Мудрый Юрист

Объект концессионного соглашения и права концессионера на него

Шабров Р.В., аспирант кафедры предпринимательского права факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики, юрисконсульт ЗАО "Москабельмет".

Несмотря на все возрастающий интерес публичных образований в привлечении частных инвестиций в законодательном регулировании одной из форм государственно-частного партнерства - концессионных соглашениях, существуют некоторые проблемы системного характера. Предметом рассмотрения настоящей статьи является объект концессионного соглашения и вопросы, относящиеся к его правовому режиму, а также правовой природе прав концессионера на него.

Итак, начнем с источников законодательного регулирования, основным из которых является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ) "О концессионных соглашениях" (далее - Закон). На уровне подзаконных актов Правительством РФ для каждой группы объектов, которые будут рассмотрены ниже, во исполнение части 4 ст. 10 Закона утверждены типовые концессионные соглашения.

Законодатель определяет концессионное соглашение следующим образом. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент - предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Сложность описания объекта концессионного соглашения объясняется следующим:

Что же из перечисленного относится к объекту концессионного соглашения? Какими признаками обладает объект концессионного соглашения, позволяющими его разграничить с иными объектами имущества?

Кроме объекта концессионного соглашения концессионеру передаются и им создаются (реконструируются) иные объекты гражданских прав. Несмотря на то что данные объекты прямо не исключаются законодателем из состава объектов концессионного соглашения, их различный правовой режим является критерием, позволяющим разграничить их с объектом концессионного соглашения. Перечислим их.

  1. Иное передаваемое по концессионному соглашению имущество, принадлежащее концеденту на праве собственности, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенное для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч. 9 ст. 3 Закона). Использованный законодателем термин "имущество" указывает на то, что речь идет как о недвижимом, так и о движимом имуществе. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения. Речь идет о реконструкции, которая определена в части 3 ст. 3 Закона. Однако по определенным причинам законодатель в части 9 этой статьи не использует данный термин, а перечисляет отдельные виды реконструкции, опуская слова "мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства". Остается только предполагать, что, по мнению законодателя, качества и характеристики указанного имущества должны быть таковы, что в отношении их невозможны данные работы. Несмотря на допустимость проведения отдельных работ в отношении данного имущества, по смыслу и содержанию части 9 ст. 3 оно не является объектом концессионного соглашения.

Концессионным соглашением должны быть установлены состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. В типовых концессионных соглашениях содержится условие о возможности предоставления концессионеру во временное владение и пользование иного имущества: "Концедент обязан предоставить концессионеру во временное владение и пользование имущество, которое образует единое целое с объектом соглашения и (или) предназначено для использования по общему назначению с объектом соглашения" <1>. Учитывая вышеизложенное, такое имущество в тексте концессионного соглашения должно быть прямо отнесено к "иному передаваемому концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществу", так же как и недвижимое имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, должно быть прямо отнесено к объекту концессионного соглашения. В противном случае, если речь идет о недвижимом имуществе, критериев для разграничения двух данных категорий имущества не будет. В то же время очевидна нецелесообразность разделения правовых режимов двух данных групп имущества, учитывая, что они образуют одно целое и используются по общему назначению.

<1> См., например: пункт 6 Типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 748.
  1. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности (ч. 7 ст. 3 Закона).
  2. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, которое является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 10 ст. 3).
  3. Недвижимое имущество, созданное концессионером с согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не относящееся к объекту концессионного соглашения и не входящее в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, которое является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 10 ст. 3).
  4. Недвижимое имущество, созданное концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относящееся к объекту концессионного соглашения, и не входящее в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, которое является собственностью концедента (ч. 10 ст. 3).
  5. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения (ч. 11 ст. 3).
  6. Принадлежащее на праве собственности третьим лицам имущество, предназначенное для использования по общему назначению с объектом концессионного соглашения, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч. 2 ст. 4). В отношении данного имущества концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, определяющий условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению <2>. Сложно признать обоснованной точку зрения об отнесении данной категории имущества к объекту концессионного соглашения <3>. Аргументами в пользу того, что данное имущество не относится к объекту концессионного соглашения, является следующее:
<2> См.: Карнаков Я. Недвижимое имущество как объект концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2008. N 4.
<3> Ахмаев А.Г. О концессионных соглашениях // Право и экономика. 2006. N 8. С. 9.
  1. Земельные участки, на которых располагаются объекты концессионных соглашений (ч. 1 ст. 11).

