Мудрый Юрист

Становление трудового права в советской России в период гражданской войны (1918 - 1920 гг.)

Максимова О.Д., докторант кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ.

Трудовые права были закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Инициаторами включения этих прав в текст Декларации явились представители Советского Союза. Советское трудовое право, в том числе право на труд, которое считается одним из главных завоеваний социализма, начало развиваться в нашей стране в чрезвычайно трудных условиях Гражданской войны.

Первый Кодекс законов о труде был принят в декабре 1918 г. В качестве основных идей Кодекса можно выделить трудовую повинность всех граждан Советской республики, а также вознаграждение за проделанную работу не ниже прожиточного минимума.

Для того чтобы обеспечить должный уровень социалистического производства, было необходимо платить рабочим вознаграждение, которое бы обеспечивало минимальные потребности рабочего и его семьи. Именно эта идея и была закреплена в КЗоТ 1918 г. Однако сразу после революции Советское государство в области труда столкнулось с проблемой выплаты заработной платы. Понятно, что пролетариат как класс, победивший в пролетарской революции, рассчитывал на улучшение своего материального положения, по крайней мере на достойную заработную плату. Проблемы с адекватной оплатой труда возникли у Советского государства практически сразу: в течение 1918 г. покупательная способность рубля продолжала падать.

Восемнадцатого февраля 1919 г. ВЦИК и СНК издали декрет о повышении заработной платы, согласно которому в основу тарифных положений должны были быть положены сдельная и премиальная системы заработной платы, построенные на твердой норме выработки, с точно установленной повышенной платой за выработку сверхнормы <1>.

<1> См.: Декреты советской власти. М., 1968. Т. 4. С. 403 - 405.

Однако меры, принятые по повышению заработной платы, уже не могли помочь улучшить материальное положение рабочего класса в связи с развалом финансовой и денежной системы страны. В 1918 - 1920 гг. некоторые коммунисты стали пропагандировать идеи "отмирания" денег. Они исходили из учения Маркса, что труд одинаково присущ всем общественным формам, а заработная плата присуща только капитализму с его покупкой и продажей рабочей силы. Наиболее ярким и последовательным выразителем этих настроений среди большевиков был Ю. Ларин, приветствовавший происходившее "срывание денежных покровов". А лидер профсоюза металлистов А. Гольцман писал: "По мере того как личный доход будет все больше и больше терять свое значение, и в результате, когда ни одного кусочка продукта нельзя будет получить иначе чем по карточкам, деньги потеряют весь смысл и превратятся в кучки бумажек" <2>.

<2> Гольцман А. Регулирование и натурализация заработной платы. М., 1918. С. 65.

В действительности в течение 1918 - 1920 гг. государственное снабжение городов продовольствием оставалось на крайне низком уровне. Промышленность находилась в упадке, поэтому город не мог обеспечить хозяйства села товарами. Соответственно, товарообмен между городом и деревней, опосредованный деньгами, на легальной основе стал практически невозможен. Зато процветал нелегальный рынок, и широкое распространение получило такое явление, как мешочничество. Поэтому 17 января 1920 г. было издано постановление СНК об улучшении продовольственного положения рабочих и служащих советских учреждений и о введении для них бесплатного общественного питания <3>. Одиннадцатого октября 1920 г. было издано распоряжение Совнаркома об отмене платности за продукты питания для рабочих, служащих и трудового неземледельческого населения. Четвертого декабря 1920 г. это решение было оформлено в форме Декрета СНК о бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов <4>. 27 января 1921 г. издан Декрет СНК об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих <5>.

<3> См.: Декреты Советской власти. М., 1974. Т. 7. С. 107.
<4> См.: Декреты Советской власти. М., 1986. Т. 12. С. 10.
<5> См.: Там же. С. 227.

К февралю 1921 г. ситуация достигла критической точки. К началу 1921 г. произошло фактически "отмирание денег". И это явилось одной из основных причин, приведших к новой экономической политике.

