Мудрый Юрист

К вопросу о расширении уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов РФ в свете противодействия экстремизму

Алпеева М.А., аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин ГОУ ВПО "Российская таможенная академия".

В данной статье автором раскрываются и анализируются полномочия таможенных органов по предотвращению распространения экстремистских материалов на территории РФ, обосновывается возможность расширения их уголовно-процессуальной компетенции в свете противодействии экстремизму.

Преступления экстремистской направленности характеризуются чрезвычайно высоким уровнем общественной опасности в России и во всем мире. В связи с использованием экстремистскими сообществами незаконно перемещаемых через таможенную границу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, сильнодействующих и радиоактивных веществ и т.д. в дальнейшей преступной деятельности, а также незаконных денежных потоков для финансирования экстремизма возрастает роль таможенных органов в обеспечении безопасности в условиях усиления угроз международного экстремизма и терроризма.

В ст. 403 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) непосредственно закреплено, что таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Но данная функция понимается узко и сводится лишь к пресечению и расследованию контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения, сюда же можно отнести и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и др. Объективно данную функцию следует рассматривать более широко, включая пресечение любых действий по осуществлению экстремистской деятельности и содействию ей (террористическая деятельность входит в содержание экстремизма, является его составной частью).

Но, несмотря на указание среди функций таможенных органов содействия в борьбе с международным терроризмом, а также на имеющиеся правовые основания, включающие в круг органов, осуществляющих противодействие этим явлениям, все федеральные органы исполнительной власти и местного самоуправления, в нормативных актах, непосредственно регулирующих область таможенного дела и правоохранительной деятельности, отсутствуют положения, регламентирующие участие таможенных органов в противодействии экстремизму и соответственно научно обоснованные методические рекомендации по осуществлению должностными лицами таможенных органов мер такого противодействия, выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений экстремистской направленности.

Почему же законодателем не урегулирован такой важный аспект в деятельности таможенных органов, контролирующих международные перевозки и перемещение товаров и денежных средств, а также имеющих возможность выяснения всей цепочки легальных и нелегальных поставок в деятельности преступных сообществ, их связей и прикрытий, как оказание противодействия не только терроризму, но и экстремизму в целом. Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения.

Для осуществления экстремистской деятельности необходимы средства, орудия и материалы, которые в основном доставляются из-за границы. По данным Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, на сегодняшний день около 60% российских журналов печатается за границей. На практике возникают ситуации с перемещением через таможенную границу РФ печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, контроль за соблюдением порядка перемещения которых должны осуществлять таможенные органы, не пропуская через таможенную границу запрещенные к обороту товары, в том числе материалы экстремистского содержания.

Из вышеизложенного следует, что действия, связанные с попыткой ввоза в РФ и дальнейшего распространения экстремистских материалов, должны пресекаться таможенными органами и квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, непосредственно относящимся к преступлениям экстремистской направленности. Это означает, что таможенные органы также должны иметь полномочия по производству предварительного расследования данных преступлений.

В УПК РФ закреплено, что к подследственности таможенных органов отнесено: осуществление предварительного расследования в форме дознания по ч. 1 ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей" УК РФ, а также право возбуждать уголовное дело и проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 ст. 188, ст. ст. 189, 190 и 193 УК РФ.

Находящиеся в уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов как органов дознания уголовные дела о подследственных им преступлениях, учитывая положения законодательства об экстремизме, при установлении цели осуществления экстремистской деятельности при их совершении, или, если они совершаются экстремистской организацией или физическим лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность, или они являются первичными деяниями (подготовительной деятельностью) для совершения экстремистской деятельности в дальнейшем, или иным образом сопутствуют такой деятельности, могут и должны признаваться преступлениями экстремистской направленности.

По Закону "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы могут быть признаны экстремистскими только по решению суда. Каким образом тогда реализуется запрет на распространение на территории Российской Федерации экстремистских материалов, которые должны быть задержаны таможенными органами при их перемещении, как определить, что они экстремистские, каково законное основание такого задержания, как и когда таможенные органы должны проводить оценку задерживаемых материалов, вызывать специалиста для обнаружения экстремистских признаков в задержанных информационных материалах, обращаться в суд с ходатайством о рассмотрении вопроса о признании материалов экстремистскими, после чего информация должна передаваться в Федеральную регистрационную службу, за которой закреплено право ведения федерального списка экстремистских материалов? Эти вопросы требуют специального рассмотрения.

В случае задержания указанных предметов иногда говорят о выявлении контрабанды экстремистских материалов, но квалифицировать таким образом рассматриваемое деяние не представляется возможным, так как в ч. 1 ст. 188 УК РФ "Контрабанда" в качестве обязательного признака предмета преступления установлен крупный размер перемещаемых товаров или транспортных средств, общая стоимость которых должна превышать 250 тысяч рублей, а в ч. 2 ст. 188 УК РФ нет никакого указания на уголовную ответственность за незаконное перемещение экстремистских материалов.

Итак, задержанные информационные материалы должны быть переданы таможенными органами тем правоохранительным структурам, к подследственности которых отнесено расследование данной категории уголовных дел. Возникает ситуация, когда наиболее действенные меры могли быть приняты таможенными органами на месте, непосредственно при задержании информационных материалов с признаками экстремизма, но в силу отсутствия полномочий на проведение расследования подобных деяний теряется возможность эффективного и своевременного раскрытия и пресечения преступлений экстремистской направленности.

