Мудрый Юрист

К вопросу о принципах гражданского исполнительного права

Максуров А.А., кандидат юридических наук.

С 1 февраля 2008 г. вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1>. В ст. 4 Закона впервые указаны принципы исполнительного производства. Это можно только приветствовать, поскольку значение принципов трудно переоценить: в конце концов, верно, что качество законов и их эффективность, равно как и эффективность любой юридической деятельности, во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты принципы права <2>. Отрадно видеть, что законодатель воплотил в жизнь предлагавшееся нами еще в 2004 г. <3> включение основных принципов гражданского исполнительного права в закон. Вместе с тем то, как это сделано, вызывает порой непонимание.

<1> Российская газета. 2007. 6 октября. N 223.
<2> Приятно, что это понимают и только начинающие свой творческий путь исследователи. См., например: Лихачева А.Ф. Принципы права // Сб. тез. науч. студенч. и аспирант. конф. юрид. фак-та ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2001. Вып. 1. С. 29 - 30.
<3> См., например: Власов А.А., Максуров А.А. Гражданское исполнительное право: Учебник. М., 2004.

Принцип (от лат. "principium" - основа, первоначало) - первоначало, руководящая идея, основное правило поведения <4>; основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства <5>. В литературе вопрос о понятии принципа права до сих пор является предметом научных дебатов. Рассмотрение данной дискуссии остается за рамками нашей работы. Мы согласны с определением, предложенным проф. Карташовым, полагающим, что принципы права - это "исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования и т.п.), определяющие общую направленность, качество и эффективность правового регулирования общественных отношений" <6>. Близкие по содержание определения предлагают и другие современные авторы, исследовавшие принципы отдельных правовых явлений. Например, Н.В. Вантеева полагает, что под принципами юридической ответственности следует понимать "такие фундаментальные идеи (идеалы) и исходные нормативно-руководящие начала (общеобязательные требования), которые выражают природу правовой ответственности и обеспечивают высокое качество и эффективность юридической практики в области установления и осуществления ее мер" <7>. Очень интересно определяет принцип состязательности С.А. Мукасеева; по ее мнению, это "фундаментальное, универсальное нормативно-руководящее начало (общеобязательное требование, императив и т.п.), в соответствии с которым вся деятельность по рассмотрению дел в рамках того или иного вида юридического процесса облечена в форму спора сторон с противоположными интересами, имеющими соответствующие права и обязанности для их отстаивания, а суд, сохраняя независимость и беспристрастность, осуществляет общее руководство процессом с целью разрешения спора по существу и вынесения справедливого и законного решения по делу" <8>. Сегодня отдельно выделяют принципы-идеи <9> и т.п.

<4> См.: Философский словарь. М., 1986. С. 382.
<5> См.: Словарь современного русского литературного языка. М., 1961. С. 638.
<6> Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: В 2 т. Т. 1. Ярославль, 2005. С. 102.
<7> Вантеева Н.В. Принципы юридической ответственности (структурно-функциональный анализ): Автореф. канд. дис. Н. Новгород, 2005. С. 7.
<8> Мукасеева С.А. Принцип состязательности в юридической практике: Автореф. канд. дис. Н. Новгород, 2006. С. 15. См. также: Мукасеева С.А. Принцип состязательности: некоторые философские и юридические аспекты понимания // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.Н. Карташова. Вып. 4. Ярославль, 2004. С. 95 - 99.
<9> См., например: Шаронов А.Н., Бараташвили Т.К. Принципы-идеи как гарантии качества актов официального юридического толкования // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.Н. Карташова. Вып. 4. Ярославль, 2004. С. 34 - 38.

Между тем четкое учение о принципах гражданского исполнительного права отсутствует. Мы полагаем, что принципы гражданского исполнительного права - это такие фундаментальные начала, которые отражают качественную особенность данной отрасли права, определяют назначение и содержание ее норм и институтов, условия и характер деятельности участников гражданского исполнительного процесса <10>.

<10> Схожие определения предлагают и другие авторы. Так, например, О.В. Грицай предлагает понимать под принципами (правда, принципами исполнительного производства) совокупность основных положений, отражающих качественные особенности данной процессуальной правовой системы, определяющих сущность, содержание и назначение ее важнейших институтов и норм, характер и направления деятельности всех участников исполнительного производства (см. Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 6. С. 35.

Перейдем теперь к рассмотрению отдельных принципов, прежде всего указанных в законе.