Оценки военного коммунизма, которые давались по поводу установления в стране натурального, безденежного обмена, когда в обмен на труд рабочим выдавались продуктовые пайки, по сути, однозначны у отечественных ученых, изучавших проблему в 20-х и в 90-х годах. Приведем, например, мнение Д.В. Кузовкова, относящееся к 1925 г. Он писал, что "нет никакого сомнения, что если руководители экономической политики все же шли на такую крайнюю меру, то причиной этого было не увлечение идеей немедленного социалистического переустройства общества, а крайняя необходимость, точное отсутствие у государства необходимых денежных средств. Правда, в своей речи на X съезде РКП (15 марта 1921 г.) В.И. Ленин говорил, что "фантазеров в нашей среде было немало", однако никакие самые пылкие фантазеры не могли бы подвинуть государство на такие исключительные меры, если бы налицо не было исключительно тяжелого финансового положения" <6>. А вот мнение историка Е.Н. Гимпельсона, относящееся к 1995 г.: "В 1920 году в связи с обесценением денег, когда казалось, что бумажный рубль доживает последние дни, вновь возникла идея "трудовых единиц" ("треды") которые должны заменить деньги. Можно полагать, что оно (давление сторонников курса на отмену денег) оказало влияние на принятие в декабре 1920 - январе 1921 г. декретов об отмене платности за продовольствие, ширпотреб и коммунальные услуги". Дальше автор сетует, что, "к сожаленью, история этих декретов пока не изучена", и приходит к выводу, что "законодатель руководствовался не соображениями "отмены денег" с целью ускоренного перехода к коммунизму, а практической целесообразностью, как она тогда представлялась" <7>.

<6> Кузовков Д.В. Процесс натурализации народного хозяйства (1916 - 1920) // Финансовое оздоровление экономики: опыт нэпа. М., 1990. С. 28.
<7> Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995. С. 102.

Таким образом, проблемы Советского государства в финансовой сфере, в частности отсутствие денег в обращении, а также проблемы с продовольственным снабжением не позволили реализовать одну из важнейших норм КЗоТ, закрепленную в ст. 58, в которой устанавливалось, что размер определяемого тарифным положением вознаграждения в любом случае не может быть ниже прожиточного минимума.

Как уже отмечалось, еще одной важной идеей трудового закона являлось установление для всех граждан РСФСР трудовой повинности. Эта повинность была закреплена в ст. 18 первой советской Конституции в виде лозунга: "Не трудящийся да не ест!" Внимательное прочтение КЗоТ не дает оснований считать, что трудовая повинность означала принудительный труд. Считалось, что рабочие, как самый сознательный общественный класс, должны сознательно и добровольно трудиться для построения социализма. Однако расчет на сознательность рабочего класса не оправдался, и в апреле 1919 г. СНК утвердил декрет о запрещении приема на службу при переходе в другое учреждение без согласия руководителя ведомства прежней службы <8>. А в конце 1919 г. Л. Троцкий по заданию ЦК РКП(б) разработал тезисы "О мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд" <9>. 17 декабря 1919 г. тезисы Троцкого "Переход к всеобщей трудовой повинности в связи с милиционной системой" были опубликованы в газете "Правда".

<8> ГАРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 35. Л. 1.
<9> См.: Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 151 - 158.

Троцкий предлагал передать свой план военному ведомству для разработки вопроса, во-первых, о применении методов и аппарата военной мобилизации в целях мобилизации трудовой и, во-вторых, для приспособления системы территориально-милиционных округов к округам территориально-производственным. Третьего января 1920 г. Троцкий на заседании Политбюро ЦК РКП(б) сделал запрос о порядке дальнейшего направления вопроса о трудовой повинности. По этому запросу Политбюро партии приняло следующую резолюцию: "А) Предложить всем членам ЦК и наркомам присутствовать 12 января 1920 г. на заседании комиссии по трудовой повинности на докладах Наркомпути, Наркомзема и ВСНХ об их потребности в организованной рабочей силе. Б) Предложить всем из вышеперечисленных товарищей, имеющих какие-либо предложения в области организации трудовой повинности, формировать их в виде тезисов и представить т. Ленину не позднее 12 часов 16 января 1920 г." <10>. Следующее заседание Политбюро по этому вопросу было назначено на 17 января 1920 г. Тем временем на основе разработок Троцкого 15 января 1920 г. было издано постановление Совета обороны о Первой революционной армии труда. 19 января 1920 г. состоялось еще одно заседание Политбюро ЦК РКП(б), где рассматривались тезисы Троцкого об организации труда и промышленности. Было решено тезисы принять за основу. В резолюцию вносились следующие поправки: 1) "включить в резолюции необходимость сосредоточить работы освобождающихся армий и мобилизованного по трудовой повинности населения на хлебных заготовках; 2) включить в резолюции необходимость энергичной борьбы с волокитой и бюрократизмом; 3) включить в резолюции указание на недопустимость развития экономически организованного прожектерства, в связи с мероприятиями при использовании армий для экономических целей" <11>. 29 января в Совнаркоме рассматривался и был утвержден проект постановления о порядке проведения всеобщей трудовой повинности по докладу Троцкого <12>.

<10> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 52. Л. 1.
<11> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 56. Л. 1.
<12> ГАРФ. Ф. 130. Оп. 4. Д. 1. Л. 27.

Третьего февраля 1920 г. это постановление было утверждено ВЦИК и издано от имени ВЦИК и СНК. Издание этого правового акта ознаменовало серьезное изменение политики государства в области регулирования трудовых отношений в стране. Доклад на I сессии ВЦИК 7-го созыва по вопросу о трудовой мобилизации делал Троцкий. Однако необходимость этой меры обосновывал и Ленин в докладе о работе ВЦИК и СНК 2 февраля 1920 г. Ленин говорил о том, что самой трудной задачей, стоящей перед Советским государством, является осуществление перехода от хорошо знакомого всем капитализма к социализму. По мнению Ленина, этот переход должен был занять много лет в лучшем случае. На следующий день по ВЦИК выступал Рыков с докладом по экономической политике. Он отметил, что "самое ценное, что имеется в области хозяйственной жизни, - именно квалифицированный труд и рабочая сила, она в громадном большинстве ушла в Красную Армию". Рыков доложил присутствующим, что разработкой хозяйственного плана занимается комиссия под руководством Троцкого. И при этом высказал свое мнение относительно этого плана. "На мой взгляд, теперь речь идет не о том, чтобы составить и провести единый план экономической жизни и заготовок, о том, что нужно подготовить условия для осуществления такого плана. То положение, которое переживает Советская республика, диктует хотя бы частичную децентрализацию и развитие максимальной инициативы местных органов и рабочих союзов в восстановлении нашей экономической жизни" <13>. Из приведенной цитаты видно, что Рыков, занимавший пост заместителя председателя Совнаркома, сомневался в правильности того курса, который разрабатывался комиссией под руководством Троцкого. В этой связи особенно интересно, как Троцкий обосновывал необходимость трудовых мобилизаций.

<13> Там же. Л. 38.

Итак, главным идеологом проведения в стране всеобщей мобилизации явился Л.Д. Троцкий. Активно эту идею поддержал Н.И. Бухарин. Он в 1920 г. создал труд "Экономика переходного периода". В этой работе автор провозгласил в качестве закона для всех стран мира развал экономики как неизбежный этап перехода от капитализма к социализму. Бухарин утверждал, что "пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи" <14>.

<14> Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. М., 1920. С. 138 - 139.

Организационные усилия привели к созданию в начале 1920 г. Главкомтруда. Во главе этого органа был поставлен Дзержинский. В состав вошли представитель Наркомвоена Серебряков, НКВД Васильев и Наркомтруда Аникст. С мая в Главкомтруд вошел представитель ВСЦПС, а в состав президиума ВСЦПС вошел идеолог принудительного труда Бухарин для осуществления работы в области идейно-политического руководства <15>. Третьего февраля было принято Положение ВЦИК и СНК о комитетах по всеобщей трудовой повинности <16>.

