Мудрый Юрист

Понятие, сущность и содержание термина "чрезвычайные происшествия" как объекта правового и криминалистического познания

Коткин П.Н., соискатель ВНИИ МВД России.

На основе имеющихся научных определений автор статьи дает понятие термина "чрезвычайное происшествие".

На территории России ежегодно происходит значительное, имеющее тенденцию к увеличению, число транспортных, промышленных и других аварий, а также катастроф, взрывов, пожаров и иных видов чрезвычайных происшествий (ЧП), нередко сопровождающихся значительными человеческими жертвами, огромным ущербом хозяйственным, оборонным и природным объектам. Не снижается уровень и социальных конфликтов: массовых беспорядков, захватов больших групп заложников, иных крупномасштабных ситуаций чрезвычайного характера. Отдельные из них приводят к созданию чрезвычайных ситуаций, которые существенно, а порой и критически дезорганизуют нормальное функционирование органов власти и управления, жизнедеятельность населения и территорий <1>.

<1> Например, в 2005 г. на территории Российской Федерации возникло 2720 чрезвычайных ситуаций, что на 58% больше, чем в 2004 г. (1134). Подавляющее их число произошло в техногенной сфере - 2646. См.: Ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одобрен решением межведомственного совещания от 26 февраля 2006 г. N 104-РЦ-4 и поручением Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. N СН-П-4-1411.

Ряд таких чрезвычайных происшествий носит криминальный характер и квалифицируется по разным статьям УК РФ, под признаки которого подпадает расследуемое событие. Например, в ст. 215.2 УК РФ законодатель установил, что приведение в негодность объектов жизнеобеспечения - это разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения.

Общим объектом познания в уголовном производстве является событие с признаками преступления, т.е. событие уголовно-релевантного характера, правовую природу которого следует установить в ходе криминалистической, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Чрезвычайные происшествия - это тоже события уголовно-релевантного характера. Их возможное уголовно-правовое содержание также необходимо установить в ходе расследования.

Известно, что на более правильную юридическую оценку происшедшего и в целом на эффективность расследования большое воздействие оказывает система понятий и их научных определений. В настоящее время в нормативных актах и научной литературе для определения необычной обстановки и специфических условий работы сотрудников правоохранительных органов при расследовании чрезвычайных происшествий применяется целый ряд терминов. К ним можно отнести такие понятия, как: "чрезвычайное положение", "чрезвычайные ситуации", "чрезвычайные обстоятельства", "экстремальные условия", "особые условия", "чрезвычайные происшествия" и т.д. <2>.

<2> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Закон г. Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; распоряжение Президента РФ от 9 апреля 1993 г. N 224-рп "О безопасности эксплуатации объектов атомной энергетики, ядерно-оружейного комплекса и радиоактивных источников"; Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; Постановление Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. N 40 "Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий зданий и сооружений на территории Российской Федерации"; и др.

Термин "чрезвычайные происшествия", на наш взгляд, относится к одному из определяющих в понятийном аппарате данного вида деятельности, так как катастрофы, аварии и другие опасные техногенные происшествия, широко распространенные инфекционные болезни людей и животных, а также взрывы, пожары и другие виды происшествий являются непосредственными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. их первоосновой.

Чрезвычайность, на наш взгляд, является ключевым в характеристике рассматриваемого понятия. В Словаре русского языка "чрезвычайный" толкуется как исключительный, очень большой, превосходящий все, не предусмотренный обычным ходом дел <3>.

<3> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 729, 770.

Категория "чрезвычайность" обозначает в данном случае негативное относительное качество. Следует согласиться с мнением В.Н. Григорьева, что "критерий чрезвычайности зависит от той меры, в которой оно оказывает воздействие на определенную систему. То или иное явление в одной системе воспринимается как чрезвычайное, в другой - лишь как незначительное отклонение от обычного порядка. Обычные негативные явления дезорганизуют функционирование только какого-то одного или нескольких звеньев системы. Если под угрозу ставится вся система в целом, то вызвавшие ее явления переходят в качественно иной разряд - чрезвычайных" <4>.

<4> Григорьев В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях: Монография. М., 1994. С. 8.

Руководствуясь этимологическим содержанием чрезвычайности, можно сделать вывод, что основным критерием чрезвычайного происшествия является его исключительное и очень большое по силе проявления неожиданное событие, нарушившее обычный ход жизнедеятельности населения, объекта, территории, государства.