Также таможенные преступления могут образовывать совокупность с иными противоправными деяниями, запрещенными УК РФ, в том числе преступлениями экстремистской направленности. Так, возможны случаи незаконного перемещения через таможенную границу РФ предметов, являющихся культурными ценностями и при этом обладающих экстремистскими признаками. Так, например, 11 марта 2005 г. сотрудниками отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Центральной оперативной таможни совместно с ФСБ России пресечена контрабанда архивных документов вооруженных сил фашистской Германии, наградных знаков, орденов и медалей Вермахта и удостоверений к ним, а также других документов с нацистской символикой, признанных экспертизой культурными ценностями.

В соответствии с законодательством РФ на территории России запрещены пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, а также распространение экстремистских материалов, к которым относятся указанные выше предметы. В приведенном примере таможенными органами как органами дознания был решен вопрос о возбуждении уголовного дела по факту контрабанды культурных ценностей по ч. 2 ст. 188 УК РФ. Хотя если бы данные предметы не обладали культурной ценностью и если бы была установлена цель их перемещения в виде осуществления экстремистской деятельности, мог бы возникнуть вопрос о квалификации данного деяния по ст. 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" или ст. 282 "Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства" УК РФ. Тогда таможенные органы были бы лишены возможности своевременно принять соответствующие меры по расследованию и раскрытию этого преступления, так как оно не входит в их компетенцию и они не вправе были бы производить по нему ни дознания, ни следственных действий, а должны были бы передать его уполномоченному правоохранительному органу, что не способствует эффективности расследования. То есть возникает необходимость дополнительной квалификации указанных деяний по совокупности со ст. ст. 282, 282.1 или 282.2 УК РФ, что вызывает необходимость придания таможенным органам полномочий по осуществлению расследования данных преступлений.

Однако следует учитывать, что запрета на ввоз экстремистских материалов законодательство РФ, как было описано выше, не устанавливает, а использует термин "распространение", при этом неясно, входит ли в данное понятие деятельность по перемещению рассматриваемых материалов через таможенную границу РФ. Вызывает определенные затруднения, как поступать в случае перемещения экстремистских материалов.

По своему смыслу "распространить" имеет следующие значения: сделать обширнее, больше; расширить круг действия чего-то; пропагандируя что-нибудь, сделать доступным для многих, дать возможность усвоить что-либо <1>. Переместить - передвинуть с одного места на другое, переставить; перевести куда-нибудь, стать, расположиться в другом месте <2>.

<1> См.: Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. С. 1246.
<2> См.: Там же. С. 159.

Как видим, данные термины в какой-то степени сходны между собой, но "перемещение" предполагает, применительно к рассматриваемому нами вопросу, перенос или перевозку товаров через таможенную границу, т.е. из одного государства в другое. А термин "распространение" в качестве одного из значений может включать в себя и перемещение каких-либо предметов, так что он является более широким по своему содержанию. Таким образом, текст Закона "О противодействии экстремистской деятельности" правильно употребляет термин "распространение", хотя правоприменители часто неверно понимают его и не включают перемещение через таможенную границу, предполагая противоправным только распространение экстремистских материалов исключительно на территории РФ. А неправильное понимание анализируемых терминов приводит к такой ситуации, при которой запрет ввоза в Россию экстремистских материалов фактически отсутствует и задержание и изъятие таможенными органами материалов, обладающих экстремистскими признаками, в случае их перемещения через таможенную границу с соблюдением требований законодательства к таможенному оформлению перемещаемых товаров, не представляется возможным <3>.

<3> См.: Белоусов Д. Роль таможенных органов в противодействии экстремизму // http://www.Juristmoscow.ru/tam-spori/.

Сложности в оценке информационных материалов с признаками экстремизма составляют отсутствие установленного законом порядка и специализированного учреждения, правомочного дать заключение об относимости печатной продукции к литературе экстремистского характера, отсутствие нормативной базы, запрещающей ввоз на таможенную территорию РФ подобной литературы, отсутствие в законодательстве норм, предусматривающих ответственность (административную или уголовную) за ввоз на территорию РФ экстремистской литературы при отсутствии в содержании призывов к свержению конституционного строя, подрыву безопасности страны, разжиганию национальной и религиозной розни, пропаганды войны и т.д. То есть нельзя не обратить внимания на тот факт, что, даже если в содержании информационных материалов не обнаружено экстремистских мотивов, это не означает, что они не принадлежат (издаются, распространяются, перемещаются, покупаются, продаются и т.д.) экстремистской организацией или лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность. Содержание таких материалов может быть завуалировано с целью формального соблюдения требований законодательства об экстремизме, хотя по смыслу они могут быть направлены на возбуждение ненависти или вражды по религиозным, национальным или иным мотивам.

Таким образом, в процессе рассмотрения функций таможенных органов были выявлены сложности идентификации информационных материалов на предмет экстремистской направленности и отсутствие практики работы в данном направлении. Пробелы действующего законодательства, не позволяющие опираться на четкие и ясные ориентиры относительно содержания понятия "экстремизм", значительно затрудняют противодействие распространению экстремистских материалов со стороны государства.

В связи с этим полномочия таможенных органов в сфере противодействия экстремизму должны быть дополнены путем расширения их уголовно-процессуальной компетенции. Соответственно, предлагается внести следующие изменения: