Мудрый Юрист

Инновационные технологии ювенальной юстиции и их применение в юридической практике

Штыкова Н.Н., доцент факультета права и социальных технологий Муромского института Владимирского государственного университета.

Правосудие по делам несовершеннолетних в настоящее время выполняет функции социализации и контроля в отношении детей и подростков. Иначе говоря, ювенальный суд - это специально уполномоченный государством орган социализации и контроля в отношении несовершеннолетних, подвергаемых половому принуждению либо физическому насилию и т.п. В настоящее время эти функции ювенального правосудия отражены в правиле 5 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятых Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1985: "Система правосудия... направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения" <1>.

<1> Минина С.П. Преступность несовершеннолетних. СПб., 1998. С. 15.

Понятие "инновация" в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различий в методологических подходах, среди которых можно выделить два основных: инновация рассматривается как результат творческого процесса; инновация представляется как процесс внедрения новшеств. Инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение; своей необычностью, новизной заставляют думать и действовать, отвечать на них своими инновациями. Эти явления могут возникать не только в окружающей среде, но и в самом человеке, в сфере его ценностей и потребностей и т.д.

На современном этапе модернизации отечественной государственной и правовой систем актуальным становится понятие "инновационные технологии" в юриспруденции, которое может быть представлено в следующей трактовке: "Инновационные технологии есть системная совокупность государственно-правовых и социально-обусловленных новшеств, применяемых для достижения нового качества государственно-правового развития". Инновационные технологии необходимо рассмотреть вкупе с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность - новая форма отношения человека к окружающей действительности, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование.

Следовательно, по нашему мнению, в качестве инновационных технологий ювенальной юстиции в настоящее время следует рассматривать следующие формы и социальные проекты по целесообразному изменению и преобразованию как производства по делам несовершеннолетних, так и практики обеспечения и защиты их прав и интересов.

В качестве ювенальных технологий предлагается рассматривать: социальную диагностику личности и правонарушения (проступка) несовершеннолетнего, альтернативные методы разрешения споров с участием несовершеннолетних, восстановительное производство по делам несовершеннолетних, социальные проекты по внедрению специализации судей по делам несовершеннолетних в судах общей юрисдикции РФ.

Социальная диагностика - это изучение личности, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего специально уполномоченными органами для целей правосудия. Подобное исследование осуществляется в интересах несовершеннолетнего до вынесения решения по делу судом по делам несовершеннолетних. Социальная диагностика имеет место в уголовном и гражданском процессах.

В последнее время в США как в уголовном, так и в гражданском процессе по делам несовершеннолетних стороны обращаются к так называемым альтернативным методам разрешения споров. К подобной процедуре можно прибегнуть как до рассмотрения спора в судебном порядке, так и в ходе судебного процесса. Альтернативные методы разрешения споров с участием несовершеннолетних преследуют три цели: оградить несовершеннолетнего от судебного производства; сформулировать перед несовершеннолетним правонарушителем определенную и ясную задачу, выполнение которой будет легко проверить, потому что невыполнение этой задачи приведет к судебной процедуре; предоставить несовершеннолетнему необходимую психологическую поддержку и образование, которые помогут его реинтеграции <2>.

<2> Feller J.N., Davidson H.A., Hardin M., Horowitz R.M. Working with the courts in child protection. P. 56.

Необходимо также широко использовать программы специального образования несовершеннолетних правонарушителей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учетом интересов и потребностей каждой категории несовершеннолетних, заинтересованностью их в решении конкретных юридических и социальных проблем.

По нашему мнению, также необходимо создание системы органов государственной власти по выработке политики Российского государства в области ювенальной юстиции и предупреждения преступности несовершеннолетних, а также для координации работы всех органов, связанных с проблемами детей и подростков.

На наш взгляд, в целях научно-методического обеспечения реформирования в области правосудия по делам несовершеннолетних в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях необходимо открыть новую ювенально-правовую специализацию для подготовки судей по делам несовершеннолетних, прокуроров и помощников прокуроров по делам несовершеннолетних, следователей по делам несовершеннолетних, пенитенциарных работников по делам несовершеннолетних.