Для конкретного человека чрезвычайным является и дорожно-транспортное происшествие, и ограбление квартиры или его лично, и насилие над ним, и т.п. Однако, руководствуясь изложенным критерием чрезвычайности, можно четко разграничить ЧП бытового характера, ЧП природного характера и ЧП, связанные с сознательной деятельностью людей, представляющие повышенную общественную опасность.

В связи с этим понятие "чрезвычайное происшествие" можно рассматривать в широком смысле слова и в узком. В широком смысле слова - это все события, явления и процессы чрезвычайного характера, происходящие в окружающей действительности (например, взрывы газа, технологические аварии, природные пожары, обрушения зданий, землетрясения, наводнения, эпидемии, диверсии, теракты и т.д.). Такое понимание ЧП широко используется гражданами на бытовом уровне, СМИ в информационном поле, правоохранительными органами в их профессиональной деятельности, органами государственной власти и управления в правотворческой и правоприменительной деятельности.

В узком смысле к чрезвычайным происшествиям следует относить только те, которые связаны с сознательной деятельностью людей и имеют признаки правонарушений (например, чрезвычайные происшествия диверсионно-террористического характера, массовые беспорядки, нарушения правил техники безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарно-санитарных правил и т.д.). Данный вид чрезвычайных происшествий должен быть предметом исследования таких юридических наук, как уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право, в том числе и криминалистика.

Например, с точки зрения уголовного права и криминалистики интерес представляют не взрывы вообще, а лишь общественно опасные взрывы, имеющие уголовно-релевантный характер. По правовому статусу такие взрывы подразделяются на взрывы криминального происхождения и на взрывы, не связанные с совершением преступлений.

Автор поддерживает мнение А.А. Белякова, что такая классификация ориентирует практиков на то, что, сколь бы ни был разрушителен взрыв, какими бы тяжкими последствиями он ни сопровождался, при организации расследования в условиях информационной неопределенности необходимо исходить из задачи построения и проверки не менее двух конкурирующих версий: либо наличия, либо отсутствия связи случившегося с преступлением. И лишь в случае установления криминальной природы взрыва при построении и проверке других версий должны быть приняты во внимание составы преступлений, связанных с взрывами. Они способствуют предварительному распознаванию, а затем доказыванию родовой, видовой и внутривидовой принадлежности расследуемого преступления, других его отличительных признаков, необходимых для правильной квалификации содеянного, решения различных поисковых, познавательных задач и основанного на законе уголовного преследования виновных <5>.

<5> Беляков А.А. Криминалистическое взрывоведение: проблемы теории и практики: Монография. Красноярск: Универс, 2003. С. 16.

Для более полного раскрытия понятия "чрезвычайное происшествие" необходимо проследить процесс его введения в научный и практический оборот, динамику его дальнейшего развития.

Термин "чрезвычайные происшествия" в юридической и специальной литературе появился сравнительно недавно. Впервые научное определение чрезвычайным происшествиям дал Н.П. Ландышев, понимая под ними "такие явления и события, которые сопровождаются какими-либо вредными последствиями" <6>. Однако данное определение содержит слишком общее смысловое содержание, и если им руководствоваться, то практически любое преступное деяние, повлекшее вредные последствия, можно считать чрезвычайным происшествием.

<6> См.: Ландышев Н.П. Первоначальные неотложные следственные действия и оперативные мероприятия при расследовании чрезвычайных происшествий на морском и военно-морском флоте: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВШ КГБ СССР, 1962. С. 2.

Нормативно термин "чрезвычайные происшествия" впервые был закреплен в Приказе КГБ СССР от 19 июля 1973 г. N 53 "Об улучшении работы органов госбезопасности по предупреждению и расследованию чрезвычайных происшествий". В дальнейшем этот термин употреблялся и употребляется в следующих нормативных правовых актах:

в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (с изменениями, внесенными Законом от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ) "О государственной тайне" (например, в ст. 7 данного Закона указано, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях);

в Постановлении Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1302 и Типовой инструкции от 15 ноября 2002 г., в которых дан перечень федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов, которые могут участвовать в расследовании чрезвычайных происшествий, а также определен порядок их взаимодействия;

в Приказе МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174 "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации", разделе VII "Обязанности дежурного смены (оперативного дежурного) при получении сообщений о чрезвычайном происшествии";

в совместном Приказе МЧС, МВД и ФСБ России (по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ) от 29 декабря 2000 г. N 570/1179/696 "О взаимодействии МЧС России, МВД России и ФСБ России при проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий террористических акций";

в Приказе Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2002 г. N 70 "О порядке сбора и представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации".

В научной литературе предпринимались попытки внести ясность и четкость в определение понятия "чрезвычайное происшествие". Однако, на наш взгляд, не все предлагаемые дефиниции отражают в полной мере признаки, присущие событиям чрезвычайного характера. В связи с этим рассмотрим отдельные из них более подробно.

С.С. Конокотов понимает под чрезвычайным происшествием "событие, которое приводит или может привести к уничтожению или повреждению промышленного, транспортного, военного или иного объекта, отдельных его участков (механизмов), человеческим жертвам, причинению вреда здоровью людей и другим опасным последствиям, наносящим значительный материальный, политический и моральный ущерб государству" <7>. В целом с данным определением "ЧП" можно согласиться, однако, как свидетельствует практика, в результате чрезвычайных происшествий причиняется существенный вред и ущерб не только государственной, но и иным формам собственности. То есть круг субъектов, являющихся потерпевшими от чрезвычайных происшествий, не ограничивается только государством, а гораздо шире и многообразнее. К ним могут относиться граждане, юридические лица, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В связи с этим толкование понятия "чрезвычайное происшествие" через причинение вредных последствий только государству представляется необоснованным. Правоохранительные органы должны защищать не только государственные и общественные интересы, но также законные интересы граждан и юридических лиц.

<7> См.: Расследование чрезвычайных происшествий с признаками особо опасных государственных преступлений: Практич. пособие. М.: ВШ КГБ СССР, 1986. С. 5.

Авторы Типовой инструкции по расследованию чрезвычайных происшествий с понятием "ЧП" связывают "взрывы, пожары, крушения и аварии на железнодорожном транспорте, авиационные происшествия и авиакатастрофы, кораблекрушения и другие происшествия, характер которых свидетельствует о том, что они могли возникнуть в результате совершения преступлений, отнесенных законом к подследственности органов ФСБ России, а также обнаружения признаков подготовки совершения таких преступлений" <8>. На наш взгляд, нельзя полностью согласиться с данным определением, поскольку не в каждом чрезвычайном происшествии усматриваются признаки преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов ФСБ России. Более того, причинами чрезвычайных происшествий могут быть: преступная небрежность, сбой технологического процесса, нарушение правил техники безопасности и т.п. Сотрудникам правоохранительных органов чаще всего приходится иметь дело с происшествиями, когда на первоначальном этапе расследования трудно установить признаки какого-либо преступления, потому что остается неизвестной их непосредственная причина.

<8> См.: Типовая инструкция "О порядке комплектования и функционирования постоянно действующих нештатных оперативно-следственных групп территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках по расследованию чрезвычайных происшествий", объявленная Приказом от 6 октября 1997 г. N 352.

Руководствуясь данной аргументацией, также нельзя согласиться с понятием чрезвычайных происшествий, предлагаемым В.В. Петровым. Автор определяет их как "деяния (действие, бездействие), опасные проявления которых схожи с признаками преступлений, отнесенных законом к подследственности органов ФСБ России, привели или направлены к вредным последствиям" <9>. Более корректное в этом отношении определение чрезвычайного происшествия дает И.И. Артамонов: "это исключительное, превосходящее все и очень большое по силе проявления неожиданное событие, нарушившее обычный ход вещей. Оно происходит внезапно, приводит к тяжким последствиям - большим человеческим жертвам, крупному материальному ущербу, в том числе государству, и вызывает международный резонанс" <10>. Заслуживает внимания определение ЧП, данное в Словаре профессиональных терминов, в котором чрезвычайное происшествие связано с "непредвиденным и неожиданным событием, повлекшим человеческие жертвы, причинившим материальный ущерб и нарушившим условия жизнедеятельности населения, функционирования народно-хозяйственных объектов, учреждений и организаций" <11>. Это определение в достаточной мере отражает объективную сторону ЧП, хотя и ее можно было бы дополнить таким квалифицирующим признаком, как угроза наступления указанных вредных последствий. Нам представляется, что наличие даже угрозы (например, гибели большого числа людей или животных) позволяет квалифицировать происшествие как чрезвычайное.

<9> См.: Петров В.В. Понятие и виды чрезвычайных происшествий, подозрительных на диверсию в сфере обеспечения экономической безопасности страны: Материалы науч. конференции. М.: Академия ФСБ России, 2001. С. 115.
<10> См.: Артамонов И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования: Монография. М.: Издатель Шумилова И.И., 2002. С. 169.
<11> См.: Словарь профессиональных терминов органов безопасности России. М.: Академия ФСБ России, 2000. С. 326.