<15> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 3. Л. 1.
<16> См.: Декреты советской власти. Т. 7. М., 1974. С. 175.

Таким образом, в течение 1920 г. трудовые мобилизации активно внедрялись на практике по всей стране. Однако не стоит думать, что у этой идеи не было противников. Лидеры левых коммунистов, получившие название группы "демократического централизма", Осинский и Сапронов, выступали против всеобщей трудовой повинности. Например, в журнале "Коммунист" в апреле 1918 г. были опубликованы тезисы "левых коммунистов" о текущем моменте. В этом документе содержалась следующая основная идея: попытка уберечь советскую власть только в границах России и отказ от дальнейшей ломки капиталистических отношений, в том числе и введение трудовой повинности для рабочих, таят в себе опасность скатывания к мелкобуржуазному порядку. "Децисты" вместо всеобщей трудовой повинности предлагали введение трудовой повинности только для квалифицированных специалистов и интеллигентов. К X съезду партии левое крыло большевиков организовалось в так называемую рабочую оппозицию, во главе которой стояли Шляпников и Коллонтай. Рабочая оппозиция выражала пролетарскую реакцию на теоретическое оправдание Троцким бюрократизации, дошедшее до апологии принудительного труда. Коллонтай в преддверии X съезда партии писала: "Наркомтруд - самый мертвый из всех наших наркоматов. В советской политике серьезно, во всероссийском масштабе, не ставился и не обсуждался вопрос: что же надо и можно сделать при современной тяжелой хозяйственной разрухе, учитывая все неблагоприятные внешние условия, для того, чтобы изменить быт рабочего к лучшему, чтобы сберечь его трудовую силу для производства?" <17>. Таким образом, группа большевиков, называвшая себя "рабочая оппозиция", пыталась отстаивать интересы пролетариата перед правым крылом партии. Однако X съезд РКП(б) осудил рабочую оппозицию как мелкобуржуазный анархистский уклон, играющий контрреволюционную роль.

<17> Цит. по: Коллонтай А. Рабочая оппозиция // Левые коммунисты в России. 1918 - 1930-е гг. М., 2008. С. 178.

Итак, регулирование трудовых отношений в Советской России претерпело значительные изменения с момента принятия первого Трудового кодекса в 1918 г. к 1920 г. Идеи, закрепленные в Кодексе, не могли применяться на практике. Для этого просто не было необходимых условий. Поэтому не смогла осуществиться и идея выплаты достойной класса гегемона - рабочего класса - заработной платы, которая предусматривалась Трудовым кодексом. Поэтому происходит замена трудовой повинности на принудительный труд. Труд рабочих и служащих обменивался на продовольственный паек, а не на зарплату. Паек же позволял выживать в крайне скудных условиях Гражданской войны и экономической разрухи. Ни о каком достижении социалистических идеалов речи не шло.

Становление и развитие трудового права с 1918 по 1920 г. в нашей стране могут служить наглядным подтверждением того, как теория, в данном случае социалистическая, не выдержала испытания практикой. Действительность оказалась намного суровее, возможности намного ограниченнее, а организационные проблемы намного сложнее, чем это казалось сразу после революции. Поэтому труд стал обмениваться не на зарплату, а на продовольственный паек, который позволял выживать в крайне скудных условиях. Происходит замена трудовой повинности на принудительный труд. Вместе с тем можно констатировать, что руководители Советского государства старались, как могли, решать проблемы, возникшие при регулировании трудовых отношений в период Гражданской войны, используя все имевшиеся у них ресурсы. Однако попытка эта с позиций сегодняшнего дня выглядит не особенно успешной, более того, ее можно охарактеризовать и как провальную. Поэтому представляется, что новая экономическая политика и коренные изменения в трудовом законодательстве, которые происходили в период нэпа и которые последовали начиная с 1921 г., после неудачной попытки введения всеобщего принудительного труда в 1920 г., явились объективно обусловленными и даже закономерными.