Мудрый Юрист

Какое будущее у аптечных организаций?

"Московские аптеки", 2003, N 5

С целью развития системы стандартизации в здравоохранении и совершенствования функционирования среды обращения лекарственных средств с 30 марта введен в действие Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (Приказ Минздрава РФ N 80 от 04.03.03).

Отраслевой стандарт разработан в соответствии с Законом РФ от 10.06.93 N 5154-1 "О стандартизации", Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", Положением о Минздраве РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.04.02 N 284.

ОСТ "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" является обязательным только для аптечных организаций, осуществляющих розничную реализацию лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и парафармации и не распространяется на аптеки лечебно-профилактических учреждений и межбольничные аптеки.

Согласно данному ОСТу аптечные организации представляют:

Общие положения ОСТа характеризуют правила осуществления фармацевтической деятельности на основании лицензии, выданной в установленном порядке, и возможность осуществления функций представленных аптечных организаций, размещения информации для населения, включая перечень лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта врача, с целью обеспечения ответственного самолечения. ОСТ допускает выкладку на аптечные витрины лекарственных препаратов только безрецептурного отпуска, особое внимание хочется привлечь к данному требованию всех сотрудников аптек. К сожалению, сегодня нам объективно следует признать факт нарушения московскими аптечными организациями этого правила, т.к. препараты рецептурного отпуска продолжают представлять аптечные витрины, а иногда даже и витрины аптечных киосков, которые не имеют права на реализацию препаратов названного перечня.

На практике встречаются нарушения, которые допускают фармацевтические специалисты при отпуске лекарственных препаратов, имеющих вторичную упаковку, осуществляя отпуск без таковой и не предоставляя при этом аннотаций к ЛП. ОСТ предусматривает и этот факт и разрешает нарушение вторичной упаковки, но при условии обеспечения сохранности первичной упаковки и предоставления необходимой информации.

Положительно следует отметить п. 2.10. настоящего ОСТа, обязывающий специалистов аптечных организаций соблюдать нормы фармацевтической деонтологии и этики, что способно обеспечить повышение качества обслуживания населения.

Требования к лицензированию фармацевтической деятельности, излагаемые в ОСТе, в основном соответствуют требованиям, ранее существовавшим согласно Временным положениям лицензирования аптечных организаций на территории г. Москвы, однако значительно изменены нормативы площадей аптечных организаций. Общие площади следующие:

Состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации, согласно ОСТу, должны соответствовать объему и характеру осуществляемой деятельности, видам деятельности и действующим нормативам, обеспечивающим качество и безопасность лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций. То, что помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным требованиям, бесспорно, является обязательным. Однако увеличение площадей торговых залов вызывает сомнение, поскольку прежде всего может иметь лишь эстетическое значение для аптеки, но вряд ли имеет связь с качеством обслуживания населения, и остается непонятным, как оно способно обеспечить качество и безопасность лекарственных препаратов. Для сравнения минимальный норматив площади торгового зала для аптеки готовых форм составляет 42 кв. м, тогда как для производственной аптеки площадь торгового зала меньше на 10 кв. м; возникает вопрос, чем вызвана эта разница? Аналогичные требования и к аптечным пунктам: для АП с правом изготовления ЛС площадь торгового зала - 28 кв. м, без права изготовления ЛС - 38 кв. м. Чем можно аргументировать утвержденные площади?

Исходя из нормативов площадей, учитывая стоимость помещений и их аренды, занимаемых аптечными организациями, вытекает следующее: на фармацевтическом рынке аптеки будут представлены лишь крупными розничными предприятиями, которыми являются крупные сетевые предприятия. И, следовательно, аптечные организации малого и среднего фармацевтического бизнеса вынужденно начнут покидать рынок, поскольку они не окажутся способными продолжать свою деятельность, т.к. станут нерентабельными из-за высокой стоимости аренды своих помещений. Таким образом, конкуренция среди аптечных организаций будет опираться не на оказание доступной фармацевтической помощи населению, что обеспечивалось за счет стоимости лекарств, а на способность тех или других аптек гашения окупаемости помещений и арендных выплат. Говорить о чистой конкуренции на розничном фармацевтическом рынке станет необъективным. Отразится это и на населении, нуждающемся в фармацевтической помощи, которое лишается альтернативы выбора лекарственных препаратов по их цене, а если учесть контингент посетителей аптечных организаций, то он является далеко не обеспеченным.

Таким образом, возможно ожидать увеличение спроса на менее дорогостоящие лекарственные препараты и в отдельных случаях менее эффективные препараты для отдельных граждан, страдающих теми или иными заболеваниями, поскольку лекарственные препараты будут заменяться на аналогичные, но менее дорогие. Аптеки в свою очередь вынужденно изменят структуру своего ассортимента в пользу парафармацевтической продукции, увеличивая доли дорогостоящих косметических средств, стараясь обеспечить увеличение своей прибыли на названной группе товаров, что уже и происходит на фармацевтическом рынке. Результат возможен следующий: фармацевтическая помощь для населения окажется менее доступной и менее качественной, что является отнюдь не положительной перспективой ни для населения, ни для статуса аптеки как учреждения здравоохранения. Поскольку аптечные организации являются учреждениями здравоохранения и торговыми предприятиями, то акцент для аптеки перейдет в сторону торгового предприятия.

Предусмотрев осознанную необходимость использования автоматизированного учета лекарственных препаратов в современной аптеке, настоящим ОСТом совершенно объективно утвержден в числе использования способов хранения по токсикологическим и фармакологическим группам, по способам применения, по алфавитному порядку и способ систематизации лекарственных средств в соответствии с позициями компьютерного учета. Это значительно облегчит учет ЛС для аптек с автоматизированными рабочими местами и системами управления.

ОСТом изменены требования к руководящему персоналу аптечных организаций. В настоящее время руководство аптечной организацией должен осуществлять провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет. Это означает, что руководить даже аптечным киоском обязан специалист с высшим фармацевтическим образованием, тогда как ассортимент аптечных киосков представлен препаратами безрецептурного отпуска. Тут вновь возникает вопрос: а достаточно ли на рынке фармацевтических специалистов с высшим фармацевтическим образованием для обеспечения всех розничных аптечных организаций руководством соответствующими специалистами?

Вступивший в действие Приказ Минздрава РФ от 04.03.03 N 80 об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", безусловно, направлен на совершенствование функционирования сферы обращения лекарственных средств, однако оставляет ряд вопросов открытыми.

Как специалисту, остается надеяться на последующие поправки и изменения в приложениях к утвержденному ОСТу, которые будут направлены в первую очередь на улучшение качества оказания фармацевтической помощи населению. Необходимым остается и создание условий на рынке, направленных на поддержку и развитие как малого, так и среднего розничного фармацевтического бизнеса, участие которых и позволит обеспечить такую фармацевтическую помощь, в которой действительно нуждается население.

Кандидат фармацевтических наук

Н.В.ИГНАТЬЕВА