Положительным по содержательной направленности, на наш взгляд, является одно из последних определений понятия "происшествие", предлагаемое В.Д. Кормой, а именно: "уголовно-релевантное событие, исследуемое в уголовном процессе, служащее предметом правового и криминалистического изучения, анализа и оценки в целях установления в нем наличия либо отсутствия признаков формального или материального состава преступления" <12>.

<12> Корма В.Д. Основы расследования происшествий, связанных с техногенными источниками повышенной опасности / Под ред. проф. Е.П. Ищенко. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 87.

На наш взгляд, понятие "чрезвычайное происшествие" - это не случайное сочетание двух терминов <13> и не только событие, подозрительное на диверсию и причиняющее вред государству, равно как и не все преступления, повлекшие вредные последствия. По мнению автора, "чрезвычайное происшествие" можно рассматривать как самостоятельное юридическое понятие, имеющее свою систему знаний о данном явлении, его свойствах и существенных признаках.

<13> В словарях русского языка сочетание терминов "происшествие" и "чрезвычайный" обозначает событие, нарушившее нормальное течение жизни, исключительное по характеру, превосходящее обычную меру. См.: Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. М., 2005. С. 802; Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2004. С. 1128.

Свидетельством юридической природы и самостоятельности исследуемой научной категории "чрезвычайное происшествие" являются следующие обстоятельства.

Во-первых, взрывы, пожары, аварии, катастрофы и другие события чрезвычайного характера являются жизненно важными обстоятельствами и поэтому относятся к категории юридических фактов, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Следовательно, чрезвычайные происшествия являются основанием возникновения, изменения и прекращения определенных правоотношений (уголовно-правовых, административно-правовых, гражданско-правовых и др.).

Во-вторых, возникшие в результате таких юридических фактов, как чрезвычайные происшествия, соответствующие правоотношения, в свою очередь, порождают наступление и соответствующих юридических последствий (например, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности; наложение на определенных лиц административно-правовых наказаний или привлечение их к дисциплинарной ответственности; возмещение причиненного вреда или ущерба в гражданско-правовом порядке).

Сложность установления правовой природы чрезвычайных происшествий обусловлена тем, что взрывы, пожары, аварии, катастрофы и другие события чрезвычайного характера вызывают самые различные последствия, как юридические, так и иного рода, например:

В-третьих, чтобы определить характер правовой природы чрезвычайного происшествия как юридического факта, должны быть установлены причина происшедшего и механизм причинения вреда, форма вины конкретных лиц, цель и мотивы, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильной юридической оценки. То есть по каждому факту чрезвычайных происшествий с признаками преступлений должно быть осуществлено расследование происшедшего события в уголовно-процессуальном порядке. Если в ходе расследования будет установлена виновность конкретных лиц, то может наступить юридическая ответственность.

И наконец, подтверждением юридической самостоятельности понятия "чрезвычайное происшествие" является его нормативно-правовое закрепление. Перечень нормативных актов, в которых применяется термин "чрезвычайное происшествие", нами изложен выше.

Анализ имеющейся нормативной базы позволяет сделать вывод, что понятие "чрезвычайное происшествие" имеет самостоятельное правовое значение. Достаточно обратить внимание на наименование Приказа Генерального прокурора от 3 декабря 2002 г. N 70 "О порядке сбора и представления специальных донесений о ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (выделено мной. - П.К.), преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации", и становится очевидным, что эти понятия рассматриваются данным правоохранительным органом как самостоятельные.

Чрезвычайное происшествие как самостоятельная юридическая категория характеризуется определенными признаками. Исходя из анализа имеющихся определений, а также оперативно-розыскной и следственной практики, можно выделить следующие квалифицирующие признаки чрезвычайного происшествия:

Например, при расследовании чрезвычайного происшествия, связанного со взрывом магистрального газопровода в Башкирии и гибелью сотен людей, была установлена причинная связь момента взрыва с одновременным прохождением двух пассажирских поездов, следовавших навстречу друг другу, по железнодорожному пути, расположенному в непосредственной близости с газопроводом, где произошел взрыв.

Изложенное выше позволяет сформулировать следующее определение чрезвычайного происшествия: это событие необычного и исключительного характера, влекущие наступление или угрозу наступления негативных крупномасштабных последствий, представляющих повышенную общественную опасность.

Наличие указанных квалифицирующих признаков в происшедшем событии или деянии является основанием для возбуждения уголовного дела и осуществления предварительного расследования с целью установления причины такого происшествия, а в случае получения в ходе расследования достаточных сведений, указывающих на признаки преступления, установления иных обстоятельств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.