Итак, некоторые группы имущества было бы целесообразно отнести к объекту концессионного соглашения, однако по буквальному толкованию положений Закона они к нему не относятся, из чего и будем исходить при определении понятия объекта концессионного соглашения. Но до этого перечислим иные требования законодателя к объекту концессионного соглашения:

<4> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2008 г. N 17АП-9059/2007-АК по делу N А60-20629/2007.

Кроме того, недвижимое имущество, входящее в состав имущества, указанного в статье 4 Закона, становится объектом концессионного соглашения только в случае принятия собственником (публичным субъектом) такого решения: "В силу статьи 4 вышеназванного Федерального закона объекты по передаче и распределению электроэнергии, объекты энергоснабжения могут быть объектами концессионного соглашения в случае принятия решения собственником такого имущества о необходимости заключения подобного соглашения. В отношении имущества, переданного в аренду заявителю, собственник такого решения не принимал" <5>;

<5> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2007 г. N 17АП-2524/07-АК по делу N А60-29568/06-С5.<6> Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галлов В.В. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. N 2.

Кроме того, исходя из буквального толкования части 1 ст. 3 Закона объект концессионного соглашения может выступать в двух формах:

а) недвижимого имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, которое передано концессионеру для реконструкции и будет создано в результате реконструкции (за исключением имущества, предусмотренного в частях 9 и 10 ст. 3, части 2 ст. 4 Закона). При этом под самой реконструкцией понимаются мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (ч. 3 ст. 3). Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается (ч. 5 ст. 3);

б) недвижимого имущества, не существующего на момент заключения концессионного соглашения, которое будет создано концессионером (за исключением имущества, предусмотренного в частях 9 и 10 ст. 3, части 2 ст. 4 Закона).

Правильное определение объекта концессионного соглашения невозможно без его разграничения с предметом концессионного соглашения, представляющим собой отношения по созданию или реконструкции концессионером определенного соглашением недвижимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и предоставлению концедентом концессионеру на срок, установленный соглашением, прав владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления определенной деятельности.

Исходя из вышеизложенного объектом концессионного соглашения является входящее в состав имущества, перечень которого содержится в статье 4 Закона, недвижимое имущество (за исключением имущества, предусмотренного в частях 9 и 10 ст. 3, части 2 ст. 4), принадлежащее концеденту на праве собственности, права владения и пользования которым передаются концессионеру, отнесенное в концессионном соглашении к объекту концессионного соглашения, которое передается концессионеру для реконструкции и будет создано в результате реконструкции, не существует на момент заключения концессионного соглашения, но будет создано концессионером.

Теперь рассмотрим более детально иные вопросы. Исходя из возможности отнесения законом к недвижимым вещам иного имущества (ст. 130 ГК РФ), законодатель в абзаце втором ч. 1 ст. 132 ГК РФ установил, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят различные по своему правовому статусу объекты гражданских прав, указанные во второй части рассматриваемой статьи. Использованный законодателем в части 1 ст. 4 Закона термин "недвижимое имущество" означает возможность отнесения к объектам концессионных соглашений и предприятий. В Законе не учтен вопрос о возможности распространения правового режима объекта концессионного соглашения на отдельные составляющие предприятия как имущественного комплекса, например, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, коммерческую тайну, другие исключительные права (за исключением полученных концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения - ч. 11 ст. 3 Закона). В связи с этим необходимо либо исключить предприятие из сферы действия Закона, либо дополнить Закон соответствующими нормами о правовом режиме предприятия как объекта концессионного соглашения. На практике указанный пробел законодательства может осложнить ситуацию для сторон, связанную с необходимостью передать иные объекты гражданских прав. Это, в свою очередь, потребует заключения гражданско-правовых договоров, дополняющих концессионные соглашения.

Законодателем в части 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях были использованы достаточно объемные по содержанию термины, что может вызвать определенные затруднения на практике. Рассмотрим их более детально.

Несмотря на слабо формирующуюся судебную практику появляются попытки искусственно сузить перечень имущества, указанного в части 1 указанной статьи. Ошибочным представляется следующий вывод арбитражного апелляционного суда: "Кроме того, по смыслу статьи 4 указанного Федерального закона объекты культурного наследия не являются объектами концессионного соглашения" <7>. К объектам концессионного назначения относится недвижимое имущество, входящее в состав объектов образования, культуры, спорта, объектов, используемых для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения (п. 14 ч. 1 ст. 4), в том числе объекты культурного наследия.

<7> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2008 г. N 17АП-9059/2007-АК по делу N А60-20629/2007.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г.) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильной дорогой назван объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ч. 1 ст. 3). Из содержания статей 6, 32, 33, 34, 36, 38, 40 Закона об автомобильных дорогах можно сделать следующие выводы:

  1. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог может осуществляться за счет средств юридических и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
  2. Закон об автомобильных дорогах предусматривает строительство, реконструкцию и использование на основе концессионных соглашений только платных автомобильных дорог (ч. 1 ст. 38). При этом конструкция концессионных соглашений допустима и в отношении бесплатных автомобильных дорог. Альтернативной компенсацией затрат концессионера при этом может являться предусмотренная во многих типовых концессионных соглашениях возможность по решению концедента включить в содержание соглашения обязательство направлять концессионеру средства на создание и (или) реконструкцию, финансирование расходов на содержание, использование (эксплуатацию объекта концессионного соглашения) <8>;
<8> См., например: п. п. 18 и 19 Типового концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 319.
  1. решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты:
  1. в случае передачи концессионеру функции эксплуатации автомобильной дороги последний осуществляет права владельца автомобильной дороги, в том числе заключает договоры с пользователями на проезд по платной автомобильной дороге (ч. 1 ст. 40).

Определение железнодорожного транспорта, содержащееся в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", дано через категорию "производственно-технологический комплекс", включающую имущество с различным правовым режимом (ст. 2).

Морские порты законодатель определяет как "совокупность объектов инфраструктуры морского порта" <9>. В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ) законодатель для определения речного порта использует термин "комплекс сооружений". Сходная дефиниция использована и для гидротехнических сооружений: "сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов" <10>.

<9> См.: ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ).
<10> См.: ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Рассматривая гидротехнические сооружения как объект концессионного соглашения, следует привести мнения авторов одного из практических комментариев действующего Водного кодекса РФ С.А. Боголюбова и Д.О. Сивакова: "Согласно статье 4 названного Закона к числу объектов концессионных соглашений относятся суда, порты, пристани, причалы, ГТС (гидротехнические сооружения. - Прим. авт.), образующие водохранилища. Таким образом, в какой-то мере объектами концессионных соглашений становятся и водохранилища, включая их ложа, нуждающиеся в подготовке к затоплению. Но для российского водного хозяйства особенно важно, что концессионные соглашения позволяют частному инвестору на выгодных для себя условиях реконструировать старые и нередко изношенные ГТС, прорыв которых может обернуться для страны стихийными бедствиями. Для строительства и реконструкции ГТС необходимо предоставить в пользование концессионера и водный объект либо его части (заводь, затон, рукав, гавань), так как они будут задействованы деятельностью концессионера. Приведенное утверждение отражается в Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 747 "Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений". Однако в данном Постановлении лишь предусматривается, что концессионер приобретает право пользования водным объектом в соответствии с водным законодательством России. Как представляется, затем правовое регулирование отношений концессий ГТС пойдет далее простых отсылок на водное законодательство" <11>. Правильность такого предложения подтверждается еще и тем, что в соответствии с пунктом 5 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований для размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций предоставляются на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, которые согласно статье 21 Кодекса принимаются органами государственной и муниципальной власти. Разумно было бы принимать такие решения одновременно с решением о заключении концессионного соглашения.

<11> Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. N 5.

В соответствии с частью 1 ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) аэродромом является участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. В части 3 указанной статьи аэропортом назван комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии являются объектами электроэнергетики. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) объектами электроэнергетики являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Под системой коммунальной инфраструктуры согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В рассмотренных специальных федеральных законах законодателем для определения имущества, в состав которого может входить недвижимое имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, используются различные термины: "объект транспортной инфраструктуры", "производственно-технологический комплекс", "совокупность объектов инфраструктуры морского порта", "комплекс сооружений", "совокупность производственных и имущественных объектов". Большинство из рассмотренных объектов - сложные вещи (ст. 134 ГК РФ), некоторые из них - имущественные комплексы. Заслуживает поддержки позиция Я. Карнакова, рассматривающего автомобильные дороги (один из возможных объектов концессионного соглашения) как технологический имущественный комплекс <12>. Однако данная точка зрения основана на положениях Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе и не получила до настоящего момента развития в гражданском законодательстве <13>. Также необходимо отметить: правовой режим сложных вещей и предприятий является одним из самых дискуссионных в современной цивилистике <14>. При этом действующих правовых норм о предприятиях (ст. 132 ГК РФ) и сложных вещах (ст. 134 ГК РФ) явно недостаточно для полноценного регулирования правового режима имущественного комплекса. В этих условиях развитие института технологического имущественного комплекса имело бы позитивное влияние на развитие гражданского законодательства и, в частности, на практику заключения концессионных соглашений.

<12> Карнаков Я. Указ. соч.
<13> Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе / Под ред. А.А. Маковской, О.М. Козырь, В.В. Витрянского. М., 2004.
<14> Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М.: Статут, 2006; Щеренко Д.А. Определение понятия "имущественный комплекс" // Российская юстиция. 2008. N 4; Нарушкевич С.В. К вопросу об особенностях линейных систем как имущественных комплексов // Юрист. 2008. N 5; Артабаева Л.С. Некоторые особенности предприятия как имущественного комплекса // Адвокат. 2007. N 4.

Практическая проблема состоит в том, что сложные вещи и предприятия могут включать как движимое, так и недвижимое имущество (предприятия и другие объекты гражданских прав), а объектом концессионного соглашения может являться только недвижимое имущество (ч. 1 ст. 4 Закона). Тем самым при необходимости передачи концессионеру движимого имущества законодатель не оставляет иного способа, нежели как передавать данное имущество в порядке части 9 ст. 3 и части 2 ст. 4 Закона, что исключает возможность распространения на это имущество правового режима объекта концессионного соглашения.

Переходя к рассмотрению правовой природы прав концессионера на объект концессионного соглашения, можно выделить несколько точек зрения на данный вопрос.

По мнению С.А. Сосны, "в отличие от Гражданского кодекса российское природопользовательское законодательство, как и аналогичное зарубежное, а также концессионное законодательство предоставляют концессионеру не имущество как таковое, а право пользования имуществом или исключительное право пользования. В данном случае право пользования, тем более исключительное право пользования, - это вовсе не аналог одноименного арендного права. Оно сопоставимо лишь с титульным арендным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, "качественнее" арендных прав" <15>.

<15> См.: Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2.

В юридической литературе также указывается, что право концессионера более сопоставимо с правом хозяйственного ведения. "Причем право концессионера в отношении объекта концессии по своей природе больше напоминает не право арендатора или доверительного управляющего, а право хозяйственного ведения унитарного предприятия. И здесь и там есть коммерческая самостоятельность предприятия и концессионера, сочетающаяся с регулятивными функциями собственника; концессионная деятельность и деятельность унитарного предприятия сочетают в себе публично-частные начала с учетом, конечно, особенностей частных начал унитарного предприятия. До прекращения концессионного соглашения концедент не может непосредственно владеть и пользоваться объектом концессии, за исключением правомочия управления (контроля), ведь объект концессии передается во владение концессионеру. Для концедента как собственника правомочия владения и пользования объектом концессии являются опосредованными. В какой-то мере они напоминают структуру прав в арендных правоотношениях, однако регулятивный (публичный) элемент в концессионном правоотношении привносит дополнительную специфику" <16>.

<16> Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галлов В.В. Указ. соч.

И. Дроздов, рассматривая данный вопрос, указывает на более слабый характер прав концессионера по сравнению с правами арендатора, который вне зависимости от того, кто арендодатель (государство или частное лицо), находится с ним в равном правовом положении <17>.

<17> См.: Дроздов И.К. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6. С. 53.

В совместном исследовании С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе, В.В. Галлова отмечают следующее: "Полагаем, основным вопросом для целей определения положения концессионера по отношению к определенному концессионным соглашением имуществу является вопрос о том, является ли этот объект государственной (муниципальной) собственности одновременно объектом субъективного права концессионера. Могут быть выявлены две основные предпосылки закрепления блага за субъектом в качестве объекта его субъективного права: наличие у субъекта собственного интереса в данном благе и обусловленное нуждами оборота признание данного интереса правом объективным. У концессионера заслуживающий признания и удовлетворения интерес в объекте концессионного соглашения, безусловно, есть. Особенностью концессионного соглашения как раз и является признание интереса в объекте недвижимости и за концессионером, и за концедентом, сочетаемое с публичным интересом в осуществлении концессионером определенной деятельности с использованием вновь созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения" <18>.

<18> Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галлов В.В. Указ. соч.

И далее: "Правовая природа концессионного соглашения как правовой формы взаимодействия бизнеса и государства требует укрепления положения концессионера в отношении объекта концессионного соглашения.

Для этих целей необходимо развивать критерии закрепления недвижимости за концессионером в качестве объекта его права, выявляемые посредством анализа понятия субъективного права и его отличительных признаков, позволяющих отграничить его от простого дозволения. В частности, развивать приемы, стабилизирующие границы дозволенного поведения концессионера в отношении объекта концессионного соглашения, в пределах которых он располагает возможностью удовлетворять собственные интересы в этом объекте, обеспечивать концессионера средствами, позволяющими ему отстаивать сферу своего правомерного поведения относительно этого объекта" <19>.

<19> Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галлов В.В. Указ. соч.

