Мудрый Юрист

Обзор международной научной конференции "казахский суд биев - уникальная судебная система", алматы, 22 - 23 мая 2008 г.

Бабич Ирина Леонидовна, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук.

Почекаев Роман Юлианович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

22 - 23 мая 2008 г. в санатории "Алатау" (г. Алматы, Республика Казахстан) прошла Международная научная конференция под названием "Казахский суд биев - уникальная судебная система". Данное научное мероприятие является крупным событием не только для республики, но и для международного сообщества, и определяется это двумя ключевыми тенденциями в становлении правового пространства во всем мире: с одной стороны, происходит процесс правовой глобализации, стремящийся к унификации применяющихся правовых систем, к распространению основ международного права, демократии и прав человека в их западном понимании, а с другой стороны, наблюдается мощный процесс включения в создаваемые в 1970 - 2000-х годах новые законодательства ключевых норм так называемого местного права, которое чаще всего рассматривается как обычное право, право коренных народов, адат, туземное право. Эти две тенденции охватили весь мир и не могли не затронуть и независимое государство - Республику Казахстан. Организаторы данного мероприятия - юридическая компания "Интеллектуал-Парасат", генеральным директором которой является С.З. Зиманов, и Верховный суд Республики Казахстан, осознавая и четко формулируя данные черты современного правового поля, сочли необходимым собрать теоретиков-юристов, историков, археологов, этнографов, востоковедов и практиков - судей различного уровня в Республике Казахстан для обсуждения главного вопроса: места исторического правового наследия казахского народа - казахского обычного права и его основы - казахского суда биев в современном правовом поле РК.

Важно подчеркнуть, что конференции предшествовала многолетняя работа казахских правоведов во главе с С.З. Зимановым - доктором юридических наук, академиком, автором многочисленных работ по истории государства и права Казахстана и государств, прежде существовавших на его территории. Исследовательский коллектив собрал и проанализировал огромное количество источников - устных преданий, передававшихся из поколения в поколение, официальных документов судопроизводства биев на последнем этапе его существования (конец XIX - начало XX в.) и даже художественных произведений, в которых описывался суд биев. Результатом этой работы стала подготовка десятитомника "Древний мир права казахов" (2003 - 2007 гг., на сегодняшний день вышло из печати 8 томов) и книги С.З. Зиманова "Казахский суд биев - уникальная судебная система" (Алматы, 2008), давшей название и конференции. Последнее представляется вполне логичным, поскольку автор в своей книге поставил большое количество вопросов, ответы и соображения по поводу которых, собственно, и послужили основой докладчиков конференции.

Подбор участников конференции соответствовал сформулированным выше целям и задачам конференции. Поскольку в ее основу было положено стремление организаторов соединить теорию и практику, то состав участников конференции включал в себя как теоретиков-исследователей - юристов, историков, востоковедов, археологов, членов редколлегии многотомника "Древний мир права казахов", так и практиков - членов Верховного суда РК, Конституционного совета РК, судейского аппарата районов РК. Наряду с этим не менее важной задачей конференции было стремление организаторов рассмотреть обычное право не только в системе правовой культуры казахов, но и с точки зрения правовых систем мира и в первую очередь Востока и Запада, поэтому почетными участниками конференции были гости из Саудовской Аравии, Японии, Китая, Индии, Турции и России, а также из соседних государств Центральной Азии - Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана. Президиум конференции составляли сам С.З. Зиманов, Председатель Верховного суда Республики Казахстан К.А. Мами, председатель Конституционного совета Республики Казахстан И.И. Рогов, представители Министерств юстиции Казахстана и Саудовской Аравии, Верховного Суда РФ. В целом в работе конференции приняли участие более 250 человек, из них более 70 выступили с докладами на пленарных заседаниях. Среди участников конференции было 12 академиков, 5 ректоров вузов, 7 директоров НИИ, 37 докторов наук (юридических, исторических, филологических, философских).

На конференции были поставлены вопросы: какова эволюция казахского обычного права казахов; что собственно можно считать обычным правом казахов; каков уровень и характер модернизации казахского обычного права в целом и казахского суда биев в частности в исторической перспективе?

В целом можно выделить как минимум пять этапов эволюции правовой культуры казахов.

Казахское обычное право возникло на стадии формирования государства и права казахского общества, в период существования позднепервобытной общины, в далекой древности, в силу этого исследователи выделяют такое понятие, как "древнее казахское обычное право".

Вторым этапом развития правовой культуры казахов явился период существования ханств, и в первую очередь Казахского ханства, когда имел место расцвет суда биев, когда их авторитет был признан даже правителями Казахского ханства, а многие бии становились доверенными советниками ханов, участниками их законотворческой деятельности (XVII - XVIII вв.). Этот период может быть охарактеризовано как "обычное право казахов в период ханств".

