это связано с развитием инфраструктуры российского сегмента всемирной компьютерной сети. По опубликованным данным, на начало 2007 г. в сети Интернет насчитывалось более 40 тыс. русскоязычных сайтов, ежедневно появляется свыше 200 новых, среди которых преобладают веб-сайты, ориентированные на конкретный вид предпринимательской деятельности. Постоянно растет объем услуг, предоставляемых с использованием сети Интернет, от электронных межбанковских расчетов до оплаты счетов за услуги сотовой и пейджинговой связи, спутникового телевидения и др. Еще к началу 2004 г. в сети Интернет действовало около 800 интернет-магазинов, сотни торговых площадок и электронных бирж. Если в 1999 г. число интернет-покупателей не превышало 53 тыс. человек, то в 2006 г. покупки в российских интернет-магазинах совершали около 300 тыс. пользователей <2>. Росту оборота интернет-торговли способствует развитие систем электронной оплаты товаров (работ, услуг), в том числе систем оказания электронных финансовых услуг. Электронная торговая и связанная с ней электронная банковская деятельность в настоящее время являются наиболее интенсивно развивающимися видами электронной экономической деятельности.

<2> См.: Деятельность отечественных платежных карточных систем на российском рынке / Банковские электронные услуги. М., 2009.

Вопрос обязательственно-правовой и вещно-правовой природы безналичных денег постоянно дискутируется в научной экономической литературе, однако, как указывают ученые, и правовая природа безналичных денег до сих пор продолжает оставаться загадкой <3>. Вместе с тем в практике банковской деятельности безналичные деньги уже стали инструментом электронных расчетов. Исходя из общей экономической и юридической логики сложившихся в России правоотношений в сфере финансов и кредита, под электронными расчетами понимают совокупность безналичных расчетов, осуществляемых в электронной форме субъектами экономической деятельности. Следует заметить, что электронным расчетам предшествовали безналичные расчеты с использованием инструментов удаленного управления банковским счетом - банковских карт. Однако использование банковских карт в безналичных расчетах не означало, что это уже была электронная экономическая деятельность. Только после 90-х годов XX в., с развитием новых информационных технологий и созданием глобальной компьютерной сети Интернет, утвердилась электронная экономическая деятельность, требующая соответствующего ее урегулирования нормами права. Несмотря на появление электронных денег, одним из инструментов электронной экономической деятельности остаются банковские карты, в первую очередь кредитные и дебетовые. При этом электронные деньги обращаются в режиме платежных систем двух видов: систем, функционирующих на базе банковских карт, и систем, функционирующих на базе компьютерных сетей.

<3> См.: Ефимова Л.Г. Правовые проблемы безналичных денег // Закон. 1997. N 1. С. 12.

В числе средств, обеспечивающих электронную банковскую деятельность, важное место отводится правовым инструментам в части правового регулирования основ электронной экономической деятельности; защиты и обеспечения прав субъектов такой деятельности; закрепления права на электронную сделку, вопросов применения электронно-цифровой подписи <4>.

<4> В нормативных актах зарубежных государств используется термин "электронная подпись".

Согласно положениям и нормам российского законодательства "использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственной подписи допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, иными правовыми актами или соглашением стран" <5>.

<5> См.: п. 2 ст. 160 ГК РФ; Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

Введение в банковскую практику процедуры проверки электронной подписи юридически подтверждает действительность договорных обязательств, защиту от одностороннего изменения или невыполнения, подтверждает необходимую письменную форму сделки, заключенной через Интернет. Нормативные акты, закрепляющие юридическую силу электронной подписи, приняты во всех странах Евросоюза, а также в странах дальнего зарубежья.

Правовую основу электронной банковской деятельности в Российской Федерации составляют законодательные акты общего характера (Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ и др.); банковское законодательство (ФЗ о ЦБ РФ, о банках и банковской деятельности и др.); информационное законодательство (ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и др.), а также подзаконные акты ЦБ РФ (указания, положения, инструкции). Однако в силу бессистемности разработки и принятия актов гражданского, банковского и налогового законодательства и неопределенности многих базовых понятий финансового и банковского права проблема правового урегулирования электронной банковской деятельности еще долгое время будет оставаться острой и требующей разрешения.