Разделяя данную позицию, необходимо отметить: упоминаемые авторами "приемы, стабилизирующие границы дозволенного поведения концессионера в отношении объекта концессионного соглашения, в пределах которых он располагает возможностью удовлетворять собственные интересы" уже отчасти получили развитие в действующем Законе (например, ч. 7 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 8 и т.д.).

Определенные вопросы в правовой доктрине вызвала часть 15 ст. 3 Закона, согласно которой права владения и пользования концессионером объектом концессионного соглашения, а также иным недвижимым имуществом, предоставленным концедентом, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера созданным объектом концессионного соглашения осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на этот объект. Например, С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе и В.В. Галлов отмечают: "Не следует отождествлять и предоставляемые концессионеру права владения и пользования объектами концессии с вызываемыми вследствие передачи объекта во владение концессионеру ограничениями права концедента... Российское законодательство различает регистрацию прав на недвижимость, ограничений (обременении) этих прав и сделок с недвижимостью. При этом регистрация прав предусмотрена положениями пункта 1 ст. 131 ГК РФ только для вещных прав. Если законодатель намерен развивать право концессионера в качестве производного вещного, тогда достаточно регистрации права, причем именно как права, а не в качестве обременения. При отсутствии этого права государственной регистрации может подлежать только обременение (ограничение) права собственности концедента, поэтому в этом случае корректнее вести речь о регистрации концессии как ограничения (обременения) права собственности концедента" <20>.

<20> Там же.

Попытаемся перечислить основные положения, характеризующие права концессионера на объект концессионного соглашения:

  1. концессионеру предоставляются права владения и пользования объектом концессионного соглашения (ч. 1 ст. 3 Закона);
  2. концессионеру запрещается изменять целевое назначение реконструируемого объекта (ч. 5 ст. 3), передавать в залог и отчуждать объект (ч. 6 ст. 3), передавать объект третьим лицам без согласия концедента (п. 1 ч. 1 ст. 8);
  3. концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Концессионным соглашением на концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения (ч. 8 ст. 3);
  4. права владения и пользования концессионера подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента (ч. 15 ст. 3);
  5. объект концессионного соглашения отражается на балансе концессионера, обособляется от его имущества (ч. 16 ст. 3);
  6. перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (ч. 2 ст. 5);
  7. концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект в целях и в порядке, установленных концессионным соглашением, поддерживать объект в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением (п. п. 2 и 6 ч. 2 ст. 8 Закона).

Исходя из вышеизложенного концедент предоставляет концессионеру права владения и пользования (с определенными ограничениями) объектом концессионного соглашения для осуществления определенной деятельности. Попытки найти общее с иными юридическими титулами могут иметь успех только в отношении отдельных признаков. Права концессионера сопоставимы и с правами арендатора в договоре аренды, и с правом хозяйственного ведения, однако обладают самостоятельной правовой природой, сущностным признаком которой является сочетание публичного интереса в использовании объекта концессионного соглашения и реализации субъективных прав концессионера, т.е. определенный баланс публичных и частных интересов. Этот баланс и определяет сложное содержание и структуру прав концессионера.

Концедент как орган публичной власти преследует помимо получения коммерческого результата цели, связанные с развитием с помощью концессионера собственной промышленности, получением национальных квалифицированных кадров, развитием местной социальной инфраструктуры, медицинских учреждений, дорог, коммунального хозяйства и т.д. Однако в правовом режиме объекта концессионного соглашения, как было показано в настоящей статье, есть системные пробелы, препятствующие надлежащему правовому регулированию отношений по созданию и реконструкции объектов инфраструктуры. Данные пробелы являются одной из причин того, что практика заключения концессионных соглашений не получила широкого применения.

Библиография

Артабаева Л.С. Некоторые особенности предприятия как имущественного комплекса // Адвокат. 2007. N 4.

Ахмаев А.Г. О концессионных соглашениях // Право и экономика. 2006. N 8. С. 9.

Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. N 5.

Дроздов И.К. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. N 6. С. 53.

Зинченко С.А., Ломидзе О.Г., Галлов В.В. Концессионное соглашение - правовая форма взаимодействия бизнеса и государства // Закон. 2007. N 2.

Карнаков Я. Недвижимое имущество как объект концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2008. N 4.

Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе / Под ред. А.А. Маковской, О.М. Козырь, В.В. Витрянского. М., 2004.

Нарушкевич С.В. К вопросу об особенностях линейных систем как имущественных комплексов // Юрист. 2008. N 5.

Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. 2003. N 2.

Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М.: Статут, 2006.

Щеренко Д.А. Определение понятия "имущественный комплекс" // Российская юстиция. 2008. N 4.