Третий этап эволюции правовой культуры казахов связан с периодом включения казахского общества в состав Российской империи, когда суд биев превратился в низшее звено общеимперской судебной системы и даже перестал быть выборным (судьи-бии утверждались представителями российской администрации). Этот период исследователями определяется как "обычное право казахов российско-имперского периода" (конец XVIII - начало XX в.).

Четвертым периодом эволюции правовой культуры казахов стал период становления, расцвета советской власти на территории нынешнего Казахстана, когда казахский суд биев был официально запрещен и использование отдельных норм казахского обычного права осуществлялось неофициально. Этот этап может быть охарактеризован как "обычное право казахов в эпоху советской власти".

И наконец, последний этап эволюции правовой культуры казахов наступил в начале 1990-х годов и продолжается до сих пор и связан с появившейся правовой свободой и возможностью возрождения и использования наиболее значимых и важных черт казахского обычного права вообще и казахского суда биев в частности в процессе современного правотворчества и правоприменения.

В представленных на конференции докладах, во-первых, рассматривалась эволюция казахского обычного права в целом, его место в цивилизационном процессе и роль в нем казахского суда биев (Г.А. Югай, Россия; С.С. Сартаева, Казахстан; А.И. Оразбаева, Казахстан), анализировались общекультурные ценности обычного права казахов (А.Ш. Маликова, Казахстан), во-вторых, изучались выделенные пять исторических периодов становления и модернизации казахского обычного права и казахского суда биев.

Наибольшее количество докладов было посвящено первому периоду становления права казахов - древнему казахскому обычному праву. И фундаментом выступлений по данному блоку стал пленарный доклад Салыка Зимановича Зиманова (Казахстан), в котором академик, охарактеризовав основные черты древнего казахского суда биев, поставил вопрос о возможности использования отдельных его черт в современном правосудии в Республике Казахстан, отдельно остановившись на таком понятии, как "правовой плюрализм". Данное понятие уже в течение нескольких десятилетий активно используется для характеристики такой ситуации, при которой две и более правовые системы сосуществуют в одном социальном поле <1>.

<1> Merry S.E. Legal Pluralism // Law and Society Review. 1988. Vol. 22. N 5. P. 870.

В докладе Т.Х. Габитова (Казахстан) рассматривались общие принципы казахского обычного права, в докладе М.А. Азбанбаева (Казахстан) - происхождение самого термина "бий", в сообщении С.П. Варенниковой (Казахстан) - специальные знания биев, в выступлении С.С. Кирабаева (Казахстан) - черты ораторского искусства биев, в докладе Е.К. Кубеева (Казахстан) - анализ суда биев.

Некоторые сообщения были посвящены конкретным личностям - выдающимся казахским биям Анет-бабе (С.К. Калиев, Казахстан), Срым-батыру (С.Ф. Мажитов, Казахстан). Особое внимание участников конференции привлек доклад доктора наук З.Ж. Кенжалиева (Казахстан), который рассмотрел особенности судебно-властных отношений в традиционном казахском обществе. Этот блок докладов позволил участникам конференции проанализировать место обычного права казахов в общей правовой культуре и в науке о теории и истории государства и права.

Обычное право в период ханств рассматривалось в докладах Г.С. Сапаргалиева (Казахстан), Н.О. Дулатбекова (Казахстан), Т. Бэби (КНР), А.С. Ибраевой (Казахстан), в которых анализировались решения судей-биев - так называемые ереже. Эволюция казахского обычного права в период Средневековья была описана в докладах Б. Виджай (Индия) и М.Ж. Омарбекова (Казахстан).

Обычное право казахов российско-имперского периода стало объектом выступления Р.Ю. Почекаева (Россия), который акцентировал свое внимание на эволюции казахского обычного права в XVII - начале XX в., в докладе К.А. Жиренчина (Казахстан), описавшего обычное право казахов в XIX в., в выступлении Т. Уямма (Япония), рассматривавшего взгляды казахской интеллигенции XIX - XX вв. на суд биев.

Большой интерес представляли сообщения сравнительно-правового характера, например сравнение института биев у казахов и каракалпаков (Ж.С. Турдымуратов, Узбекистан), у казахов и киргизов (И. Борубашев, Кыргызстан; Х. Мансура, Казахстан), у казахов и ногайцев (Б. Куандыков, Казахстан), правовой культуры казахского и адыгского народов (И.Л. Бабич, Россия), сводов законов XVII в. - Законов "Жеты Жаргы" казахского Тауке-хана и Уложения "Их Цааз" ойратского Батура-хунтайджи (А.Ш. Кадырбаев, Россия).