С правовых позиций основой этой деятельности в России являются положения ст. 8 и 34 Конституции РФ, которые гарантируют свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности. Российское законодательство (ст. 862 ГК РФ) допускает осуществление безналичных расчетов в "любых формах, установленных в соответствии с законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота". Специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим принципы регулирования отношений в данной сфере, является Положение Центрального банка Российской Федерации N 23-П <6>.

<6> См.: Положение Центрального банка Российской Федерации от 4 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием".

В этом Положении впервые закреплены единая терминология и определения юридических понятий банковской карты, видов банковских карт, операций с ними, трансграничных платежей с использованием банковских карт, основных участников расчетов, виды финансовых операций и составленных при этом документов. Устанавливается правовая основа межбанковских комиссий и контроля со стороны кредитных организаций за соблюдением клиентами валютного законодательства, при совершении трансграничных платежей с использованием банковских карт.

Существующая правовая база в данной сфере не является достаточной, поскольку положения действующих нормативных актов не закрепили структуру регулируемых отношений - полную правовую схему взаимодействия участников карточных платежных систем. Неоднократно в научной литературе высказывалось мнение, что в рамках комплексного подхода к решению этой проблемы необходимо либо принятие федерального закона о банковских картах, либо внесение изменений в гл. 46 ГК РФ в виде дополнительного подраздела о расчетах с использованием банковских карт <7>.

<7> См.: Тедяев А.А. Электронные банковские услуги. М.: ЭКСМО, 2005. С. 88.

Остается проблемным правовое регулирование электронной экономической деятельности в зарубежных странах, где в настоящее время отсутствует наработанная и признаваемая в мире практика регулирования и налогообложения названой деятельности. Между тем сеть Интернет достигла такого уровня развития и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь общества, что становится неизбежным переход от саморазвития к государственному регулированию экономических отношений в сети. Только в российском сегменте Интернета неучтенные обороты по реализации товаров, работ и услуг составили порядка 0,5 млрд. долл. <8>.

<8> См.: Петровский С. Правовое регулирование оказания интернет-услуг // Российская юстиция. 2001. N 5.

Решение проблем налогообложения осложняется во всем мире тем, что национальное законодательство всех стран ориентировано на регулирование традиционных правоотношений в системе банковских расчетов своей страны. В связи с экстерриториальностью сети Интернет трудноразрешима проблема юрисдикции, не позволяющая осуществлять налоговый контроль в пределах конкретной страны. Поэтому возникает необходимость принятия международных правовых актов.

Существует несколько подходов к решению этой проблемы на международном уровне.

Первую группу представляет американский проект Международной конвенции по электронным сделкам и Директив по налогообложению сделок, осуществляемых в сети Интернет. Авторы данного проекта исходят из "привязки" электронных услуг Интернета к фактическому месту нахождения компьютерного сервера. Поскольку они физически расположены на территории США, то при использовании этой схемы налогообложение будет осуществляться в этой стране, что противоречит национальным интересам России и других стран Европы. Поэтому европейские государства противятся проамериканской налоговой политике в сфере электронной коммерции и заинтересованы в поиске иных правовых инструкций регулирования и налогообложения электронной экономической деятельности. Государства - члены Европейского союза склонны к необходимости максимального государственного регулирования электронных экономических отношений, исходя из примата фискальных интересов.

Вторую группу представляют Япония, Канада, Южная Корея, Австралия, занимающие лидирующие позиции в области новых информационных технологий. Они полагают необходимым установление в мире режима невмешательства в электронный сегмент экономики и введение моратория на ведение налогообложения электронной экономической деятельности.

Третью группу представляют Куба, Китай, Монголия, Иран, Афганистан, политические элиты которых стремятся к максимальному контролю над информационными отношениями в глобальной компьютерной сети.

Очевидно, что многие правовые проблемы электронной экономической деятельности будут в определенной мере разрешены после принятия Европейской конвенцией ряда правовых документов по регулированию электронной экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, а также создания в рамках Евросоюза единой правовой базы заключения гражданско-правовых сделок в данном сегменте экономики, в том числе и в области применения электронно-цифровой подписи.