Принцип законности. Принцип законности в гражданском исполнительном праве проявляется, в частности, в уже упомянутой выше ст. 13 Федерального закона "О судебных приставах", клятве судебного пристава (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О судебных приставах"), строгой и четкой структуре законодательства об исполнительном производстве (ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), четком и однозначном определении органов принудительного исполнения (ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве") и т.п.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. На наш взгляд, здесь все же правильнее было бы говорить о принципе реального фактического исполнения требований исполнительного документа юрисдикционного органа. На это направлена вся государственно-властная энергия судебного пристава-исполнителя. В этом состоит интерес взыскателя по исполнительному производству. Наступлению такого рода результата должны способствовать иные участники исполнительного процесса. За воспрепятствование в достижении этого результата предусмотрена ответственность.

Принцип уважения чести и достоинства гражданина. Данный принцип правильнее было бы рассматривать как принцип гуманизма - более широкий по своему содержанию. Гражданское исполнительное право России гуманно по своей сути. Так, например, при осуществлении принудительного исполнения к должнику не применяются какие-либо физические или психические средства воздействия, что было свойственно, например, для исполнительного права России XVI - XVIII вв. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. В Российской Федерации нет долговых тюрем, хотя некоторые практики всерьез рассматривают возможность их применения к неисправным должникам. Не предусмотрено и каких-либо форм принуждения к труду с целью отработки подлежащей взысканию суммы, так как в силу ч. 2 ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен. Перечень примеров можно продолжить и далее.

Между тем, на наш взгляд, среди общеправовых гражданскому исполнительному праву присущи принципы социальной справедливости, равноправия граждан, единства прав и обязанностей, гуманизма, сочетания убеждения и принуждения в праве, законности. О.В. Грицай среди общеправовых принципов, которые он не совсем точно называет конституционными, выделяет помимо ряда указанных также принцип получения юридической помощи, принцип национального языка, принцип объективной истины, принцип формальной истины. У автора имеется достаточно интересная аргументация такого подхода <11>.

<11> См.: Грицай О.В. Указ. соч. С. 35 - 43.

Принцип социальной справедливости состоит главным образом в реальном исполнении требований акта юрисдикционного органа, что позволяет реально, пользуясь средствами государственного принуждения, защитить нарушенное субъективное право или охраняемый законом интерес, необходимость принудительной защиты которого, если речь идет об актах судебных органов, уже подтверждена соответствующим решением суда, или, если говорить об актах несудебных органов, вытекает из установленных законом полномочий этих органов.

В полной мере проявляется и принцип равноправия граждан, что находит отражение, в частности, в равноправии всех категорий должников и взыскателей, примерно равном объеме их прав и обязанностей и т.д. Сюда же примыкает принцип единства прав и обязанностей, что прямо закреплено в отношении сторон.

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Полагаем, что особого смысла выносить эти нормы в качестве принципов, т.е. основных, фундаментальных начал, у законодателя не имелось. Эти принципы имеют частный характер, характеризующие их нормы прямо отражены в законе.

Вообще, гражданскому исполнительному праву свойственно разумное сочетание методов убеждения и принуждения при осуществлении исполнения актов юрисдикционных органов. Так, например, должнику предоставляется возможность добровольно исполнить требования исполнительного документа и лишь в случае неисполнения указанных требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок и без уважительных на то причин к должнику может быть применена штрафная санкция в виде исполнительского сбора.

Напротив, закон почему-то не уделил должного внимания межотраслевым принципам.

Среди межотраслевых принципов, характерных для гражданского исполнительного права, отметим принципы: формального равенства процессуальных прав участников исполнительного процесса, обеспечения процессуальных прав участников исполнительного процесса силами государственного принуждения, ограниченной диспозитивности сторон, гласности и открытости исполнительного процесса и т.п., которые раскрываются приблизительно так же, как и в других процессуальных отраслях.

Среди собственных принципов гражданского исполнительного права мы отметим прежде всего принцип учета интересов сторон при осуществлении принудительного исполнения.

Фундаментальным принципом гражданского исполнительного права является безусловность и обязательность законных требований (действий и решений) судебного пристава-исполнителя.

Можно выделять также, как это делает О.В. Грицай, принципы оперативности процесса (оперативности исполнения), доступности принудительного исполнения (доступности производства), неприкосновенности личности должника, очередности и пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями <12>. Автор этого не делает, так как полагает отдельное выделение данных принципов малоактуальным, хотя в работе О.В. Грицая и содержатся необходимые обоснования такого подхода.

<12> См.: Грицай О.В. Указ. соч. С. 35 - 43.

Мы сделали только общие наброски о принципах гражданского исполнительного права, в том объеме и на таком уровне, которые необходимы для целей настоящей работы, однако разрешили, разумеется, далеко не полный круг данных вопросов, над теоретическим осмыслением которых следует работать в дальнейшем.