В ряде докладов затрагивались вопросы, значительно выходящие за хронологические и географические рамки основной темы конференции. Так, были представлены сообщения о политико-правовой культуре кочевой империи гуннов (С.К. Утениязов, Казахстан), нормах права Кангарского каганата (Т.Е. Канатов, Узбекистан), кипчакской государственности (Б.Е. Кумеков, Казахстан), о письменных памятниках по истории судебной системы народов Центральной Азии (М.К. Абусентова, Казахстан). Раскрытие этих тем позволило взглянуть на казахский суд биев в контексте правовой истории народов Евразии, лучше понять причины его возникновения и эффективной деятельности в течение веков.

Надо заметить, что практически каждый докладчик из числа казахских участников конференции - судей Верховного и областных судов, прокуроров, практикующих юристов и преподавателей права - посчитал своим долгом начать свое выступление с теплых слов в адрес руководителя конференции С.З. Зиманова, что неудивительно: практически все они в разное время являлись его учениками!

К сожалению, практически вне внимания исследования оказались четвертый и пятый этапы эволюции казахского обычного права, что, как нам кажется, является отчасти пробелом в организации данного мероприятия, поскольку данные сведения, безусловно, смогли бы ответить на такой важный вопрос: в какой степени в современном обществе РК возможно частичное применение норм казахского обычного права и казахского суда биев?

Совершенно очевидно, что возникшая в далеком прошлом казахская правовая культура претерпела значительные перемены и современные социально-экономические и общественно-политические черты нынешнего государства Казахстан позволят применить лишь некоторые, вполне определенные черты древнего казахского права, которые не противоречат современному законодательству Республики Казахстан и нормам международного права, а наоборот, смогут его дополнить и укрепить. Поэтому чрезвычайно ценными были доклады, в которых юристы-практики рассматривали возможность применения наследия древнего казахского обычного права вообще и казахского суда бия в частности в современном правосудии: доклад Председателя Конституционного совета РК И.И. Рогова (Казахстан), доклад члена Конституционного совета РК И.Ж. Бахтыбаева (Казахстан), доклад представителя аппарата Верховного суда РК К.О. Омарханова (Казахстан).

В целом содержание докладов подтвердило тезис об уникальности суда биев, вынесенный в название конференции. В самом деле, суд биев мог возникнуть именно в кочевом государстве, каковым на протяжении веков являлось Казахское ханство, когда власть верховных правителей не могла обеспечить справедливость и правосудие на всем обширном пространстве Великой степи, и только суд наиболее авторитетных, знающих и безупречных народных судей оказался в состоянии решить эту проблему. Ряд докладчиков даже рискнули поставить наследие суда биев в один ряд с древнеримским правом, заявляя, что его традиции сыграли в Центральной Азии ту же основополагающую роль, какую право Древнего Рима - в правовой истории континентальной Европы!

Несмотря на возможно чрезмерный радикализм и максимализм такого заявления, несомненно, суд биев представляет собой весьма интересное правовое явление и заслуживает дальнейшего изучения. Его следует изучать и как яркий, характерный образец обычного права, которое сочетало в себе элементы позитивного права, древних обычаев и традиций, этических норм и собственное усмотрение судей, - попытка разделить эти нормы привела бы к искажению истинного характера традиций суда биев. Вместе с тем многие принципы этого суда весьма актуальны и сегодня: гласность и открытость судопроизводства, честность, независимость и несменяемость судей. Наконец, не менее современным выглядит и сочетание в деятельности суда норм права и норм этики, необходимость которого отстаивают и современные юристы в рамках теории правового плюрализма.

Итогом работы конференции стало принятие "Рекомендации", в которой, в частности, обосновывалась уникальность казахского суда биев, предлагалось продолжать исследование его наследия, в т.ч. и на международном уровне, подготовить спецкурс по суду биев для юридических факультетов вузов, соответствующее учебное пособие, а также издавать специальный журнал на казахском, русском и английском языках. Среди принятых рекомендаций считаем важным отметить предложение об организации специализированного научно-исследовательского центра в Казахстане по сравнительному изучению казахского права "Жаргы" и судопроизводства биев. В мировой практике уже есть опыт создания подобных центров в Канаде, Австралии, где государственные власти создавали нормативные акты с учетом местной правовой специфики. Ряд вопросов был обсужден также и в кулуарах конференции, что позволило участникам установить контакты, договориться о возможных направлениях дальнейшей совместной деятельности, сотрудничества в сфере науки и образования.

В заключение хотелось бы отметить, что конференция прошла в очень конструктивной атмосфере и на высоком организационном уровне, в результате чего организаторам удалось избежать многочисленных накладок, которые практически неизбежны при проведении мероприятий такого масштаба.